Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу о «европейском гуманизме»:
ИЗ ИСТОРИИ ОДНОЙ СЕМЬИ Аннотация. В данной статье автор представляет материалы для открытого урока, классного часа, тематического вечера, раскрывающие сущность «европейского гуманизма», ярко проявившего свой звериный оскал в годы оккупации Смоленской области немецко-фашистскими захватчиками. В качестве примера приводятся исторические данные об отношении оккупантов к семье Гагариных, в которой к началу Великой Отечественной войны было четверо детей, среди которых и маленький Юра – будущий первый космонавт Земли, на себе испытавший все «прелести» нового порядка. Ключевые слова: дети, семья Гагариных, оккупация, жестокость, война, материнская любовь.
2020 год объявлен указом Президента России В.В. Путиным Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне [5]. И это связано не только с тем, что данный год является юбилейным, а, значит, будет отмечен целым комплексом торжественных мероприятий на разных уровнях, а еще и с тем, что усиливается поток ложной информации о роли и значении советского народа во Второй мировой войне, и все чаще в различных европейских странах, кстати, освобожденных Красной армией от фашизма, звучат высказывания государственных и общественных деятелей различного толка о пересмотре итогов Второй мировой войны, о роли Советского Союза в освобождении Европы от коричневой чумы, о «справедливости» послевоенного мироустройства. В этом плане перед нами – деятелями науки, образования, культуры – как раз и стоит важнейшая задача: продолжить дело сохранения памяти уже ушедших свидетелей войны и донести до современного подрастающего поколения всю правду о самой жестокой войне, об ужасах фашизма и о том, что именно советский солдат внес самый значительный вклад в Великую Победу. Сегодня мы наблюдаем за возрождением системы политической манипуляции, заложенной еще министром пропаганды Третьего рейха Й. Геббельсом. Как отмечает историк А.А. Галкин: «Геббельсом был сформулирован ряд ее принципов, которые и поныне считаются классическими. Среди них принцип размаха и концентрации, согласно которому заранее отобранные лозунги должны внедряться в сознание населения последовательно и методично, принцип простоты, исходящий из того, что массовое сознание в наибольшей степени открыто примитивным постулатам, освобожденным от нюансов и не требующим аргументации…» [1, с. 11]. Не секрет, что данные принципы взяты на вооружение западными идеологами. Наша задача – не допустить ревизии итогов Второй мировой войны и наглядно показать, какой «европейский гуманизм» нес фашизм на захваченные территории. Поэтому в нашей статье мы будем опираться на педагогический метод освещения фактов, разработанный в свое время членом-корреспондентом АПН СССР А.Е. Кондратенковым и названный им «дидактикой живого примера» в противоположность «дидактике поучения и усвоения абстрактных предписаний» [2, с. 5]. Данный метод позволяет педагогу, используя современные цифровые технологии, погрузить учащихся в соответствующую эпоху, чтобы они глазами очевидцев смогли увидеть, проанализировать и понять всю сложность и трагизм происходивших более 75 лет назад событий.
Профессионализм педагога будет заключаться в том, чтобы, погружая учащихся в событийное пространство, вести рассказ от имени ребенка того возраста, который соответствует возрасту детей данного класса. В нашем случае это может быть и ученик начальных классов (на момент начала войны младшему и среднему сыновьям семьи, о которой пойдет речь, исполнилось 5 и 7 лет соответственно), и пятиклассник-шестиклассник (дочери 12 лет), и даже старшеклассник (старшему сыну 15 лет) к началу войны. Ниже нами приводится исторический материал, который правдиво может показать весь ужас «европейского гуманизма», принесенного в 1941 году на нашу землю фашистскими оккупантами. Смоленское село Клушино было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками 12 октября 1941 года. До этого враг топтал эту землю в период наполеоновского нашествия в далеком 1812 году. Сколько времени прошло, сколько новых поколений народилось. Гагарины в селе основались давно. Поженившись в 1923 году, Алексей Иванович и Анна Тимофеевна жили дружно. И когда жизнь наладилась, один за другим пошли в семье дети. Старший сын Валентин родился в 1927 году, затем в 1929 году появилась на свет дочь Зоя, второй сын Юра, 1934 года рождения, из Гжатского роддома был привезен в новый добротный деревянный дом, построенный Алексеем Ивановичем после создания в селе колхоза [4, с. 8]. И, наконец, Боря, младший сын, вошел в жизнь семьи Гагариных в 1936 году.
Во время оккупации семья Гагариных ютилась в землянке, вырытой в огороде. Фашисты выгнали многодетную семью из собственного дома и открыли в нем мастерскую по ремонту и зарядке аккумуляторов для автотранспорта. Сейчас землянка восстановлена: невозможно поверить, что здесь почти полтора года ютились шесть человек на площади в несколько квадратных метров. Конечно, кто-то может сказать: подумаешь, землянка. Не убили же. Этим скептикам нужно знать о тех зверствах и издевательствах, которым захватчики подвергли семью Гагариных. В аккумуляторной мастерской обосновался немец Альберт. В народе его окрестили Чёртом. В январе 1942 г., после разгрома под Москвой, настроение в немецких частях упало. Это сказалось на отношении к мирному населению на оккупированных территориях. Чёрт норовил отвесить затрещины младшим детям семьи Гагариных, Юре и Боре, а то и еще хуже – плеснуть кислотой, причем все норовил попасть в лицо. Однажды дети затеяли игру. Увлеченные, они не заметили, как к ним подкрался Чёрт. Оккупант схватил Борю за шиворот, обмотал вокруг шеи шарф и повесил пятилетнего ребенка на яблоневый сук как елочную игрушку. Засмеялся и побежал в дом. Боря захрипел. Юра несколько раз подпрыгнул, стараясь снять брата, но не достал. В слезах бросился к матери. Чёрт вернулся с фотоаппаратом и начал щелкать снимки один за другим. У повешенного ребенка глаза лезли из орбит – это показалось «цивилизованному европейцу» забавным. Прибежала мать, страшно закричала, оттолкнула немца, пытавшегося преградить ей дорогу, развязала узел – дергать было нельзя… Борю принесли в землянку почти безжизненного. После этого он больше месяца не мог ходить – отлеживался и ночами страшно кричал во сне. Не менее дикий случай произошел позднее. Гагарины возделывали небольшой огородик. Весной 1942 г. им удалось посеять на нем немного ржи, раздобытой всеми правдами и неправдами. Стоит ли говорить, что вся семья, как могла, берегла взошедшие посевы. В тот недобрый летний день Анна Тимофеевна с Юрой были как раз на огороде. Мальчик пропалывал картофельные грядки, его мать окашивала канаву – они старались насобирать корма своей корове Зорьке (вся другая скотина с личного подворья Гагариных была отобрана «цивилизованными европейскими оккупантами»). Неподалеку остановилась крытая повозка, возница-немец выпряг битюга, а сам прилег в траве отдохнуть. Конь походил-походил, да и направился к делянке Гагариных за вкусной рожью. Юра шуганул битюга, тот заржал. Подошел немец, взял из рук ничего не подозревающей женщины косу, поцокал языком, примерился и что есть силы ударил Анну Тимофеевну по ногам. Несчастная рухнула буквально подкошенная. Трава окрасилась кровью. Юра вцепился в палача, тот отбросил его и ударил ногой. Мальчик упал. Немец снова начал примериваться уже к нему… «Беги, Юра, зарубит!...», - кричала мать. Тут возницу с косой окликнул офицер, подъехавший на мотоцикле. Садист бросил окровавленный инструмент и вытянулся во фронт, отдавая честь. Потом он что-то сбивчиво начал объяснять старшему по званию. Анна Тимофеевна сидела на земле и рвала нижнюю юбку, чтобы перевязать раны. Кровь не унималась. Офицер кивнул, услал убийцу запрягать лошадь, а Юре на ломаном русском велел бежать за помощью – встать самостоятельно мать уже не могла.
Анна Тимофеевна долго болела. Весь урожай с крестьянского огорода немцы забрали. Отступая, они также забрали весь скот с сельских подворий, в том числе тощую корову Зорьку. …Наступил 1943 год, ставший годом коренного перелома в войне. Люди жили надеждой на победу. Представьте, как тяжело было нашим гражданам на оккупированной территории. В феврале 1943 г. полицаи обманом заманили клушинскую молодежь в Гжатск – мол, сильные заносы, надо расчистить снег. Когда колонна прибыла в город и остановилась на центральной площади, комендант через переводчика зачитал приказ: все юноши мобилизованы в специальную часть, им надлежит двигаться на запад. Под усиленной охраной парней повели из города. Представьте ужас матери: через несколько дней забрали и Зою. Ее тоже отправили в неволю – в женской колонне. «Есть такое выражение: глаза все повыплакала. Оказывается, оно-то буквальное. Скоро я стала замечать, что у меня с глазами творится что-то неладное…», - вспоминала Анна Тимофеевна [3, с. 15]. Валентину, которому на тот момент исполнилось 17 лет, удалось сбежать на этапе в Белоруссии. Он долго пробирался к своим, наткнулся на нашу танковую часть. Уже на фронте он получил письмо из дома: «… Еще сообщаем тебе, что сестре твоей Зое, как и тебе, выпало счастье убежать от проклятого немца, и сестра тоже пошла в красные бойцы…» [3, с. 15]. Валентин воевал башенным стрелком в Т-34, вернулся домой в 1947 г., Зоя – весной 1946 года. Уже после полета Юрия Гагарина в космос его учителя вспоминали в многочисленных интервью о том, что учась в школе, Юра так проникновенно читал монолог Олега Кошевого из «Молодой гвардии», что всем казалось, что речь идет о его матери и тех испытаниях, которые выпали на ее плечи: «Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки…». Поистине судьба семьи в судьбе страны. Его знаменитая улыбка ознаменовала целую Эпоху развития человеческой цивилизации. И как же нужно любить своих родных и близких, чтобы так легко распахнуть душу всему миру.
Отец, Алексей Иванович, умер 30 августа 1973 г. В 1977 г. не стало тяжело болевшего Бориса. Анна Тимофеевна тихо ушла в мир иной 12 июня 1984 года. Ей было 80… Кто-то может спросить: А в чем же здесь подвиг, где героизм? Ответ, наверное, покажется странным: Он в вере в себя, в свой народ и великую победу, что помогла нашим семьям, оказавшимся в оккупации, выжить, сохранив детей для других подвигов и побед. Подводя итог, мы констатируем, что представленный «живой пример» как педагогический метод полного погружения в действительность может помочь в подготовке интересных неформальных творческих дел, приуроченных к 75-летию Великой Победы. Пример семьи Гагариных (как и примеры тысяч и тысяч советских людей) может в полной мере раскрыть не только подвиг защитников Отечества, но и детей войны.
Литература: 1. Дневники 1945 года. Последние записи Й. Геббельса: Пер. с нем. / Вступ. слово и общ. ред. А.А. Галкина. – Смоленск: Русич, 1993. – 416 с. 2. Кондратенков А.Е. Педагогика в картинах реальной жизни. – Смоленск: Смядынь, 1993. – 448 с. 3. Муханов С. Космическая мама // Смоленская газета. 2017. № 15 (1205), с. 14-15. 4. Муханов С. Отец Гагарина // Смоленская газета. 2017. № 13 (1203), с. 8. 5. Указ «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» от 8 июля 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60954 (дата обращения: 19.02.20).
УДК 37.017.4 Сергеева Л. А. Канд. пед. н., доцент ПсковГУ (Псков, Россия) Остапенко М. В. Преподаватель, Многопрофильный правовой лицей № 8 (Псков, Россия)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.012 с.) |