Багулина Е. К., Шатова А. Е. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Багулина Е. К., Шатова А. Е.



Студентки МГУГК (МИИГАИК), (Москва, Россия)

Луговской А. М.

Доктор геогр. н., профессор МГУГК (МИИГАИК), (Москва, Россия)

 

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ МИИГАиК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. Авторы дают оценку вкладу ученых МИИГАиК в победу в Великой Отечественной войне. Обращено внимание на важность патриотического воспитания молодежи на примере героизма и мужества и роль картографических исследований в организации боевых действий, на основе знания территории страны и истории Отечества. 

Ключевые слова: роль картографии, патриотическое воспитание

Систематическая и целенаправленная работа сотрудниками университета по формированию патриотического самосознания, верности своей Родине, готовности к защите интересов Отечества у студентов «Московского государственного университета геодезии и картографии» принадлежит дисциплине «Картография».

Великая Отечественная война… Для каждого жителя нашей страны это не просто слова. Это память, страх, боль, утраты, гордость за соотечественников. Нет ни одной семьи, которую не затронуло бы это великое горе. Забыть первое военное июньское утро 1941 года нельзя. Отложив все книжки и школьные учебники, юные патриоты нашей страны взяли в руки винтовки, и пошли защищать родную землю, за один день из детей они превратились во взрослых людей, которые познали все ужасы войны. Невозможно представить, сколько людей встало на защиту родины. Одни воевали на фронте, другие в тылу трудились, выполняя свой долг - абсолютно каждый человек приближал Победу. Труд каждого советского гражданина был необходим.

Однако часто мы даже не задумываемся о той роли картографических исследований и их результатов. Наши полководцы ориентировались в месторасположении объектов на разнообразных формах рельефа и нахождении гидрографических объектов. В Великую Отечественную войну вклад советских геодезистов и картографов, проявивших героизм, переоценить нельзя.

Труднейшая задача обеспечения необходимыми картами и всеми топографо-геодезическими данными для боевых операций решалась Главным управлением геодезии и Военно-топографической службой. Военные действия в 1941 г. распространились на районы не обеспеченные картами, и работа картографов была перестроена на военный лад. С началом Великой отечественной войны нужно было в срочном порядке перестраивать всю систему работы и восполнять отсутствующие карты. Некоторые топографо-геодезические предприятия работали в непосредственной близости к линии фронта, выполняя задания по обеспечению картами фронтовой полосы.

С начала войны и до конца 1941 г. предприятиями было напечатано 80 млн. листов топографических карт. Помощь фронту была особенно важна, так как в результате допущенных стратегических просчетов Военно-топографическая служба понесла не только большие потери личного состава, но и потерю огромных запасов топографических карт, хранившихся на складах западных округов. В общей сложности врагом было захвачено или уничтожено около 270 млн. листов карт - Красная Армия осталась практически «без глаз». В 1942 г. завершено создание системы обзорно-топографических и топографических карт на территорию европейской части СССР различного масштаба - 1: 25 000, 1: 50 000, 1: 100 000, 1: 500 000 и 1: 1 000 000. Усилиями этих людей в 1941 г. широко развернулись работы по созданию новой карты масштаба 1:200 000, которая в 1942 г. уже поступила командирам Красной Армии и получила одобрение. С этого периода Советская Армия снабжаемая разведывательными топографическими, а также специальными картами начала разгрома врага. Готовились карты для Восточной Европы для предстоящей битвы после освобождения родной земли. За военные годы топографическими съемками были покрыто более 5 млн км2  и издано 19,6 тыс. листов топографических карт сотнями миллионов листов тиражами.

Война оценила качество советских карт. Картографы и геодезисты внесли огромный вклад в победу красной Армии над фашистскими захватчиками. Благодаря им наши войска были своевременно обеспечены свежими картами необходимых масштабов. Люди трудились на благо Родины. Основной труд и в поле, где топографический сезон стал круглогодичным, и у картопечатающих станков, лег на плечи женщин и детей. Все полевые работы были исключительно наземными, так как самолеты и аэрофотооборудование также были направлены на фронт.

Не было нужного оборудования, приборов. В 1940 г. завод «Аэрогеоприбор», переименованный в последствии в ЭОМЗ ЦНИИГАиК, приступил к производству высоко точных оптических теодолитов ОТ-02 (в действительности ОТ-02 - полная копия швейцарского теодолита Wild T3).

Геодезия важна как в не только в мирное, но и в военное время, -поэтому в годы войны МИИГАиК не прекратил работу - во главе с профессором Г.Н. Черданцевым в октябре 1941 года был эвакуирован в Ташкент, однако часть преподавателей и студентов остались в Москве. Воссоединение ВУЗа произошло осенью 1943 года. Студенты и преподаватели солдатами и офицерами принимали участие в боях Великой Отечественной войны, активно проводили научно-исследовательские работы топогеодезического обеспечения для нужд Советской армии.

Ежегодно в нашей стране по данным телевидения и радио происходит демографический спад: смертность превалирует над рождаемостью, но при этом, количество детей в детских садах нашей столице и ближайших городах возрастает до такой степени, что подготовительные детсадовские группы уже несколько лет открыты в наших школах. Количество учебных пособий сопряженно растёт с количеством поступающих учеников в первые классы, затем в средние и старшие классы. Фактически историю переписывают ежегодно: выдирают и или вклеивают новые страницы по своему усмотрению или «или так, чтобы лучше звучало». Мы это понимаем и понимают наши дети, внуки, братья и сестры. К сожалению часть из них впитывают знания о прошлом через художественные книги или фильмы, сатирические газеты отцов и компьютерные игры, которые не всегда могут передать действительность, то, что пережило наше старшее поколение, но чаще всего именно то, что закрепилось у них в голове, те образы, что было поданы якобы «яркими красками»- они запомнят лучше, чем то, что расскажут в школах или музеях.

Безусловно, их мировоззрение измениться, но как не всегда известно, кто-то будет выступать добровольцем на патриотических мероприятиях, некто-то будет устраиваться сиделками у ветеранов, с вниманием и с уважением слушать их о великих подвигах, а кто-то может просто игнорировать, пройти мимо того, кому больше всего нужна помощь или хуже-совершить преступление против тех, кто отстоял наши жизни.

Повлиять на каждого мы не можем, но создать комфортные и честные условия для подрастающего поколения мы можем. Надо начать с 5-6 класса средней школы: приводить ветеранов, героев труда или простых работников на уроки истории или обществознания, описывать быт и принцип их работы, так мы можем совместить ознакомление не только с профессией, но и с историей.

На Военной кафедре нашего университета в системе обучения и воспитания студентов регулярно уделяется пристальное внимание патриотическому воспитанию будущих офицеров-защитников нашей Родины. Особое значение в этой направлении имеет работа и педагогическая деятельность преподавателями непосредственно принимавшими участие в Великой Отечественной войне. И сейчас в военно-патриотическом воспитании используют воспоминания ветеранов - Героя Советского Союза полковника Морозова «Под знаменем Победы», полковника И.И. Исакова «Командиры мужают в бою», полковника П.П. Дудинова «Варшавская краснознаменная» и «Гвардейская доблесть».

В память о преподавателях, студентах и сотрудниках, павших за освобождение нашей Родины, в историческом корпусе МИИГАиК была увековечена мемориальная доска с указанием фамилий и имен героев, а на кафедре создана Комната боевой славы, часто посещаемая нашими студентами.

УДК 930

Баишев И. Н.

Канд. ист. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

(НА МАТЕРИАЛАХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА)

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в начале ХХ века на примере изучения истории. Собранный и обобщённый автором материал охватывает территорию губерний уральского региона. Прослеживается влияние военных событий начала ХХ века на изменения учебных планов и программ по истории. В статье использованы малоизвестные архивные документы

Ключевые слова: история, учительство, военно-патриотическое воспитание, Первая мировая война, учебный план, методическое пособие

Патриотизм, кроме любви к Отечеству и готовности подчинить его интересам свои частные интересы, предполагает неразрывную связь с историей, традициями, культурой, а также проблемами и заботами своей страны. Патриотизм предполагает гордость достижениями и свершениями своей Родины, сопричастность к её победам и поражениям. Историческое образование всегда являлось мощным и эффективным средством патриотического воспитания подрастающего поколения. Яркие и героические события, главным образом, военной истории, а также судьбы конкретных исторических героев всегда служили примером высоких нравственных ценностей и жизненных ориентиров для молодёжи. Хорошо известно, насколько важную роль играло военно-патриотическое воспитание в школах накануне и в годы Великой Отечественной войны. Однако гораздо меньше мы знаем об особенностях воспитания патриотических качеств в дореволюционные годы, в частности, в начале ХХ века. Между тем и тогда происходили масштабные военные конфликты, появлялась необходимость по-новому осмыслить исторический путь России, привить молодому поколению чувства уважения к своей истории, гордости за её достижения, понимания тесной взаимосвязи войн начала ХХ века с исторической спецификой развития нашего государства. 

На рубеже XIX – XX вв. история как учебная дисциплина только начала завоёвывать свои позиции. Во многих начальных учебных заведениях её либо не преподавали вовсе, либо уделяли ей поверхностное внимание. Вопрос о включении в программу начальной школы курса истории ставился отечественными педагогами, просветителями, методистами как раз с конца XIX века. В 1904 г. в программы в качестве самостоятельного предмета были введены лишь начала отечественной истории. [8, c. 65]. Однако на деле далеко не во всех начальных школах учителя давали хотя бы краткие сведения о прошлом своей страны.

Рассмотрим особенности складывания основ исторического образования в масштабе уральского региона. Многонациональный состав края обусловливал важную роль исторических дисциплин в школьном курсе не только в качестве инструмента патриотического воспитания, но и толерантного отношения молодёжи к представителям различных народностей. Крайне важным становилось понимание своеобразия и специфики Российской истории как истории различных народов и регионов.  Попечитель Оренбургского учебного округа (включавшего в себя управление учебно-воспитательными заведениями значительной части уральского региона) В.Н. Владимиров признавал, что учителя, за редкими исключениями, не считают нужным преподавать учащимся выпускных отделений одноклассной начальной школы хотя бы небольшие по объёму, но «сознательно усвоенные сведения по отечествоведению и родной истории», в результате дети, оканчивая школу, часто не имели никаких представлений как о состоянии своего государства в настоящее время, так и о прошедших его судьбах [2, л. 172].

На съезде учителей народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии, состоявшемся в 1903 году, подчёркивалась взаимосвязь патриотических настроений в обучении истории с национальным самосознанием: «При изучении исторического отдела следует обращать особое внимание на воспитание в детях патриотических расположений, национального сознания и хотя бы элементарного понимания культурного роста государства…» [7, л.. 27].

Одним из главных направлений, воспитывающих «патриотические чувства любви и преданности Государю и отечеству», признавалось следующее: «Изучение по книгам для классного и внеклассного чтения описаний родной земли и важнейших событий отечественной истории, причём следует останавливать внимание учащихся на тех событиях из жизни русского народа, в которых отчётливо сказалось особенное значение коренных устоев русской жизни: православия, самодержавия и народности и с помощью которых наше отечество выходило из затруднений в тяжкие годины испытаний и исподволь создавало своё государственное величие, а также – на тех добрых свойствах и обычаях русского народа, в которых видна Русь святая, богомольная, царелюбивая, гостеприимная…» [7, л. 17].

На патриотическую направленность курсов отечественной истории, как указывалось выше, значительное влияние оказывали крупные военные события, охватившие Россию в начале ХХ века. Речь идёт, в первую очередь, о русско-японской и Первой мировой войнах. Любопытным и ценным в этой связи представляется документ, составленный в начале русско-японской войны, - циркулярное письмо попечителя Оренбургского учебного округа на имя председателя Педагогического совета Ирбитской женской гимназии от 6 апреля 1904 г. Составители письма буквально взывали к патриотическим чувствам и настроениям работников народного образования, подчёркивая, что «русский народ всколыхнулся весь, до самых глубоких слоёв своих и, охваченный горячим чувством благородного патриотизма, несёт с верой и молитвой на священный алтарь Отечества жизнь своих сынов…» [3, л. 71]. В этом письме уделялось внимание и реакции молодого поколения на начавшуюся войну с Японией: «Русская учащаяся молодёжь высших и средних учебных заведений ответила повсюду на Высочайший манифест о войне прекрасными патриотическими манифестациями; она принимает и посильное участие в материальных пожертвованиях на военные нужды; из своей среды и она выставляет добровольцев-воинов; окончившие менее года тому назад в женских гимназиях курс молодые девушки уже появились в рядах сестёр милосердия» [3, л. 71].   

Речь в документе идёт и о преподавании истории в соответствии со сложившимися тогда научными представлениями о прошлом, в том числе о принципиальных различиях России и стран Запада к военным конфликтам: «Все свои войны Россия вела или а) для возвращения своих исконных земель… или б) в целях освободительных, как собственных, так и общехристианских… или же наконец, в) для ограждения своих владений от иноземного натиска и установления прочных границ… Войны западноевропейских государств носят, наоборот, преимущественно характер завоевательный, корыстный…» [3, л. 71].

 Изучение учащимися множества войн, в которые была втянута наша страна, должно было откладывать в сознании молодёжи восприятие исторического пути России как миролюбивой цивилизации; в то же время подчёркивался агрессивный и захватнический характер военных конфликтов, развязанных западноевропейскими странами.

Патриотическая направленность школьного исторического образования особенно усилилась в годы Первой мировой войны, которую современники стали называть Второй Отечественной войной. Ценные наблюдения о тесной взаимосвязи патриотического воспитания с преподаванием истории были сделаны, в частности, одним из преподавателей Уфимской мужской гимназии в 1915 году: «Отроческий и юношеский возраст бессознательно склонен к героическому, а в истории как раз и есть элементы, дающие удовлетворение этой склонности. Когда удаётся установить нравственную связь между исторической личностью и личностью ученика, то пробуждаются в душе последнего и чувства национальной гордости, и преданность родине, и патриотизм. Такую связь я старался установить, усиливая материал учебника всем, что способствует яркой характеристике исторических деятелей, главным образом, родной истории, а именно – чтением соответствующих поэтических произведений, демонстрированием соответствующих картин и т.п.» [5, л. 50].

 Документы сообщают нам и о возросшем интересе молодёжи к отечественной истории в период Первой мировой войны. В отчёте Уфимской мужской гимназии за 1915 год отмечался повышенный интерес учащихся к литературе, посвящённой военной истории, особенно «к истории последней русско-турецкой войны». При этом говорилось о необходимости значительного пополнения библиотеки исторической беллетристикой как важном условии «успешности преподавания истории»: «В исторической беллетристике учащиеся находят полезное, занимательное, а то и захватывающее чтение, расширяющее круг их исторических знаний и пополняющее их – что особенно ценно – массой конкретных данных, существенно пополняющих и уясняющих то, что на уроках приходится изучать довольно отвлечённо» [5, л. 7].

В годы Первой мировой войны, таким образом, особенно возрастало воспитательное значение школьного исторического образования. Министерством народного просвещения были подготовлены новые учебные планы, программы и объяснительные записки, где особая роль отводилась преподаванию истории и литературы. Например, история в младших классах должна была «вызвать в детях живой интерес к прошлой жизни родного народа, развить этот интерес до возможной сознательности и тем самым упрочить детскую любовь к родине… научить детей любить свое великое государство и чтить его многотрудное прошлое» [6, с. 13].

 О необходимости привития патриотических чувств подрастающему поколению в ходе обучения истории сообщают нам и разнообразные учебно-методические пособия, вышедшие в начале ХХ века. Весьма показательным документом в этой связи является пособие для учащихся казачьих школ, составленное в Оренбурге в 1910 году. В нём, в частности, говорится: «Духовное развитие выражается в подъёме патриотических чувств, в обладании известной неустрашимостью, энергией, силой воли, решимостью, в глубоком осознании чувства долга, а потому воспитание должно вестись в духе патриотизма, в принципах святой преданности Престолу, горячей любви к Родине, уважению к отечественной истории, в духе уважения к военным доблестям..; вселять в молодёжь принципы чести, правдивости, бескорыстия, сознания долга…» [1, с. 8]

 Содержание многих учебных программ и инструктивных писем о преподавании истории и других общественных дисциплин звучит актуально и в наше время, несмотря на то, что были составлены более ста лет назад. В Примерных программах начальных народных училищ Министерства народного просвещения за 1913 год можно прочитать, в частности, следующее: «Преподавание должно быть воспитывающим в духе справедливости, человеколюбия, уважения к труду, в духе высоких нравственных и гражданских чувств, в духе любви к родине, в глубоком сознании своего долга, в духе постоянного исполнения своих обязанностей к Богу, Царю и Отечеству; школа должна подготовлять к разумной личной и общественной жизни». [4, л. 36 об.] Если исключить фразы о боге и царе, то и сейчас эти инструкции применимы на практике.

Таким образом, в начале ХХ века происходило значительное усиление роли исторических дисциплин как важнейшего инструмента патриотического воспитания подрастающего поколения. События русско-японской и Первой мировой войн способствовали более глубокому осмыслению исторического пути России, истоков и характера участия нашей страны в военных конфликтах. Возрастала значимость сохранения и укрепления военных традиций Отечества, актуализировалась ценность военно-патриотического воспитания молодёжи. В последующие десятилетия, несмотря на глобальные идеологические и мировоззренческие изменения в преподавании отечественной истории, именно привитие патриотических чувств обучающимся при осмыслении своего прошлого по-прежнему оставалось актуальной и востребованной задачей в системе учебно-воспитательной работы.

 

Литература:

1. В помощь школам и малолеткам казачьих войск. – Оренбург, 1910.

2. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 73. Оп.1. Д. 282 б.

3. Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НА РБ). Ф. И-109. Оп. 1. Д. 157.

4. НА РБ. Ф. И-116. Оп. 1. Д. 104.

5. НА РБ. Ф. И-119. Оп. 1. Д. 237.

6. Новиков М.В. Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 9-14.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 227. Д. 195.

8. Сысоева Е.К. Общеобразовательная школа России в условиях модернизации начала ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 2010. - № 2. - С. 61-76.

УДК 37.035.6

Бакулин М. А.

УГАТУ, студент (Уфа, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.022 с.)