Традиции военно-патриотического воспитания и национальная безопасность страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиции военно-патриотического воспитания и национальная безопасность страны



 

Аннотация. Статья посвящена актуализации патриотизма в условиях постсовременности. Теоретический аспект актуальности заключается в разработке проблеме сохранения коммеморативных потоков военной истории. Практический аспект актуальности связан с потребностью передачи ценностно-смысловой эстафеты молодому поколению. В условиях ведомственного вуза приобщение к подвигу ветеранов является существенной задачей воспитания. Сегодня перед общественным сознанием стоит задача сохранения памяти о народном подвиге и развития новых форм гражданского патриотизма.

Ключевые слова: самосознание, ура-патриотизм, ивент-патриотизм, гражданский патриотизм, образ ВОВ, вахта памяти, часовые памяти.

Культурный код патриотизма сложился в ранние эпохи и сегодня в потребительском обществе у нас возникает вопрос о его адекватности. Открытое сознание, социальная мобильность, критическое восприятие истории, полилингвизм, мультикультурализм, иноязычная культура, космополитизм, деонтологизация труда и капитала – всё это факторы способствующие созиданию глобального плавильного котла граждан мира, где патриотизм будет восприниматься как анахронизм и провинциальная ностальгия [1, c. 41]. Прекаризация, постоянный рост доллара, также не создают условий для патриотизма, напротив, ориентируют на выезд из страны.

Патриотизму / непатриотизму воспитывает, прежде всего, среда обитания и пример лидеров. Поведение элиты не может противоречить интересам государства и народа, ведь её сущность – это сплочённое на основе национальных интересов политическое лидерство [2]. Почему же власть в России оценивается опросами как чужая, коррумпированная, далёкая от народа? Где пример от проотечески ориентированной элиты?

Вероятно, с этой критикой связаны поправки к Конституции о запрете чиновникам иметь иностранное гражданство, требования декларации для депутатов и для разных представителей исполнительной власти имущества, активов и счетов за рубежом. Суверенизация элит должна предотвратить вмешательство других государств и обеспечить моральный пример преданных России политиков. Вместе с тем, она идёт не просто. Поправки депутатов от КПРФ о запрете на обладание иностранной недвижимостью не были приняты, т.к. сейчас она есть у многих политиков и чиновников. Равно как и поправки обязать семьи чиновников и депутатов постоянно проживать в России были отклонены по тем же основаниям.

Одна из причин успеха большевиков заключалась в том, что они представляли сильную нравственную антитезу поверхностно благостного российского общества конца эпохи Романовых. Ленин, Дзержинский, Киров, Каменев, Сталин и масса большевиков на местах обладали реальным нравственным авторитетом и делали ставку на личные качества, – бескорыстие, энтузиазм, рвение в выполнении революционных задач. И, напротив, падение СССР напрямую связано с нравственной девальвацией партийной элиты, двуличной и не верившей в провозглашаемые идеалы. Дезинтеграция СССР стала возможной, т.к. номенклатура перестала обладать нравственными и деловыми качествами, адекватным новым угрозам [3]. На смену выдвинулись иные элиты – национальные, региональные, предпринимательские, религиозные.

Трудность выбора преемника В.В. Путина заключается, в том числе, в том, что среди его окружения не видно тех, кто бы пользовался равным нравственным авторитетом. При всей критике Президента, он имеет высокий рейтинг доверия граждан за своё человечное отношение к рядовому россиянину. Глубинное уважение к Другому – оно врождённое. Можно приобрести представительность, надёжность, профессионализм и даже ответственность. Однако существует глубинная ценностная система, внутренний замысел, природа на уровне эго, по которой распознаётся человек.

Тема нравственной адекватности политической элиты вызовам времени поднимается уже давно. Она центрирует индийский нарратив Махабхараты, где войны амбиционных кшатриев ломают привычный мир и в качестве нравственного идеала выдвигается бхакти Пандавов. Посреди остервенелой междоусобицы в домонгольской Руси выдвигаются новые нравственные идеалы, младшие сыновья князя Владимира, появившиеся на свет от византийской царицы Анны. История их благочестия и смерти за веру описана в «Сказании о Борисе и Глебе», памятнике древнерусской литературы. Сходные гражданские уроки преподносит и «Слово о Полку Игореве», где показано, как постоянная брань разрушает государство изнутри и делает его лёгкой добычей.

Американский историк советского происхождения П.В. Турчин разрабатывает количественный подход к истории, клиодинамику и обосновывает смену курса государств конкуренцией элит [4]. Революции, бунты, падение цивилизаций предсказуемы, они рассчитываются математически по 50-200 летним циклам, основанным на активности новых элит. Так, неустойчивость государства Украина объясняется кризисом национальной элиты, которая в условиях вывоза богатств страны и внешнего управления не может объединиться на основе интересов украинского народа. Постоянная борьба среди элиты за контроль пищевых цепочек пагубно отражается на жизнедеятельности общества. Причины макросоциологических изменений учитывают в модели Турчина квантитативный элемент капитализации элит. Иначе говоря, причина социальной нестабильности не сводится к обнищанию низов, она коренится, в том числе, и конкуренции за обладание роскошью среди верхов.

Сегодня как никогда ускорился рост благосостояния национальных элит, которые используют маргинальные коммеморативные потоки для продвижения платформы сепаратной истории. Альтернативные потоки памяти в виде коричневых националистических реминисценций актуализируются в Прибалтике и на Украине, что не может не вызывать опасения, т.к. зарубежные кураторы поддерживают эти виды античеловеческих практик ради подрыва стабильности и мира в регионе. Политический инжиниринг по своему борется с народным банком памяти 9 мая: перенос акцента с Победы на примирение, инициация уголовных дел на организаторов шествий; смена даты праздника и просто парламентская инициатива его отмены.

Феноменологически, бытие современного социокультурного хаосмоса определяется двумя трендами – ценностно-смысловой пролиферацией и индивидуацией. Пролиферация – это процесс генерации новых идей, идентичностей, структур и порядков, в том числе политических, а индивидуация – бесконечное углубление в личный жизненный мир, самосозидание и самореализация как непохожего, уникального Другого [5].

Другость в политике – одна из причин дивергенции социальной памяти российского истеблишмента и местных прибалтийских, грузинских, украинских элит. Собственно, предложение многополярности от В.В. Путина тоже является разновидностью онто-политической инаковости, понимаемой как гарант равновесия разнородных систем. Инаковости от англо-саксонской модели доминиона, до сих пор определяющего актуальную политику и экономику от Канады до Новой Зеландии.

Как быть с пролиферирующей инаковостью, которая в условиях экономического профицита позволяет политическим элитам клонироваться снова и снова? Где предел дробления политических образований, реализующих свои личные амбиции и не останавливающихся не перед какими соображениями целесообразности, устойчивости и здравого смысла? Политические новоделы не смущают проблемы рынка сбыта, энергетического рынка, падение демографических показателей и даже возможная гражданская война.

Развитие цивилизации, выделение наций, формирование национальных элит тоже можно рассмотреть как процесс самоиндивидуации коллективных субъектов и их потоков памяти. Это тот же процесс самоиндивидуации, где субъектом выступают политические лидеры, а объектом – масса населения. В этом контексте отделение наций – это управляемый политэкономический процесс капитализации и самореализации региональных элит и исторического конструктивизма. Собственно сами этносы редко проявляют волю к выходу из состава более крупного государственного образования. Эта тема формируется и форсируется местными политическими элитами и поддерживается государствами конкурентами.

Практически везде в мире выход из состава метрополии сопровождался противостоянием центра и периферии и разным масштабом жертв, а также сборкой разных мемориальных течений. Где-то масштаб жертв исчислялся миллионами, как в Индии. Часто центробежные силы продолжают своё действие и имеет место дробление вновь образованных государств к неудовольствию зачинщиков первичного раскола. Агенты национального самоопределения наивно полагают, что дальше процесс самоиндивидуации закончится. Однако эта вольница имеет тенденцию к клонированию. Так из состава Индии вышли Пакистан, а от последнего отделился Бангладеш. Приднестровье рассматривает себя обособленно от Молдавии. Южная Осетия и Абхазия не хотят быть в составе Грузии, а Крым, Донбасс и Луганская область формируют свою идентичность, отличную от украинской.

У самоопределения существует много аспектов – экономические, юридические, политические, массмедийные, культурные, лингвистические. Существуют и коммеморативные. Каждая автореферентная структура находит легитимацию своего порядка в прошлом и инициирует эстафету социальной памяти.

Философия информационного общества представляет социальное бытие как конфигурацию жизненных миров (Umwelt), которые задают смысловые горизонты нашего познания. Взаимодействие жизненных миров приводит к умножению смысловых горизонтов. Континуальность традиции обеспечивается уже не воспроизведением, а творчеством на границах разных умвельтов. Смысловая целостность становится мимолётным явлением, свершающимся здесь и сейчас, в рамках конкретного индивидуализированного умвельта.

Властному абсолютизму в России, имеющему рецидивы и в актуальной политической конфигурации, всё труднее конкурировать в космополитизмом и мондиализмом в условиях пролиферирующей индивидуации. Индивидуация – это процесс ценностно-смыслового расслоения, эксфолиации плана возможностей, доминанты полифуркации над бифуркацией. Индивидуация как нелинейная антропология означает становление номадического коллективного субъекта, который обнаруживает себя в молниеносных ситуациях одномоментного выбора одинаковых габитусов, рассыпающихся в следующее мгновение. Индивидуация считается продуктом из европейского супермаркета, однако ее объективные причины располагаются в системогенетике глобальной культурной неоднородности.

Фактор глобализации выступает буфером обмена разных автопоэтических социальных образований, плавильным тиглем микротрадиций. Автопоэзисы традиций – это подвижные коммуникативные среды. Не следует ожидать доминирования какой-либо одной культуры, религии в будущем. Сейчас больше шансов для проявления эмерджентных, синергетических свойств культур и религий, которые разрывают границы своих локусов и дробятся на самоконституирующие формации. Локальные автопоэтические микротрадиции являются социальными ячейками, обладающими способностью к самоконституированию социальной памяти. Общественные страты, «касты», корпорации представляют собой малые социальные скрепы, осуществляющие традирование микропотоков социальной памяти. Наследование ценностно-смысловых стратегий поведения происходит в малых группах.

Глобализация, центростремительные процессы, уравновешиваются регионализацией, центробежными силами. Глобализация рождает глокализацию, рассредоточение точек сборки всеобщего. При всей разобщенности мировых социокультурных контекстов они все нуждаются друг в друге, поэтому конвергенция/дивергенция контекстов являются диалектической парой: мировой контекст как целое с необходимостью удовлетворяет потребности всех индивидуализированных малых групп. Глокализация – это одновременное протекание процессов глобализации и локализации традиций.

Индустриализация и капитализм открыли возможности быстрому росту богатства, не только индивидуального, но и корпоративного. В XX веке на карте появились десятки новых государств, как следствие эволюции и капитализации национальных элит. Самый ближайший пример – Украина, продемонстрировавшая, каким образом олигархи и романтики-националисты могут вместе достигать самых неожиданных результатов в политике.

Где пределы украинской государственности? Фрактальность сепаратизма усиливается современным экономическим ростом и одобрением агентов МВФ. Есть ли место для галицкой политической обособленности? Прикарпатской государственности? Проектов ДНР и ЛНР? Сепаратизм – опасное оружие в руках G7. Мы живем в мире нарастающей сложности. Этническое и национальное могут выступать как генераторами смысла, так и угрозой безопасности государства. Макросоциологические изменения элит, массового потребления требуют нового гражданского патриотизма. Клиодинамику можно прогнозировать квантитативно. Революции, бунты, падение цивилизаций предсказуемо и основано на перепроизводстве элит, когда роскошную жизнь барина в Париже обеспечивают полуголодные хуторяне, производящие низкотоварный хлеб. Когда пролетарии обеспечивают благосостояние номенклатуры. Когда прекариат становится фоном для существования углеводородного олигархата. Причина социальной нестабильности не сводится к обнищанию низов, она коренится, в том числе, в непатриотичном обогащении верхов. Чем больше энергии общество тратит на власть над удовольствиями, тем менее оно сплочённо. Гражданский коллективизм стран потребления низок как никогда. И предлагаемые рецепты будут непопулярны в рыночной экономике: сдерживать обогащение классов и доступность образования как социального лифта.

Тема политической элиты (Моска, Парето, Михельс, Турчин и др.) весьма интересна и важна в исследовании социодинамики патриотизма. Сегодня недостаточно описать элиты, необходимо оценивать причины их производства / перепроизводства, циркуляции / стагнации, формы социальной мобильности. Избыточность высшего образования, перепроизводство элит и кризис традиционного патриотизма – это связанные темы в клиодинамике постсовременных государств в целом. Индийская политическая элита, сформированная в период колониального правления достигла акме в конце XIX в. и сформировала собственное государство. Теория элит объясняет государственно-политические изменения на Украине последних лет. Все эти аспекты свидетельствуют о значимости и актуальности теории элит для анализа гражданского патриотизма. Теория элит напрямую связана с концепцией исторической памяти, т.к. в условиях быстрой смены элит мы получаем гибридные мнемонические эстафеты, мозаичное восприятие прошлого, когда на одной странице героями гражданской войны могут быть названы непримиримые враги.

Литература:

1. Аверкина Л.А., Логинова А.А. Современные тенденции развития патриотизма в Германии через призму истории немецкого гимна // Феномен патриотизма в трансструктурном коммуиционном поле. – НН: НГЛУ, 2020. – С. 39–42.

2. Боровков М.И. Патриотизм как критерий отечественной элиты // Политэкс. – 2009. – № 2 (5). – С. 88-105.

3. Мохов В.П. «Предательство элит» как социальный феномен в дискуссиях о распаде СССР // Теория и практика общественного развития. 2015. – № 18. – С. 222-227.

4. Turchin P. Historical Dynamics: Why States Rise and Fall. – Princeton: Princeton University Press, 2018. – 264 p.

5. Тимощук А.С. Мемориальные войны и пролиферирующая самоиндивидуация // Проблемы региональной и глобальной безопасности в современном мире: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Владимир, 26 апреля 2018 г.). – Владимир: Изд-во «Шерлок-пресс», 2018. – C. 109-115.

                                           

УДК 373.2.02

Токарева М. А.

АлтГПУ, аспирант (Барнаул, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ АКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Статье посвящена изучению возможности использования природоохранных акций при воспитании патриотизма, любви к родной природе, рассматриваются примеры акций, которые разработаны студентами дошкольного образования на практике.

Ключевые слова: природоохранные акции, отношение к природе, взаимодействие с родителями детей, родная природа, патриотизм, экологическое образование

 

«Годы детства» − это прежде всего воспитание сердца, − писал      В. А. Сухомлинский [1, с. 22], а патриотическое воспитание без воспитания сердца и духовной нравственности ребенка − дошкольника невозможно.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что чувства патриотизма, гражданственности достаточно многогранны по своему содержанию [2, с. 50].

Мы полагаем, что эти чувства на этапе дошкольного детства формируются комплексно и постепенно в процессе приобретения знаний, представлений о социальной действительности, окружающем мире родной природы, края, Малой Родины, любви к родному дому, близким.

 В этой связи в настоящий период развития общества актуальной и значимой выступает приобретение взаимоотношения человека с окружающей средой, миром природы родного края. Это взаимообусловлено тем, что ценности ориентиры, сформированные в дошкольном возрасте, имеют огромную силу инерции и непреходящие значение в течение всей последующей жизни человека. Изменение парадигмы экологического образования, смена антропоцентрического на экоцентрический тип отношений современного общества с природой, позволяет по-новому рассматривать проблемы экологического образования детей на этапе дошкольного детства.

Экологическое образование дошкольников рассматривается как единый и непрерывный процесс обучения, воспитания и развития детей, направленный на формирование его экологической культуры, чувств, патриотизма, гражданственности проявляющейся в эмоционально- осознанном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соблюдение моральных норм поведения, ценностных отношениях.

Опыт практики свидетельствует, что оптимальной и активной формой экологического образования детей с возможным привлечением студентов института психологии и педагогики АлтГПУ − будущих специалистов дошкольного образования в период организации их педагогической и производственной практики на базе ДОУ выступает проведение природоохранных акций.

Уточним, что акции − социально значимые мероприятия, используемые для достижения конкретной цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе.

Охарактеризуем данную форму работы более подробно:

s акции формируют активную жизненную позицию, помогают осознать, что от каждого человека зависит состояние окружающего мира, природы;

s акции устраняют механическое запоминание правил поведения в природе и просто воспроизведение знаний, а способствуют содержательной трансформации знаний в отношении, что усиливает организацию практической деятельности;

s в акциях участвуют все субъекты образовательного процесса: дети, педагоги, родители, студенты Вуза.

s данная форма работы достаточно четко реализует принципы интеграции и системности разнообразных видов деятельности (труд в природе, ручной труд, подготовку праздников, развитие речи, ознакомление с окружающим в структуре образовательной программы ДОУ);

s природоохранные акции развивают у детей и взрослых позитивное эмоциональное отношение к природе, желание её беречь, заботиться о ней.

Основные планируемые совместно со студентами группы 2622д направления подготовки Педагогическое образование: Дошкольное образование АлтГПУ природоохранные акции представлены в таблице 1.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.032 с.)