Личность педагога – основа обеспечения национальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность педагога – основа обеспечения национальной безопасности



Аннотация. В статье авторы характеризуют составляющие элементы модели национальной безопасности и делают попытку доказать, что главными условиями решения проблем национальной безопасности выступают личность учителя, система образования и идеологическая основа жизнедеятельности общества и государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, идеология, личность учителя, педагог, система образования, педагогическое образование, Великая Отечественная война.

 

Обострение геополитической ситуации в современном мире чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Политологи, военные эксперты, общественные и государственные деятели разных стран, анализируя сложившуюся обстановку, приходят к выводу о том, что она во многом напоминает ситуации, которые имели место накануне первой и второй мировых войн, и высказывают опасения о неотвратимости третьей. Кроме того, не ослабевает, а, напротив, усиливается информационная война против Русского мира, частью которого позиционируют себя граждане Донецкой Народной Республики, шестой год воюющей за право сохранить свою языковую и культурную идентичность.

Оказавшись на линии фронта борьбы коллективного Запада против России, Донецкая Народная Республика как «демократическое правовое социальное государство» [2], гарантирующее защиту прав и свобод своих граждан, первостепенное внимание уделяет вопросам обеспечения национальной безопасности.

Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, военное положение Донецкой Народной Республики и условия ее внутреннего развития, внешняя агрессия против ДНР со стороны военных формирований Украины, активизация международного терроризма ставят перед всеми органами государственной власти и гражданским обществом актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности Донецкой Народной Республики для стабильности и дальнейшего развития государства. В предложенной статье авторы попытались обосновать свое видение модели обеспечения национальной безопасности ДНР и условий ее реализации.

Хотелось бы отметить разнообразие подходов к пониманию сущности понятия «национальная безопасность», но все они предполагают защиту и защищенность государства и общества от различного рода угроз, способность сохранять стабильность, суверенитет, территориальную целостность, что и составляет основу безопасности любого государства.

Национальная безопасность включает в себя все виды безопасности личности, общества и государства, а именно политический, экономический, военный, социальный, правовой, информационный, экологический, духовно-нравственный и другие аспекты. Во всех этих сферах имеются угрозы и проблемы, от решения которых зависит прочность всей модели безопасности.

Политическая безопасность заключается в состоянии защищенности политической жизни, возможности проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, решать вопросы государственного и конституционного устройства. Примером утраты политической безопасности можно считать сопредельное с ДНР квазигосударство Украину, управляемую мировым террористом – США.

Экономическая безопасность – состояние экономики государства и ее различных систем (финансовой, банковской, налоговой и др.), совокупность условий и факторов, стабильность и устойчивость экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать экономическую ситуацию в Республике. Для обеспечения экономической безопасности особое внимание стоит уделить решению проблем промышленного производства, которое является основой развития экономики Донбасса, как крупнейшего промышленного региона и сегодня практически не работает из-за идущей гражданской войны. Многие предприятия находятся на линии фронта и подвергаются частым обстрелам вооруженных формирований Украины, что не дает им возможности работать. И рабочие сменили орудия труда на автоматы и ушли защищать свой дом.

Военная безопасностьозначает состояние государства, позволяющее своевременно реагировать и пресекать внешние угрозы военно-силового характера.Вопрос военной безопасности Донецкой Народной Республики стоит остро, поскольку государство шестой год борется против украинской агрессии. А это актуализирует вопросы военно-патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Социальная безопасность – это состояние общества, предполагающее реализацию в нем основополагающих принципов социальной справедливости, обеспечение гражданам страны базового набора социальных благ и высоких жизненных стандартов, что тесно связано с военной и экономической безопасностью.

Правовая безопасность означает безусловное соблюдение правовых норм как обычными гражданами, так и органами власти, гарантированную реализацию всей совокупности прав и обязанностей, установленных действующим законодательством.

Чтобы добиться устойчивого уровня правовой безопасности в Республике, необходимо укрепление дисциплины граждан, формирование высокого уровня правовой культуры посредством информирования населения о нормах действующего законодательства, проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений, правовому просвещению как подрастающего поколения, так и взрослого населения.

Информационная безопасность заключается в состоянии надежной защищенности культурного достояния Республики, интеллектуальной собственности граждан, а также специальных сведений, составляющих государственную и профессиональную тайну.

В условиях военных действий и информационной войны информационная безопасность приобретает особое значение, поскольку является направленной на пресечение неблагоприятного информационно-пропагандистского воздействия на граждан Республики, связанного с распространением недостоверной информации о военно-политических событиях с целью дестабилизации ситуации.

Одной из важных составляющих информационной безопасности является идеологическая функция государства, направленная на утверждение определенных идей, представлений и ценностей. Это та идеологическая основа, отношение на постсоветском пространстве к которой, привнесенное извне усилиями иностранных разведок, трудно назвать позитивным. Отсутствие идеологии, принятой всем обществом и государством, делает невозможным их консолидацию, объединение и совместную деятельность по достижению великой, значимой для всех цели. Именно это послужило тем решающим фактором, который обеспечил Победу в Великой Отечественной войне. Тем более, что это не противоречило давней славянской традиции общинной жизни, коррелируя с принципами православной системы воспитания и православной аксиологии. Слишком часто славянам приходилось объединяться для отражения внешней агрессии, для защиты своей земли, своей Родины, своей семьи, своего народа.

Экологическая безопасность проявляется в состоянии защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Донбасский край богат природными ресурсами и обладает высоким промышленным потенциалом, однако в условиях боевых действий существуют угрозы обеспечения экологической безопасности техногенного и военного характера, что может привести в гуманитарной катастрофе и угрозе жизнеобеспечения населения.

В связи с этим важно проводить мониторинг сохранности расположенных на территории Донбасса предприятий, остановка или повреждение которых могут представлять угрозу для населения и привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Духовно-нравственная безопасность направлена на защищенность общественного сознания и морального здоровья населения, его традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний. Одной из приоритетных задач государственной политики по обеспечению духовно-нравственной безопасности является воспитание высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина Республики.

В Донецкой Народной Республике созданы условия для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. В частности, Министерством образования и науки ДНР разработан ряд концепций, направленных на достижение целей патриотического воспитания, формирование здорового образа жизни, непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики [3-4]. Комплекс мер по проведению систематической работы в данном направлении может найти свое отражение в разработке «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Донецкой Народной Республики». Но любая концепция ничего не стоит, если ее некому реализовать. Концепция – это стратегия, но не менее важна в данном случае тактика.

Таким образом, кратко охарактеризовав политико-правовые аспекты и основные направления государственной политики по обеспечению национальной безопасности Донецкой Народной Республики, можно сделать вывод, что проблемы национальной безопасности могут быть разрешены благодаря целенаправленным и согласованным усилиям всех органов власти, органов управления и общественных организаций, а также общества, в целом, и каждого гражданина, в частности. Эта деятельность должна регламентироваться нормативно-правовой базой в области национальной безопасности.

На наш взгляд, только комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на устранение возможных угроз, поможет добиться стабильного уровня национальной безопасности Донецкой Народной Республики.

Для решения этих жизненно важных задач необходимы высококвалифицированные специалисты, профессионалы в своей сфере деятельности: военные, сотрудники правоохранительных органов, политики, государственные деятели, инженеры, экологи, биологи, эпидемиологи, журналисты, работники средств массовой информации, юристы, экономисты. Качественная подготовка таких специалистов – задача учреждений высшего профессионального образования. Но качество их профессиональной подготовки во многом определяется теми знаниями, умениями и навыками, которые обучающиеся высшей профессиональной школы получают в общеобразовательных учреждениях. Более того, результаты обученности вчерашних школьников вторичны по отношению к результатам их воспитанности.

Для преодоления проблем обеспечения национальной безопасности представляется более весомым и значимым то, что составляет основу мировоззрения и ценностных ориентаций у этих специалистов-профессионалов, кому предстоит эти проблемы разрешать. Важно то, каковы их идеалы, каковы их жизненные цели – служение Отечеству или себе любимому. А система ценностей, интересов, отношений, идеалов формируется у личности, начиная с семьи и детского сада, продолжается в средней школе и укрепляется в университете. На всем жизненном пути растущей личности ее сопровождает педагог, воспитатель, учитель. И именно от личности учителя решающим образом зависит, какие ценности и идеалы воцарятся в душе ребенка. Поскольку личность воспитывается только личностью.

Соответственно и педагог должен обладать широким кругозором, высоким уровнем общей и профессиональной культуры, убежденностью в правоте своей системы идеалов и ценностей. Отношения личности к себе, к людям, к природе, к ценностям, к труду формируются путем адекватных переживаний, а обеспечить это может и должна личность педагога. Но поделиться, отдать можно только то, что имеешь, и если душа учителя пуста, то и делиться с воспитанником ему будет просто нечем.

Перечисленными аспектами, комплексность феномена национальной безопасности, безусловно, не ограничивается. И хотя духовно-нравственная безопасность названа нами не в первую очередь, мы считаем, что именно она является основополагающей составляющей безопасности государства.

Правоту нашей точки зрения подтверждает тот факт, что только благодаря советской системе образования мы одержали Победу в Великой Отечественной войне, мы успели в ядерной послевоенной гонке, мы стали первыми в освоении космоса. И мы полностью разделяем мнение Багдасаряна В.Э. о том, что «только инерционность институтов образования и подготовленных в рамках советской парадигмы кадров удержала страну от полной энтропии» в 1990-х гг. [1, с. 153]. У «поколения победителей» была общая идея, великая цель, общие идеалы и ценности, которые служили источником духовной силы, отваги и мужества, смелости и жертвенности, веры в правоту того, что они делали всем миром: «наше дело правое – и победа будет за нами». Именно идеология и советское воспитание смогли сформировать поколение Победителей. Нам еще предстоит переосмыслить опыт советской школы по «строительству», «творению» нового человека, поскольку те вызовы, которые стоят сегодня перед Донецкой Народной Республикой и Российской Федерацией не оставляют нам выбора.

И мы снова обращаемся к личности педагога: только от его профессиональной гуманистической направленности, уровня владения профессиональными знаниями и умениями, педагогических способностей, уровня овладения педагогической техникой, уровня общей и профессиональной культуры, личностных и профессиональных качеств будет зависеть национальная безопасность любого государства. И в этой связи считаем целесообразным напомнить слова Сталина, сказанные им в беседе с Гербертом Уэллсом в 1934 году: «Образование – это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках, кого этим оружием хотят ударить» и потому «сегодня, как и всегда, и в еще большей степени, чем обычно, образование является и мощнейшим оружием, и ристалищем борьбы» [1, с. 161].

Таким образом, решающим условием обеспечения национальной безопасности выступают Учитель, Идеология и Система образования. Отсюда вытекает необходимость поиска мировоззренческих основ системы образования в целом, и подготовки учителя-профессионала, в частности. Следовательно, повышается роль и ответственность педагогических университетов и преподавателей в деле подготовки такого учителя. К сожалению, в педагогическом образовании много нерешенных проблем: отсутствие идеологических мировоззренческих оснований, социальный статус учителя, материальное обеспечение, разрушительное влияние «западных либеральных ценностей», чрезмерная бюрократизация, коммерциализация образования, большая нагрузка преподавателей. Эти проблемы требуют быстрого и качественного решения, так как от этого зависит способность государства обеспечить национальную безопасность общества в целом, и каждого гражданина, в частности, а также обеспечение того технологического прорыва, о котором говорил Президент России Путин В.В. во время своей большой пресс-конференции в 2018 году [6], подчеркивая его значимость для дальнейшего развития страны и ее безопасности, что позволит Русскому миру выполнить свою цивилизационную миссию.

Академик Новиков А.М. констатирует тот факт, что «Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» все более осознается как «основа прогрессивного развития каждой страны и всего человечества» [5, с. 8]. А вырастить человека, готового к быстрым изменениям в мире, способного творчески решать возникающие проблемы производства и общения – задача Педагога. Поэтому сегодня нужен педагог-творец, человек, способный творить культуру в самом широком ее понимании. О понимании роли учителя в обеспечении безопасности государства, общества, личности свидетельствует Послание президента России Федеральному собранию 15 января 2020 года. Понимание проблемы на столь высоком уровне внушает оптимизм и надежду на то, что эти важные, стоящие перед нами задачи, мы сможем решить.

 

Литература:

1. Багдасарян В.Э. Крупская и педагогическая эпоха / В.Э. Багдасарян; науч. ред. В.С. Запалацкая. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. – 180 с.

2. Конституция Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/ (дата обращения 14.01.2020).

3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: http://xn--h1aheeehel.xn--p1acf/koncepciya-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-uchashcheysya-molodezhi (дата обращения 14.01.2020).

4. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: https://doc.minsvyazdnr.ru/docs/ob-utverzhdenii-koncepcii-razvitiya-nepreryvnogo-vospitaniya-detey-i-uchashcheysya-molodezhi (дата обращения 14.01.2020).

5. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.

6. Путин: технологический прорыв – вопрос выживания России [Электронный ресурс] – [Заголовок с экрана] – Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/110852 (дата обращения 15.01.2020).

УДК 37.035

Михайлова Р. Р.

Магистрант БГПУ им. М. Акмуллы (Нижневартовский р-н, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.014 с.)