Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые слова : Учитель, Победа, масср, мордовия, вов.

Поиск

«Учитель - мирный человек,

но в сорок первом каждым нервом

он защищал двадцатый век,

чтоб жили школы в двадцать первом …»

Беспримерная самоотверженность народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти человечества. В стройные ряды героев входили не только военные, но и люди самых «мирных» профессий, одна из которых – учитель.

Учителя МАССР, как и во всей стране, 22 июня разделились на тех, кто внес вклад в победу над фашистскими захватчиками на фронте, и тех, кто воспитывал и готовил подрастающих защитников Родины.

Преподаватели, учителя Мордовской АССР с самого начала выразили готовность защищать Отечество в резолюции в газете «Красная Мордовия» № 147, 24 июня 1941 г. Они заверили страну и правительство в своей готовности в любой момент выполнить священный долг гражданина СССР – защитить Отечество от врага.

 «Мы, преподаватели, студенты, служащие и учителя-заочники Мордовского педагогического института, заслушав сообщение, глубоко возмущены наглым разбойничьим нападением германского фашизма на нашу страну» [2, с. 123].

Педагоги-мужчины уходили на фронт вслед за своими выпускниками, а затем после победы возвращались на рабочее место.

Так, Бебан (Бябин) Максим Афанасьевич, родившийся в с. Керетино ныне Ковылкинского района РМ, из школы ушел на фронт. Максим Афанасьевич в 1931 году окончил Саранский педагогический техникум, затем пред войной МГПИ им. А. И. Полежаева. С 1931 был литсотрудником газеты «Од веле» «Новое село» (Зубова Поляна), секретарем оргкомитета СП Мордовии, журнала «Колхозонь эряф» - «Колхозная жизнь» («Мокша»), учителем школ Дмитровского и Можайского районов Московской области. После победы над фашистами вернулся к педагогической и литературной деятельности, а в 1983 году стал Заслуженным писателем МАССР (1983). Участник Великой Отечественной войны.

В 1942 году ушел на фронт и Дурнов Фёдор Савватьевич из с. Парапино, ныне Ковылкинского р-на РМ, поэт, переводчик. В 1937 году Фёдор Савватьевич окончил Мордовский рабфак. Работал учителем (1937-1938), литсотрудником ковылкинской районной газеты (1939), редактором журнала «Колхозонь эряф» («Колхозная жизнь», 1940 42). 11 мая 1944 учитель погиб на Украине.

Конечно, не все педагоги уходили на фронт. Часть из них оставалась и трудилась на учительской ниве, как, например, Румянцева Елизавета Фёдоровна из с. Кочелаево (ныне Ковылкинского р-на), заслуженный учитель школы РСФСР (1954), МАССР (1949). Елизавета Фёдоровна участвовала в ликвидации неграмотности, была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [1, с. 76].

В связи с тем, что много учителей ушли на фронт, в школе была ощутима нехватка педагогических кадров. Только за один год, начиная с 1 сентября 1941 г. из школ республики по разным причинам выбыл 961 учитель, из них мобилизовано в РККА 720 человек. Война забрала тысячи учителей, без замены которых новыми кадрами не был бы возможен образовательный процесс. Пополнялись кадры выпускниками вузов, педучилищ, отзывались преподаватели со своей непедагогической работы. Практиковалось также оставление способных выпускниц средних школ на овладение профессией под руководством опытных учителей. Это позволяло компенсировать нехватку кадров, однако вызвали определенное снижение уровня педагогической подготовки.

В годы войны одной из главных задач учителей оставалось выполнение Закона о Всеобуче, принятого XVIII съездом ВКП(б). «Осуществление всеобщего обучения в городе и завершение в деревне и во всех национальных республиках всеобщего семилетнего среднего обучения», что было сложно ввиду большого отсева учащихся, который, например, в Кочкуровском районе из 1-4-х классов сотавил 351 ученик, в Рузаевском – 342, в Саранском – 326. В Ичалковском районе из 5-10-х классов выбыл 881 ученик, в Б-Березниковском – 607, Саранском – 1034 и т.д. Отсев был вызван разными причинами, главная из которых – необходимость молодежи включаться в промышленное и сельскохозяйственное производство, заменив своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Также нельзя не учитывать отсев, вызванный трудностями войны [3, с. 34].

Война заставила учителей еще серьезнее относиться к профессии. В эьо время ужесточается дисциплина и среди учителей. Так, например, встречаются моменты исключения учителя из школы или передачи его дела в суд: «За опоздание на урок дело преподавателя передать в суд на основании закона». «Военрук Ардатовской средней школы не явился на работу в первую смену. Сорвал урок. Это первый его случай, поэтому оставить в школе с испытательным сроком». За опоздание на работу наказывают через суд учительницу немецкого языка Ардатовской средней школы В.В. Чернову, русского языка – Е.М. Дубкову, истории – А.И. Шлямину и многих других.

Несмотря на все сложности, учителя продолжали организовывать образовательный процесс, уделяя особое внимание патриотическому, военно-оборонному и физическому развитию учащихся. В первые же дни войны в школах стали создаваться кружки: пулеметные, стрелковые, истребителей танков, гранатометчиков, санитарных дружинниц и др. На 8 августа 1941г. по республике было организовано 100 санитарных дружин с общим количеством 2740 человек, в 17 школах были созданы курсы медицинских сестер с охватом 538 человек. Широко развернули свою работу такие кружки, как ГТО, ГСО, БГТО. За 4 военных учебных года было подготовлено значкистов: БГТО – 41718 чел., ГТО – 32099, ГСО – 11297 [3, 37].

Кроме того, начиная с 1943г. во всех школах МАССР были созданы спортивные общества «Смена». При этих обществах организовывались секции: лыжные, стрелковые, гимнастические.

Не была забыта и художественная деятельность: учителя ежегодно устраивали школьные и районные смотры детской художественной самодеятельности и детского изобразительного искусства. В 1944-1945 учебном году школьные смотры были проведены в 320 школах республики, в которых приняло участие 24500 человек. А в 1945г. была проведена олимпиада детского творчества, в которой приняли участие около 200 тыс. детей. В течение 1943-1944 учебного года учащимися было подготовлено 1789 различных экспонатов по изобразительному искусству, более 600 подарков для фронтовиков и более 700 различных макетов, рисунков и вышивок [4, с. 89].

Школьники Мордовии под руководством своих учителей организовывали сборы денег, белья и продуктов питания для оказания помощи детям фронтовиков. Школьники собрали в фонд обороны около 11,5 млн. рублей, десятки тысяч пудов хлеба и металлолома подготовили для колхозов, МТС и совхозов более 3685 трактористов и других специалистов сельского хозяйства, организовывали дежурства в госпиталях. И всё это благодаря стойкости и верности учителей своему делу, стараниям на благо страны.

Советское правительство высоко оценило деятельность учителей. В годы войны 5231 учитель школ РСФСР был награжден орденами и медалями, в том числе 59 человек из Мордовии. Вот некоторые из них:

Орденом Трудового Красного Знамени награждена Утехина С.Н. – заведующая Саранской начальной школы №2;

Орденом «Знак почета» – Молин Н.Н. – народный комиссар просвещения МАССР; Шапунов М.Н. – преподаватель Саранского пединститута;

Медалью «За трудовую доблесть» - Ососков А.В. – преподаватель Саранского пединститута, Сидельникова Л.М. – директор Саранской семилетней школы №11 и др.

Таким образом, в тяжелые годы войны школа продолжала выполнять свои важнейшие задачи – осуществление всеобщего обучения, повышения успеваемости учащихся, патриотическое воспитание школьников. Учителя внесли огромный вклад в победу над фашизмом не только участием в военных действиях, но и через воспитание подрастающего поколения – патриотов своей Родины.

 

Литература:

1. Ивашкин В. С. Интеллигенция – совесть народа / Мордовский народ: что нас волнует. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. - 256 с.

2. Ивашкин В. С. Знать и помнить / На перекрестке мнений. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. - 224 с.

3. Котков К. А. О некоторых вопросах деятельности школ и учреждений культуры в Мордовии в годы ВОВ / Вопросы истории и археологии МАССР (научно - тематический сборник). - 1972. - № 101.

4. Паксютов А.Г. Пионеры Мордовии. - Саранск. Морд. кн. изд-во, 1957.

УДК 378.147

                                Идиятуллина Р. А., Терешко С. В., Газиева О. Г.

Педагоги МАДОУ № 36 (Белебей, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.008 с.)