Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад педагогических вузов южного урала в оборонный потенциал страны в годы Великой Отечественной войны

Поиск

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. Новые архивные материалы позволяют осветить вклад региональных вузов в оборонный потенциал страны. В публикации доказывается, что благодаря деятельности органов государственной власти удалось не только восстановить, но и увеличить потенциал системы педагогического образования региона. Делается вывод о том, что благодаря, предпринятым усилиям удалось обеспечить духовную безопасность мирного населения, как важнейшего фактора Победы.

Ключевые слова: педагогические институты, учительские институты, эвакуация, Великая Отечественная война, студенты, школа.

                                              

В период Великой Отечественной войны не прекращалась подготовка учительских кадров. Несмотря на сложности военных лет, обеспечение бесперебойного учебного процесса в системе профессионального и среднего образования являлось важнейшей государственной задачей.

Объективные трудности и неудачный процесс эвакуации в ряде регионов, оккупированных врагом, привели к сокращению вузов, техникумов и училищ в стране. К началу 1942/1943 учебного года из 817 довоенных вузов сохранилось лишь 460 [3, с. 216]. Значительную часть действующих учебных заведений тыловых районов составляли педагогические институты. По данным известного исследователя А.В. Сперанского, на Урал было эвакуировано 46 высших учебных заведений. Среди них – 11 педагогических вузов, включая Московский государственный и Днепропетровский университеты. Большая их часть приходилась на Челябинскую и Свердловскую области – по 15, Чкаловскую, Молотовскую области и Башкирию – по 5, Удмуртию – 1 вуз [7, с. 28].

Благодаря усилиям властных структур Южного Урала педагогические и учительские институты региона быстро возобновили свою работу. Так, в Башкирской республике был реорганизован Уфимский учительский институт иностранных языков, который объединили с Башкирским государственным педагогическим институтом. В годы войны продолжали свою деятельность Чкаловский, Челябинский, Магнитогорский государственные педагогические институты, Бирский, Уфимский, Стерлитамакский, Бугурусланский, Чкаловский, Магнитогорский, Челябинский, Златоустовский, Шадринский учительские институты. В большинстве случаев использовалась практика объединения эвакуированных вузов с родственными по направлению местными учебными заведениями. Такое положение было присуще для всех вузов вне зависимости от профиля подготовки. Следует выделить педагогические вузы и училища Башкирии, Чкаловской и Челябинской областей, которые делились собственной материально-технической базой.

В условиях чрезвычайных сложностей вузам Южного Урала приходилось решать вопросы размещения учебных заведений, комплектования профессорско-преподавательского состава, набора абитуриентов, пересмотра содержания учебно-воспитательного процесса. Эвакуированные ученые, научные работники, учителя активно включались в учебную и научно-исследовательскую работу.

Руководством страны, областей и республики принимаются соответствующие директивы по укреплению материально-технической базы вузов, улучшению быта студентов. По мере реэвакуации возвращаются учебные здания и общежития, увеличиваются стипендиальные фонды вузов. Начиная с сентября 1943 года, право на получение стипендии получают не только все успевающие студенты, но и студенты-участники войны, вернувшиеся с фронта по причине ранения, болезни.

Вполне объективным процессом стало принятие новых правил приема в вузы, значительно снижавших требования для поступающих. Выпускники средних школ, имеющие в аттестате не только «хорошо» и «отлично», но и удовлетворительные оценки, при наличии свободных мест, зачислялись в вузы без вступительных экзаменов. Проблема обеспечения набора, комплектования студенческих контингентов стояла перед вузами Южного Урала на протяжении всей Великой Отечественной войны. К началу 1942/1943 учебного года невыполнение плана набора по двум Уфимским педагогическим вузам составляло 140 человек [4, л. 4].

Великая Отечественная война обострила проблему педагогических кадров. За годы войны дважды кардинально менялся профессорско-преподавательский состав педагогических вузов. Большое количество добровольцев из числа студентов и преподавателей ушло на фронт в самом начале войны.

Только Башкирский педагогический институт лишился около третьей части всех преподавателей. Из БГПИ одними из первых ушли защищать Родину Н.Н. Гульцев, М.Д. Маслов, Ф.Г. Газизов, В.Г. Прошкин, А.Н. Каримов, А.А. Цветаев, З.И. Сираев, Г.И. Гужвенко, А.П. Ломанов, П.В. Павлов, В.И. Чекуров, В.С. Прокофьев [2, с. 68]. Уже 8 июля 1941 года выбыл в действующую армию директор Челябинского педагогического института Д.А. Клюкин. Всего за годы Великой Отечественной войны из ведущего педагогического вуза Челябинской области в защите Родины участвовало более 500 преподавателей, сотрудников и студентов. Среди них преподаватели М.Н. Мельников, А.Т. Кирсанов, Ю.Г. Гайдуков, М.С. Сальников, С.И. Дергачев, Г.В. Жикол, С.Н. Павленко, С.З. Калиник [10, с. 71].

В числе большого количества добровольцев отправившихся на фронт из Чкаловского педагогического института были директор А.Д. Родионов и секретарь партийной организации П.М. Карташев [7, с. 37]. 

Многие преподаватели и студенты педагогических вузов, прошедшие Великую Отечественную войну, отличились на фронтах, награждены орденами и медалями. Некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Среди них студент Чкаловского педагогического института А. Карташев [7, с. 39], студент Башкирского педагогического института З. Утягулов (посмертно) [2, с. 89], студент Челябинского пединститута А.И. Невзгодов, погибший 18 октября 1943 года, защищая со своей ротой, захваченный плацдарм на правом берегу реки Днепр [10, с. 72].

Проблема на первом этапе войны была снята за счет эвакуированных научно-педагогических кадров Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Сталинграда, Днепропетровска, Кишинёва и других городов. Ученые занимали должности в педагогических вузах, значительно усилив качественный состав её сотрудников.

В годы войны вузовские преподаватели имели возможность для повышения научной квалификации. Ученые Украинской Академии наук участвовали в подготовке молодых национальных кадров Башкирии. В её диссертационных советах проходили защиты кандидатских и докторских диссертаций. За военный период кандидатами наук стали 5 преподавателей БГПИ – А.Х. Хошаев, В.П. Кипарисов, М.Г. Пизов, Л.И. Розин, И.А. Ермилов [5, л. 35 об.].

Благодаря поддержке со стороны ученых, эвакуированных из московских, ленинградских и украинских вузов, заметно улучшились научные результаты у преподавателей Челябинского педагогического института. Кандидатами наук стали М.А. Манько (кафедра географии), А.А. Ивашенко (кафедра ботаники), А.Д. Сысоев (кафедра географии), Г.А. Турбин (кафедра русского языка), Н.И. Еранцева. Ученая степень доктора физико-математических наук была присвоена Н.Ф. Кунину [10, с. 85.].

В специализированном совете Чкаловского государственного педагогического института было защищено 8 кандидатских диссертаций [8, с. 139.] . В 1944 году преподаватель исторического факультета Магнитогорского государственного педагогического института И.М. Катаев успешно защитил докторскую диссертацию [9, с.19.].

Вузы Южного Уралапринимали активное участие в агитационной и военно-патриотической работе с населением края в годы Великой Отечественной войны.

Достаточно эффективно функционировали и лекционные бюро при обкомах ВКП (б) Башкирской АССР, Чкаловской, Челябинской и Курганской областях. Здесь читались лекции по международному положению, текущему моменту войны, деятельности иностранной разведки в советском тылу, роли авиации и танков в современной войне, об историческом прошлом русского народа и другие. Лекции для населения проводили преподаватели вузов. Политинформации охватывали госпитали, промышленные предприятия региона.

Важное место в патриотическом воспитании студентов занимала военная подготовка. В её основу была положена 110 часовая программа всеобщего обучения мужчин в возрасте от 16 до 50 лет. Стерлитамакский учительский институт, только за 1943/1944 учебный год подготовил 108 значкистов ПВХО, 96 значкистов ВС, 88 значкистов ГСО, 64 инструктора ПВХО, 34 медсестер запаса [6, л. 9 об.].

В педагогических вузах вводились специальные военные и военно-санитарные дисциплины. По распоряжению Наркомпроса РСФСР в ЧГПИ преподавались на естественном факультете – «Бактеорология», «Токсические действия боевых отравляющих веществ и средства защиты от них», на географическом факультете – «Военная топография и картография», «Геология в военном деле» и т. д. [10, с. 77].

Несмотря на количественное и качественное снижение уровня студенческих контингентов, все педагогические вузы Южного Урала за годы войны выпустили 2883 дипломированных специалиста для школ региона [7, с. 51].

 Таким образом, органам народного образования в условиях войны пришлось перестраивать свою работу по подготовке учительских кадров. Удалось минимизировать трудности и сложности военного времени, сохранить работоспособность системы педагогического образования. Самоотверженный труд по подготовке учительских кадров в тяжелейших условиях войны свидетельствовал об устойчивости высшей школы и средних специальных учебных заведений нашей страны, их высоких потенциальных возможностях.

Педагогические вузы Южного Урала в годы Великой Отечественной войны выполняли ряд общих и особых функций. Первое – решение задачи обеспечения потребности школ учительскими кадрами. Второе – продолжение образовательной политики, направленной на выравнивание развития народов, сохранение их культуры, языков и традиций. Третье – поддержание нравственных ориентиров в обществе, как важнейшего фактора Победы.

Литература:

1. История Башкортостана в XX веке: учебник для студентов вуза / под ред. М.Б. Ямалова, Р.З. Алмаева. - Уфа, 2007. - 308 с.

2. Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. - Уфа, 2004. - 352 с.

3. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. - М., 1977. - 343 с.

4. НА РБ. Ф.122. Оп. 22. Д. 339.

5. НА РБ. Ф.122. Оп. 24. Д. 497.

6. НА РБ. Ф. 798. Оп. 8. Д. 1286.

7. Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург. 1996. - 347 с.

8. Сперанский А.В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы Урала в годы Великой Отечественной войны // Южный Урал – великой Победе. Материалы региональной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию Победы над гитлеровской Германией. - Оренбург, 2005. - С.136-141.

9. Терехов А. Н. Становление и развитие высшего исторического образования на Южном Урале. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - Челябинск, 2003. - 24 с.

10.Челябинский государственный педагогический университет. -   Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 272 с.

УДК 37              

Андреева Ю. В.

Канд. пед. н., профессор Академии ВЭГУ (Уфа, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.008 с.)