Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника⇐ ПредыдущаяСтр 94 из 94
Аннотация. В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи. Ключевые слова: 75-летию Победы, патриотизм, будущие защитники Отечества, долг перед Родиной, Великая Отечественная Война, любовь, уважение. В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям и появлению документов на государственном уровне. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной школы. Понимание современных условий и особенностей развития и социализации будущего гражданина позволяет педагогу решать одну из главных задач образования – воспитание «Гражданина» [1, с. 224]. Работая с учащимися младшего школьного возраста, нужно понимать необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Именно в этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, что создает предпосылки для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
В содержание гражданско-патриотического воспитания входит: s изучение лучших национальных и семейных традиций, s символики России, края, города, школы; s изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий; s изучение культуры, российских традиций, истории России; s ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; s знакомство с различными видами искусств. На этапе начальной школы большое внимание уделяется разъяснению обучающимся прав и обязанностей ребенка, знакомству со статьями Конвенции о правах ребенка. Проводятся беседы по нравственно-правовым проблемам, экскурсии, встречи с ветеранами. Через внеклассные мероприятия учащиеся изучают подвиг многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России. В начальной школе деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся гармонично вплетается в деятельность всей школы по основным направлениям программы патриотического воспитания, поэтому целью деятельности педагога является создание условий для формирования в личности младшего школьника набора позитивных ценностей общества, активной гражданской ответственности, духовности через учебно–воспитательный процесс. Основными принципами деятельности должны быть: уважение индивидуальности личности, коллективная деятельность, разумная требовательность и связь с реальной жизнью. Результатами деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию являются: умение любить, уважать близких и родных людей; повышение чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; умение и желание сочетать общественные и личные интересы, помогать людям пожилого возраста [2, с. 143].
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию строю по следующим тематическим направлениям: «Моя семья», «Мой город», «Я – гражданин России», «Я – будущий …». «Моя страна» «Символика нашей Родины» «Дети – герои» «Города - герои» - участие в классном мероприятии ораторского мастерства, посвященному Дню Победы. «Блокада Ленинграда» «Мои права и обязанности» «Что такое Конституция РФ» Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга наряду с традиционными формами (уроки, беседы, классные часы, экскурсии, встречи и т.п.) стараюсь использовать современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно-коммуникативную, технологию сотрудничества, технология проблемного обучения [3, с. 254]. Тема Родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь учащимся в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, сформировать это очень важное умение человека – вот главная задача педагога в этом направлении. Любовь к дому, в котором ребенок живет; к близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями - это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых; доброты, милосердия являются составляющими портрета выпускника начальной школы. В первом классе я знакомлюсь с семьей каждого учащегося, составляю социальный паспорт семьи. Эти мероприятия предоставляют возможность изучить воспитательные возможности каждой семьи и использовать их в дальнейшей деятельности: тематические классные часы, организация «Дня именинника», подготовка проектов «Моя семья», «Моё имя». Задачи, которые реализуются в направлении «Мой город», при формировании активной гражданской позиции у младших школьников, следующие: изучать историю родного края; воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России»; формировать экологическое поведение. Начальный этап работы по данному направлению начинается с изучения истории своего края (в том числе и на уроках окружающего мира), его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций [4, с. 137]. Классные часы частично выстраиваются на знаниях учащихся истории и культуры родного края. Тему малой родины формирую через осознание сопричастности к родному месту, где родился, к родному городу, к школе, в которой учатся, к людям, которые рядом. Например, при изучении темы по окружающему миру «Наш край» использовали технологии сотрудничества и информационно – коммуникативные технологии. Ребята с удовольствием делали коллективные работы компьютерные презентации (на тему «Наш край - Татарстан»), которые иллюстрировали их исследовательскую деятельность.
Организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма. Формировать гражданскую и правовую позицию личности в направлении «Я – гражданин» позволяет решение следующих задач: воспитывать правосознание; формировать культуру проявления гражданской позиции; систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. В этом направлении, я использую различные формы работы - тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике. Мы с детьми встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной [5, с. 112]. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!
Литература: 4. Абрамова С. В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] / С. В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с. 5. Куницын А. П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - 143 с. 6. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. - М.: Просвещение, 2005. – 254 с. 7. Усатова Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] / Е. В. Устова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с. 8. Черноусова Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие / Ф. П. Черноусова. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
УДК 377.1 Яруллина Л. Ш. БГАУ, студентка (Уфа, Россия) Аминова Л. Я. Канд. пед. н., доцент БГАУ (Уфа, Россия)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация. Одна из главных проблем в учебной деятельности студента является изучение мотивации. Ее значимость растет с каждым годом, так как вызывает затруднение в практическом решении проблемы развития учебной мотивации студента у педагогов и исследователей. Качество обучения напрямую зависит от сформированности мотивации в учебной деятельности. Именно поэтому изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием и развитием.
На формирование личности будущего специалиста влияет самостоятельная работа, поэтому педагоги акцентируют свое внимание на развитие мотивов учебной деятельности обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый вуз не только давал знания, но и учил самостоятельно приобретать их, мотивируя на каждом этапе. Существует много мнений, когда нужно начинать привлекать студентов к самостоятельной работе, но большинство мнений сходиться на том, чтобы начать это делать уже в первый год обучения в вузе. Эффективность в развитии мотивации повыситься в том случае, если она носит системный и целенаправленный характер, организована и построена с учетом рекомендаций психологов. Осуществление данного подхода будет возможным, если преподаватель обладает знаниями о специфике методов организации познавательной деятельностью студентов во время реализации ими самостоятельных работ разного вида и назначения, своевременно и правильно выражать, и изменять цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на деятельность. В целях формирования мотивации при отборе и использовании средств необходимо владеть не только методикой их применения, но и знанием развивающих возможностей каждого средства в зависимости от специфики предмета, условий обучения и возрастных особенностей обучаемых.
Выполняя ряд требований, самостоятельная работа мотивирует студента к обучению. Во-первых, преподаватель должен понимать, в чем суть самостоятельной работы студента, знание классификации самостоятельных работ, дидактических целей и методических задач, решаемых в рамках того или иного вида. Преподаватель должен точно определять назначение того или иного вида самостоятельной работы на этапах обучения и суть образовательной деятельности, благодаря которой может быть достигнута дидактическая цель самостоятельной работы, структуру, объем и логику усвоения учебного материала. Во-вторых, введение студентов в самостоятельную работу осуществляется с учетом их индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. В-третьих, необходимо учитывать руководящую функцию преподавателя в данном процессе. На основе этого можно выделить два этапа. На первом этапе усвоение информации и овладением методами ее добывания в конкретной области с участием преподавателя. На втором этапе самоорганизации целесообразны определенные управляющие воздействия преподавателя, контроль и коррекция деятельности студентов. Этот период можно назвать самостоятельной работой. Данная система требует от студента обязательной организации познавательной деятельности, она формирует и развивает необходимые мотивы, ценностные установки и ориентации на самостоятельный учебный труд. Все что побуждает студента к учебной активности, входит в строение его мотивационной сферы учения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера учебной деятельности характеризуется большой совокупностью мотивов, определяющими для организации эффективной самостоятельной работы могут выступать следующие группы: 1) социальные мотивы (понимание студентом своих жизненных потребностей, желание принести пользу обществу, понимание необходимости приобретения знаний в плане подготовки себя как специалиста). Осуществление мотивов данной группы возможно путем преобразования их из понимаемых в действенные благодаря показу прикладного характера и профессиональной направленности обучаемого; 2) познавательные мотивы, связанные с развитым познавательным интересом к учебной дисциплине и науке, которую она представляет. Преподаватель во время самостоятельной работы развивает мотивы этой группы, формируя у студентов представления о процессе познания; 3) реакция на ряд внешних факторов, реализующих учебную деятельность. Влияние внутренних стимулов, таких как стипендия, престижность и т.п., а также влияние мотивов на результат обучения прямо зависит от четкости планирования мероприятий по реализации системы самостоятельных работ. Для развития мотивов у студентов и формирования учебных умений следует так же учитывать виды самостоятельных работ. Так, с учетом дидактических целей самостоятельных работ и специфики учебно-познавательной деятельности студентов при их выполнении исследователи выделяют несколько типов самостоятельных работ. Существует четыре типа дидактической цели самостоятельной работы. Первый тип: у студентов осуществляется познавательная деятельность, которая заключается в узнавании объектов какой-либо области знания при повторном восприятии информации о них или действиях с ними. Примером первого типа дидактической цели самостоятельной работы является домашние задания самых разнообразных видов (работа с учебником, конспектом лекций и т.п.). С их помощью можно актуализировать познавательные мотивы, повысить престиж знаний. Совместное выполнение заданий может, например, способствовать осознанию возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией и т.д. Второй тип дидактической цели самостоятельных работ заключается в формировании знаний второго уровня, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. В этом случае студент воспроизводит и частично преобразует структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. В вузовской практике ко второму типу самостоятельных работ относят лабораторные и практические занятия, курсовые работы и проекты, домашние задания, содержащие предписания алгоритмического типа. Их общая характерная особенность заключается в том, что в задании к этим работам должен сообщаться общий алгоритм решения, а также выдвигаться требование к студентам развить и воспроизвести этот алгоритм применительно к данным конкретным условиям. С помощью таких самостоятельных работ можно формировать познавательный интерес студентов к изучаемым явлениям, осознание значимости учебной информации, умение преодолевать трудности при достижении намеченной цели и др. К третьему типу самостоятельных работ относиться формирование у студентов знаний третьего уровня, лежащих в основе решения нетиповых задач. Смысл данных задач заключается в поиске, формулировании и нахождения способа решения. У студентов, познавательная деятельность данного типа самостоятельных работ заключается в накоплении и воспроизведения нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действий по известному алгоритму путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Самостоятельной работой третьего типа в вузе чаще всего является дипломное проектирование. Именно в ходе его выполнения студенты вынуждены относить к комплексу фундаментальных понятий различных учебных дисциплин определенные составляющие усвоенных ранее знаний. Оперируя ими, реконструируя и употребляя их в существенно иных связях, студенты получают новую информацию. Это, в свою очередь, приводит к тому, что объем усвоенной студентом информации увеличивается, знания углубляются, сфера их применения расширяется, а мышление студента, проявляемое во внешнем плане в виде собственных заключений и выводов, может достигнуть уровня творческой деятельности. Задания третьего типа требуют от студентов актуализации ранее усвоенных знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности. В ходе их выполнения у студентов формируется и развивается стремление прилагать усилия и добиваться лучших результатов в конкретной области знания, повышать или сохранять самоуважение, самооценку, уважение окружающих и т.д., поддерживается стремление к самоорганизации при самостоятельном сосредоточении на учебной ситуации. Четвертый тип самостоятельных работ студентов, дидактической целью которых является создание предпосылок для творческой деятельности, обычно реализуется при проведении учебно- и научно-исследовательских работ и дипломного проектирования поискового характера. Познавательная деятельность при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установление новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, не известных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Система самостоятельных работ этого типа способствует развитию как социальных, так и познавательных мотивов. По мере продвижения от решения одного типа самостоятельных работ к другому студенты испытывают радость успеха, внутреннее удовлетворение от достижения цели, у них появляется уверенность в своих силах. Такое продвижение вперед через преодоление трудностей и внутреннее удовлетворение от результатов своей деятельности подкрепляет желание студента работать еще лучше, формирует потребность в самостоятельной познавательной деятельности, приносит радость познания. Самостоятельная работа формирует у студентов убеждение в жизненной необходимости знаний, их научной и практической ценности, способствует осознанию роли достижений науки в практике, пониманию недостаточности своих знаний, вызывает желание пополнить их и ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. Литература: 1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825. 2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. 139-155. 3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002 4. Белкин Е.Л. Основы педагогики высшей школы. М., 1987. 5. Городнова А.А. Организация самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2015. 6. Волков Ю.Г. Лубский А.В., Верещагина А.В. Самостоятельная работа студентов. М., 2016.
Научное издание
«…И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЗАЛОГ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Сборник научных работ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.037 с.) |