Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника



Аннотация. В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Ключевые слова: 75-летию Победы, патриотизм, будущие защитники Отечества, долг перед Родиной, Великая Отечественная Война, любовь, уважение.

В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям и появлению документов на государственном уровне.                                                                    Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях образовательной школы. Понимание современных условий и особенностей развития и социализации будущего гражданина позволяет педагогу решать одну из главных задач образования – воспитание «Гражданина» [1, с. 224].

Работая с учащимися младшего школьного возраста, нужно понимать необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Именно в этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, что создает предпосылки для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

В содержание гражданско-патриотического воспитания входит:

s изучение лучших национальных и семейных традиций,

s символики России, края, города, школы;

s изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

s изучение культуры, российских традиций, истории России;

s ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

s знакомство с различными видами искусств.

На этапе начальной школы большое внимание уделяется разъяснению обучающимся прав и обязанностей ребенка, знакомству со статьями Конвенции о правах ребенка. Проводятся беседы по нравственно-правовым проблемам, экскурсии, встречи с ветеранами. Через внеклассные мероприятия учащиеся изучают подвиг многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

 В начальной школе деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся гармонично вплетается в деятельность всей школы по основным направлениям программы патриотического воспитания, поэтому целью деятельности педагога является создание условий для формирования в личности младшего школьника набора позитивных ценностей общества, активной гражданской ответственности, духовности через учебно–воспитательный процесс.

Основными принципами деятельности должны быть: уважение индивидуальности личности, коллективная деятельность, разумная требовательность и связь с реальной жизнью.

Результатами деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию являются: умение любить, уважать близких и родных людей; повышение чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; умение и желание сочетать общественные и личные интересы, помогать людям пожилого возраста [2, с. 143].

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию строю по следующим тематическим направлениям:

«Моя семья»,

«Мой город»,

«Я – гражданин России»,

«Я – будущий …».

 «Моя страна»

«Символика нашей Родины»

«Дети – герои»

«Города - герои» - участие в классном мероприятии ораторского мастерства, посвященному Дню Победы.

«Блокада Ленинграда»

«Мои права и обязанности»

«Что такое Конституция РФ»

Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга наряду с традиционными формами (уроки, беседы, классные часы, экскурсии, встречи и т.п.) стараюсь использовать современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно-коммуникативную, технологию сотрудничества, технология проблемного обучения [3, с. 254].

Тема Родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь учащимся в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, сформировать это очень важное умение человека – вот главная задача педагога в этом направлении. Любовь к дому, в котором ребенок живет; к близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями - это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых; доброты, милосердия являются составляющими портрета выпускника начальной школы.

В первом классе я знакомлюсь с семьей каждого учащегося, составляю социальный паспорт семьи. Эти мероприятия предоставляют возможность изучить воспитательные возможности каждой семьи и использовать их в дальнейшей деятельности: тематические классные часы, организация «Дня именинника», подготовка проектов «Моя семья», «Моё имя».

Задачи, которые реализуются в направлении «Мой город», при формировании активной гражданской позиции у младших школьников, следующие: изучать историю родного края; воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России»; формировать экологическое поведение. Начальный этап работы по данному направлению начинается с изучения истории своего края (в том числе и на уроках окружающего мира), его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций [4, с. 137].

Классные часы частично выстраиваются на знаниях учащихся истории и культуры родного края. Тему малой родины формирую через осознание сопричастности к родному месту, где родился, к родному городу, к школе, в которой учатся, к людям, которые рядом. Например, при изучении темы по окружающему миру «Наш край» использовали технологии сотрудничества и информационно – коммуникативные технологии. Ребята с удовольствием делали коллективные работы компьютерные презентации (на тему «Наш край - Татарстан»), которые иллюстрировали их исследовательскую деятельность.

Организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Формировать гражданскую и правовую позицию личности в направлении «Я – гражданин» позволяет решение следующих задач: воспитывать правосознание; формировать культуру проявления гражданской позиции; систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

В этом направлении, я использую различные формы работы - тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике. Мы с детьми встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной [5, с. 112].

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!

 

Литература:

4. Абрамова С. В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] / С. В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с.

5. Куницын А. П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2007. - 143 с.

6. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. - М.: Просвещение, 2005. –   254 с.

7. Усатова  Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] / Е. В. Устова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.

8. Черноусова Ф. П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие / Ф. П. Черноусова. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

 

УДК 377.1

Яруллина Л. Ш.

БГАУ, студентка (Уфа, Россия)

Аминова Л. Я.

Канд. пед. н., доцент БГАУ (Уфа, Россия)

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

 

Аннотация. Одна из главных проблем в учебной деятельности студента является изучение мотивации. Ее значимость растет с каждым годом, так как вызывает затруднение в практическом решении проблемы развития учебной мотивации студента у педагогов и исследователей. Качество обучения напрямую зависит от сформированности мотивации в учебной деятельности. Именно поэтому изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием и развитием.

 

На формирование личности будущего специалиста влияет самостоятельная работа, поэтому педагоги акцентируют свое внимание на развитие мотивов учебной деятельности обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый вуз не только давал знания, но и учил самостоятельно приобретать их, мотивируя на каждом этапе.

Существует много мнений, когда нужно начинать привлекать студентов к самостоятельной работе, но большинство мнений сходиться на том, чтобы начать это делать уже в первый год обучения в вузе. Эффективность в развитии мотивации повыситься в том случае, если она носит системный и целенаправленный характер, организована и построена с учетом рекомендаций психологов. Осуществление данного подхода будет возможным, если преподаватель обладает знаниями о специфике методов организации познавательной деятельностью студентов во время реализации ими самостоятельных работ разного вида и назначения, своевременно и правильно выражать, и изменять цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на деятельность.

В целях формирования мотивации при отборе и использовании средств необходимо владеть не только методикой их применения, но и знанием развивающих возможностей каждого средства в зависимости от специфики предмета, условий обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Выполняя ряд требований, самостоятельная работа мотивирует студента к обучению. Во-первых, преподаватель должен понимать, в чем суть самостоятельной работы студента, знание классификации самостоятельных работ, дидактических целей и методических задач, решаемых в рамках того или иного вида. Преподаватель должен точно определять назначение того или иного вида самостоятельной работы на этапах обучения и суть образовательной деятельности, благодаря которой может быть достигнута дидактическая цель самостоятельной работы, структуру, объем и логику усвоения учебного материала. Во-вторых, введение студентов в самостоятельную работу осуществляется с учетом их индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. В-третьих, необходимо учитывать руководящую функцию преподавателя в данном процессе.

На основе этого можно выделить два этапа. На первом этапе усвоение информации и овладением методами ее добывания в конкретной области с участием преподавателя. На втором этапе самоорганизации целесообразны определенные управляющие воздействия преподавателя, контроль и коррекция деятельности студентов. Этот период можно назвать самостоятельной работой. Данная система требует от студента обязательной организации познавательной деятельности, она формирует и развивает необходимые мотивы, ценностные установки и ориентации на самостоятельный учебный труд. Все что побуждает студента к учебной активности, входит в строение его мотивационной сферы учения.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера учебной деятельности характеризуется большой совокупностью мотивов, определяющими для организации эффективной самостоятельной работы могут выступать следующие группы:

1) социальные мотивы (понимание студентом своих жизненных потребностей, желание принести пользу обществу, понимание необходимости приобретения знаний в плане подготовки себя как специалиста). Осуществление мотивов данной группы возможно путем преобразования их из понимаемых в действенные благодаря показу прикладного характера и профессиональной направленности обучаемого;

2) познавательные мотивы, связанные с развитым познавательным интересом к учебной дисциплине и науке, которую она представляет. Преподаватель во время самостоятельной работы развивает мотивы этой группы, формируя у студентов представления о процессе познания;

3) реакция на ряд внешних факторов, реализующих учебную деятельность. Влияние внутренних стимулов, таких как стипендия, престижность и т.п., а также влияние мотивов на результат обучения прямо зависит от четкости планирования мероприятий по реализации системы самостоятельных работ.

Для развития мотивов у студентов и формирования учебных умений следует так же учитывать виды самостоятельных работ. Так, с учетом дидактических целей самостоятельных работ и специфики учебно-познавательной деятельности студентов при их выполнении исследователи выделяют несколько типов самостоятельных работ.

Существует четыре типа дидактической цели самостоятельной работы. Первый тип: у студентов осуществляется познавательная деятельность, которая заключается в узнавании объектов какой-либо области знания при повторном восприятии информации о них или действиях с ними.

Примером первого типа дидактической цели самостоятельной работы является домашние задания самых разнообразных видов (работа с учебником, конспектом лекций и т.п.). С их помощью можно актуализировать познавательные мотивы, повысить престиж знаний. Совместное выполнение заданий может, например, способствовать осознанию возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией и т.д.

Второй тип дидактической цели самостоятельных работ заключается в формировании знаний второго уровня, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. В этом случае студент воспроизводит и частично преобразует структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. В вузовской практике ко второму типу самостоятельных работ относят лабораторные и практические занятия, курсовые работы и проекты, домашние задания, содержащие предписания алгоритмического типа. Их общая характерная особенность заключается в том, что в задании к этим работам должен сообщаться общий алгоритм решения, а также выдвигаться требование к студентам развить и воспроизвести этот алгоритм применительно к данным конкретным условиям. С помощью таких самостоятельных работ можно формировать познавательный интерес студентов к изучаемым явлениям, осознание значимости учебной информации, умение преодолевать трудности при достижении намеченной цели и др.

К третьему типу самостоятельных работ относиться формирование у студентов знаний третьего уровня, лежащих в основе решения нетиповых задач. Смысл данных задач заключается в поиске, формулировании и нахождения способа решения. У студентов, познавательная деятельность данного типа самостоятельных работ заключается в накоплении и воспроизведения нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действий по известному алгоритму путем осуществления переноса знаний, умений и навыков.

Самостоятельной работой третьего типа в вузе чаще всего является дипломное проектирование. Именно в ходе его выполнения студенты вынуждены относить к комплексу фундаментальных понятий различных учебных дисциплин определенные составляющие усвоенных ранее знаний. Оперируя ими, реконструируя и употребляя их в существенно иных связях, студенты получают новую информацию. Это, в свою очередь, приводит к тому, что объем усвоенной студентом информации увеличивается, знания углубляются, сфера их применения расширяется, а мышление студента, проявляемое во внешнем плане в виде собственных заключений и выводов, может достигнуть уровня творческой деятельности.

Задания третьего типа требуют от студентов актуализации ранее усвоенных знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности. В ходе их выполнения у студентов формируется и развивается стремление прилагать усилия и добиваться лучших результатов в конкретной области знания, повышать или сохранять самоуважение, самооценку, уважение окружающих и т.д., поддерживается стремление к самоорганизации при самостоятельном сосредоточении на учебной ситуации.

Четвертый тип самостоятельных работ студентов, дидактической целью которых является создание предпосылок для творческой деятельности, обычно реализуется при проведении учебно- и научно-исследовательских работ и дипломного проектирования поискового характера. Познавательная деятельность при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установление новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, не известных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Система самостоятельных работ этого типа способствует развитию как социальных, так и познавательных мотивов.

По мере продвижения от решения одного типа самостоятельных работ к другому студенты испытывают радость успеха, внутреннее удовлетворение от достижения цели, у них появляется уверенность в своих силах. Такое продвижение вперед через преодоление трудностей и внутреннее удовлетворение от результатов своей деятельности подкрепляет желание студента работать еще лучше, формирует потребность в самостоятельной познавательной деятельности, приносит радость познания. Самостоятельная работа формирует у студентов убеждение в жизненной необходимости знаний, их научной и практической ценности, способствует осознанию роли достижений науки в практике, пониманию недостаточности своих знаний, вызывает желание пополнить их и ориентироваться в быстро меняющейся ситуации.

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.

2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. 139-155.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002

4. Белкин Е.Л. Основы педагогики высшей школы. М., 1987.

5. Городнова А.А. Организация самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2015.

6. Волков Ю.Г. Лубский А.В., Верещагина А.В. Самостоятельная работа студентов. М., 2016.

 

 

 

 

 

 

 

Научное издание

 

«…И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЗАЛОГ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

 

Сборник научных работ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.037 с.)