Музыкант, просветитель, ветеран Великой Отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкант, просветитель, ветеран Великой Отечественной войны



Аннотация. Статья посвящена проблеме музыкально — просветительской деятельности на примере жизненного и творческого пути известного педагога, музыканта, композитора и музыковеда Масгута Зайнетдиновича Баширова. Для каждого гражданина знание истории своего отечества есть дело не только простого любопытства, но и настоятельной потребности, которая переходит в обязательный долг для лиц, призванных действовать в сфере ученой или административной. Это дает путеводную нить к верным заключениям о его будущем и ключ к разумным действиям в настоящем.

Ключевые слова: музыкант, композитор, педагог - просветитель.  

     

Творчество талантливого Масгута Зайнетдиновича Баширова тесно связано с историческим и культурным наследием Республики Башкортостан. В 2020 году исполнилось 112 лет со дня его рождения.

Масгут Зайнетдинович Баширов родился 21 апреля 1908 года в городе Бирске в семье простого крестьянина и домохозяйки. В семье было шестеро детей, но выжил один Масгут. Он рос впечатлительным и чутким ребенком. С большим удовольствием слушал маленький Масгут народные мелодии, которые играли на гармошке его родители. Не оставляла его музыка и в русской приходской школе, где мальчик научился играть на физгармонии. После окончания приходской школы Масгут поступает в школу с педагогическим уклоном.

     Начинает активно принимать участие в художественной самодеятельности, и определяется на каком инструменте будет играть - это фортепиано. Мальчик самостоятельно осваивает нотную грамоту, так как системы занятий в данной школе не было. Но юный музыкант шел вперед в своём развитии изучал образцы классической музыки.

В феврале 1926 года Масгут был приглашен пианистом кино в клуб города Бирска. Готовых произведений к немому кино не было и музыканту приходилось импровизировать. Началась профессиональная музыкальная деятельность М. З. Баширова. Так он проработал два года, совмещая трудовую деятельность с учебой в средней школе.

В 1928 году юный музыкант сочинил для фортепиано две миниатюры, «Вальс» и «Мазурку», которые исполнил на городских концертах, после чего прослыл композитором. Получив звание «Учитель народной школы», Масгут Зайнетдинович работал, совершенствуя свои профессиональные навыки, участвовал в музыкальном оформлении спектаклей Бирского самодеятельного драматического театра.

В 1933 году Масгут Баширов поступил в Уфимский техникум искусств на музыкальное отделение по классу фортепиано, при этом не прерывая свою работу в школе. В это время написано им несколько новых музыкальных национальных произведений и фортепьянных пьес. В 1938 году окончив училище и получив квалификацию преподавателя музыкально-теоретических дисциплин и руководителя хоровых ансамблей, он начинает самостоятельную творческую деятельность.

В годы Великой Отечественной войны М. З. Баширов продолжил любимое дело всей жизни на фронте. О военных годах музыканта свидетельствуют документы, хранящиеся в историческом музее города Бирска. Во время войны сержант М. З. Баширов находился на военной службе в пограничном полку НКВД. Он воевал в составе интернациональных соединений. Участвовал в боях с фашистами, перенес ранения и контузию. На фронте в минуты затишья он устраивал концерты для солдат или сочинял музыку. Удивительно, но музыкальные произведения ни ритмом, ни мелодией, ни настроением не напоминают о военном времени. Музыка прозрачна и безмятежна. Но именно такая музыка поддерживала воинов, поднимая их боевой настрой. Музыкант по призванию, представитель самой мирной профессии, наш земляк был мужественным и непоколебимым человеком.

После войны М. З. Баширов вернулся в Уфу. Работал в музыкальном училище, вел занятия по сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе, читал лекции по истории западной музыки. Продолжал работать руководителем башкирского хора. М. З. Баширов в эти годы обработал для хора башкирские народные песни «Абдрахман», «Нылыу кыззар». На тему песни «Таштугай» была написана пьеса для скрипки и фортепиано. Именно в эти годы годы Масгут Зайнетдинович окончательно сформировался как педагог, музыкант, композитор, музыковед и общественный просветитель. Был одним из организаторов Союза композиторов БАССР. Автор многих музыкальных произведений в различных жанрах. Ему принадлежат очерки «Башкирская народная песня», «Музыка Советской Башкирии», «Камиль Рахимов», многочисленные статьи и заметки в республиканских газетах. Музыкант всегда считал своим долгом рассказывать ученикам о развитии мировой музыкальной культуры, знакомить их с творчеством многих композиторов, тем самым просвещая будущее поколение. В доступной форме они знакомил с творчеством композиторов мирового значения. А также рассказывал об истоках зарождения национальной музыки её развитии, внес большой вклад научный анализ башкирского хорового искусства.

Но его всегда тянуло в родной город. И в 1949 году М. З. Баширов возвращается в Бирск для создания там детской музыкальной школы.
Начались поиски помещения, оснащение школы музыкальными инструментами и пособиями. Большую помощь оказали друзья и соратники. Первое время школа располагалась на улице Ленина в бывшем купеческом особняке династии Капустиных. В школе было два класса: фортепиано и народных инструментов. Школа работала в две смены. Было очень трудно. Не хватало сотрудников. Приходилось работать и за завуча и за завхоза. Это отнимало много времени от основной профессиональной деятельности [2].

По инициативе Масгута Зайнетдиновича был открыт детский музыкальный лекторий, в рамках которого разрабатывались темы по русской классической музыке. В эту работу он вовлек всех своих коллег. Педагог — просветитель написал несколько лекций для старшеклассников. Более двадцати лет М. З. Баширов занимался музыкальным образованием детей города Бирска. За это время из стен школы вышло 100 юных пианистов и баянистов, многие из них продолжили свое музыкальное образование в музыкальных училищах республики. В 1967 год за заслуги в развитии музыкальной культуры Башкирии М. З. Баширову было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры БАССР.

В воспоминаниях своих учеников Масгут Зайнетдинович остался высоким, стройным мужчиной с европейской внешностью, негромким и сдержанным голосом. Всегда был добр, спокоен, уравновешен, временами сентиментален и придерживался гуманистического направления в образовании. Помимо основ теории музыки, приобретенных умений и навыков игры на музыкальном инструменте, здесь были существенно раздвинуты горизонты личностного развития. Его дом всегда был открыт для молодых дарований, воспитанников и друзей, которые привносили свой талант и творчество в развитие и становление музыкального образования города Бирска.

Сегодня в Бирской музыкальной школе работают ученики и последователи М. З. Баширова, которые продолжают дело всей его жизни. На отделениях школы (фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, духовые инструменты, хореография) учатся более 400 человек. Школа является учебно — методическим центром музыкальных школ северной зоны Башкортостана. Она помогает детям города Бирска и Бирского района получить начальное музыкальное образование [1, с. 245]. В декабре 1993 года Президиум Верховного Совета Башкирской АССР присвоил Бирской детской музыкальной школе имя ее основателя, композитора Масгута Зайнетдиновича Баширова. На здании школы появилась мемориальная доска [3].

Как сказал Платон: «Музыка дает душу во вселенной, крылья к разуму, бегство к воображению и жизнь ко всему».

 

Литература:

1. Акбулатов И.М., Рыбалко Н.В. Бирск: Путеводитель по историческим и памятным местам. - Бирск: БирГСПА, 2011. - 314с.

2. Ахмадеева Г.Н., Композиторы и музыканты Башкортостана: Очерки жизни и творчества. - Уфа: Китап, 2002. - 235с.

3. Башкирская энциклопедия.

 

УДК 377.5

Шестерикова Т. М.

Библиотекарь, Бирский медико-фармацевтический колледж

 (Бирск, Россия)

 

ВКЛАД ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ БИРСКОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРИБЛИЖЕНИЕ ПОБЕДЫ

 

Аннотация. Статья посвящена деятельности образовательного учреждения в предвоенные, военные и послевоенные годы. Особое внимание уделяется обучению учащихся и их воспитанию в военные годы, преодолению трудностей военного времени и посильной помощи стране в приближении Победы.

Ключевые слова: фельдшерско-акушерская, фармацевтическая школы, мобилизация, обучение в сокращённые сроки, дисциплина в военное время, выпуск Победы.

 

К началу войны в республике насчитывалось пять медицинских средних специальных учебных заведений [4, с.45], среди которых были и две школы из Бирска: фельдшерско-акушерская и фармацевтическая, созданные на базе фельдшерско-акушерского техникума по приказу Наркомздрава РСФСР от 19. 12.1936 №1136. Оба учебных заведения оставались работать под одной крышей и несколько лет возглавлялись одним директором.

И в те давние годы наше образовательное учреждение пользовалось успехом: до войны было принято 220 студентов (160 женщин и 60 мужчин) и сформировано двадцать групп. Только на специальность помощник лечащего врача и фармацевтическое было набрано по три группы.

Школы размещались в двух зданиях, имелись учебная аптека, лыжная база. Учащиеся проживали в нескольких общежитиях, а тем, кто проживал на квартирах, выплачивались квартирные в размере 15 рублей в месяц. В марте 1941 года началось строительство жилого дома для преподавателей и сотрудников.

Была своя столовая, учащимся с ослабленным здоровьем дополнительно выделялись деньги на продукты.

До 1946 года в ведении школ имелось приусадебное хозяйство: три лошади, свиньи, школьный огород для выращивания картофеля и других овощей.

Три раза в неделю в школах преподавательским составом проводились политинформации о международном положении и событиях внутри страны. Работал военный кружок для допризывников.

Особое внимание уделялось воспитательной работе с учащимися. Организовывались спортивные состязания, военно-патриотические игры «Встречный бой», пешие походы на 15 и 25 км, сдавались нормы ГТО. Работали башкиро-татарский и русский драматические кружки, вокально-хоровой кружок и струнный оркестр, проводились литературные праздники, вечера встречи со знатными людьми. В начале 1941 года была приобретена киноустановка и пять раз в месяц демонстрировались научные, учебные и художественные фильмы в соответствии с заранее утверждённым репертуаром.

Большое значение для страны в годы Великой Отечественной войны имела качественная подготовка средних медицинских кадров, которые выполняли бы задачи по восстановлению сил и здоровья раненых бойцов и обеспечивали бы санитарно-эпидемиологическое благополучие фронта и тыла. «… Эта война требует от нас величайшего содействия по укреплению тыла, организованности, дисциплины и полной боевой подготовки в защите предприятий, домов… В тылу также должно обеспечиваться санитарное благополучие страны: проводиться профилактические мероприятия в борьбе с эпидемиологическими заболеваниями…» - обращался директор Г.С. Хуснутдинов к коллективам школ [1-кн. 7, с. 46].

Уже 23 июня 1941 года были мобилизованы К.И. Грушина, Ф.С. Судакова, М. Сальникова, Ф.К. Тимофеев, Е.Н. Овчинников, Ф.Я. Акатьев, Я.Н. Кильметов, Н.Д. Киселёв, Ф.В. Сандалов, Н.Н. Ошарин, Н.А. Капралов, Н.И. Вавилов, Н. Александров, И.К. Корчемной, Е.И. Громова и многие другие преподаватели и сотрудники. Для обучения учащихся фармшколы осталось всего три преподавателя-провизора, которые выполняли всю нагрузку по специальным дисциплинам. Часто менялись директора: кто-то направлялся на работу в органы НКВД, кто-то был мобилизован в ряды РККА. Уходили на фронт выпускники фельдшерско-акушерской и фармацевтической школ, не закончив обучение. Им выдавались свидетельства об окончании школы и присвоении звания фельдшера, работающего под руководством врача. Даже учащиеся 1 курса добровольно уходили в ряды РККА (Рабоче-крестьянской красной армии). 

В обращении Народного комиссариата просвещения РСФСР от 02.07.1941 «Ко всем работникам просвещения» ставилась задача бесперебойного обеспечения учебного процесса, но менялся характер народного образования, которое было подчинено суровым реалиям военных лет. [4, с. 41] Поэтому преподаватели школ упорно и самоотверженно взялись за подготовку медицинских и фармацевтических кадров, понимая их особую значимость для фронта. Подготовка специалистов осуществлялась в более сжатые сроки, однако качество знаний оставалось на высоком уровне.

Государственный комитет обороны 17 сентября 1941 года принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Был организован отдельный взвод из учащихсядопризывного возраста (1923-1924 года рождения), занятия по военной подготовке проводились в вечернее время после учёбы пять дней в неделю, в том числе и по воскресеньям. Ребята занимались строевой подготовкой, овладевали винтовкой, пулемётом, ручной гранатой, учились рыть окопы и т.д. Военными знаниями овладевали и девушки.

В целях укрепления обороноспособности и санитарного благополучия страны проводились занятия по противоздушной и химической обороне, санитарной обороне СССР два раза в неделю в вечернее время. Они давали необходимые знания поведения в случае воздушного нападения, химической атаки противника, оказанию первой помощи раненым, их транспортировке, действий санитарной дружины, профилактики инфекций. В обязательном порядке эти занятия посещали все учащиеся, преподавательский состав и сотрудники, по окончании занятий бойцы сдавали нормы на значки ГСО и ПВХО первой ступени. Преподаватели также выезжали в сёла района и проводили военно- санитарные занятия с допризывниками, вели агитационно- массовую работу с населением.

В 1942 году организуется зимний набор учащихся в количестве четырёх групп по ускоренной программе. Обучение велось непрерывно. Выпуск военных лет обеих школ составил: 1941 год - 147 человек, январь 1942 года - 54, август 1942 года - 95, август 1943 года -106, июль 1944 года -116, июль 1945 года - 94 человека.

Среди преподавателей и учащихся было организовано социалистическое соревнование, в ходе которого выявлялись лидеры в учёбе и в работе, учащиеся взяли на себя обязательство повысить качество успеваемости до 100%.

Условияработы преподавателей были тяжёлыми. Л.В. Козловская- заведующая учебной частью, а с 1944 года - директор фармацевтической школы, впоследствии училища, вспоминала: «… Фармацевтической и фельдшерской школам было предложено освободить учебное здание по улице Ленина, дом 30 в течение 24 часов для эвакуированного в г. Бирск военного завода. И за 20 часов это задание было выполнено. Все учащиеся, преподаватели, обслуживающий персонал работали, перенося оборудование в другое здание, которое было малопригодным для занятий. Занимались в две смены. Недостаточно было учебников, тетрадей. Учащиеся писали в старых учебниках между строчками печатного шрифта. Не было чернил, карандашей. В учебном корпусе не хватало дров для растапливания помещения» [5, с. 100].

Так как обучение в школах проводилось в условиях военного времени, существовала жесточайшая дисциплина, вводились оценки за поведение каждого учащегося и группы в целом. Самовольный уход с занятий или пропуск их без уважительной причины, неявка на воскресник или уход с него без разрешения старшего расценивалось как нарушение дисциплины в военное время, за что учащемуся объявлялся выговор, могли отчислить. Преподавателей, опоздавших на занятие, увольняли с работы, судили.

С 1943 года во всех группах перед началом занятий вводится утренняя зарядка. У преподавателей повышается зарплата. С 1944 организуются подготовительные курсы для абитуриентов, увеличивается набор.

Весь коллектив жил одной семьёй и был движим одной целью - помочь фронту, поэтому преподаватели без выходных дней вместе с учащимися дружно работали в колхозах по заготовке сена, уборке урожая, заготовке дров в Тартышевском райлеспромхозе и вывозке их из леса.

Выпуск 1945 года назвали выпуском Победы и перед этими ребятами ставились задачи уже мирного времени. Они должны были обеспечить высокое качество медицинского и фармацевтического обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны, семей фронтовиков, укрепление здоровья детей и подростков, матери и ребёнка.

По архивным данным в Великой Отечественной войне участвовало около 80% выпускников довоенного выпуска и 95% - военных выпусков фельдшерско-акушерской и фармацевтической школ [3]. Многим из них пришлось вытаскивать с поля боя раненых, нести нелёгкую солдатскую службу в госпиталях, выходить из окружения, с оружием в руках защищать раненых в бою.

Медико-фармацевтический колледж гордится тем, что выпускница 1940 года Пыхтеева Антонина Александровна, единственная медицинская сестра из Башкирии, в 1987 году была удостоена высшей медицинской награды Международного Красного Креста и Красного Полумесяца «Медали Флоренс Найтингейл». Награда была вручена за героический ратный путь в годы войны, за заслуги в борьбе с инфекционными заболеваниями и в гуманитарной деятельности.

Врач Павел Петрович Гуськов с 1941 по 1944 год служил военным врачом 3-го ранга в составе партизанской бригады. Санитарная служба партизанской бригады под его руководством вернула в строй 85% раненых. Он произвёл более 100 сложных хирургических операций, спас десятки жизней тяжелораненых, обеспечил более 20 000 амбулаторных посещений партизан и гражданского населения. Вёл огромную профилактическую работу. П.П. Гуськов был одним из лучших организаторов здравоохранения нашего города после войны, главным врачом городской больницы, затем в течение девяти лет возглавлял медицинское училище. Награждён Орденом «Знак почёта», медалями «Партизану Отечественной войны I степени», «За победу над Германией» и другими [2, с. 108-109].

Указом президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года директора школ П.П. Гуськов, Л.В. Козловская и семь преподавателей были награждены медалью «За доблестный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».

Орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды награждён преподаватель Х.Т. Нурисламов, преподаватель Е.Л. Акатьев награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», выпускница А.Н. Зуева - двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды,18 медалями и т.д.

Не все преподаватели и студенты вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Погибли в боях за Родину преподаватели: А. Анкудинов, В. Алфёров, Ш. Ахмеров, А. Андреева, Р. Колесников, А. Морозов, А. Негуляев, М. Сайфутдинов, М. Фазылбекова, Т. Ялаев и другие. Их имена запечатлены в книге памяти музея колледжа. О подвигах бирских выпускников А.Л. Сарапулове и А.М. Петровой можно прочитать в книге «История развития здравоохранения и медицинской науки в Башкирской АССР (1917-1980 гг.)» [2, с. 130, 145].

В послевоенные годы постепенно начинается восстановление полноценной образовательной деятельности, создаются новые специальности. По-прежнему «…не хватало учебников, тетрадей, чернил. Перед занятиями растапливали печи и, едва только воздух начинал теплиться, принимались за штудирование медицины и фармацевтики, с огромным желанием овладевали знаниями, занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности, были бодрыми, энергичными и счастливыми» - вспоминала выпускница тех лет Н.Н. Тарасова[3]. В 1946 году была отменена военная подготовка для девушек, а для учащихся-юношей в летнее время начинают проводиться лагерные сборы.

В 1954 году Постановлением Совета Министров РСФСР фельдшерская и фармацевтическая школы были преобразованы в училища, в 2003 году они получили статус колледжей, а в 2005 году оба колледжа были объединены в единый медико-фармацевтический колледж. Соединились два старейших учебных заведения Башкортостана, объединился преподавательский опыт, улучшились условия организации учебного процесса, удвоился студенческий потенциал в учебно-исследовательской деятельности.

В семидесятых годах был создан музей истории фельдшерско - акушерской и фармацевтической школ. Новые поколения обучающихся, посещая музей, узнают о преподавателях и учащихся, достойно выдержавших суровые годы войны и внёсших свой вклад в приближение Победы.

 

Литература:

1. Документы архива ГАПОУ РБ «Бирский медико-фармацевтический колледж»: книги приказов №2 - №10.

2. История здравоохранения и медицинской науки в Башкирской АССР (1917-1980гг.) /А.А. Кулагина [и др.]. - Уфа: Баш. кн. изд-во,1981. -  403 с.: ил.

3. Материалы музея ГАПОУ РБ «Бирский медико-фармацевтический колледж».

4. Народное образование в Республике Башкортостан: история и люди / Автор - сост. Ю. Н. Коваль. - Уфа: Скиф, 2010. - 243с.

5. Память. Всё для фронта, всё для победы!: книга четвёртая / сост. В.Я. Ермаков [и др.] - Бирск: Бирская гор. тип., 2008. - С. 97-103.

 

УДК 378.637-057.875(571.150)"194"

Щербакова Ю. Б.

Директор музея истории образования им. П. П. Костенкова АлтГПУ (Барнаул, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.035 с.)