Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданско-патриотическое воспитание в аспекте обновленных фгос и внеурочной деятельности
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гражданско - патриотического воспитания в современных условиях.Выделяются ключевые характеристики правовой базы организации и реализации системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве.Обосновывается значимость внеурочной деятельности, рассматриваются особенности ее организации. Анализируется реализация гражданско-патриотического воспитания детей в системе внеурочной деятельности. Ключевые слова: ФГОС, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, ценности, внеурочная деятельность.
Воспитание будущих поколений в целом, и в частности гражданско-патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем в российском обществе. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания отражены в трудах философов, социологов, педагогов: О.С. Газмана, С.И. Гессена, Р.Г. Гуровой, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.А. Караковского, Л.П. Карсавина, И.С. Кона, Т.Н. Мальковской, Н.Д. Никандрова, Г.А. Смирнова, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, Г.И. Щукиной и др. Воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об Образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. В указанном нормативном документе выделены «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (ст. 3) [10]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, представляющей собой методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС) в системе базовых национальных ценностей (каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей) патриотизм и гражданственность определены следующим образом: − патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; − гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания [5].
Традиционными источниками нравственности выступают: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Подчеркивая, что гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан, Л. Буйлова обращает внимание на то, что «кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть еще одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооруженных конфликтов». [3] Безусловно, патриотизм – это сложный феномен и рассматривается в различных аспектах. Так, в социально-философском знании, патриотизм представляет собой «общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную (Родина) и вариативную (Отечество) характеристики данного явления» [6]. В социально-педагогическом плане патриотизм - это социально-нравственная ценность, отражающая отношение личности к Родине, Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте патриотизм - сложное нравственное качество. Важными нам представляются выделенные еще в 1978 году М. Терентий специфические принципы, отражающие особенности патриотического воспитания учащихся, а именно: - обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; - обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий [9, 181].
Выделим, что в обновленных ФГОС изменяются личностные результаты. А именно: - усилены результаты, которые развивают систему ценностей; - социальные ценности представлены как основа межличностного общения, научных знаний, безопасного поведения и отношения к труду. Соответственно, как программа воспитания на уровне общеобразовательной организации, так и программы курсов внеурочной деятельности требуют существенных изменений. В пункте 35 (обновленных ФГОС) указывается, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствует процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности » [8]. Разработчиками обновленных ФГОС гражданско-патриотическое воспитание представлено на первом месте личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и соответственно взаимосвязано с духовно-нравственным воспитанием, ээстетическим воспитанием, ценностями научного познания и трудовым воспитанием, которые должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе (П. 36). Рассмотрим содержательное наполнение гражданско-патриотического воспитания (по ФГОС). Это: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Следует обратить внимание и на то, что выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, обоснованным является его органическая взаимосвязь с другими направлениями (трудовым, эстетическим и др.), что представляет собой более сложное соотношение, чем части и целое. В современных условиях, выделяет А. Бугачев «патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная» [2]. Очевидно, что «гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывать все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности» [1]. Напомним, что под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Выделим, что внеурочная деятельность не только позволяет реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) общего образования, но и усилить воспитательную составляющую ФГОС [11]. Внеурочная деятельность как вид образовательной деятельности направлена на планируемые результаты освоения основной образовательной программы, а именно личностные, метапредметные и предметные. Обязательными структурными элементами программ курсов внеурочной деятельности определены: результативность программы, содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование. Проведенный нами анализ программ, направленных на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, показал, что педагогами используются самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народа и др. Реализуется внеурочная деятельность в процессе игровой, познавательной деятельности, проблемно-целостного, досугового общения, художественного и социального творчества, трудовой, спортивной, туристической деятельности и др. Важными представляются и следующие результаты анализа. Во-первых, это «отход» от разовых мероприятий гражданско-патриотической направленности; Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности представляет собой систематический и целенаправленный процесс, который способствует не только эффективному усвоению знаний о своей стране, Родине, но и в дальнейшем помогает сформировать интерес к изучению культуры, истории страны, а также вызывает желание активной деятельности на благо Родины. Напомним, что 29 октября 2015 года (по инициативе Минобороны России и поддержанного президентом Российской Федерации) было создано всероссийское детско-юношеское движение - «Юнармия». И вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет (членство в организации является открытым и добровольным). Цель этого движения – сформировать (вызвать) интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Численность участников движения, по данным на февраль 2020 года, составила 645 000 человек [4].
В-третьих, это преемственность и непрерывность гражданско-патриотического воспитания на всех уровнях образования на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов.
Литература: 1. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8369/ (дата обращения: 30.03.2020). 2. Бугачев А.В. Патриотическое воспитание молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научное издательство «Институт стратегических исследований». 2017. №7-2. С. 53-55. — URL https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 30.03.2020). 3. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412. — URL https://moluch.ru/archive/40/4849/ (дата обращения: 19.02.2020). 4. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 17.02.2020). 5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009 ― 30 с. ― (Стандарты второго поколения). 6. Ипполитова Н.В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики. Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-1-1.pdf 7. Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа, 2015. №11. С. 45-49. 8. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html/ 9. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. — Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с. 10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 11. Хабибова Н.Е., Сытина Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 124 с.
УДК 378.147 Табакова З. П. Доктор филол. н., профессор, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (Петропавловск, Казахстан) Курындина О. А. Учитель, Ковыленская средняя школа (с. Ковыльное, Казахстан)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.017 с.) |