Социально-культурная деятельность советов казахстана в годы войны (1941-1945 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная деятельность советов казахстана в годы войны (1941-1945 гг. )



     Аннотация. В статье на основании архивных материалов Центрального архива Республики Казахстан и областных архивов анализируется социально-культурная деятельность Советов Казахстана в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

     Ключевые слова: школа, обучение и воспитание, культурно-просветительная работа, заседание исполкомов, высшее и среднее специальное образование.

                                                  

С началом войны необходимо было перестроить на военный лад и воспитательную работу, смысл заключался в быстром переходе от задач мирного соцалистического к задачам военным в совершенствовании форм и методов идейно-политического воздействия на трудящиеся массы, подчинении всей агитации и пропаганды партии и государства воспитанию советских людей в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, выработке у них высокой политической бдительности.

Несмотря на трудности и сложности военного периода относительный размер ассигнований на социально-культурные нужды проявлял тенденцию к росту. Так, например, в предвоенном 1940 году расходы на эти цели в Казахстане составляли 922.929 тыс.руб., в 1941 г. они достигли 983.563 тыс.руб. и составили более 51 проц. расходной части бюджета. В 1944 г. расходы на социально-культурные нужды возросли до 1.102.672 тыс.руб. – более 66 проц. бюджета Казахской ССР [1, с. 7-9, 17].

Обучение и воспитание подрастающего поколения являлось одним из основных вопросов деятельности Советов и в годы Великой Отечественной войны. В эти годы школа решала новые задачи, связанные с трудностями военного времени, интересам фронта подчинялась вся учебно-воспитательная работа. Продолжалась борьба за осуществление Закона о всеобуче. Так, 25 июня 1941 г. Совнарком республики рассмотрел вопрос о ходе школьного строительства и ремонте школ в Казахстане, а в августе 1941 г.утвердил мероприятия по организации в республике 61 новой средней школы с приемом 3.340 учащихся в восьмые классы [2, л. 184].

В годы войны в школах республики улучшилось трудовое воспитание детей и подростков. В старших классах было введено изучение: трактора, комбайна, автомашин, основ сельского хозяйства и простых сельскохозяйственных машин. Достаточно сказать, что в республике в течение 1942-1943 учебного года из числа старшеклассников было подготовлено 24 тыс.трактористов, комбайнеров, 80 тыс.учащихся изучили основы агротехники, заменив специалистов сельского хозяйства и механизаторов, ушедших на фронт [3].

На заседаниях Советов, заседаниях исполкомов в этот период систематически обсуждались вопросы работы школ, их материального обеспечения. Так, V сессия исполкома Северо-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся (июнь, 1942 г.), обсуждая вопрос “О подготовке школ к новому учебному году”, обязала председателей исполкомов районных и сельских советов, председателей колхозов и органов народного образования создать учителям необходимые условия в работе, обеспечить бесперебойное снабжение продуктами питания, жильем и другими коммунальными услугами, не допускать задержки в выдаче заработной платы и в каждом подобном случае принимать немедленные меры к устранению этих недостатков [4, л. 64].

Вся огрмассовая работа местных Советов Казахстана, направленная на осуществление культурно-просветительной работы, проводилась и посточнно действующими школьными комиссиями. Они оказывали помощь Советам в реализации всех принятых вышестоящими организациями решений по культурному строительству, готовили вопросы, выносимые на рассмотрение сессий. Так, в Ленинжольском аулсовете Келесского района (руководитель Махамбетова) добилась хороших результатов. На своем заседании заслушивали директоров школ по вопросам обеспечения топливом на зиму и ряд других вопросов. В результате правильной постановки вопросов все школы аула значительно улучшили свою работу и ликвидировали отсев [5, л. 335].

К числу школьных комиссий, которые неплохо организовывали свою работу и справлялись с стоящими перед ними задачами, можно отнести и комиссию Куйбышевского сельсовета Коктерекского района Жамбылской области (руководитель Альтекова). Комиссия активно участововала во всей работе Совета в тесной связи и выдвинула насущные вопросы на обсуждение сельсовета [6, л. 15].

В годы Великой Отечественной войны с новой силой раскрывались благороднейшие качества учителей. Они, работаля подчас в неотапливаемых и плохо оборудованных помещениях, при недостатке учебников и учебно-методической литературы свято выполняли свой долг советского педагога, повышали качество школьной работы и учили подрастающее поколение любить свою священную Родину и ненавидеть ее врага.

Трудности военного времени коснулись высших и средних специальных учебных заведений: сократилась их численность, ряд учебных заведений был закрыт, другие объединены, ускорилась подготовка квалифицированных кадров за счет сокращения сроков обучения и т.п. По вполне понятным причинам удельный вес женщин в составе студентов вузов, техникумов и училищ заметно увеличился [7,    с. 108]. Этому в значительной мере способствовало и то, что правительство республики провело ряд специальных мероприятий, облегчавших девушкам-казашкам поступление в вуз. Уже с апреля 1942 г. начали функционировать созданные НКП Казахской ССР 4-х месячные курсы подготовки в вузы девушек-казашек на 330 человек. Для этой цели было выделено 279 тыс.руб. В 1943 г. были вновь организованы такие курсы и на их содержание выделено 277 тыс.руб. [8, л. 291; 128; 14; 27].

В 1944 г. был открыт специальный женский национальный вуз – Казахский государственный педагогический институт с тремя факультетами: физико-математический, исторический, языка и литературы. В следующем 1945 г. был открыт еще один факультет – географический [9, с. 118]

Наряду с КазЖенПИ, несмотря на сокращение сети вузов и на крайне ограниченные материальные возможности, вызванные войной, в Казахстане организовывались новые вузы: в 1941 г. Алма-Атинский институт иностранных языков, в 1943 г. в Чимкенте – технологический институт строительных материалов, в 1944 г. – Казахская государственная консерватория им. Курмангазы и Казахский государственный институт физической культуры.

Огромное значение в дальнейшем развитии высшего и среднего специального образования в Казахстане имело прибытие в республику высших и средних специальных учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Киева, Таганрога, Ялты, Орла и других городов. Совнарком Казахской ССР и местные Советы республики принимали меры по размещению этих учебных заведений, предоставлению им учебных помещений и жилья для профессорско-преподавательского состава и студентов. Так, в ноябре 1941 г. из Москвы в г.Петропавловск были эвакуированы 2 вуза – Московский институт земледелия и Ветеринарный институт, которые вскоре полностью развернули свою работу и в 1942 г. выпустили 135 ветеринарных врачей и 35 инженеров-геодезистов и инженеров-землеустроителей [10, л. 13, 60].

Ленинградский юридический институт эвакуированный в Жамбыл, в 1943-1944 учебном году за хорошую учебно-производственную работу был награжден Почетной Грамотой республиканского Комитета Союза высшей школы. Профессорско-преподавательский состав института принимал активное участие в пропагандистской работе и за время пребывания прочитал перед населением города и области свыше 700 лекций и докладов [11, л. 20 об].

В Семипалатинске были размещены Московский химико-технологический институт. Московский институт холодильной промышленности и филиал Ленинградского института холодильной промышленности, Московский геолого-разведочный и Харьковский фармацевтический и другие институты [12, лл. 55, 64, 58]. Киевский и Харьковский университеты объединились и обосновались в Кзыл-Орде [13].

До последнего времени в исторической литературе не было единого мнения о количестве эвакуированных в Казахстан высших учебых заведений. Так, по мнению Сулейменова Р.Б., в республику было эвакуировано 36 высших и средних учебных заведений. Тастанов Ш.Ю. подсчитал 40 специальных учебных заведений, из них 22 вуза. На наш взгляд, наиболее точные и полные сведения содержатся в диссертации Бисенбаева А.К., которому на основе различных источников удалось установить, что количество размещенных в республике вузов достигает 31 [14].

Во всех вузах республики учебная работа проходила в строгом соответствии с учебными планами военного времени. Перед профессорско-преподавательским составом встала задача значительно повысить эффективность занятий, более рационально использовать каждый час учебного времени, как можно лучше организовать самостоятельную работу студентов. Усиливалось внимание к вопросам патриотического воспитания и военно-физкультурной подготовки студентов, в основу которой была положена программа всеобуча.

Несмотря на трудности военного времени за период с 1941 по 1945 г. численность студентов вузов Казахстана возросла почти в полтора раза, т.е. с 10,4 тыс. в 1941 г. до 15 тыс. в 1945 г [15].

Особой заботой Советы Казахстана окружили работников науки, литературы и исскуства. Так, при исполкоме Кустанайского областного Совета была создана областная постоянно действующая комиссия по улучшению материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства в составе 9 человек. Аналогичные комиссии создавались и в районах [16, л. 455]. Эти комиссии осущесвляли контроль и наблюдение за созданием нормальных материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства, оказывали через соответствующие организации систематическую помощь в удовлетворении нужд самих работников и членов их семей.

С самого начала Великой Отечественной войны Советы Казахстана уделяли большое внимание работе курьтурно-просветительных учреждений, содержание которой было направлено на то, чтобы в каждом советском человеке воспитать чувство социалистического патриотизма, личной ответственности за судьбу Родины.

В годы войны советские органы республики созывали совещания работников культурно-просветительных учреждений. Так, на областном совещании политико-просветительных работников Жамбылской области (февраль 1943 г.) обсуждался вопрос “О задачах политико-просветительных учреждений в условиях Великой Отечественной войны” [17, л. 96].

Наиболее распространенной формой политико-массовой работы депутатов, агитаторов и пропагандистов являлись коллективная читка газет, коллективное прослушивание последних известий, лекций, беседы, широко использовали наглядные средства агитации – боевые листки, плакаты, фото-газеты, информации, молнии и т.п.

Работники библиотек организовывали книжные выставки, рекомендательные списки литературы по военной тематике, усилили массово-политическую и культурно-просветительную работу среди населения. Особое внимание обращалось на обслуживание производительных и сельскохозяйственных предприятий, призывных и агитационных пунктов передвижными библиотеками военно-оборонной и политической литературой. Одной из важнейших задач клубных и библиотечных работников в годы войны являлось обслуживание раненых бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Так, работники культурно-просветительных учреждений Северо-Казахстанской области за три месяца (с 15 января по 15 марта 1943 г.) провели в госпиталях 160 политбесед и 240 политинформаций на темы: “Задачи Красной Армии и советского народа в Отечественной войне”, “Морально-политические резервы в современной войне”, “Полезная дисциплина – основа Красной Армии”, “Ленин – организатор Красной Армии”, “Разгром немцев под Сталинградом”, “Дружба народов СССР – залог нашей победы” и ряд других. За это время силами артистов и участников художественной самодеятельности дано 65 концертов [18, л. 20].

В годы войны широкую и плодотворную, культурно-просветительную деятельность развернули театральные и музыкальные учреждения. Это особенно хорошо можно проиллюстрировать на примере работы Семипалатинского русского драматического театра. Коллектив театра с началом войны пересмотрел свои творческие планы, полностью переключив свой репертуар на пьесы о войне, о героизме советских людей, о борьбе с фашизмом. С ноября 1941 г. по июнь 1942 г. театр был переведен в г.Аягуз. За этот период коллектив театра показал зрителям “Крылатое племя” Первенцева, “Накануне” Афанасьева, “Поздняя любовь” А.Островского, “Коварство и любовь” Шиллера и др.

До июня 1943 г. театр работал в Урджаре, где были поставлены “Русские люди” К.Симонова, “Нашествие” Л.Леонова и др. Новый театральный сезон коллектив открыл 3 октября 1943 г. спектаклем “Жди меня” К.Симонова [19, лл. 100-103].

Весьма положительную культурно-воспитательную роль в дальнейшим развитии театрального искусства Казахстана сыграли творческие коллективы, эвакуированные в республику. Местные советские органы помогали и в размещении на новом месте. Чтобы разумно и целесообразно разместить эвакуированные в республику театры и музыкальные учреждений, пришлось переместить местные театры. Так, Семипалатинский русский драмтеатр временно был переведен в Аягуз, несколько позже в Урджар; Карагандинский – в г.Балхаш. На место этих театров развернули свою работу Киевский ордена Ленина Украинский театр им.Ив.Франко и Киевский Государственный Академический театр. Всего в республику было эвакуировано 23 театральных учреждений [20].

Таким образом война не могла остановить культурное строительство. Многонациональная советская культура в этот период доказала свою огромную жизнеспособность и действенность. Как справедливо подчеркивает академик Р.Б.Сулейменов, это, во-первых, появлялась в том, что уже в первые дни суровой годины вся культурная деятельность нашего государства была успешно перестроена на военный лад, деятели советской культуры, армия народной интеллигенции смогли внести в этот период весомый вклад в победу над сильным и коварным врагом. Во-вторых, несмотря на исключительные тяготы и лишения, мобилизацию всех сил и средств на защиту социалистического Отечества, культурное строительство в стране было замедлено, но не остановлено вовсе, культурная революция продолжалась [21, с. 380].

Особенностью культурно-просветительной деятельности советских органов в тот период являлись нацеленность всей жизни народа на достижение победы над врагом. Усилия Советов и их депутатов были направлены на заботу о войнах Красной Армии, о тех, кто преграждал путь полчищам врага, на пропаганду военных знаний и проведение всеобщего военного обучения.

Работники культурно-просветительных учреждений регулярно бывали на полевых станах колхозов, совхозов, в госпиталях, на призывных пунктах. Они проводили там беседы, выпускали стенные газеты, боевые листки, выдавали книги, организовывали концерты профессиональных артистов и коллективов художественной самодеятельности.

Организационное руководство политико-просветительной работой на местах осуществлялось отделами народного образования и культуры исполкомов областных, районных и городских Советов.

 

Литература:

1. Седьмая сессия Верховного Совета Казахской ССР. Алма-Ата. 1946.

2. Центральный Государственный Архив РК (далее ЦГА РК). ф.1137. оп.6. д.18.

3. Измайлов А. Просвещение в республиках Советского Востока. Москва: Педагогика, 1973. 368 с. Педагогика. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане – Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с.

4. Государственный Архив Северо-Казахстанской области (далее ГАСКО). ф.1189. оп.13. д.62.

5. ЦГА РК. ф.1109. оп.5. д.74.

6. Государственный Архив Жамбылской области (далее ГАЖО). ф.399. оп.1. д.368.

7. Тастанов Ш. Советский опыт формирования и развития интеллегенции ранее отсталых народов. Алма-Ата: Казахстан, 1975. 200 стр.

8.  ЦГА РК. ф.1137. оп.7. д.3; оп.8. д.1; д.4; оп. 10. д.6.

9.  Кунантаева К. К вершинам знаний. (развитие женского образования в  

 Казахстане. 1920-1977) Алма-Ата: Казахстан, 1978. 136 стр.

10.  ГАСКО. ф.1189. оп.13. д.62.

11.  ГАЖО. ф.282. оп.2. д.706.

12.  ГАГС. ф.409. оп.1. д.845. д.851.

13.  Паначин Ф. Педагогическое образование в СССР. Москва:, Педагогика, 

 1975, 225 с.106; Тастанов Ш. Указ.работа, с.111.

14. Сулейменов Р. Указ.работа, с.391; Тастанов Ш. Указ.работа, с.111; Бисенбаев А. Деятельность научных учреждений и высших учебных заведении Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Автореферат дисс. на соиск.уч.степени канд.ист.наук. Алма-ата, 1984. с.15.

15.  История Казахской ССР. Эпоха соцализма. Алма-Ата, 1963. 910 стр. с.636; Тургумбаев А. От безграмотности – к высотам образованности. Алма-Ата. 1979. с.41.

16.  Государственный архив Костанайской области (далее ГАКоО). ф.268. оп.1. д.522.

17. ГАЖО. ф.282. оп.1. д.548.

18. ГАСКО. ф.22. оп.3. д.307.

19. ГАГС. ф.409. оп.409. д.954.

20. Казахстан в период Великой Отечественной войны. Советского Союза. 1941-1945: Сборник документов и материалов: В 2 г. Т.1. июнь 1941-1943 гг. Алма-Ата: Наука, 1964. 596 стр. Т.1, с.402; ГАГС. ф.409. оп.1. д.954. лл.76-78; Госархив Карагандинской области (далее ГАКО). ф.18. оп.1. д.646. л.164; ф.1268. оп.1. д.81. л.184; Козыбаев М. – Указ.работа, с.211; Сулейменов Р. Указ. работа, с.393.

21. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане – Алма-Ата: Наука, 1972. 494 с.

 

УДК 378.147

Сабирова Л. А.

 Ассистент НГПУ (Набережные Челны, Россия) 

 

ПОДГОТОВКА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Аннотация. За годы Великой Отечественной войны в системе среднего медицинского образования ощущался острый недостаток преподавателей, квалифицированных кадров. Произошло ослабление материальной базы, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним медицинским образованием. В военные годы фельдшерско-акушерские школы испытывали значительные трудности в реализации учебных планов и программ. В этих условиях фронту нужны были медработники, и школы подготавливали несколько ускоренных выпусков. Многие воспитанники школ, возвращая в строй раненых бойцов, способствовали сохранению численности и боеспособности Красной Армии. Сложно переоценить роль медицинских работников, которые спасали жизни людей: военных и гражданских, взрослых и детей.

Ключевые слова: Фельдшерско-акушерская школа; Красная Армия; Великая Отечественная война; система здравоохранения; образование; фонд обороны.

 

За 79 лет много самых разных событий пережила Россия: война, разруха и голод, восстановление страны из руин, мирное строительство. Многое из того, что было создано ранее, перестало существовать. Время не тронуло фельдшерско-акушерскую школу. Она существовала всегда. Конечно, и здесь происходило изменения. В советский период школа называлась Медицинский техникум, с 1935 года техникум вновь становится фельдшерско-акушерской школой, а с сентября 1954 года – медицинским училищем. Названия менялись, но оставалось главное: здесь всегда учили не только профессии, но и милосердию, состраданию, готовности в любую минуту прийти на помощь.

Выпускники 1940-х годов мечтали лечить людей, строили планы на будущее. Но многому из задуманного не суждено было сбыться. Ученики фельдшерско-акушерской школы первыми уходили на фронт. «Сестрички» выносили раненых с поля боя, спасали жизни бойцам. Годы Великой Отечественной войны были наиболее тяжелым периодом в жизни страны. Схватка с сильным и жестоким врагом потребовала величайшего напряжения сил, мобилизации всех ресурсов страны. Свой вклад в дело Победы внесли и работки советского здравоохранения – врачи, фельдшера, медицинские сестры.

На основании приказа Наркомздрава РСФСР от 2 декабря 1941 г. за № 537 с 1 апреля 1942 г. на базе военных госпиталей и больниц открывались курсы по подготовке медицинских сестер по уходу за ранеными бойцами и офицерами. Причиной их создания являлось плохая работа сестер по оказанию помощи данной категории больных.

В связи с острой необходимостью здравоохранения в специалистах на период военного времени нужно было увеличить число детских врачей, медицинских и патронажных сестер. В сложившейся ситуации снижение детской заболеваемости и смертности в нашей стране являлось сложнейшей проблемой для органов здравоохранения, медицинских работников и всего Советского государства [3, с. 35].

Медики, несмотря на тяжелые материальные, жилищные и социальные условия в годы Великой Отечественной войны, отдавали все силы и здоровье для лечения военнослужащих и гражданского населения.

Учебный год (1941-1942 гг.) в условиях военного времени был сложным и тяжелым. Занятия проводились по новым сокращенным программам. Обучение на фельдшерском отделении сократилось до 1,5 года, на акушерском – до 2 лет. Рабочий день удлинялся, учебный год сокращался. Летние каникулы длились 1 месяц, зимние – неделю.

Изменились учебные программы: дисциплины, имеющие военное значение, стали ведущими. Были исключены общеобразовательные предметы: математика, русский язык, история, экономические география. Особое внимание уделялось военно-санитарным дисциплинам, хирургии, инфекционным болезням, военной гигиене, санитарной тактике. Разумеется, сокращение курсов носило временный характер, по мере улучшения военной обстановки начинали работать по переходному пути – 2 года, а с осени 1942 г. набранные студенты обучались уже по прежней трехгодичной программе [1, с. 100].

В годы войны значительно ухудшилось условия учебы и быта. Большинство школ отдавали свои здания под госпиталь. Работать, учиться в условиях военного времени было нелегко, холодные, плохо отапливаемые и слабо освещаемые классы, перебои с мелом, чернилами, тетрадями, бесконечные смены преподавателей. Несмотря на это, учащиеся продолжали, занимались наукой и общественной работой, оказывали посильную помощь фронту. К примеру, в 1941 г. учащиеся Ульяновской фельдшерско-акушерской школы были направлены на строительство оборонных рубежей, на сельскохозяйственные работы, они трудились на лесозаготовках, разгружали торф, зимой оказывали постоянную помощь железной дороге в борьбе со снежными заносами. За пять военных месяцев 1941 г. 3-й курс отвлекался на эти работы 48 дней, а 1-й и 2-й курсы – 51 день. Проявлением высокого патриотизма, заботы о Красной Армии явилось участие преподавателей и учащиеся в создании фонда обороны. Деньги, заработанные на воскресниках, по инициативе комсомольской организации были переданы на строительство танковой колонны имени Куйбышева. Учащиеся собрали 980 рублей для постройки эскадрильи самолетов «Родина Ильича» и 4800 рублей – эскадрильи самолетов имени Куйбышева [2, с. 147].

В школах активно проводились сборы теплых вещей для бойцов Красной Армии. На фронт комсомольцы отправляли посылку с теплыми вещами и медикаментами для партизан. Эта благотворительная работа продолжалась и в последующие годы. Учащиеся-девушки принимали активное участие в воскресниках по стирке и починке белья для бойцов Красной Армии, готовили доклады на различные темы, с которыми выступали перед рабочими, железнодорожниками, колхозниками и ранеными, выпускали стенную газету.

Фронту нужны были медицинские работники, и школа подготовила несколько ускоренных выпусков. Далее выпускников вызывали в военкомат для заполнения бланков и форм, и направлялись в дивизии. В штабе дивизии прибывших сразу распределяли по полкам на должности командиров санитарных взводов стрелковых батальонов. Там же усиленно учили военным наукам, главным образом медицинской тактике, выносу раненых с поля боя, учили оказывать первую помощь в условиях боевых действий, обустройству батальонных медпунктов.

Добровольцами на фронт уходили не только выпускники прошлых лет, но и многие преподаватели. В этих условиях количество штатных сотрудников школы сокращалось, часть медицинских работников оставляли в госпиталях, многие отбыли на фронт – в медсанбаты и полевые госпитали.

Выпускники училища воевали на всех фронтах, за линией фронта – в партизанских отрядах, работали в блокадном Ленинграде, прошли через фашистские концлагеря. Возвращая в строй раненых бойцов, медицинские работники пополняли ряды армии, способствовали сохранению ее численности и боеспособности [2, с. 148].

Значение фельдшерско-акушерских школ в системе здравоохранения очень велико. Прежде всего, это подготовка медработников среднего звена по широкому спектру соответствующих медицинских специальностей. Это позволило призвать в действующую армию сотни подготовленных специалистов.

Работать было трудно: не было антибиотиков, обезболивание проводилось только с помощью новокаина, перевязочный материал стирали с песком и глиной, отсутствие электричества, палаты освещались коптилками, операционные и перевязочные – керосиновыми лампами, но, несмотря на все трудности, результаты лечения были высокими.

В госпитали ежедневно потоком с водного и железнодорожного транспорта прибывали раненные. Надо было их доставить в госпиталь, вымыть, согреть, напоить, накормить, поднять в палаты. После ночного приема медработники вставали за операционный стол, делали по 15 операции в день, а затем снова принимали другую партию раненых. Врачи и медсестры работали сутками, почти без отдыха.

В тяжелые военные годы фельдшерско-акушерские школы проявило всеобщий героизм. Великая Отечественная война была серьезным испытанием для всего советского народа, где наш народ это испытание выдержал с честью. Несмотря на нехватку медикаментов, воды, постоянных газовых атак, медики самоотверженно боролись за жизнь раненых и больных, возвращая их в ряды защитников Родины.

 

Литература:

1. История медицинского колледжа: [моногр.]. Ч. 1 / Е.Г. Шилова и др.; под ред. Е.Г. Шиловой. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 140 с.

2. Страницы истории здравоохранения Симбирской губернии и Ульяновской области: [моногр.] / под ред. В.И. Горбунова, Г.В. Возженниковой, В.К. Земскова, И.Н. Исаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 576 с.

3. Яремчук О.В. Очерки об истории Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной (1867-1945 гг.). I т. / Р.С. Серебряный, В.Н. Варламенков, О.В. Яремчук, К.В. Фролова, М.В. Матвиенко, А.А. Гвоздев // Монография. «Издательство СНЦ». - Самара, 2017. – 125 с.

 

УДК 37.042

Савельева Ю. В.

Педагог дополнительного образования ДО ЦДТ «Глобус»

(Уфа, Россия)

 

РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Аннотация. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, изменения содержания социокультурной жизни подрастающего поколения, принципов и форм функционирования образовательных учреждений, а также средств массовой информации, детских и молодежных организаций. Все это предопределило значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогической общественности, но и в целом российского социума.

Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание [1]. Развитию патриотических чувств, способствует учреждения дополнительного образования, общеобразовательные школы, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социальные нормы поведения. У обучающихся отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других наций.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог, гражданско-патриотическое воспитание.

 

Особое место в гражданско-патриотическом воспитание занимает дополнительное образование. В Центре Детского Творчества «Глобус» активно реализуется работа гражданско-патриотического воспитания. Целью этой работы заключается в воспитании патриотов России. В центре функционируют такие занятия дополнительного образования как «стрельба из традиционного лука», «этно-арт скульптура», «башкирский народный танец», другие хореографические коллективы и занятия декоративно-прикладного творчества, где создаются все условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции. Разнообразные виды деятельности, охватывают весь педагогический процесс.

Ежегодно в центре детском творчества проходят мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию подрастающему поколению. Воспитанники центра детского творчества активно принимают участие в мероприятиях: «День Победы», Акция «Музей в чемодане», «Военно-спортивные соревнования», акции добра. Так же проводятся мероприятия с Советом Старшеклассников, где они проявляют свои личные качества, знания. Целью патриотического воспитания в нашем Центре Детского Творчества является развитие у детей социальной активности, гражданской ответственности, становление личности. Педагогам даны большие возможности в воспитании детей, которые реализуются через деятельность различных объединений. С 2017 года в Центре активно реализуется программа «Юнармия». Юнармия позволяет увидеть и понять то главное, что действительно важно в этом возрасте: любовь к Родине, любовь к своей семье, творческая самореализация, добровольчество, осознанный выбор профессии.

Документы о школе военных лет показывают, что учащиеся, овладевая знаниями, помогали фронту и освобожденным районам, летом трудились на колхозных полях (док. №№ 158, 183). Особая забота проявлялась об обучении и воспитании эвакуированных детей (док. 159, 164). В те суровые годы продолжалась подготовка специалистов в вузах республики. Студенты после занятий шли в госпитали помогать раненым, трудиться на заводах и фабриках, заготавливать топливо. Было голодно и холодно, но учеба не прерывалась. В вузах велась активная научно-исследовательская работа в основном по оборонной тематике (док. №174,178). Документы свидетельствуют о тяжелом материальном положении работников культуры в годы войны. В те суровые года литераторами, художниками, композиторами были созданы замечательные произведения, артисты театров выезжали на фронт, выступали в госпиталях, на заводах и фабриках [2]. Несмотря на тяжелое время, учеба, работа педагогов не была приостановлена.

Педагог – ключевая фигура в воспитании патриотизма. Деятельность педагогов в воспитании истинного патриота своей страны трудно переоценить, воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания. Педагоги дополнительного образования, которые тесно связаны с деятельностью музеев боевой славы, спортивных объединений имеют широкие возможности патриотического воспитания.

Педагоги используют самые разнообразные формы и приемы учебной воспитательной работы. В системе воспитательной работы важное место должно занимать углубленное изучение родного края, привязанность к тем местам, к своей земле, к родине. Формирование патриотизма способствует участие детей в художественно-творческой деятельности. Самое главное в воспитание нравственных чувств – это проявление их в реальных поступках.

Нельзя оставить без внимания и психолого-педагогические особенности детей. В среднем школьном возрасте начинают меняться критерии, по которым дети оценивают себя, окончательно формируется самооценка и само сознание. У подростков обостряется желание выделиться чем-то среди сверстников, они становятся более критичными. В такой период, важным является выявить группу риска. К группе риска относятся подростки, которые нуждаются в психологической поддержке. В эту группу, прежде всего, входят дети, которые испытывают трудность в самоутверждении [1, с. 109].

Сама деятельность по становлению гражданско-патриотического воспитания должна иметь конкретную структуру, по которой должен действовать педагог, что будет способствовать самореализации личности, ее развития. В результате гражданско-патриотического воспитания реализуется через деятельность объединений дополнительного образования. Применения разнообразных форм проведения занятий позволяют выстроить свою работу так, чтобы дети вышли в жизнь с твердой позицией, что они патриоты нашей Родины.

Таким образом, педагог, играет огромную роль в воспитание патриотизма, от его личностных качеств, знаний, зависит, усвоят ли учащиеся значение патриотизма, будут ли им руководствоваться, станут ли истинными патриотами Отечества.

 

Литература:

1. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Под ред. Г.Д. Иргалина и Г.Р. Мухаметдинова. – Уфа, 1995.

2. Воспитательной работе – профессиональный подход: Методическое пособие в помощь зам. командиров по воспитательной работе, организаторам общественно-государственной подготовки и информирования личного состава. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с.

3. Веденеева Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20).

4. Закон РФ «О днях воинской Cлавы России».

5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Удк 37.018.5

Салихов Т. Р.

 БГПУ им. М. Акмуллы, аспирант (Уфа, Россия)

Деловая игра как форма социальной адаптации студентов в Исламских учебных заведениях

 

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем классификацию деловых игр и особенности их применения в образовательной среде исламского учебного заведения. Деловые игры в профессиональном образовании строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого студента и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Ключевые слова: деловая игра, исламское образование, метод обучения, игровые методы в исламском образовании.

 

Процесс социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях (медресе и исламские ВУЗы) является достаточно сложным, динамическим и многосторонним процессом. К сожалению, в мусульманской образовательной практике данной проблеме не всегда уделяется значительное внимание [1, 2]. Если по данным исследований в ежегодный «отсев» студентов в российских вузах в среднем составляет от 10 до 21 %, то в системе мусульманского образования эти цифры в отдельных случаях могут доходить до 60 %. Во многом это обусловлено отсутствием продуманной системы социальной адаптации студентов к среде медресе или университета и ее социальному окружению [9].

Приведенные данные свидетельствуют об актуальности изучения проблемы социальной адаптации студентов в исламских учебных заведениях на основе педагогической и религиозной поддержки, способствующей выявлению трудностей и разрешению личных проблем студентов, определению возможных путей их дальнейшего личностно-профессионального становления как служителя культа мусульманского вероучения. Использование новых подходов в образовательной практике позволит студентам безболезненно войти в образовательную и религиозную среду, социальное окружение, поможет справляться с учебными, исследовательскими, творческими задачами и освоиться в будущей профессии. Одним из таких подходов является деловая игра.

Деловая игра как метод активного обучения является одним из наиболее эффективных в современном профессиональном образовании. Впервые она была использована в 1932 году М.М. Бирштейном в городе Ленинград. В дальнейшем игровой метод получил широкое распространение и внедрение в США, Канаде, Англии, Франции, Германии, Польше, Японии, и др. К 1991 в мире насчитывалось более 2000 видов деловых игр, причем значительная часть их использовалась в СССР и США.

Разработкой теории и практики деловой игры на современном этапе развития методики профессионального обучения в вузе занимаются А.А. Вербицкий [3], С.А. Габрусевич,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.072 с.)