О традициях народа ханты у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О традициях народа ханты у детей старшего дошкольного возраста



В настоящее время одной из актуальных проблем является формирование представлений у детей дошкольного возраста о народных традициях. Знание народных традиций является ценным материалом духовно-нравственного воспитания дошкольников, они способствуют развитию восприятия, образного мышления, воображения.

Народные традиции - такие общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих к той или иной этнической общности. Это такие общественные явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления [6, c. 24].

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям - одна из основных задач воспитания детей в дошкольной организации. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей представлений о традициях во всем их многообразии. Сензитивность старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что именно в этот возрастной период дети обладают высокой восприимчивостью и эмоциональностью.

Дети этого возраста имеют уже сформировавшуюся картину мира, в связи с чем, они проявляют интерес к традициям своего народа, семьи, этноса и т.д. Интерес вызван тем, что каждая традиция хранит в себе историю народа и культуру, помогает понять национальную самобытность этноса. К концу старшего дошкольного возраста у детей уже имеются четкие представления о народных традициях, на их основании формируются направленности личности ребенка и уровень его духовно-нравственного развития [6].

Задача работы педагогов в этом направлении - раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути народа. Важно выделить все лучшее в историческом прошлом и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Россия - многонациональное государство, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей не только к культуре и традициям своего народа, но и к традициям, быту, уважительному доброму отношению к представителям других культур.  В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению традиций коренных народов Севера.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями
жизни народов ханты. Изучая традиции и быт этого народа, дошкольники усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Традиции и обычаи народа ханты могут быть сохранены и продолжены, только если они будут интересны подрастающему поколению. Данный процесс не должен быть случайным и стихийным. Эффективность можно повысить только в том случае, когда у детей будет сформирован познавательный интерес к традициям народа ханты. Если же традиции не интересны для ребенка, то и процесс формирования представлений будет протекать менее результативно [2].

Задача педагогов не просто познакомить дошкольников с традициями народа ханты, но и помочь понять их значимость, способствовать правильному представлению о традициях.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей старшего дошкольного возраста средств формирования представлений о традициях и праздниках народа ханты является подвижная игра, так как она отражает действительность. Процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития детей.

Еще одним из важных направлений в формировании представлений о традициях народа ханты является народное искусство. Искусство коренных народов - это самобытный пласт национальной культуры [7].

Таким образом, для успешного формирования у старших дошкольников представлений о традициях и праздниках народа ханты необходимо дать детям представление о культуре народа, познакомить с его обрядами, что в свою очередь формирует в детях позитивные ценности и жизненные установки.

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. Оренбург, 2015. С. 2821-2825.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Шк. пресс, 2009. – 142 с.

3. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура. - Тюмень: СофтДизайн, 2001. – 209 с.

4. Журавель Н.М. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа - 3-е изд. - Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003. – 69 с.

5. Западнова Н.Л., Корнеева А.А. Сказание о земле Югорской / Ханты-Мансийский авт. окр.-Югра. - Тюмень: Изд-во Тюмень, 2005. – 205 с.

6. Неволина В.А. Приобщение дошкольников к народным традициям региона: учебно-методическое пособие / В.А. Неволина. - Ишим: Изд-во ИГПИ, 2004. – 64 с.

7. Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов Западной Сибири. Методические рекомендации для воспитателей. Екатеринбург, 2003. – 29 с.

 

УДК 37.035

Моисеева Т. П.

Доктор социолог. н., профессор УГАТУ (Уфа, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.006 с.)