Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средние педагогические учебные заведения Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны

Поиск

 

Аннотация. Статья посвящена деятельности средних педагогических учебных заведений Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны. Автор обращает внимание на принятые государством меры по организации работы педагогических училищ в трудные годы военных лет. На примере отдельных училищ прослеживаются направления деятельности по набору контингента учащихся и недопущения отсева, организации продовольственного обеспечения и укрепления материальной базы, проведения идеологической работы среди студентов, сохранения кадрового потенциала учебных заведений. Данная статья написана на основе архивных источников.

Ключевые слова: педагогические училища, Башкирия, Великая Отечественная война, Наркомпрос РСФСР, учебный план, воспитательная работа.

 

Великая Отечественная война внесла определенные корректировки в систему народного образования страны. В условиях войны необходимо было в корне перестраивать работу учебных заведений. Так как, многие учителя школ и преподаватели высших и средних учебных заведений были призваны в ряды Красной армии. 

В 1941-1945 года в Башкирской АССР работали двенадцать педучилищ: Белебеевское татарское педучилище; Белебеевское чувашское педучилище (летом 1942 года было слито с татарским); Благовещенское русское педучилище; Бирское татарское педучилище; Белорецкое русское педучилище; Давлекановское башкирское педучилище; Кушнаренковское татарское педучилище; Месягутовское башкирское педучилище; Стерлитамаксое русское педучилище; Темясовское башкирское педучилище; Краснокамское марийское педучилище; Уфимское русское педучилище. Кроме этих педучилищ, в Уфе существовало еще дошкольное педучилище [1].

Трудности военного времени сильно сказались на условиях их работы, и в первые же месяцы войны резко ухудшилась учебно-производственная база. Постепенно ухудшилось и финансовое положение педучилищ. Например, если смета Кушнаренковского педучилища в 1940 году составляло 291,3 тысяч рублей, то в 1941 году – 264,5 тыс. руб., а в 1942 году – 232, 8 тысяч рублей. Подобная же картина наблюдалась во всех педучилищах без исключения [2].

Для стабильной работы не хватало учебных зданий. В этом отношении в более трудном положении оказалось Белебеевское педучилище. Так как учебное здание было передано под общежитие для слушателей «Военно-политической академии имени В.И. Ленина». В результате этого педучилище перебазировалось в деревню Дмитриевка. «Здание школы, в котором пришлось заниматься, совершенно не отвечает требованиям училища, оно имеет только четыре классные комнаты; для того чтобы разместить все классы, пришлось два класса перегородить на две части. Комната для кабинетов нет, имущество их находится в городе Белебее. Из-за отсутствия общежития, свыше 300 человек расквартированы у 80-90 колхозников. Жилищные условия учащихся крайне тяжелые», - отмечается в отчете руководства учебного заведения [3].

Белебеевское педучилище в этом отношении не было исключением. Из своих зданий были выселены также Благовещенское, Белорецкое, Давлекановское и некоторые другие педучилища. Благовещенское педучилище помещалось в неполной средней школе №2, занимались в третью смену. Белорецкое педучилище помещалось в частном здании. Кроме четырех классных комнат, учительской, канцелярии и маленького физкабинета, никаких помещений не имел. Давлекановское педучилище за три года вынуждено было переехать в четвертое здание [4].

Отсутствие собственных зданий затрудняло учебно-воспитательную работу. Работая в третью или вторую смену, не могли в полной мере развернуть учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу после уроков. Учащиеся не имели ни одного свободного класса, где они могли бы заниматься подготовкой к урокам.

Отсутствие помещений приводило к изнашиванию учебного инвентаря. Так, «в Благовещенском педучилище книги лежат в сарае, а склады училища были разбросаны по всему городу в девяти местах, поэтому наблюдалось расхищение имущества».

Таким образом, из всех трудностей, неизбежно появившихся в связи с военной обстановкой, наибольшей явилась совершенная недостаточная обеспеченность помещениями. Данное обстоятельство нередко приводило к свертыванию научной работы, к отсутствию читальных залов для самостоятельной работы и т.д.

Из всех 12 училищ, четыре (Белебеевское, Давлекановское, Благовещенское и Уфимское русское) не имели, к 1944 году, общежития для учащихся. В связи с этим материально-бытовые условия учащихся были неудовлетворительными. В большинстве они были размещены на частных квартирах [5].

Война, как было уже отмечено, ухудшила и финансовое положение учебных заведений, что еще тяжелее отразилось на материальном положении учащихся и преподавателей. Стипендию получали только считанные студенты. Так, например, в 1941-42 учебном году в Кушнаренкоском педучилище из 206 учащихся стипендию получали только 19 человек, в Стерлитамаксокм русском педучилище из 194 человек получали лишь 25, что примерно составляло один процент [6].

Трудно приходилось и с питанием. За исключением Уфимского русского педучилища, все остальные имели свои столовые, через которые отпускалось питание для учащихся.

Благодаря наличию подсобного хозяйства при каждом учебном заведении (кроме Уфимского русского педучилища), которые снабжали столовые необходимыми продуктами, сделалось возможным обеспечение учащихся и студентов в основном двухразовым питанием.

Резкое уменьшение фонда помещения учебных заведений; многосменность занятий; уход значительной части студентов на фронт; призыв многих преподавателей в Красную Армию, замена их менее опытными и невсегда достаточно подготовленными кадрами; вынужденная эвакуация студентов и преподавателей, а потом реэвакуация во вновь освобожденные районы; ряд осложнений в обеспечении учебных заведений топливом (в основном из-за отсутствия транспорта), школьно-письменными принадлежностями, наглядными пособиями и учебниками; затруднения в организации питания, в снабжении промышленными товарами, - такова была обстановка в которой педагогические учебные заведения выполняли свои основные задачи с первых дней Великой Отечественной войны.

Большое значение в укреплении учебно-производственной базы педагогических учебных заведений имел приказ Наркомпроса РСФСР за №268 от 14 мая 1942 года, который давал возможность заблаговременно закрепить за учебными заведениями необходимый учебный и жилищной площади. Данный приказ Наркомпроса РСФСР давал также право руководителям педагогических учебных заведений войти с ходатайством о возвращении изъятых учебных зданий под другие цели в СНК СССР, областные и городские исполкомы. Этот приказ был нацелен на укрепление учебно-производственной базы и предоставление соответствующих помещений для проведений нормальных учебных занятий в новом учебном году. Далее в нем указывалось на необходимость получения земельных участков для организации при своих учебных заведениях подсобных хозяйств, устройства на работу наиболее нуждающихся студентов, дающую возможность совмещения ее с учебой.

Война создала огромные трудности для сельского хозяйства страны, в том числе и Башкирии: резко сократилось количество трудоспособных колхозников, число тракторов, живого тягла, количество квалифицированных механизаторов и т.д. и в этой обстановке из создавшегося тяжелого положения в сельском хозяйстве можно был выйти при активной помощи учащихся, школ, студентов техникумов и вузов.

По решению СНК БАССР начало учебных занятий в высших и средних специальных учебных заведениях и школах было перенесено с 1 сентября на 15 октября 1941 года. На основании этого постановления, все студенты и преподаватели вузов и техникумов, а также ученики 7-10 классов средней школы, 7 классов неполной средней школы организованно выезжали в колхозы и совхозы Башкирии, чтобы принять активное участие в сельскохозяйственных работах [7].

Учитывая специфику учебных заведений, Народный Комиссариат земледелия Союза СССР издал приказ от 29 ноября 1941 года “Об обучении сельскохозяйственным работам всех служащих Наркомзема СССР, учащихся средних и высших учебных заведений и части служащих городов и районных центров для оказания помощи рабочей силой колхозам и совхозам в напряженный период сельскохозяйственных работ путем посылки их на полевые работы” [8].

Напряженное положение в обеспечении школ республики учительскими кадрами с самого начала войны поставила перед органами народного образования ряд неотложных задач, в том числе подготовку необходимого количества учителей для начальных школ через педучилища, а также на краткосрочных курсах. В связи с военной обстановкой наблюдалась большая текучесть учащихся, в основном из-за мобилизации лиц мужского пола в ряд Красной Армии и из-за значительного количества отсева, главным образом по двум причинам: материальные затруднения и неуспеваемость.

Большим недостатком, отражающимся на качестве подготовки учителей для начальных классов, в Уфимском русском педучилище в 1942-43 учебном году являлась плохая посещаемость учащимися учебных занятий. «Особенно в понедельники отсутствуют до 60 % учащихся, что объясняется отъездом у учащихся домой за продуктами питания и недостаточным контролем над посещаемостью со стороны руководства и общественных организаций» [9].

На качестве подготовки сказывались также нехватка учебников и отсутствие художественной литературы, что особенно сказывалось на занятиях по гуманитарным дисциплинам. Например, на первом курсе Уфимского педучилища на 58 человек в 1943-44 учебном году приходилось только по 5-7 учебников [10].

К концу Великой Отечественной войны наблюдается и некоторое улучшение учебно-производственной базы педучилищ. Многие из них были переведены в свои здания. «На основании указания секретаря ЦК ВКП (б) в мае 1944 года Белебеевскому педучилищу было предоставлено учебное здание, имеющее девять классных комнат и кроме того, здание под столовую [11].

В 1944-1945 учебном году уже семь педучилищ работали в своих собственных зданиях. В конце учебного года в свое здание было возвращено и Бирское татарское педучилище.

Давлекановское, Благовещенское и Уфимское педучилища не были возвращены в собственные здания, несмотря на распоряжение СНК СССР от 25 октября 1944 года за № 20401-р «О возвращении учебных зданий и общежитий техникумам и вузам».

Но впоследствии, претворяя в жизнь постановление СНК РСФСР от 17 марта 1944 года за № 197 «Об улучшении работы педучилищ», Благовещенское педучилище было переведено из здания НСШ №2, где училище работала в третью смену, во вновь отремонтированное здание, дающую возможность проводить учебные занятия в первую смену. Во многих педучилищ был произведен текущий ремонт.

К концу войны несколько улучшилось и финансовое положение педучилищ. Если смета Давлекановского башкирского педучилища в 1943 году составляла 303,8 тысяч рублей, то в 1945 году она уже составляла 363,7 тысяч рублей. Увеличение сметы к концу войны наблюдалось во всех педучилищах[12].

Трудно обстояло дело и с транспортными средствами, в ведении хозяйства, потому что СНК БАССР был не в состоянии выделить из колхозов ни лошадей, ни других видов тягловой силы из-за их нехватки. Поэтому хозяйственная работа и учеба протекали в очень тяжелых для педагогических учебных заведениях условиях.

В конце Великой Отечественной войны педучилища строили свою работу в соответствии с рядом важнейших постановлений и решений правительства, направленных на улучшение их работы.

Постановление СНК РСФСР от 17 марта 1944 года «Об улучшении работы педагогических училищ», решения Всероссийского совещания директоров педучилищ и новый устав педучилищ, утвержденный летом 1944 года. Работа, направленная на претворение в жизнь этих решений, способствовало улучшению качества подготовки будущих учителей.

На Всероссийском совещании директоров педучилищ руководители педучилищ Башкирии получили необходимые указания и установки в деле подготовки учителей через педучилища.

Учебный план всем педучилищами в основном выполнялся. Невыполнение учебного плана в ряде педучилищ падало, в основном та такие дисциплины как пение, музыка и рисование, что объясняется отсутствием преподавателей по данным предметам в некоторых педучилищах.

Такие педучилища, как Белебеевское, Стерлитамакское, Давлекановское, Кушнаренковское, Уфимское и Благовещенское учебный план в 1944-1945 учебном году выполнили на сто процентов. Белорецкое, Зилаирское педучилища учебный план выполнили, за исключением пения, музыки и рисования. В Краснокамском педучилище недовыполнение учебного плана объясняется эпидемией тифа, по причине чего в мае 1944 года здесь был установлен карантин [13].

В Месягутовском педучилище учебный план был выполнен на 93 процентов. Это объяснялось болезнью преподавателей по пению и рисованию, с одной стороны, и, с другой стороны, не достаточной четкостью в организации учебной работы [14].

Особенно большое внимание в годы войны придавалось политико-воспитательной работе. Вся политико-воспитательная работа была подчинена задаче подготовки преданных своей Родине, образованных и всесторонне развитых учителей, способных воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине у учеников. Политико-воспитательная и внеклассная работы в педучилищах республики велись под руководством партийно-комсомольских организации, по общешкольным планам, а внеклассная работа и по планам воспитательной работы классных руководителей.

Таким образом, преодолевая неимоверные трудности, педучилища с честью выдержали суровые испытания военных лет и внесли весомый вклад в дело пополнения школ квалифицированными учителями. Но неимоверные трудности, вызванные обстановкой суровой войны не могли не отразиться как на качественном, так и на количественном итогах подготовки молодых специалистов.

 

Источники:

1. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 8. Д. 1283. Лл. 1-38.

2. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 8. Д. 1283. Лл. 34.

3. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 8. Д. 1283. Лл. 74-75.

4. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 8. Д. 1283. Л. 74.

5. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 8. Д. 1288. Л. 4.

6. НА РБ. Ф. Р-798. Оп. 8. Д. 1034. Л. 100.

7. НА РБ. Ф. Р-1254. Оп. 2. Д. 75. Л. 2.

8. НА РБ. Ф. Р-1157. Оп. 2. Д. 79. Л. 50.

9. НА РБ. Ф. Р-798. О. 8. Д. 1283. Л. 76

10. НА РБ. Ф. Р-798. О. 8. Д. 1288. Л. 12.

11. НА РБ. Ф. Р-798. О. 8. Д.1301. Л. 2.

12. НА РБ. Ф. Р-798. О. 8. Д. 1288. Л. 6

 

УДК 371.113.1

Ахтямов Д. Ф.

Директор СОШ им. С. М. Чугункина (с. Кармаскалы, РБ, Россия)

 

ЧЕЛОВЕК - ЛЕГЕНДА

 

Аннотация. Речь идет о ветеране Великой Отечественной войны, педагоге, директоре первой школы в селе Кармаскалы – Чугункине Семене Михайловиче. Описывается его боевой путь, работа в Кармаскалинской средней школе.

Ключевые слова: Чугункин С. М., Кармаскалинская средняя школа, производственное обучение, пришкольный опытный участок.

 

Именно так можно сказать о человеке, которого знает и уважает каждый взрослый кармаскалинец. Так можно сказать о Семене Михайловиче Чугункине, Почетном гражданине Кармаскалинского района.

«Наш директор!» - с уважением и гордостью говорит не одно поколение его учеников. Кто же он? Этот невысокий, подтянутый, скромный сельский учитель, перед которым преклоняется не одно поколение кармаскалинцев.

Родился Семен Михайлович в селе Крыкнарат Белебеевского кантона 15 июля 1913 года. Рос в семье крестьян-бедняков. В 1921 году поступил в 4-х летнюю школу 1-ой ступени. В 1925 году поступил в 5 класс семилетней школы села Верхне-Троицкое.

В 1928 году поступил в Уфимский землеустроительный техникум на специальность техника-землеустроителя. В 1931 году был направлен в Бурзянский район. Здесь он протоптал многокилометровые дорожки, производя топографические съемки, занимался межеванием земель, составлял карту района.

Осенью 1932 года ушел добровольцем в Красную Армию, служил в стрелковом полку на Дальнем Востоке. Но весной 1933 года был мобилизован, для работы на гражданской специальности – молодой стране Советов не хватало дипломированных специалистов.

30-е годы для СССР стали временем бурного подъема промышленности и сельского хозяйства. Строились новые заводы и фабрики, прокладывались железные дороги и электрические сети, велась коллективизация крестьянских хозяйств. Стране нужны были высококвалифицированные кадры, способные стоять у руля развития великой страны.

Семен Михайлович, как того требовало время и будучи человеком любознательным, поступил в 1933 году в Молотовский (Пермский) государственный университет на биологический факультет. Получил специальность «Зоология с уклоном энтомологии» по квалификации «Научный сотрудник, преподаватель вуза и средней школы».

Период учебы в университете совпал с периодом зарождения и развития советской авиации. Молодежь бредила авиацией, не остался в стороне и Чугункин. Параллельно с учебой поступает в Пермский аэроклуб ОСАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству). Освоил специальность летчика и парашютиста-спортсмена.

В 1938 году, сразу после окончания университета, призывается пермским РВК в Красную Армию. Направлен на Дальний Восток для прохождения службы в авиационном полку скоростной бомбардировочной авиации. Службу нес в должности стрелка-радиста на самолете АНТ-40 (СБ) на 110 авиабазе ст. Голёнки.

Надвигались суровые годы, в Европе было тревожно. В этой обстановке осенью 1939 года Верховный Совет СССР принимает решение о продлении сроков службы в армии. Годы службы растянутся на 7 долгих лет, вмешается война. Обучение в Воздвиженской ШМАС (школа младших авиационных специалистов) сменилось обучением на дальних разведчиков. Здесь же 23.02.1939 г. принимает военную присягу. До июня 1943 года проходил службу в 1-ой эскадрильи 59 АП (скоростной бомбардировочный авиационный полк) в должности стрелка-радиста, в звании сержант. Дальше вместе с экипажем направлен в ДВАУР (Давлекановское военно-авиационное училище разведчиков), где проходил переподготовку на дальних разведчиков. И в июне 1944 года Чугункин в составе своего экипажа направлен на фронт, в действующий 47 особый гвардейский разведывательный Борисовский Краснознаменный Ордена Суворова авиационный полк дальних разведчиков Главного командования Красной Армии, в должности воздушный стрелок-радист, гвардии старший сержант.

В первые дни войны выяснилось, что существовавшая разведывательная авиация была не в состоянии обеспечить Ставку ВГК оперативной развединформацией о положении дел на фронтах. В сложившихся условиях заместитель начальника штаба ВВС по разведке генерал-лейтенант авиации Дмитрий Давыдович Грендаль предложил сформировать два или три разведполка, которые могли бы вести воздушную разведку в интересах Ставки. По предложению Грендаля Генштабом Красной Армии было принято решение о формировании авиационных полков дальних разведчиков, подчиненных непосредственно Главному Командованию Красной Армии. Директива Начальника Генерального Штаба КА от 21 июля 1941 г. предписывала: «…к 15 августа 1941 г. сформировать 2-й авиационный полк разведчиков Главного Командования Красной Армии на самолетах Пе-2 разведывательного типа с дислокацией полка в Монино». Формирование предписывалось вести на базе учебного авиационного полка и отдельной разведывательной эскадрильи военной академии командно-штурманского состава ВВС КА. Так в августе 1941 года был создан 47 особый гвардейский разведывательный Борисовский Краснознаменный Ордена Суворова авиационный полк дальних разведчиков Главного командования Красной Армии.

За весь период Великой Отечественной войны полк произвел 4463 боевых вылета с налетом 9810 часов, кроме этого произведено 55847 полетов на учебно-боевых самолетах с налетом 1839 часов, при этом было подготовлено 65 экипажей разведчиков. За годы войны произведена разведка 19646 городов и крупных населенных пунктов, 16836 ж.д. узлов и станций, 4469 аэродромов. Над 50 морскими портами разведчики побывали более 230 раз. По целям на территории врага сброшено 265 тонн бомб и 40 млн. листовок. Переброшено в глубокий тыл противника для выполнения специальных заданий Разведуправления Генерального Штаба Красной Армии 278 человек, сброшено с воздуха 65275 кг специальных грузов. 462 вылета на воздушную разведку сопровождались штурмовкой войск противника. В воздушных боях сбито семь немецких самолетов. Протяженность всех сфотографированных маршрутов с 30% перекрытием между снимками составила 516000 км. Инженерно-техническим составом за эти годы в боевых условиях было отремонтировано с капитальным ремонтом 38 самолетов, средним и текущим ремонтом – 135 самолетов, полевым ремонтом – 270 самолетов.

С июля 1941 г. по 23 апреля 1945 г. полк потерял 297 человек личного состава, 83 экипажа и 99 самолетов. На 9 мая 1945 г. в строю имелось 48 экипажей, семь из которых летало на Ту-2, десять на Ил-4; 27 – на Пе-2 и Пе-3, два – на Б-25 и два – на По-2 и трофейных Si-204 (разработанный немецкой фирмой Siebel двухмоторный транспортный самолёт, выпускавшийся во время Второй мировой войны с 1942 по 1945 гг.).

Командование авиаполка: с июля 1941 года по 8 октября 1941 года - майор Василий Михайлович Чувило; с 8 октября 1941 года по 9 мая 1945 года - майор, подполковник Трофим Романович Тюрин.

Экипаж из трех солдат на самолета ПЕ-2 «в одиночку» уходил далеко за линию фронта, где фотографировали стратегически важные объекты, собирали другую важную информацию для создания военных карт. Здесь как никогда пригодились знания и опыт работы землеустроителем.

Вместе со своим полком Семен Михайлович прошел путь от Смоленска до Северной Померании (Германия), через Минск, Биникони (Литва), Крынки (Польша), Модлин, Торн, Рокзов (Германия).

6 мая 1945 года приказом полка воздушный стрелок-радист 4 АЭ гвардии старший сержант Чугункин Семен Михайлович «… успешно выполнил 6 боевых вылетов на дальнюю разведку войск противника и аэродромной сети…» награжден Медалью «За отвагу».

О войне Семен Михайлович не любил говорить много. Считал, что война не место для проявления бравады. «Мы шли защищать Родину, землю, родных» - говорил он.

За боевые заслуги награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени.

Вернувшись в родной Башкортостан осенью 1945 года, молодой человек с дипломом преподавателя химии и биологии обратился в Министерство образования БАССР, которое тут же направило его в Кармаскалинскую среднюю школу. И к работе наш герой приступил уже 21 ноября 1945 года. С этого дня и до самой пенсии посвятит он себя без остатка работе на ниве просвещения. Пополнив и возглавив армию граждан страны, сеявших «разумное, доброе, вечное». В 1946 году он становится заместителем директора, а в 1949 году возглавляет школу.

Здесь же С.М. Чугункин встречает свою будущую супругу, которая работает в школе учителем татарского языка.

Послевоенная деревня была в разрухе, люди жили в бедности, не доедали, недосыпали, нечего было надеть на себя. Но дух народа после Великой Победы был на столь высоком уровне, что никто не обращал на это внимания. Нужно было строить новую жизнь, работать, воспитывать и растить детей. Те, кому посчастливилось учиться у Чугункина, навсегда запомнили его уроки химии. Он никогда не повышал голоса, не опускался до крика и угроз. Но все и сейчас легко вспоминают, как стоя у доски, он выводил мелким и аккуратным почерком формулы, или как ласково журил расшалившегося на перемене ученика.

Совершенно неординарным и памятным событием в школе, да и в самом селе, стали прыжки с парашютом старшеклассников, для которых Семен Михайлович, сам влюбленный в небо, организовал в школе кружок парашютистов в мае 1948 года. Для этого из уфимского аэроклуба был выписан аэроплан. Весь год до прыжков старшеклассники учились складывать парашют, чтобы не было проблем с его раскрытием. И юноши старшеклассники (среди них была одна девушка), поборов страх, прыгали на виду у всех кармаскалинцев. Неудивительно, что именно после прыжков, многие ученики заболели авиацией, мечтой о небе, став в будущем военными летчиками, инженерами, командирами воинских частей.

Уже в 1951 году ставится вопрос о строительстве новой школы. Возглавив коллектив школы в 1949 году, Семен Михайлович отдал всего себя решению столь важного вопроса для села. В закладке фундамента новой школы принимали участие учителя, старшеклассники, родители.

Осенью 1959 года раскрыла свои двери светлая, теплая, с городскими удобствами школа. Это было единственное трехэтажное здание в Кармаскалах и в районе.

Одной из главных заслуг С.М. Чугункина стало внедрение производственного обучения в 1960 году. В республике было всего две школы первопроходцев – Кармаскалинская и Челкаковская. Учащиеся параллельно с основным обучением изучали одну из сельских профессий: лаборант агрохимической лаборатории, фельдшер-ветеринар, тракторист-механизатор. Со всех школ республики и страны приезжали перенять опыт работы. По итогам эксперимента Семен Михайлович выступил на Всероссийской конференции учителей по производственному обучению в Волгограде.

В стенах школы, открылись учебно-производственные мастерские для мальчиков и девочек, работали предметные кружки. Во дворе школы следить за погодой помогала географическая площадка. Был оборудован лингафонный кабинет для изучения иностранных языков. Регулярно работал радиоузел. Была организована кабинетная система обучения. Но не только учебой и трудом жила школа. Она ежегодно участвовала в сборе урожая в колхозе им. Салавата, имея закрепленные за ней 10 га сахарной свеклы. Были организованы летние трудовые лагеря. Ребята собирали металлолом, макулатуру. В 50-х годах создается пришкольный опытный участок. Здесь были посажены и культивированы редкие декоративные и плодоносящие растения, кустарники, ягоды и цветы. С началом ранней весны и до глубокой осени не прекращалась кропотливая работа на участке. В течение пяти лет школа принимала участие на выставке достижений народного хозяйства в Москве. За это время учителя и учащиеся не раз были награждены медалями и дипломами ВДНХ.

Отдельно нужно сказать о школьной художественной самодеятельности. Усилиями учителей-энтузиастов и старшеклассников был создан школьный театр, в котором своя роль была и у директора школы. На весь район гремели созданные в стенах школы оркестры: оркестр народных инструментов и школьный духовой оркестр. Надо отметить, что инструменты были куплены на деньги, вырученные за сбор сахарной свеклы.

Каждый день Семена Михайловича Чугункина начинался в 7: 30 утра и завершался 9-10 часов ночи. И так до выхода на заслуженный отдых в 1975 году. За это время было сделано очень многое: школа взрастила достойных граждан и патриотов своей Родины, собран прекрасный учительский коллектив.

Все годы он был известным общественником, долгие годы возглавлял комиссию по борьбе с пьянством, был председателем комиссии по делам несовершеннолетних, входил в районный совет ветеранов.

Семен Михайлович говорил: «Я верю в неистощимую энергию молодых. Современную молодежь отличает ясный ум и практичность. Будущее нашей страны в их добрых сердцах и крепких руках».

За годы работы награжден многочисленными Почетными грамотами, орденом Трудового Красного Знамени, нагрудным знаком «Отличник народного образования», имеет почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Скончался Семен Михайлович 28 апреля 2004 года. В 2015 году, по инициативе пионерской дружины «Радуга», школе присвоено имя С.М. Чугункина.

 

Литература:

1. Ахтямова Р.Ш., Юлдашев В.М. Начало всех начал. История Кармаскалинской средней школы №1 – Уфа. Скиф,2012 г. 48-51, 54-56, 64-66, 172-173, 210-214 стр.

2. Портал о фронтовиках - http://www.pobeda1945.su/division/10845

3. Онлайн библиотека «uhlib.ru» -http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2008_11/p1.php

 

УДК 94(479+24)

Ахундова Н. Р.

Доктор ф. н., доцент Института истории им. А. А. Бакиханова НАН

(Баку, Азербайджан)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.017 с.)