Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые слова: патриотизм, Родина, патриот, цель, школа № 17

Поиск

 

Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству [3, с. 33]. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.  

В педагогической теории и практике проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому – стремление педагогов осмыслить проблемы патриотического воспитания.

Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [5].

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», Сухомлинский В.А. подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка обучающихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина [4].

Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодёжи неоднократно говорилось в Посланиях Президента Р.Ф. В.В. Путина Федеральному собранию РФ: «Мы должны строить свое будущее прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [1].

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую актуальность в современном российском обществе в связи с формированием групп населения с различным пониманием патриотизма. 

Роль современной школы в этом вопросе трудно переоценить, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития патриотических качеств и воспитания патриота. Патриотизм – это показатель культуры человека, гармонического развития личности. Еcли раньше патриотизм носил героический, подвижнический характер, то теперь на передний план выходит еще и ценность патриотизма как повседневного образа жизни. Чтобы проявить себя патриотом, не нужно ждать войны или другого национального бедствия. Повседневный аспект патриотизма выражается в том, что любовь к Родине, готовность служению России выступает как один из мотивов хорошей учебы, благонравного поведения, законопослушания в экономической и трудовой деятельности и т.д. Если раньше патриотизм считался в основном добродетелью, то есть нравственным качеством преданности Родине, то теперь патриотизм – это еще и гражданская компетентность, способность человека ответственно и самостоятельно, автономно проявлять себя как гражданин в социально-правовой сфере.

Целью патриотического воспитания является развитие гражданской ответственности, активной жизненной позиции, высокой степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей должно осуществляться через решение следующих задач:

- утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;

s создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

s воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

s привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

s привлечение традиционных для России религиозных конфессий, для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;

s создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;

s формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [2].

Важным условием патриотического воспитания является соблюдение общепедагогических принципов:

s системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан;

s адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с каждой возрастной группой;

s активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

s универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним;

s учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающих пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального.

Эти принципы должны быть взаимосвязаны и реализовываться в единстве.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике [2].

Цель патриотического воспитания в школе № 17 города Белебея – способствовать становлению личности социально активной, обладающей гражданской ответственностью, позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Учитывая, что понятие патриотизма включает в себя:

s чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

s уважительное отношение к языку своего народа;

s заботу об интересах Родины;

s осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

s проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

s гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

s гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

s уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

s ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

s гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, в школе ведётся комплексная работа по воспитанию патриотизма по следующим направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

В ходе учебных занятий учащиеся знакомятся с примерами служения Родине и народу, испытывают чувство гордости за социальные и культурные достижения своей страны, учатся уважительному отношению к историческому прошлому и унаследованным от него традициям. Проявлению гражданских чувств способствуют и тематические классные часы: «Имя ближе, чем Россия не сыскать», «Загляните в семейный альбом», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Этих дней - не смолкнет слава». С большой активностью проводятся лекции и встречи с выдающимися современниками, ярко заявившими о себе в деле процветания страны. Чувство заботы об интересах Родины, отстаивание ее свободы и независимости, стремление посвящать ей свой труд, силы и способности прививаются в ходе деятельности кружков и внеурочной деятельности.

Исследовательская работа учащихся в научном обществе «Эрудит» вызывает у них положительные эмоции, побуждая к активному участию в познавательной и практической деятельности. Ежегодно проводятся практические конференции научного общества. Научно-исследовательская работа по истории, включающая в себе такие элементы воспитания патриотизма, как героико патриотическая работа по сбору материалов о подвигах, пополнение музея школы экспонатами боевой славы, приносит результаты. Так, например, в 2014/2015 учебном году работа А. Гайнутдиновой «История одной фотографии» заняла 1 место на городской научно-исследовательской конференции школьников «Интеллект будущего» и 2 место в Республиканском конкурсе исследовательско - краеведческих работ «Дорогами Отечества».   В 2016/2017 учебном году работа А. Вдовиной «Поэт, композитор, учитель земли белебеевской.....»  заняла 1 место на муниципальном уровне. В 2018/2019 учебном году исследование М. Трифоновой «Музей в чемодане» заслужило 1 места на городской научно- исследовательской конференции «По малой родине моей».

Чувство привязанности к своей земле, бережное отношение к историческим памятникам формируется у детей в процессе занятия краеведческой работой, в походах и на экскурсиях. Ежегодно посещают обновляющиеся экспозиции и выставки Белебеевского историко - краеведческого музея, музей МАОУ СОШ № 1, включающий богатую информацию о героях страны, музей МАОУ СОШ № 2, посвященный легендарному полку ночных бомбардировщиц Великой Отечественной войны.

Развитие воинской храбрости, подготовка к службе, к поступлению в военные училища происходит:

s в ходе военных сборов;

s на смотрах строя и воинской песни;

s в военно-спортивных играх, ставших традиционными: «Зарница», «Молодецкие забавы»;

s при изучении стрелкового оружия и средств защиты;

s на занятиях спортивных секций: баскетбол, волейбол др.

Работники школьного музея и библиотеки постоянно обогащают свои архивы материалами по патриотическому воспитанию. Так, например, в музее содержатся предметы быта башкирского народа, материалы и экспозиции, посвященные истории школы, города Белебея, столицы Башкортостана, отражающие судьбы ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов. В нашей библиотеке есть много книг по художественному чтению для воспитания патриотизма: о героях Башкортостана и России, выдающихся общественных деятелях. Доброй традицией стали проводимые библиотекарем литературные часы и беседы, вызывающие у участников чувства гордости и патриотизма.

В системе патриотического воспитания важное место занимает и общественно полезный труд: уход за памятниками истории и культуры, помощь ветеранам.

Педагоги школы и на собственном примере помогают учащимся осмыслить черты патриотизма: среди учителей заслуженный учитель РБ, отличники народного просвещения РБ, лауреаты городского конкурса «Тайны успеха», победители и призеры городских педагогических конкурсов: «Воспитать человека».

С целью выявления уровня сформированности патриотических чувств среди старшеклассников было проведено анкетирование, показавшее, что 97 процентов учеников 9-11 классов правильно понимают понятие «патриот», «патриотизм», 83 процента учащихся отлично знают героев страны, могут привести конкретные примеры участия в патриотических делах. Не роняют высокого звания наши выпускники, обучаясь в УГНТУ, УГАТУ, БГУ, БАГСУ при главе РБ.

Таким образом, глубокое патриотическое воспитание учащихся школы № 17 г. Белебея проводится в процессе организации различных форм воспитательных и культурно-массовых мероприятий, в системе учебной и внеклассной работы, в общественно полезном труде, в повседневной практической деятельности. И благодаря систематической и целенаправленной работе, обучающиеся приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к истории Родины, уважающими достижения своего народа.

          

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». - М., 2005.

2. О Концепции патриотического воспитания граждан Р.Ф. от 17 июня 2003 года 01-06/242558

3. Словарь русского языка. - В 4-х. т. / Под ред. А.Л. Евгеньевой. - М., 1984 – Т. 3. - с. 33

4. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М., 1980.

5. Ушинский К.Д., Собрание сочинений. – М.: Учпедизд., 1950. - Т. 10.

УДК 371

Осьмачко С. Г.

Доктор. ист. н., профессор ЯВВУ ПВО (Ярославль, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.009 с.)