Гражданско-патриотическое воспитание в аспекте обновленных фгос и внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданско-патриотическое воспитание в аспекте обновленных фгос и внеурочной деятельности



 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гражданско - патриотического воспитания в современных условиях.Выделяются ключевые характеристики правовой базы организации и реализации системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве.Обосновывается значимость внеурочной деятельности, рассматриваются особенности ее организации. Анализируется реализация гражданско-патриотического воспитания детей в системе внеурочной деятельности.

Ключевые слова: ФГОС, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, ценности, внеурочная деятельность.

 

Воспитание будущих поколений в целом, и в частности гражданско-патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем в российском обществе.

Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания отражены в трудах философов, социологов, педагогов: О.С. Газмана, С.И. Гессена, Р.Г. Гуровой, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.А. Караковского, Л.П. Карсавина, И.С. Кона, Т.Н. Мальковской, Н.Д. Никандрова, Г.А. Смирнова, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, Г.И. Щукиной и др.

Воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об Образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. В указанном нормативном документе выделены «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» (ст. 3) [10].  

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, представляющей собой методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС) в системе базовых национальных ценностей (каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей) патриотизм и гражданственность определены следующим образом:

− патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

− гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания [5].

Традиционными источниками нравственности выступают: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Подчеркивая, что гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан, Л. Буйлова обращает внимание на то, что «кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть еще одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооруженных конфликтов». [3]

Безусловно, патриотизм – это сложный феномен и рассматривается в различных аспектах. Так, в социально-философском знании, патриотизм представляет собой «общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную (Родина) и вариативную (Отечество) характеристики данного явления» [6].

В социально-педагогическом плане патриотизм - это социально-нравственная ценность, отражающая отношение личности к Родине, Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогическом аспекте патриотизм - сложное нравственное качество.

Важными нам представляются выделенные еще в 1978 году М. Терентий специфические принципы, отражающие особенности патриотического воспитания учащихся, а именно:

- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания;

- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий [9, 181].

Выделим, что в обновленных ФГОС изменяются личностные результаты. А именно:

- усилены результаты, которые развивают систему ценностей;

- социальные ценности представлены как основа межличностного общения, научных знаний, безопасного поведения и отношения к труду.

Соответственно, как программа воспитания на уровне общеобразовательной организации, так и программы курсов внеурочной деятельности требуют существенных изменений.

В пункте 35 (обновленных ФГОС) указывается, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствует процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности » [8].

Разработчиками обновленных ФГОС гражданско-патриотическое воспитание представлено на первом месте личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и соответственно взаимосвязано с духовно-нравственным воспитанием, ээстетическим воспитанием, ценностями научного познания и трудовым воспитанием, которые должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе (П. 36).

Рассмотрим содержательное наполнение гражданско-патриотического воспитания (по ФГОС). Это:

- становление ценностного отношения к своей Родине – России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Следует обратить внимание и на то, что выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, обоснованным является его органическая взаимосвязь с другими направлениями (трудовым, эстетическим и др.), что представляет собой более сложное соотношение, чем части и целое.

В современных условиях, выделяет А. Бугачев «патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная» [2].

Очевидно, что «гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывать все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности» [1].

Напомним, что под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Выделим, что внеурочная деятельность не только позволяет реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) общего образования, но и усилить воспитательную составляющую ФГОС [11].

Внеурочная деятельность как вид образовательной деятельности направлена на планируемые результаты освоения основной образовательной программы, а именно личностные, метапредметные и предметные.

Обязательными структурными элементами программ курсов внеурочной деятельности определены: результативность программы, содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование.

Проведенный нами анализ программ, направленных на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, показал, что педагогами используются самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народа и др.

Реализуется внеурочная деятельность в процессе игровой, познавательной деятельности, проблемно-целостного, досугового общения, художественного и социального творчества, трудовой, спортивной, туристической деятельности и др.

Важными представляются и следующие результаты анализа.

Во-первых, это «отход» от разовых мероприятий гражданско-патриотической направленности;

Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности представляет собой систематический и целенаправленный процесс, который способствует не только эффективному усвоению знаний о своей стране, Родине, но и в дальнейшем помогает сформировать интерес к изучению культуры, истории страны, а также вызывает желание активной деятельности на благо Родины.

Напомним, что 29 октября 2015 года (по инициативе Минобороны России и поддержанного президентом Российской Федерации) было создано всероссийское детско-юношеское движение - «Юнармия». И вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет (членство в организации является открытым и добровольным). Цель этого движения – сформировать (вызвать) интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Численность участников движения, по данным на февраль 2020 года, составила 645 000 человек [4].

В-третьих, это преемственность и непрерывность гражданско-патриотического воспитания на всех уровнях образования на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов.

 

Литература:

1. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8369/ (дата обращения: 30.03.2020).

2. Бугачев А.В. Патриотическое воспитание молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научное издательство «Институт стратегических исследований». 2017. №7-2. С. 53-55. — URL https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 30.03.2020).

3. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412. — URL https://moluch.ru/archive/40/4849/ (дата обращения: 19.02.2020).

4. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 17.02.2020).

5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009 ― 30 с. ― (Стандарты второго поколения).

6. Ипполитова Н.В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики. Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-1-1.pdf

7. Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа, 2015. №11. С. 45-49.

8. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html/

9. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. — Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

11. Хабибова Н.Е., Сытина Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 124 с.

 

УДК 378.147

Табакова З. П.

Доктор филол. н., профессор, Северо-Казахстанский государственный

университет им. М. Козыбаева (Петропавловск, Казахстан)

Курындина О. А.

Учитель, Ковыленская средняя школа (с. Ковыльное, Казахстан)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.017 с.)