Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-культурная деятельность советов казахстана в годы войны (1941-1945 гг. )
Аннотация. В статье на основании архивных материалов Центрального архива Республики Казахстан и областных архивов анализируется социально-культурная деятельность Советов Казахстана в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.). Ключевые слова: школа, обучение и воспитание, культурно-просветительная работа, заседание исполкомов, высшее и среднее специальное образование.
С началом войны необходимо было перестроить на военный лад и воспитательную работу, смысл заключался в быстром переходе от задач мирного соцалистического к задачам военным в совершенствовании форм и методов идейно-политического воздействия на трудящиеся массы, подчинении всей агитации и пропаганды партии и государства воспитанию советских людей в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, выработке у них высокой политической бдительности. Несмотря на трудности и сложности военного периода относительный размер ассигнований на социально-культурные нужды проявлял тенденцию к росту. Так, например, в предвоенном 1940 году расходы на эти цели в Казахстане составляли 922.929 тыс.руб., в 1941 г. они достигли 983.563 тыс.руб. и составили более 51 проц. расходной части бюджета. В 1944 г. расходы на социально-культурные нужды возросли до 1.102.672 тыс.руб. – более 66 проц. бюджета Казахской ССР [1, с. 7-9, 17]. Обучение и воспитание подрастающего поколения являлось одним из основных вопросов деятельности Советов и в годы Великой Отечественной войны. В эти годы школа решала новые задачи, связанные с трудностями военного времени, интересам фронта подчинялась вся учебно-воспитательная работа. Продолжалась борьба за осуществление Закона о всеобуче. Так, 25 июня 1941 г. Совнарком республики рассмотрел вопрос о ходе школьного строительства и ремонте школ в Казахстане, а в августе 1941 г.утвердил мероприятия по организации в республике 61 новой средней школы с приемом 3.340 учащихся в восьмые классы [2, л. 184]. В годы войны в школах республики улучшилось трудовое воспитание детей и подростков. В старших классах было введено изучение: трактора, комбайна, автомашин, основ сельского хозяйства и простых сельскохозяйственных машин. Достаточно сказать, что в республике в течение 1942-1943 учебного года из числа старшеклассников было подготовлено 24 тыс.трактористов, комбайнеров, 80 тыс.учащихся изучили основы агротехники, заменив специалистов сельского хозяйства и механизаторов, ушедших на фронт [3].
На заседаниях Советов, заседаниях исполкомов в этот период систематически обсуждались вопросы работы школ, их материального обеспечения. Так, V сессия исполкома Северо-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся (июнь, 1942 г.), обсуждая вопрос “О подготовке школ к новому учебному году”, обязала председателей исполкомов районных и сельских советов, председателей колхозов и органов народного образования создать учителям необходимые условия в работе, обеспечить бесперебойное снабжение продуктами питания, жильем и другими коммунальными услугами, не допускать задержки в выдаче заработной платы и в каждом подобном случае принимать немедленные меры к устранению этих недостатков [4, л. 64]. Вся огрмассовая работа местных Советов Казахстана, направленная на осуществление культурно-просветительной работы, проводилась и посточнно действующими школьными комиссиями. Они оказывали помощь Советам в реализации всех принятых вышестоящими организациями решений по культурному строительству, готовили вопросы, выносимые на рассмотрение сессий. Так, в Ленинжольском аулсовете Келесского района (руководитель Махамбетова) добилась хороших результатов. На своем заседании заслушивали директоров школ по вопросам обеспечения топливом на зиму и ряд других вопросов. В результате правильной постановки вопросов все школы аула значительно улучшили свою работу и ликвидировали отсев [5, л. 335]. К числу школьных комиссий, которые неплохо организовывали свою работу и справлялись с стоящими перед ними задачами, можно отнести и комиссию Куйбышевского сельсовета Коктерекского района Жамбылской области (руководитель Альтекова). Комиссия активно участововала во всей работе Совета в тесной связи и выдвинула насущные вопросы на обсуждение сельсовета [6, л. 15]. В годы Великой Отечественной войны с новой силой раскрывались благороднейшие качества учителей. Они, работаля подчас в неотапливаемых и плохо оборудованных помещениях, при недостатке учебников и учебно-методической литературы свято выполняли свой долг советского педагога, повышали качество школьной работы и учили подрастающее поколение любить свою священную Родину и ненавидеть ее врага.
Трудности военного времени коснулись высших и средних специальных учебных заведений: сократилась их численность, ряд учебных заведений был закрыт, другие объединены, ускорилась подготовка квалифицированных кадров за счет сокращения сроков обучения и т.п. По вполне понятным причинам удельный вес женщин в составе студентов вузов, техникумов и училищ заметно увеличился [7, с. 108]. Этому в значительной мере способствовало и то, что правительство республики провело ряд специальных мероприятий, облегчавших девушкам-казашкам поступление в вуз. Уже с апреля 1942 г. начали функционировать созданные НКП Казахской ССР 4-х месячные курсы подготовки в вузы девушек-казашек на 330 человек. Для этой цели было выделено 279 тыс.руб. В 1943 г. были вновь организованы такие курсы и на их содержание выделено 277 тыс.руб. [8, л. 291; 128; 14; 27]. В 1944 г. был открыт специальный женский национальный вуз – Казахский государственный педагогический институт с тремя факультетами: физико-математический, исторический, языка и литературы. В следующем 1945 г. был открыт еще один факультет – географический [9, с. 118] Наряду с КазЖенПИ, несмотря на сокращение сети вузов и на крайне ограниченные материальные возможности, вызванные войной, в Казахстане организовывались новые вузы: в 1941 г. Алма-Атинский институт иностранных языков, в 1943 г. в Чимкенте – технологический институт строительных материалов, в 1944 г. – Казахская государственная консерватория им. Курмангазы и Казахский государственный институт физической культуры. Огромное значение в дальнейшем развитии высшего и среднего специального образования в Казахстане имело прибытие в республику высших и средних специальных учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Киева, Таганрога, Ялты, Орла и других городов. Совнарком Казахской ССР и местные Советы республики принимали меры по размещению этих учебных заведений, предоставлению им учебных помещений и жилья для профессорско-преподавательского состава и студентов. Так, в ноябре 1941 г. из Москвы в г.Петропавловск были эвакуированы 2 вуза – Московский институт земледелия и Ветеринарный институт, которые вскоре полностью развернули свою работу и в 1942 г. выпустили 135 ветеринарных врачей и 35 инженеров-геодезистов и инженеров-землеустроителей [10, л. 13, 60]. Ленинградский юридический институт эвакуированный в Жамбыл, в 1943-1944 учебном году за хорошую учебно-производственную работу был награжден Почетной Грамотой республиканского Комитета Союза высшей школы. Профессорско-преподавательский состав института принимал активное участие в пропагандистской работе и за время пребывания прочитал перед населением города и области свыше 700 лекций и докладов [11, л. 20 об]. В Семипалатинске были размещены Московский химико-технологический институт. Московский институт холодильной промышленности и филиал Ленинградского института холодильной промышленности, Московский геолого-разведочный и Харьковский фармацевтический и другие институты [12, лл. 55, 64, 58]. Киевский и Харьковский университеты объединились и обосновались в Кзыл-Орде [13].
До последнего времени в исторической литературе не было единого мнения о количестве эвакуированных в Казахстан высших учебых заведений. Так, по мнению Сулейменова Р.Б., в республику было эвакуировано 36 высших и средних учебных заведений. Тастанов Ш.Ю. подсчитал 40 специальных учебных заведений, из них 22 вуза. На наш взгляд, наиболее точные и полные сведения содержатся в диссертации Бисенбаева А.К., которому на основе различных источников удалось установить, что количество размещенных в республике вузов достигает 31 [14]. Во всех вузах республики учебная работа проходила в строгом соответствии с учебными планами военного времени. Перед профессорско-преподавательским составом встала задача значительно повысить эффективность занятий, более рационально использовать каждый час учебного времени, как можно лучше организовать самостоятельную работу студентов. Усиливалось внимание к вопросам патриотического воспитания и военно-физкультурной подготовки студентов, в основу которой была положена программа всеобуча. Несмотря на трудности военного времени за период с 1941 по 1945 г. численность студентов вузов Казахстана возросла почти в полтора раза, т.е. с 10,4 тыс. в 1941 г. до 15 тыс. в 1945 г [15]. Особой заботой Советы Казахстана окружили работников науки, литературы и исскуства. Так, при исполкоме Кустанайского областного Совета была создана областная постоянно действующая комиссия по улучшению материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства в составе 9 человек. Аналогичные комиссии создавались и в районах [16, л. 455]. Эти комиссии осущесвляли контроль и наблюдение за созданием нормальных материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства, оказывали через соответствующие организации систематическую помощь в удовлетворении нужд самих работников и членов их семей. С самого начала Великой Отечественной войны Советы Казахстана уделяли большое внимание работе курьтурно-просветительных учреждений, содержание которой было направлено на то, чтобы в каждом советском человеке воспитать чувство социалистического патриотизма, личной ответственности за судьбу Родины. В годы войны советские органы республики созывали совещания работников культурно-просветительных учреждений. Так, на областном совещании политико-просветительных работников Жамбылской области (февраль 1943 г.) обсуждался вопрос “О задачах политико-просветительных учреждений в условиях Великой Отечественной войны” [17, л. 96].
Наиболее распространенной формой политико-массовой работы депутатов, агитаторов и пропагандистов являлись коллективная читка газет, коллективное прослушивание последних известий, лекций, беседы, широко использовали наглядные средства агитации – боевые листки, плакаты, фото-газеты, информации, молнии и т.п. Работники библиотек организовывали книжные выставки, рекомендательные списки литературы по военной тематике, усилили массово-политическую и культурно-просветительную работу среди населения. Особое внимание обращалось на обслуживание производительных и сельскохозяйственных предприятий, призывных и агитационных пунктов передвижными библиотеками военно-оборонной и политической литературой. Одной из важнейших задач клубных и библиотечных работников в годы войны являлось обслуживание раненых бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Так, работники культурно-просветительных учреждений Северо-Казахстанской области за три месяца (с 15 января по 15 марта 1943 г.) провели в госпиталях 160 политбесед и 240 политинформаций на темы: “Задачи Красной Армии и советского народа в Отечественной войне”, “Морально-политические резервы в современной войне”, “Полезная дисциплина – основа Красной Армии”, “Ленин – организатор Красной Армии”, “Разгром немцев под Сталинградом”, “Дружба народов СССР – залог нашей победы” и ряд других. За это время силами артистов и участников художественной самодеятельности дано 65 концертов [18, л. 20]. В годы войны широкую и плодотворную, культурно-просветительную деятельность развернули театральные и музыкальные учреждения. Это особенно хорошо можно проиллюстрировать на примере работы Семипалатинского русского драматического театра. Коллектив театра с началом войны пересмотрел свои творческие планы, полностью переключив свой репертуар на пьесы о войне, о героизме советских людей, о борьбе с фашизмом. С ноября 1941 г. по июнь 1942 г. театр был переведен в г.Аягуз. За этот период коллектив театра показал зрителям “Крылатое племя” Первенцева, “Накануне” Афанасьева, “Поздняя любовь” А.Островского, “Коварство и любовь” Шиллера и др. До июня 1943 г. театр работал в Урджаре, где были поставлены “Русские люди” К.Симонова, “Нашествие” Л.Леонова и др. Новый театральный сезон коллектив открыл 3 октября 1943 г. спектаклем “Жди меня” К.Симонова [19, лл. 100-103]. Весьма положительную культурно-воспитательную роль в дальнейшим развитии театрального искусства Казахстана сыграли творческие коллективы, эвакуированные в республику. Местные советские органы помогали и в размещении на новом месте. Чтобы разумно и целесообразно разместить эвакуированные в республику театры и музыкальные учреждений, пришлось переместить местные театры. Так, Семипалатинский русский драмтеатр временно был переведен в Аягуз, несколько позже в Урджар; Карагандинский – в г.Балхаш. На место этих театров развернули свою работу Киевский ордена Ленина Украинский театр им.Ив.Франко и Киевский Государственный Академический театр. Всего в республику было эвакуировано 23 театральных учреждений [20].
Таким образом война не могла остановить культурное строительство. Многонациональная советская культура в этот период доказала свою огромную жизнеспособность и действенность. Как справедливо подчеркивает академик Р.Б.Сулейменов, это, во-первых, появлялась в том, что уже в первые дни суровой годины вся культурная деятельность нашего государства была успешно перестроена на военный лад, деятели советской культуры, армия народной интеллигенции смогли внести в этот период весомый вклад в победу над сильным и коварным врагом. Во-вторых, несмотря на исключительные тяготы и лишения, мобилизацию всех сил и средств на защиту социалистического Отечества, культурное строительство в стране было замедлено, но не остановлено вовсе, культурная революция продолжалась [21, с. 380]. Особенностью культурно-просветительной деятельности советских органов в тот период являлись нацеленность всей жизни народа на достижение победы над врагом. Усилия Советов и их депутатов были направлены на заботу о войнах Красной Армии, о тех, кто преграждал путь полчищам врага, на пропаганду военных знаний и проведение всеобщего военного обучения. Работники культурно-просветительных учреждений регулярно бывали на полевых станах колхозов, совхозов, в госпиталях, на призывных пунктах. Они проводили там беседы, выпускали стенные газеты, боевые листки, выдавали книги, организовывали концерты профессиональных артистов и коллективов художественной самодеятельности. Организационное руководство политико-просветительной работой на местах осуществлялось отделами народного образования и культуры исполкомов областных, районных и городских Советов.
Литература: 1. Седьмая сессия Верховного Совета Казахской ССР. Алма-Ата. 1946. 2. Центральный Государственный Архив РК (далее ЦГА РК). ф.1137. оп.6. д.18. 3. Измайлов А. Просвещение в республиках Советского Востока. Москва: Педагогика, 1973. 368 с. Педагогика. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане – Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с. 4. Государственный Архив Северо-Казахстанской области (далее ГАСКО). ф.1189. оп.13. д.62. 5. ЦГА РК. ф.1109. оп.5. д.74. 6. Государственный Архив Жамбылской области (далее ГАЖО). ф.399. оп.1. д.368. 7. Тастанов Ш. Советский опыт формирования и развития интеллегенции ранее отсталых народов. Алма-Ата: Казахстан, 1975. 200 стр. 8. ЦГА РК. ф.1137. оп.7. д.3; оп.8. д.1; д.4; оп. 10. д.6. 9. Кунантаева К. К вершинам знаний. (развитие женского образования в Казахстане. 1920-1977) Алма-Ата: Казахстан, 1978. 136 стр. 10. ГАСКО. ф.1189. оп.13. д.62. 11. ГАЖО. ф.282. оп.2. д.706. 12. ГАГС. ф.409. оп.1. д.845. д.851. 13. Паначин Ф. Педагогическое образование в СССР. Москва:, Педагогика, 1975, 225 с.106; Тастанов Ш. Указ.работа, с.111. 14. Сулейменов Р. Указ.работа, с.391; Тастанов Ш. Указ.работа, с.111; Бисенбаев А. Деятельность научных учреждений и высших учебных заведении Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Автореферат дисс. на соиск.уч.степени канд.ист.наук. Алма-ата, 1984. с.15. 15. История Казахской ССР. Эпоха соцализма. Алма-Ата, 1963. 910 стр. с.636; Тургумбаев А. От безграмотности – к высотам образованности. Алма-Ата. 1979. с.41. 16. Государственный архив Костанайской области (далее ГАКоО). ф.268. оп.1. д.522. 17. ГАЖО. ф.282. оп.1. д.548. 18. ГАСКО. ф.22. оп.3. д.307. 19. ГАГС. ф.409. оп.409. д.954. 20. Казахстан в период Великой Отечественной войны. Советского Союза. 1941-1945: Сборник документов и материалов: В 2 г. Т.1. июнь 1941-1943 гг. Алма-Ата: Наука, 1964. 596 стр. Т.1, с.402; ГАГС. ф.409. оп.1. д.954. лл.76-78; Госархив Карагандинской области (далее ГАКО). ф.18. оп.1. д.646. л.164; ф.1268. оп.1. д.81. л.184; Козыбаев М. – Указ.работа, с.211; Сулейменов Р. Указ. работа, с.393. 21. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане – Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с.
УДК 378.147 Сабирова Л. А. Ассистент НГПУ (Набережные Челны, Россия)
ПОДГОТОВКА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. За годы Великой Отечественной войны в системе среднего медицинского образования ощущался острый недостаток преподавателей, квалифицированных кадров. Произошло ослабление материальной базы, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним медицинским образованием. В военные годы фельдшерско-акушерские школы испытывали значительные трудности в реализации учебных планов и программ. В этих условиях фронту нужны были медработники, и школы подготавливали несколько ускоренных выпусков. Многие воспитанники школ, возвращая в строй раненых бойцов, способствовали сохранению численности и боеспособности Красной Армии. Сложно переоценить роль медицинских работников, которые спасали жизни людей: военных и гражданских, взрослых и детей. Ключевые слова: Фельдшерско-акушерская школа; Красная Армия; Великая Отечественная война; система здравоохранения; образование; фонд обороны.
За 79 лет много самых разных событий пережила Россия: война, разруха и голод, восстановление страны из руин, мирное строительство. Многое из того, что было создано ранее, перестало существовать. Время не тронуло фельдшерско-акушерскую школу. Она существовала всегда. Конечно, и здесь происходило изменения. В советский период школа называлась Медицинский техникум, с 1935 года техникум вновь становится фельдшерско-акушерской школой, а с сентября 1954 года – медицинским училищем. Названия менялись, но оставалось главное: здесь всегда учили не только профессии, но и милосердию, состраданию, готовности в любую минуту прийти на помощь. Выпускники 1940-х годов мечтали лечить людей, строили планы на будущее. Но многому из задуманного не суждено было сбыться. Ученики фельдшерско-акушерской школы первыми уходили на фронт. «Сестрички» выносили раненых с поля боя, спасали жизни бойцам. Годы Великой Отечественной войны были наиболее тяжелым периодом в жизни страны. Схватка с сильным и жестоким врагом потребовала величайшего напряжения сил, мобилизации всех ресурсов страны. Свой вклад в дело Победы внесли и работки советского здравоохранения – врачи, фельдшера, медицинские сестры. На основании приказа Наркомздрава РСФСР от 2 декабря 1941 г. за № 537 с 1 апреля 1942 г. на базе военных госпиталей и больниц открывались курсы по подготовке медицинских сестер по уходу за ранеными бойцами и офицерами. Причиной их создания являлось плохая работа сестер по оказанию помощи данной категории больных. В связи с острой необходимостью здравоохранения в специалистах на период военного времени нужно было увеличить число детских врачей, медицинских и патронажных сестер. В сложившейся ситуации снижение детской заболеваемости и смертности в нашей стране являлось сложнейшей проблемой для органов здравоохранения, медицинских работников и всего Советского государства [3, с. 35]. Медики, несмотря на тяжелые материальные, жилищные и социальные условия в годы Великой Отечественной войны, отдавали все силы и здоровье для лечения военнослужащих и гражданского населения. Учебный год (1941-1942 гг.) в условиях военного времени был сложным и тяжелым. Занятия проводились по новым сокращенным программам. Обучение на фельдшерском отделении сократилось до 1,5 года, на акушерском – до 2 лет. Рабочий день удлинялся, учебный год сокращался. Летние каникулы длились 1 месяц, зимние – неделю. Изменились учебные программы: дисциплины, имеющие военное значение, стали ведущими. Были исключены общеобразовательные предметы: математика, русский язык, история, экономические география. Особое внимание уделялось военно-санитарным дисциплинам, хирургии, инфекционным болезням, военной гигиене, санитарной тактике. Разумеется, сокращение курсов носило временный характер, по мере улучшения военной обстановки начинали работать по переходному пути – 2 года, а с осени 1942 г. набранные студенты обучались уже по прежней трехгодичной программе [1, с. 100]. В годы войны значительно ухудшилось условия учебы и быта. Большинство школ отдавали свои здания под госпиталь. Работать, учиться в условиях военного времени было нелегко, холодные, плохо отапливаемые и слабо освещаемые классы, перебои с мелом, чернилами, тетрадями, бесконечные смены преподавателей. Несмотря на это, учащиеся продолжали, занимались наукой и общественной работой, оказывали посильную помощь фронту. К примеру, в 1941 г. учащиеся Ульяновской фельдшерско-акушерской школы были направлены на строительство оборонных рубежей, на сельскохозяйственные работы, они трудились на лесозаготовках, разгружали торф, зимой оказывали постоянную помощь железной дороге в борьбе со снежными заносами. За пять военных месяцев 1941 г. 3-й курс отвлекался на эти работы 48 дней, а 1-й и 2-й курсы – 51 день. Проявлением высокого патриотизма, заботы о Красной Армии явилось участие преподавателей и учащиеся в создании фонда обороны. Деньги, заработанные на воскресниках, по инициативе комсомольской организации были переданы на строительство танковой колонны имени Куйбышева. Учащиеся собрали 980 рублей для постройки эскадрильи самолетов «Родина Ильича» и 4800 рублей – эскадрильи самолетов имени Куйбышева [2, с. 147]. В школах активно проводились сборы теплых вещей для бойцов Красной Армии. На фронт комсомольцы отправляли посылку с теплыми вещами и медикаментами для партизан. Эта благотворительная работа продолжалась и в последующие годы. Учащиеся-девушки принимали активное участие в воскресниках по стирке и починке белья для бойцов Красной Армии, готовили доклады на различные темы, с которыми выступали перед рабочими, железнодорожниками, колхозниками и ранеными, выпускали стенную газету. Фронту нужны были медицинские работники, и школа подготовила несколько ускоренных выпусков. Далее выпускников вызывали в военкомат для заполнения бланков и форм, и направлялись в дивизии. В штабе дивизии прибывших сразу распределяли по полкам на должности командиров санитарных взводов стрелковых батальонов. Там же усиленно учили военным наукам, главным образом медицинской тактике, выносу раненых с поля боя, учили оказывать первую помощь в условиях боевых действий, обустройству батальонных медпунктов. Добровольцами на фронт уходили не только выпускники прошлых лет, но и многие преподаватели. В этих условиях количество штатных сотрудников школы сокращалось, часть медицинских работников оставляли в госпиталях, многие отбыли на фронт – в медсанбаты и полевые госпитали. Выпускники училища воевали на всех фронтах, за линией фронта – в партизанских отрядах, работали в блокадном Ленинграде, прошли через фашистские концлагеря. Возвращая в строй раненых бойцов, медицинские работники пополняли ряды армии, способствовали сохранению ее численности и боеспособности [2, с. 148]. Значение фельдшерско-акушерских школ в системе здравоохранения очень велико. Прежде всего, это подготовка медработников среднего звена по широкому спектру соответствующих медицинских специальностей. Это позволило призвать в действующую армию сотни подготовленных специалистов. Работать было трудно: не было антибиотиков, обезболивание проводилось только с помощью новокаина, перевязочный материал стирали с песком и глиной, отсутствие электричества, палаты освещались коптилками, операционные и перевязочные – керосиновыми лампами, но, несмотря на все трудности, результаты лечения были высокими. В госпитали ежедневно потоком с водного и железнодорожного транспорта прибывали раненные. Надо было их доставить в госпиталь, вымыть, согреть, напоить, накормить, поднять в палаты. После ночного приема медработники вставали за операционный стол, делали по 15 операции в день, а затем снова принимали другую партию раненых. Врачи и медсестры работали сутками, почти без отдыха. В тяжелые военные годы фельдшерско-акушерские школы проявило всеобщий героизм. Великая Отечественная война была серьезным испытанием для всего советского народа, где наш народ это испытание выдержал с честью. Несмотря на нехватку медикаментов, воды, постоянных газовых атак, медики самоотверженно боролись за жизнь раненых и больных, возвращая их в ряды защитников Родины.
Литература: 1. История медицинского колледжа: [моногр.]. Ч. 1 / Е.Г. Шилова и др.; под ред. Е.Г. Шиловой. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 140 с. 2. Страницы истории здравоохранения Симбирской губернии и Ульяновской области: [моногр.] / под ред. В.И. Горбунова, Г.В. Возженниковой, В.К. Земскова, И.Н. Исаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 576 с. 3. Яремчук О.В. Очерки об истории Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной (1867-1945 гг.). I т. / Р.С. Серебряный, В.Н. Варламенков, О.В. Яремчук, К.В. Фролова, М.В. Матвиенко, А.А. Гвоздев // Монография. «Издательство СНЦ». - Самара, 2017. – 125 с.
УДК 37.042 Савельева Ю. В. Педагог дополнительного образования ДО ЦДТ «Глобус» (Уфа, Россия)
РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Аннотация. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, изменения содержания социокультурной жизни подрастающего поколения, принципов и форм функционирования образовательных учреждений, а также средств массовой информации, детских и молодежных организаций. Все это предопределило значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогической общественности, но и в целом российского социума. Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание [1]. Развитию патриотических чувств, способствует учреждения дополнительного образования, общеобразовательные школы, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социальные нормы поведения. У обучающихся отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других наций. Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог, гражданско-патриотическое воспитание.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитание занимает дополнительное образование. В Центре Детского Творчества «Глобус» активно реализуется работа гражданско-патриотического воспитания. Целью этой работы заключается в воспитании патриотов России. В центре функционируют такие занятия дополнительного образования как «стрельба из традиционного лука», «этно-арт скульптура», «башкирский народный танец», другие хореографические коллективы и занятия декоративно-прикладного творчества, где создаются все условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции. Разнообразные виды деятельности, охватывают весь педагогический процесс. Ежегодно в центре детском творчества проходят мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию подрастающему поколению. Воспитанники центра детского творчества активно принимают участие в мероприятиях: «День Победы», Акция «Музей в чемодане», «Военно-спортивные соревнования», акции добра. Так же проводятся мероприятия с Советом Старшеклассников, где они проявляют свои личные качества, знания. Целью патриотического воспитания в нашем Центре Детского Творчества является развитие у детей социальной активности, гражданской ответственности, становление личности. Педагогам даны большие возможности в воспитании детей, которые реализуются через деятельность различных объединений. С 2017 года в Центре активно реализуется программа «Юнармия». Юнармия позволяет увидеть и понять то главное, что действительно важно в этом возрасте: любовь к Родине, любовь к своей семье, творческая самореализация, добровольчество, осознанный выбор профессии. Документы о школе военных лет показывают, что учащиеся, овладевая знаниями, помогали фронту и освобожденным районам, летом трудились на колхозных полях (док. №№ 158, 183). Особая забота проявлялась об обучении и воспитании эвакуированных детей (док. 159, 164). В те суровые годы продолжалась подготовка специалистов в вузах республики. Студенты после занятий шли в госпитали помогать раненым, трудиться на заводах и фабриках, заготавливать топливо. Было голодно и холодно, но учеба не прерывалась. В вузах велась активная научно-исследовательская работа в основном по оборонной тематике (док. №174,178). Документы свидетельствуют о тяжелом материальном положении работников культуры в годы войны. В те суровые года литераторами, художниками, композиторами были созданы замечательные произведения, артисты театров выезжали на фронт, выступали в госпиталях, на заводах и фабриках [2]. Несмотря на тяжелое время, учеба, работа педагогов не была приостановлена. Педагог – ключевая фигура в воспитании патриотизма. Деятельность педагогов в воспитании истинного патриота своей страны трудно переоценить, воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания. Педагоги дополнительного образования, которые тесно связаны с деятельностью музеев боевой славы, спортивных объединений имеют широкие возможности патриотического воспитания. Педагоги используют самые разнообразные формы и приемы учебной воспитательной работы. В системе воспитательной работы важное место должно занимать углубленное изучение родного края, привязанность к тем местам, к своей земле, к родине. Формирование патриотизма способствует участие детей в художественно-творческой деятельности. Самое главное в воспитание нравственных чувств – это проявление их в реальных поступках. Нельзя оставить без внимания и психолого-педагогические особенности детей. В среднем школьном возрасте начинают меняться критерии, по которым дети оценивают себя, окончательно формируется самооценка и само сознание. У подростков обостряется желание выделиться чем-то среди сверстников, они становятся более критичными. В такой период, важным является выявить группу риска. К группе риска относятся подростки, которые нуждаются в психологической поддержке. В эту группу, прежде всего, входят дети, которые испытывают трудность в самоутверждении [1, с. 109]. Сама деятельность по становлению гражданско-патриотического воспитания должна иметь конкретную структуру, по которой должен действовать педагог, что будет способствовать самореализации личности, ее развития. В результате гражданско-патриотического воспитания реализуется через деятельность объединений дополнительного образования. Применения разнообразных форм проведения занятий позволяют выстроить свою работу так, чтобы дети вышли в жизнь с твердой позицией, что они патриоты нашей Родины. Таким образом, педагог, играет огромную роль в воспитание патриотизма, от его личностных качеств, знаний, зависит, усвоят ли учащиеся значение патриотизма, будут ли им руководствоваться, станут ли истинными патриотами Отечества.
Литература: 1. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Под ред. Г.Д. Иргалина и Г.Р. Мухаметдинова. – Уфа, 1995. 2. Воспитательной работе – профессиональный подход: Методическое пособие в помощь зам. командиров по воспитательной работе, организаторам общественно-государственной подготовки и информирования личного состава. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с. 3. Веденеева Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). 4. Закон РФ «О днях воинской Cлавы России». 5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Удк 37.018.5 Салихов Т. Р. БГПУ им. М. Акмуллы, аспирант (Уфа, Россия) Деловая игра как форма социальной адаптации студентов в Исламских учебных заведениях
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем классификацию деловых игр и особенности их применения в образовательной среде исламского учебного заведения. Деловые игры в профессиональном образовании строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого студента и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Ключевые слова: деловая игра, исламское образование, метод обучения, игровые методы в исламском образовании.
Процесс социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях (медресе и исламские ВУЗы) является достаточно сложным, динамическим и многосторонним процессом. К сожалению, в мусульманской образовательной практике данной проблеме не всегда уделяется значительное внимание [1, 2]. Если по данным исследований в ежегодный «отсев» студентов в российских вузах в среднем составляет от 10 до 21 %, то в системе мусульманского образования эти цифры в отдельных случаях могут доходить до 60 %. Во многом это обусловлено отсутствием продуманной системы социальной адаптации студентов к среде медресе или университета и ее социальному окружению [9]. Приведенные данные свидетельствуют об актуальности изучения проблемы социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях на основе педагогической и религиозной поддержки, способствующей выявлению трудностей и разрешению личных проблем студентов, определению возможных путей их дальнейшего личностно-профессионального становления как служителя культа мусульманского вероучения. Использование новых подходов в образовательной практике позволит студентам безболезненно войти в образовательную и религиозную среду, социальное окружение, поможет справляться с учебными, исследовательскими, творческими задачами и освоиться в будущей профессии. Одним из таких подходов является деловая игра. Деловая игра как метод активного обучения является одним из наиболее эффективных в современном профессиональном образовании. Впервые она была использована в 1932 году М.М. Бирштейном в городе Ленинград. В дальнейшем игровой метод получил широкое распространение и внедрение в США, Канаде, Англии, Франции, Германии, Польше, Японии, и др. К 1991 в мире насчитывалось более 2000 видов деловых игр, причем значительная часть их использовалась в СССР и США. Разработкой теории и практики деловой игры на современном этапе развития методики профессионального обучения в вузе занимаются А.А. Вербицкий [3], С.А. Габрусевич,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.072 с.) |