Вклад Узбекистана в обеспечение Великой победы: гуманизм и наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад Узбекистана в обеспечение Великой победы: гуманизм и наука



 

     Аннотация. Вторая мировая война была беспретендентно великой и страшной в мировой истории вооруженной борьбой, которая нанесла тяжелый удар по всему человечеству. Она охватила 61 страну, 80% населения земного шара, то есть 1,7 миллиарда человек. В победе над немецко-фашистской армией, значительное место сыграло единство народа, героизм и самоотверженность воинов и труженников тыла. В данной статье речь пойдет о гуманизме, о мужестве, о высоких нравственных качествах, о самоотверженном труде узбекского народа, о системе образования и роли интеллигенции в годы Великой Отечественной войны.

     Ключевые слова: начало войны, толерантность и человечность узбекского народа, перенос в Узбекистан научных учреждений западных регионов, сотрудничество ученых.

 

Мир основывается на невоенной внешней политике между государствами. В основе мира лежат международные договора и соглашения. Мир обеспечивает социальную безопасность. С тысячами сожалениями и горечью можно сказать, что в истории были государства, которые не только не ценили этот мир, но нарушали мирные договоры с целью обретения материальных благ, и перераздела мира. В результате этого многие народы всего мира сильно пострадали от этого. Наглядным примером этого служит Вторая мировая война.

Вторая мировая война была великой и страшной в мировой истории вооруженной борьбой, которая нанесла тяжелый удар по всему человечеству. Эта война, начавшаяся со вторжения войск фашистской Германии в Польшу 1 сентября 1939 года, охватила 61 страну, 80% населения земного шара, то есть 1,7 миллиарда человек. [ 3; c. 152]

Вторую мировую войну вызвали конфликты между крупными державами, стремления агрессивных сил править миром. Войну начали главные агрессивные государства - фашистская Германия и Италия, а также Япония. Среди них ведущую роль сыграл немецкий организатор. Германия 22 июня 1941 года, нарушив договор о ненападении, начала вероломное наступление на СССР без объявления войны. Целью фашистов было завоевать СССР, владение его богатствами, достичь подчинения многомиллионного населения страны.

По характеру война Германии против СССР была оккупационной, несправедливой. Советское правительство 22 июня разработало обращение к народу страны по случаю начала войны, которое в тот же день было объявлено по радио. Это обращение призвало народ к сплоченности и самоотверженности для достижения победы. "Наша работа - это достойная работа! Мы разгромим врага.! Мы победим! " - было сказано в обращении.

В составе СССР все республики, автономные области, национальные округа, в том числе и народы Узбекистана, были охвачены войной. На плечи народов Узбекистана обрушились тяжелые испытания.

В день, когда пришло известие о начале войны, во всех городах и районах, предприятиях и учреждениях Узбекистана прошли митинги и собрания. Рабочие, служащие, крестьяне, интеллигенция, студенчество выразили готовность идти на войну,чтобы защитить свою Родину, чтобы уничтожить оккупантов в боях лицом к лицу, самоотверженно трудиться за фронтом для обеспечения победы. Ситуация требовала перестройки всей страны в соответствии с требованиями военного времени, мобилизации всех сил и средств.

В 1941 году население Узбекистана составляло 6,5 миллион человек, из них половину составляли дети и пожилые. 50-60 процентов, а точнее 1.433.230 человек мобилизовали на войну. Узбекский народ, старики, родители, отправляя своих детей на фронт во время страшных испытаний, советовали им всегда быть мужественными и отважными солдатами, всегда идти в первом ряду, героически сражаться, возвращаться с победой. [2; c. 13]

Человечность, благородность и милосердие узбекского народа нашли свое отражение в отзывчивости, сочувствии и заботе, оказанной в годы войны переселенцам и детям из западных областей страны. В первые годы войны узбекский народ принял на себя более 1.000.000 переселенцев из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, в том числе более 200.000 детей-сирот. Все дети-сироты нашли в семьях узбеков теплые приюты, еду, а самое главное - доброту. Семья ташкентского кузнеца Шоахмада Шомахмудова и его жены Бахри Акрамовой, усыновившие 14 детей разных национальностей, проявила высокие человеческие качества и стала примером для многих. В честь их благородства и милорсердность в Москве установлен памятник.

В Узбекистане очень много семей, приютили и воспитали десятки детей. [2; c. 15] Народный артист РФ Юрий Стоянов вспоминая годы войны, рассказывал о том, как её мама, эвакуированная всей семьёй из Сталинграда в Ташкент, была принята узбекской семьёй, у которой была семеро детей. Это была семья простого учителя. Когда пришло время идти в школу этот учитель из единственной скатерти, которая была у них сшил ей сумку, а жена из единственной занавески сшила белый передник. Вся семья спала на полу, а гости спали на единственной кровати. Таких семей было очень много. Их великий гуманный, патриотический подвиг увековечен в памятниках, созданных на площади Дружбы Народов города Ташкента. В те тяжелые годы гуманистические и благородные качества нашего народа стали примером для многих народов мира.

С первых дней войны узбекский филиал Академии Наук СССР, 75 научных учреждений, действующих в республике, в том числе 25 научно-исследовательских институтов, 23 научных станций и др., все ученые были привлечены к решению проблем, связанных с налаживанием в военное русло хозяйственную жизнь республики. Они установили прямые связи с заводами, фабриками, железнодорожными и автомобильными дорогами, транспортными предприятиями. В целях координации исследовательских работ ученых, 29 ноября 1941 года было создано “ узбекское научное инженерно-техническое общество”.

Многие научные учреждения из крупных городов западных регионов были переведены в Узбекистан. К ним относятся Институт истории, экономики и права Академии Наук СССР, Институт мирового хозяйства и мировой политики, Востоковедения, Мировой литературы, Почвоведения, Сейсмологии, несколько музеев и библиотек. Сюда переселились 375 крупных ученых и сотрудников акедемии. [3; c. 154]

Узбекские ученые связали тесные связи с переехавшими крупными учеными, пересматривали направления исследований существующих и перенесенных в нашу республику научных учреждений, адаптировались к требованиям войны. Ученые сосредоточили свое внимание на организации поиска и использовании природных ресурсов, необходимых для оборонной промышленности. В результате исследований учёного Х.М. Абдуллаева и др. были найдены и освоены месторождения олова, вольфрама, молибдена, огнестойких минералов, редких металлов и других видов сырья. Нахождение месторождений железной руды группой геологов во главе с А.С.Уклонским имело большое значение при проектировании и вводе в эксплуатацию Узбекского металлургического комбината. Д.М. Богданов и инженер Г.С.Чикризов возглавили поисковые работы в Ангрене и помогли найти богатые запасы угольного месторождения и построить новые шахты.

При разработке проекта Фархадского ГЭСа в Сырдарье активно участвовали известные ирригаторы А.Н. Аскоченский, В. В.Пославицкий. Проектировщики-академики Г.О. Графито и Б. Е. Веденеев дали им ценные советы.

Ученые-химики создали новые эффективные способы удаления воды из нефти, очистки от серы, коксования угля, использования хлопковых отходов в народном хозяйстве, получения этилового спирта, соды, кислоты. В результате исследований по изготовлению лекарственных средств было налажено производство различных лекарственных препаратов, необходимых для нужд населения. В Ташкенте был построен и введен в эксплуатацию Фармацевтический завод.

В годы войны гуманитарные науки значительно развивались. Крупные историки, археологи, юристы, востоковеды, литературоведы совместно с узбекскими коллегами разработали важные вопросы истории, культуры и литературы народов Узбекистана. В.С. Сруве, В.А. Шишкин, Е.Э. Бертелс, И.К. Додонов, В.Ю. Зохидов, Х.Ш. Иноятов,                    А.Я. Якубовский, М.Я. Массон, С.П. Толстов, Я.Г. Гуломов и другие подготовили ряд произведений по древней и средневековой истории, материальной культуре и духовности Узбекистана, этногенезу народов Средней Азии. Началась подготовка двухтомника "История народов Узбекистана". Под руководством писателя Алексея Толстого русские и узбекские ученые совместно создали "Историю узбекской литературы".

4 ноября 1943 года была открыта Академия наук Узбекистана, первым президентом которой был избран известный ученый Т. Н. Кари Ниези.

Открытие Академии наук стало важным событием в жизни республики, создало прочную основу для дальнейшего развития науки. Вскоре появились новые научные учреждения. На базе Института языка, литературы и истории были созданы Институт истории и археологии, Институт языка и литературы, Востоковедения, были созданы Институты экономики, Математики и механики, Почвоведения, Физико-технический и другие лаборатории.

К 1945 году в составе Академии наук функционировали 23 научных учреждения, в том числе 2 научно-исследовательских института, 2 лаборатории, экспериментальные станции. Три почетных члена Академии наук Узбекистана, 15 действительных членов, 20 членов-корреспондентов и 1265 научных сотрудников, в том числе 54 доктора наук и 172 кандидата наук, провели научно-исследовательскую работу. Среди них были доктора физико-математических наук Т.А. Чесноков и                 В.И. Романовский, ученый-геолог Х.М. Абдуллаев, физик С.У. Умаров, философ И. Муминов, писатель С. Айни, писатель Айбек, поэт Г. Гулям и другие.

Коллекция рукописей на персидском, арабском и турецком языках, подготовленная учеными Института востоковедения на основе изучения восточных рукописей, стала одной из самых богатых коллекций в мире. Сборник состоит из 3 томов, в которых описано и научно оценено около 300 рукописей. В 1944 году при Президиуме АН РУз была организована аспирантура и в том же году было принято 60 человек, в том числе 41 узбек. В 1944 году в академических институтах были защищены 2 докторские и 17 кандидатских диссертаций. В годы войны ученые Узбекистана выполнили более тысячи научных работ, многие из которых имели народнохозяйственное и оборонное значение.

Народное образование Узбекистана, в том числе и высшие учебные заведения, прошли тяжелые испытания. Многие преподаватели, студенты были мобилизованы на фронт. С Самаркандским кооперативным институтом были объединены Ташкентский финансово-экономический институт, Ташкентский и Самаркандский медицинские институты, узбекский и Среднеазиатский государственные университеты. В их освободившихся зданиях размещались военные учреждения, госпитали.

Из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Воронежа, Одессы и других городов в 1941-1943 годах были перенесены 35 высших учебных заведений и 7 военных академий, некоторые из которых были объединены между собой или с узбекскими высшими учебными заведениями.

Деятельность высших учебных заведений, переведенных со своими профессорами и преподавателями, оказала положительное влияние на дальнейшее развитие высшего образования в республике. Московские и ленинградские ученые читали студентам лекции по новым курсам, способствовали подготовке научно-педагогических кадров из представителей коренных наций, была налажена подготовка кадров по новым специальностям. Они провели исследовательскую работу по темам народного хозяйства и военного значения. Научное сообщество Ташкентского индустриального института, в частности, активно участвовало в строительстве металлургического завода в Бекабаде, разработке методов расплавления меди и других местных руд, в поиске эффективных путей борьбы с коррозией металлов, разработке и строительстве новых заводов.

Правительство Узбекистана оказало содействие в решении проблем высших учебных заведений в укреплении их материальной базы, обеспечении учителями.Значительно возросла поддержка правительства республики высших учебных заведений в то время, когда опытные педагоги, ученые начали уезжать в 1943-1944 гг. в свои города, когда восстанавливались временно закрытые или объединенные в начале войны институты, вновь открывались Чимбайский и Ургенчский педагогические институты, Наманганский и Маргиланский педагогические институты, Ташкентский институт театрального искусства, возрастала потребность в научно-педагогических кадрах. В крупных вузах был расширен прием в докторантуру и аспирантуру. Руководящие работники республиканского масштаба были направлены на работу в высшие учебные заведения.

В 1945 году количество высших учебных заведений увеличилось по сравнению с 1940 годом на 3 и составило 33, а количество студентов увеличилось с 19,1 тыс. до 21,2 тыс. человек. Всего за годы войны было подготовлено более 10 тысяч высококвалифицированных кадров и около 3,7 тысячи специалистов среднего специального образования.

В народном образовании тоже были серьезные трудности. Многие здания школ были переданы госпиталям, общежитиям, военным учебным заведениям. Школы были объединены, введено многосменное обучение. До войны 74,6% учителей, работающих в республиканских школах, составляли мужчины. Они уехали на фронт, на производственные работы. К тому же не хватало учебников, оборудований, тетрадей. Были организованы краткосрочные курсы, подготовлены учителя для начальных классов, приняты меры по возвращению в школу учителей, ушедших на другую работу, позаботились об улучшении их материально-бытового состояния. В 1944 году учителя были возвращены из рядов армии в школы. Улучшена физическая подготовка учащихся. Ежедневное учение сопровождалось полезным трудом. Во время учебы учащиеся оказывали помощь госпиталям, помогали семьям фронтовиков, собирали железо, участвовали в сельскохозяйственных работах.

В целях улучшения качества образования и воспитания в школах была внедрена пятибальная система оценки знаний учащихся, обязательность сдачи выпускных экзаменов для выпускников начальных и семилетних школ, экзаменов для выпускников средних школ на аттестат зрелости, награждение отличившихся знанием и поведением учащихся золотыми и серебряными медалями. Эти мероприятия привели к повышению уровня качества учебных занятий, улучшению дисциплины учащихся.После того, как переселившиеся учреждения начали возвращаться на свои места, здания школ также были освобождены, учащиеся вернулись на порог своих школ и продолжили учебу.

Если в 1940/41 учебном году в 5504 общеобразовательных школах обучалось 1368,9 тыс. учащихся, то в 1945/46 учебном году в 4976 общеобразовательных школах обучалось 989,2 тыс. детей.

Таких примеров можно привести много. Спустя годы государства-участники войны с тяжелыми трудностями справлялись с каждым случаем, пострадавшим от войны. Для поддержания мира были подписаны взаимные соглашения. После войны была создана Организация Объединенных Наций. Даже Нобелевская премия стала присуждаться за усилия по достижению мира.

Государства делают необходимые выводы из истории и теперь выбирают только мирный путь. Страны сейчас помогают друг другу во всех сферах, обмениваются опытом и живут исключительно с целью продвижения вперед в вопросах сохранения мира и стабильности. Они наладили отношения дружбы, солидарности друг с другом. Мы можем привести много доказательств этому. В частности, Президент Российской Федерации Владимир Путин направил президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирзиееву поздравительное письмо по случаю 72-й годовщины Победы во Второй мировой войне. В поздравительном письме президента России подчеркивается, что 9 мая - это знаменательная дата, олицетворение героизма наших отцов и дедов, сражавшихся на фронте и за фронтом ради спасения всего человечества и Родины от гнёта фашизма [1; 1].

Государство, в котором высоко ценится достоинства человека, всегда одолевает высокие рубежи, всегда добывается высоких результатов в предназначенных целях. Самая главная цель – мир на земле и благополучие народа...

 

Литература:

1. Поздравительное письмо Президента Российской Федерации Владимира Путина Президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирзиёеву по случаю 72-годовщины победы на второй мировой войне. 08.05.2017.

2. Каримов И.А. “Родина священна для каждого”, Ташкент, “Узбекистан”, - 1996.

3. Усмонов К., Содиков М. “История Узбекистана”,  Ташкент, ИПАК “Sharq”, - 2007.

4. Тиллабоев С., Замонов А. “История Узбекистана”,  учебник для 9 класса шк. общ. ср. образ. главная, Ташкент, ИПАК “Sharq”, - 2019.

5. Жураев У., Усмонов К., Жураева Г., Норкулов Н., Тиллабоев С., Замонов А. “История Узбекистана”,  учебник для 8 класса шк. общ. ср. образ. Ташкент, ИПТД “O`qituvchi”, - 2019.

6. Интернет ресурсы: www.uz.net. BBC.com

 

УДК 37.017.4

Ходжамкулов У. Н.

Канд. филолог. н., доцент ЧГПИ (Чирчик, Узбекистан)

Абдиримова И. К.

Старший преподаватель ЧГПИ (Чирчик, Узбекистан)

Джураев Х. А.

Старший преподаватель ЧГПИ (Чирчик, Узбекистан)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.03 с.)