Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И челнинского района в годы Великой
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. На основе архивных документов и периодической печати рассматривается состояние системы образования г. Набережные Челны и Челнинского района в годы Великой Отечественной войны. Раскрывается комплекс мероприятий, проводимых исполкомом Челнинского райсовета по повышению качества образования, усилению посещаемости детьми образовательных учреждений, улучшению материального состояния школ и их кадрового обеспечения. Вскрываются основные проблемы и успехи региональной системы образования в военное время. Ключевые слова: образование, история образования, Великая Отечественная война, Набережные Челны, Челнинский район, ТАССР.
Челны в годы войны были небольшим тыловым городом с населением около девяти тысяч человек. В условиях начавшейся войны большая работа пришлась на дошкольные образовательные учреждения. Матери, жены, сестры и дочери заменили на предприятиях и в колхозах своих сыновей, мужей, братьев и отцов, уходивших на фронт. Детские сады в городе, летние площадки в деревне должны были помогать матерям. В связи с этим было обращено внимание на обеспечение безотказного обслуживания детскими садами детей граждан, мобилизованных в Красную армию, и детей матерей-одиночек, а также на помощь эвакуированным детям из прифронтовой полосы [2]. Дети дошкольного возраста с 1 октября 1941 года обслуживались девятью детскими садами с охватом в 445 детей, из них 275 – дети мобилизованных в ряды РККА и 47 – эвакуированного населения. Из девяти детских садов два были бюджетными, один находился на содержании хозяйственных организаций, в сельской местности располагалось три сада, было также два совхозных и один колхозный садик. В трех интернатах также существовали дошкольные группы: в интернате завода №28 было 55 человек, в ЦК речников (Красный Ключ) – 113, в Центре Заготзерно – 55. По плану на лето 1942 года предполагалось развернуть три детских сада в колхозах с охватом в 134 ребенка, в совхозе «Комсомолец» с 25 местами и детских площадок в колхозах района с охватом 1375 человек [8, л. 15]. Школьная сеть города насчитывала три средние школы: 1. Имени Г. Димитрова, русскоязычная, в составе десяти классов. 2. Имени Вахитова, татарская, в составе девяти классов.
3. В селе Красные Челны, русскоязычная, в составе восьми классов. Из-за многочисленности учащихся девятых и десятых классов этой школы, с начала учебного года ученики были переведены на свободные места в среднюю школу им. Г. Димитрова. Неполных средних школ (далее – НСШ) насчитывалось 16, вместо 15 к началу учебного года (согласно постановления СНК ТАССР Биклянская средняя школа была реорганизована в неполную среднюю школу). По языковому признаку школы разделялись на шесть татарских и 10 русских. Начальных школ было 53, из них русских – 25, татарских – 26 и смешанных – две. Данная сеть школ вполне обеспечивала охват детей школьного возраста. Все школы занимались в собственных помещениях, за исключением Орловской неполной средней школы, которая, по случаю передачи ее помещения под эвакуированное детское учреждение, была переведена в здание сельского клуба и избы-читальни [20, л. 15]. К началу учебного года были сданы в эксплуатацию помещения для школ: Князевской НСШ на четыре класса, Иштеряковской НСШ на три класса и Ахтюбинской начальная школа на два класса. Школы для занятий были подготовлены своевременно, ремонт помещений и вывоз топлива были закончены к началу учебного года. В основном все школы были обеспечены тетрадями, учебниками и учебными пособиями на удовлетворительном уровне. Исключение составляли некоторые учебники для русских школ: книги для чтения после букваря, книги для чтения (2 часть), учебник русского языка Афанасьева (часть 1 и 2); в 4 классе: география (2 часть), естествознание (2 часть), хрестоматия (2 часть), и, кроме того, учебники немецкого языка для 5–6 классов. В татарских школах не хватало учебников татарского языка за 2 класс (две части). Совершенно не было учебников по истории древнего мира и по истории средних веков на татарском языке. Количество имевшихся экземпляров учебников не обеспечивало всех учащихся. В течение первого периода Великой Отечественной войны, вследствие переживаемого военного времени, произошли большие изменения в составе учителей. Отдельные преподаватели, директора и заведующие школ были призваны в ряды РККА и флота. В это время было принято в школы 60 человек. В начальные школы – 18 человек, в 1-7 классы НСШ – 29, в 1-10 классы средних школ – 13. Из них 51 женщина, членов и кандидатов в члены ВКП(б) – 6 человек. По образовательному цензу: с высшим образование, закончивших двух и трех годичные педагогические институты – 28 человек, с общим средним и специальным средним – 32 человека. 27 преподавателей имели педагогический стаж от 5 и более лет, 33 человека со стажем – менее 5 лет [20, л. 16].
Для осуществления всеобщего обязательного обучения детей были проведены следующие мероприятия. Первым делом, до начала учебного года, по всему району был проведен учет детей школьного возраста, как местных, так и эвакуированных. Следующим шагом было проведено общее собрание родителей, а также на бригадных собраниях колхозников была проведена разъяснительная работа о всеобуче, о необходимости отправки детей в школы. По плану РОНО, количество детей, подлежащих охвату обучения по всем типам школ, составляло 9 077 человек. Фактический охват по всем типам школ: в 1-4 классах – 5 946 человека, нехватка – 53 человека; в 5-7 классах – 2 364 ученика, нехватка – 429; в 8-10 классах – 250. Всего в школах обучалось 8 560 учеников. Из-за материальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви были вынуждены покинуть учебные заведения в 1-4 классах 175 учащихся, в 5-7 классах – 120, а в 8-10 – 22 ученика. Также за это время прибыло в школы 255 учеников. Уже на 1942 г. в школах наблюдалась низкая посещаемость (таблица) [14, л. 16-17]. В первом-четвертом классах не посещал школу практически каждый пятый ученик. В средних и старших классах цифры были куда менее радужны: школу посещало лишь 60% учеников. Низкая посещаемость школ была связана и с недостатками в организации подвоза детей из прикреплённых селений. Плохая посещаемость по Орловской школе объяснялась пропуском занятий учащихся по болезням и частым отрывом по домашним обстоятельствам, в том числе для ухода за малолетними; их посещаемость составляла 63,8%, что было чуть выше, чем у Мусабай Завода с 61,7%.
Посещаемость учениками школ города Набережные Челны и Челнинского района за 1942 год, в %
Школа механизации сельского хозяйства, занимавшаяся подготовкой механизаторских кадров, к учебному сезону 1942-1943 г. оказалась плохо подготовленной и занятия начались с большим опозданием – 29 ноября 1942 г. Мастерские для практических занятий не были подготовлены и оборудованы. Топлива для отопления школы и столовой заготовлено только 130 кубометров, при годовом потреблении в 171. Экспонатных машин для изучения было недостаточно. На пять групп имелся лишь один трактор ХТЗ-Т 21, для практической езды не было ни одного трактора ЧТЗ. Отсутствовали учебники и пособия на татарском языке. Машинный парк располагался под открытым небом. Из-за неподходящих помещений мастерских в классах стояла низкая температура, отсутствовало освещение, необходимое для проведения вечерних занятий. Учащимся не были созданы нормальные бытовые условия, все они размещались по частным квартирам и большинство из них вынуждено было платить за проживание. Исполком отметил, что политико-массовая работа среди курсантов была поставлена слабо. Пополнение школы на январь месяц 1943 года было выполнено лишь на 43% – 174 человека. Школа к набору новых курсантов не была подготовлена, недостаточно мест для организации практики. Инструкторов по практической части школа совершенно не имела. Дисциплина в школе находилась на низком уровне, посещаемость за декабрь месяц 1942 г. составила 88,5%. Исполнительный комитет райсовета решает передать школе помещение клуба Красночелнинского сельского совета [18, л. 36].
Профессиональное образование давала также артель «Красная заря». По данным на январь 1943 г. она проводила обучение женщин по сапожному делу – 42 человека, по пошивочному – 9, колесному – 15, бондарному – 9, плетению корзин – 10, суконному – 7, ложкарному – 7, санному – 6. Всего числилось 105 учеников [15, л. 11]. Организация в колхозах яслей и детских площадок на период весеннего сева 1943 г. отражена в следующих показателях: по яслям охват составлял 48 колхозов с 1 450 детьми и по детским площадкам – 40 колхозов с охватом в 1 500 детей. Требовалось отремонтировать и привести в порядок помещения, обеспечить ясли и площадки оборудованием и инвентарем. Было необходимо подготовить продукты питания путем выделения из колхозных фондов, а где это невозможно – организовать сбор продуктов с родителей. Нужно было немедленно найти имевшие опыт работы кадры воспитателей и нянь в колхозах и подобрать недостающее количество персонала. Администрация требовала не допускать прием детей в детские учреждения без медицинского осмотра и систематически контролировать состояние их здоровья. Отмечалось, что зав. РОНО Перепелица и зав. районным здравоохранением Липовецкая проявили полную бездеятельность в организации детских учреждений в колхозах [12, л. 208]. Топлива для детских учреждений и больниц должно быть завезено к 15 сентября 1943 года не менее 50%. Для транспортировки 1 500 кубометров дров намечалось выделить из колхозов 60 лошадей, 29 рабочих и из города 6 человек, сроком с 15 по 25 июня [5, л. 386]. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на трудности, вызванные военным временем, большая часть школ района своевременно подготовилась к 1942-1943 учебному году и начала учебные занятия организованно. Ряд школ полностью охватили обучение всех детей 8-15 лет – это школы колхозов «Кызыл-юл», «Бахчи-Сарай», «Н. Ерыклы» и другие. Многие учителя добились глубоких и прочных знаний учащихся, но в целом по району наблюдалась низкая успеваемость. Во многих школах активно шла военно-физическая подготовка. Укрепилась дисциплина среди детей. В районе наблюдалась нехватка детей в школах, на начальном этапе учебного года недостаток составлял 2 017 детей 8-15 лет, из них в начальной школе – 890 детей, 366 учащихся отсеялось за первое полугодие. Были сложности с методической работой в школах, не было организовано заочное обучение педагогов [1]. Очень слабо был поставлен контроль за учителями со стороны руководства школ и РОНО [4, л. 10].
С другой стороны, отмечалось, что в школьных интернатах для детских эвакуированных учреждений на высоком уровне поставлена учебно-воспитательная работа, а все дети школьного возраста обучаются в школах. Признавалось, что существуют определенные проблемы: плохое питание детей, особенно начиная с 1943 года. За первый квартал этого года, из-за отсутствия нарядов со стороны «Татнаркомторга» и халатности со стороны районного потребительского союза в доставке продуктов питания, детские учреждения недополучили продуктов согласно нормам. Такая же ситуация наблюдалась и во втором квартале 1943 года, когда «Карантин №4» не дополучил 66 килограмм сахара и столько же масла. Райпотребсоюз отпускал продукты по нарядам с задержками, даже при наличии продуктов на складах. Не выполнялись планы сева на подсобных хозяйствах детских учреждений. Заготконтора, несмотря на имеющийся семенной картофель для детских учреждений, не принял должных мер к выполнению наряда. Заведующие детскими учреждениями должной инициативы по взысканию семян не проявили и плохо организовали заготовку картофеля. Местные артели перестали изготавливать обувь и одежду для детей и плохо справлялись с их ремонтом. В школьных интернатах полностью не было развернуто трудовое воспитание детей, зав. РОНО Перепелица не проявил должных мер к организации производственных мастерских, а промышленные артели не оказали в этом нужной помощи [17, л. 344]. Поскольку Челны являлись проездным городом для целого ряда других районов, то с открытия навигации в городе значительно увеличилось число беспризорных детей, которые вынуждены до устройства на работу или в детдом скитаться по улицам города. Исполком города ходатайствовал перед СНК ТАССР об открытии комнаты привода с среднемесячным контингентом в 15 человек и просил ассигновать для этой цели 29 515 рублей на четыре месяца. Цифра была обусловлена такими расчетами: пятиразовое питание для 15 детей на одни сутки составляло 75 рублей, а на четыре месяца – 9 000. Стоимость 15 кроватей – 1 050 рублей, ежемесячная плата заведующей комнаты привода – 450 рублей, уборщице – 105 рублей [19, л. 355]. В 1944 г. райсовет занялся созданием продовольственного фонда помощи детям фронтовиков и беспризорным, а также вновь организованным детдомом. Учитывая отсутствие подсобного хозяйства при детском доме, было постановлено обязать колхозы и сельские советы помочь учреждению с посевами на участках для детей-сирот и семей фронтовиков. Был утвержден размер посевной площади: 7 га зерновых и 5 га картофеля. В данном мероприятии приняли участие колхозы «Нива», «Югары Урняк», «Имени Кирова», «Яна турмыш», «Имени Чкалова» и «Имени Сталина». В детском доме размещено 83 ребенка, являвшихся беспризорными, детьми семей фронтовиков и потерявшими родителей. Считалось необходимым передать из домов ребенка детей дошкольного возраста, в количестве 35 человек, в дошкольный детский дом. Вместе с детьми нужно было передать полный комплект одежды, постельных принадлежностей и белья, а также кухонный инвентарь. Учитывая отсутствие подсобного хозяйства и плохую материальную базу, отсутствие значительной части оборудования, кухонных и постельных принадлежностей, районный совет считал невозможным содержание в детдоме более 120 человек [11, л. 58].
Выполнить закон о всеобуче, не оставить ни одного ученика вне школы – такую первоочередную задачу неоднократно ставил исполком райсовета перед сельскими советами и руководителями школ. На этом пути были предприняты практические мероприятия. К началу 1944-1945 учебного года не охватили школой детей и подростков 7-15 лет 1 917 человек, в том числе подлежащих обучению в 1-4 классах – 888 человек; после начала обучения РОНО вовлекло дополнительно 191 ученика и в тоже время допустило отсев 171. Нужно было вернуть детей в школы, организовать систематические дополнительные занятия для отсутствовавших детей. При наличии 5-10 детей постановили создавать новые классы с продленным учебным годом. Значительную помощь оказывали также вечерние школы. Необходимо было изыскать остронуждающимся детям одежду и обувь. Впервые вводятся экзамены в выпускных классах. В период мобилизации учителям повышалась заработная плата. Необходимо было освободить учителей от выполнения работ, не связанных с их прямыми обязанностями, необходимо беречь бюджет времени учителя. Сессия Челнинского районного совета не могла пройти мимо фактов грубого нарушения трудовых обязанностей учителя, когда в Большой Шильне учителя вынуждены ездить за дровами на салазках. Также было проявлено недовольство работой председателя Ильбухтинского сельского совета Дубинина, который организовал в половине здания избу-читальню, а в другой коне-баню [3, л. 4]. Вся работа культурно-просветительских учреждений была подчинена конкретным хозяйственно-политическим задачам. Существовала необходимость развернуть через избы-читальни и клубы широкое ознакомление населения с текущими событиями, сообщениями Советского информбюро, организовать постановку лекций, бесед, читку газет, газетной витрины, плакатов и т.д. Всю эту работу нужно было провести совместно с агитационными коллективами и привлечь всех агитаторов. Исполком райсовета обязывал всех руководителей изб и клубов организовать и развернуть систематическую работу оборонных кружков, кружков художественной самодеятельности и кружков по разучиванию гимна Советского Союза, а также развернуть при избах читальнях работу справочных столов. Необходимо было прекратить практику подмены работы изб и других просветительских организаций работой сельсоветов и правлений колхозов. Необходимо также создать ежедневное дежурство актива, учителей и другой интеллигенции, обеспечить топливом на весь период распутицы, составить план культурно-массовой работы [16, л. 56]. В городе на тот период действовало множество кружков: агротехнических, драматических и оборонных. Проводились читки газет и беседы с населением. Изба-читальня и клуб селения Калмаш и Афанасово благоустроены и обеспечены топливом. Еженедельно в клубе проводились вечера художественной самодеятельности. Значительное внимание сельские советы начали уделять культурно-массовым мероприятиям. Однако, в этих учреждениях не были устранены многие недостатки: 1. оторванность работы культурно-просветительских учреждений от конкретных задач хозяйственно-политической жизни колхозов; 2. ориентация в работе изб-читален и клубов только на молодежь; 3. руководители агитационных коллективов не согласовывали свои планы с планами культпросветучреждений; 4. не были вовлечены в работу изб-читален и клубов агрономы, зоотехники, ветврачи, медицинские работники, а также крайне мало – учителя; 5. присутствовали материальные сложности: малообеспеченность топливом, не пополнение оборудованием. Заведующий РОНО Пелепилица организовал сбор книг у населения города для комплектования библиотек и изб-читален. На тов. Ибрагимова возложили ответственность за размещение в местных артелях заказа для изготовления 30 столов, 300 скамеек, 300 табуреток [7, л. 63]. 6 мая 1944 года в колхозах «Югары урняк» прибыла из районного центра культурная бригада. Перед художественным выступлением бригады пропагандист Райкома ВКПБ Зиганшин провел беседу о положении на фронтах Великой Отечественной войны. Была проведена помощь по выпуску колхозной стенной газеты [6, с. 2]. Райсовет занялся организацией в колхозах сезонных детских яслей и площадок на весенне-летний период 1944 года. Райсовет решил в колхозах Челнинского района установить на время проведения полевых работ 47 детских яслей с охватом в 2 300 человек и 42 площадки с охватом в 1 770 человек [10, л. 13]. Помощь школам в подготовке к новому учебному году нашла живой отклик среди трудящихся района. Колхозы Орловского сельского совета помогли школе колхоза «Югары урняк» посеять 5 га яровых культур, из колхозных посевов выделено 2 га озимых. Планировалось посадить 0,5 га картофеля. Решено выделить необходимое количество овощей для горячих завтраков из нового урожая. Колхозники взяли обязательство обеспечить школу топливом и провести текущий ремонт помещений. Колхозники колхоза «Восходящая заря» в ответ на обращение учителей и родителей решили засеять школе 5 га зерновых культур, 1,5 га картофеля, 0,25 га овощей. Учащиеся и учителя обязались выработать на колхозных полях 7 000 трудодней. 15 школ района, в том числе школы Биклянского, Иштеряковского, Верхне-Суксинского, Мелекесского и других сельсоветов, уже полностью заготовили для школ топливо [13, с. 2]. В чрезвычайных условиях военного времени школы Набережных Челнов и челнинского района испытывали нехватку педагогов, материальные трудности, включая недостаток учебников и помещений, падала посещаемость школ детьми. Тем не менее, школы все же смогли отладить образовательный процесс, были открыты детдома для эвакуированных детей, детей фронтовиков, беспризорников. Учащиеся, совместно с учителями, при помощи колхозов и совхозов района, обрабатывали поля, обеспечивая школьные столовые продуктами питания. К концу войны ситуация улучшилась, усилилась культурно-просветительская работа учреждений дополнительного образования.
Источники и литература: 1. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Реорганизация педагогического образования в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Военная история как фактор патриотического воспитания: Восьмые уральские военно-исторические чтения. – Екатеринбург: Уральский государственный военно-исторический музей, 2013. – С. 136-138. 2. Аминов Т.М., Еремина А.И., Шарапова Э.А. История профессионального и внешкольного образования в России и Башкирии как ее составляющей: конец XIX – середина 40-х годов ХХ века. Сборник документов. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2013. – 372 с. 3. Выступление заведующего РОНО Перепелица 17 января 1945 г. // Архивный отдел исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – АОИКТМР). – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 40. – 25 л. 4. Выступление управляющего отделением Госбанка – Данченко 11 января 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 29. – 36 л. 5. Выступление управляющего отделением Госбанка – Данченко 12 июня 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л. 6. Губайдуллина Н. Культ бригада в колхозе // Знамя коммунизма. – 1944. – 11 мая. – С. 2. 7. Доклады председателей сельских советов 16 марта 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л. 8. Дошкольное образование 1942 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 27. – 51 л. 9. Ковзик Г.О., Магсумов Т.А., Нигматуллина М.О., Титова С.В. Набережные Челны в 1969-1985 гг.: социальная история модернизационного эксперимента эпохи зрелого социализма. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – 222 с. – DOI: 10.12731/978-5-907208-02-5 10. О плане организации в колхозах детских ясней 7 февраля 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л. 11. О создании продовольственного фонда детям фронтовиков 16 марта 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л. 12. Об организации в колхозах яслей и детских площадок 7 апреля 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л. 13. Перепелица П. Народная забота о школе // Знамя коммунизма. – 1944. – 18 мая. – С. 2. 14. Посещаемость и успеваемость 1942 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 27. – 51 л. 15. Речь председателя артели «Красная Заря» 11 января 1943 г. // АОИКТМР. – Ф.5. – Оп. 1. – Д. 29. – 36 л. 16. Решение об эвакуированных детских учреждениях 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л. 17. Решение исполнительного комитета районного Совета 16 марта 1944 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 36. – 147 л. 18. Решение Челнинского районного совета 29 января 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л. 19. Сообщение заведующего РОНО Перепелица об организации комнаты привода 24 мая 1943 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 31. – 460 л. 20. Школьное образование 1942 г. // АОИКТМР. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 27. – 51 л. УДК 37.035.6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.061 с.) |