На эффективное обучение в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На эффективное обучение в вузе



 

Аннотация. В современном обществе, самооценка играет большую роль в жизни человека. Студенты, которые обучаются в вузах, часто сталкиваются с такой проблемой, как низкая самооценка. У них может быть занижена или завышена самооценка, которая отрицательно влияет на обучение в вузе. Как человек ставит цели и достигает их, как видит себя в этой жизни, справляется с трудностями, во многом определяется во время обучения в вузе. Ведь именно в этот период, студент войдет во взрослую и самостоятельную жизнь.

 

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков [4]. Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой [1, 2]. Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [4].

Как известно, самооценка может влиять на эффективность обучения студента, возможно появятся проблемы с успеваемостью. В основе неуспеваемости могут лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости специалисты (С.Ю. Менчинская, В.Г. Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся [3]. Следовательно, студентам нужна мотивация, чтобы в дальнейшем развиваться и познавать что-то новое.

Время обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, которые возникают в процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся в течение жизни и не ограниченный стенами учебной аудитории [5]. Как мы понимаем, человек всю жизнь будет обучаться чему-то новому, и на его пути будет много препятствий, которых нужно будет решать. Ведь первые этапы взрослой жизни и умение справляться с трудностями будут влиять на дальнейшую жизнь.

 Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности [3]. Из этого следует, что самооценка является важнейшим мотивационным фактором, который влияет на эффективность обучения.

Очень важно для преподавателя в процессе обучения студента правильно определить потенциал студента и тактично настраивать на его возможности и перспективы, после окончания обучения.

Самооценка может быть завышенной и заниженной. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая реально превышает его возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и депрессии. В связи с этим, студенты с завышенной самооценкой не хотят осознавать то, что у них могут быть недостатки. Если преподаватели указывают на их ошибки, они могут проигнорировать, не воспринять всерьез и не будут работать над собой. Что может отрицательно повлиять на результат обучения [7].

Как известно, завышенная самооценка может положительно влиять на эффективное обучение студента в вузе, так как у него имеются лидерские качества и самоуверенность в себе, благодаря которым он может активно проявлять себя в процессе обучения.

Заниженная самооценка, которая говорит о большой неуверенности в себе, свидетельствует о развитии комплекса неполноценности. Такой студент недооценивает себя, по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их, как случайные и временные. Для развития положительной самооценки важно, чтобы студент был окружен постоянным вниманием и заботой вне зависимости от того, каков он [7]. Исходя из этого, мы понимаем, что если студент будет слышать от своих преподавателей и однокурсников слова одобрения и положительные отзывы за свои поступки, это поможет ему улучшить самооценку и тем самым повысить эффективность обучения.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что самооценка студента играет важную роль в эффективности обучения в вузе. В университетах преподаватели должны больше внимания уделять студентам, чтобы у них была гармоничная самооценка. Для выявления уровня самооценки студентов преподаватели могут использовать разные психологические тесты и методики.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.

2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. 139-155.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учебн. пособие. – Москва: Издательство Московского университета, 1993. – 142 с.

4. Вишнякова С.М Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. 1999.–583 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ.– СПб.: Питер, 2007. – 313 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.

7. Павлова М.А. Формирование адекватной самооценки студента, и ее влияние на качество обучения сольному пению / Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: OOO «Искусство в школе», 2018. – 304 с.

 

УДК 32+295

Якупов М. Т.

Д. филос. н., профессор Нефтекамского филиала БашГУ

(Нефтекамск, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.)