Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевые слова: патриотизм, Родина, патриот, цель, школа № 17Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству [3, с. 33]. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества. В педагогической теории и практике проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому – стремление педагогов осмыслить проблемы патриотического воспитания. Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [5]. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», Сухомлинский В.А. подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка обучающихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина [4]. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодёжи неоднократно говорилось в Посланиях Президента Р.Ф. В.В. Путина Федеральному собранию РФ: «Мы должны строить свое будущее прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [1]. Проблема воспитания патриотизма приобретает особую актуальность в современном российском обществе в связи с формированием групп населения с различным пониманием патриотизма. Роль современной школы в этом вопросе трудно переоценить, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития патриотических качеств и воспитания патриота. Патриотизм – это показатель культуры человека, гармонического развития личности. Еcли раньше патриотизм носил героический, подвижнический характер, то теперь на передний план выходит еще и ценность патриотизма как повседневного образа жизни. Чтобы проявить себя патриотом, не нужно ждать войны или другого национального бедствия. Повседневный аспект патриотизма выражается в том, что любовь к Родине, готовность служению России выступает как один из мотивов хорошей учебы, благонравного поведения, законопослушания в экономической и трудовой деятельности и т.д. Если раньше патриотизм считался в основном добродетелью, то есть нравственным качеством преданности Родине, то теперь патриотизм – это еще и гражданская компетентность, способность человека ответственно и самостоятельно, автономно проявлять себя как гражданин в социально-правовой сфере. Целью патриотического воспитания является развитие гражданской ответственности, активной жизненной позиции, высокой степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина. На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей должно осуществляться через решение следующих задач: - утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы; s создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; s воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга; s привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества; s привлечение традиционных для России религиозных конфессий, для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга; s создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни; s формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [2]. Важным условием патриотического воспитания является соблюдение общепедагогических принципов: s системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан; s адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с каждой возрастной группой; s активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России; s универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним; s учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающих пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального. Эти принципы должны быть взаимосвязаны и реализовываться в единстве. Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике [2]. Цель патриотического воспитания в школе № 17 города Белебея – способствовать становлению личности социально активной, обладающей гражданской ответственностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Учитывая, что понятие патриотизма включает в себя: s чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; s уважительное отношение к языку своего народа; s заботу об интересах Родины; s осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); s проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; s гордость за социальные и культурные достижения своей страны; s гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; s уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; s ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; s гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, в школе ведётся комплексная работа по воспитанию патриотизма по следующим направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. В ходе учебных занятий учащиеся знакомятся с примерами служения Родине и народу, испытывают чувство гордости за социальные и культурные достижения своей страны, учатся уважительному отношению к историческому прошлому и унаследованным от него традициям. Проявлению гражданских чувств способствуют и тематические классные часы: «Имя ближе, чем Россия не сыскать», «Загляните в семейный альбом», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Этих дней - не смолкнет слава». С большой активностью проводятся лекции и встречи с выдающимися современниками, ярко заявившими о себе в деле процветания страны. Чувство заботы об интересах Родины, отстаивание ее свободы и независимости, стремление посвящать ей свой труд, силы и способности прививаются в ходе деятельности кружков и внеурочной деятельности. Исследовательская работа учащихся в научном обществе «Эрудит» вызывает у них положительные эмоции, побуждая к активному участию в познавательной и практической деятельности. Ежегодно проводятся практические конференции научного общества. Научно-исследовательская работа по истории, включающая в себе такие элементы воспитания патриотизма, как героико – патриотическая работа по сбору материалов о подвигах, пополнение музея школы экспонатами боевой славы, приносит результаты. Так, например, в 2014/2015 учебном году работа А. Гайнутдиновой «История одной фотографии» заняла 1 место на городской научно-исследовательской конференции школьников «Интеллект будущего» и 2 место в Республиканском конкурсе исследовательско - краеведческих работ «Дорогами Отечества». В 2016/2017 учебном году работа А. Вдовиной «Поэт, композитор, учитель земли белебеевской.....» заняла 1 место на муниципальном уровне. В 2018/2019 учебном году исследование М. Трифоновой «Музей в чемодане» заслужило 1 места на городской научно- исследовательской конференции «По малой родине моей». Чувство привязанности к своей земле, бережное отношение к историческим памятникам формируется у детей в процессе занятия краеведческой работой, в походах и на экскурсиях. Ежегодно посещают обновляющиеся экспозиции и выставки Белебеевского историко - краеведческого музея, музей МАОУ СОШ № 1, включающий богатую информацию о героях страны, музей МАОУ СОШ № 2, посвященный легендарному полку ночных бомбардировщиц Великой Отечественной войны. Развитие воинской храбрости, подготовка к службе, к поступлению в военные училища происходит: s в ходе военных сборов; s на смотрах строя и воинской песни; s в военно-спортивных играх, ставших традиционными: «Зарница», «Молодецкие забавы»; s при изучении стрелкового оружия и средств защиты; s на занятиях спортивных секций: баскетбол, волейбол др. Работники школьного музея и библиотеки постоянно обогащают свои архивы материалами по патриотическому воспитанию. Так, например, в музее содержатся предметы быта башкирского народа, материалы и экспозиции, посвященные истории школы, города Белебея, столицы Башкортостана, отражающие судьбы ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов. В нашей библиотеке есть много книг по художественному чтению для воспитания патриотизма: о героях Башкортостана и России, выдающихся общественных деятелях. Доброй традицией стали проводимые библиотекарем литературные часы и беседы, вызывающие у участников чувства гордости и патриотизма. В системе патриотического воспитания важное место занимает и общественно полезный труд: уход за памятниками истории и культуры, помощь ветеранам. Педагоги школы и на собственном примере помогают учащимся осмыслить черты патриотизма: среди учителей заслуженный учитель РБ, отличники народного просвещения РБ, лауреаты городского конкурса «Тайны успеха», победители и призеры городских педагогических конкурсов: «Воспитать человека». С целью выявления уровня сформированности патриотических чувств среди старшеклассников было проведено анкетирование, показавшее, что 97 процентов учеников 9-11 классов правильно понимают понятие «патриот», «патриотизм», 83 процента учащихся отлично знают героев страны, могут привести конкретные примеры участия в патриотических делах. Не роняют высокого звания наши выпускники, обучаясь в УГНТУ, УГАТУ, БГУ, БАГСУ при главе РБ. Таким образом, глубокое патриотическое воспитание учащихся школы № 17 г. Белебея проводится в процессе организации различных форм воспитательных и культурно-массовых мероприятий, в системе учебной и внеклассной работы, в общественно полезном труде, в повседневной практической деятельности. И благодаря систематической и целенаправленной работе, обучающиеся приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к истории Родины, уважающими достижения своего народа.
Литература: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». - М., 2005. 2. О Концепции патриотического воспитания граждан Р.Ф. от 17 июня 2003 года 01-06/242558 3. Словарь русского языка. - В 4-х. т. / Под ред. А.Л. Евгеньевой. - М., 1984 – Т. 3. - с. 33 4. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М., 1980. 5. Ушинский К.Д., Собрание сочинений. – М.: Учпедизд., 1950. - Т. 10. УДК 371 Осьмачко С. Г. Доктор. ист. н., профессор ЯВВУ ПВО (Ярославль, Россия)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.009 с.) |