Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значимость воспитания молодежи в военно-патриотическом духе в условиях глобализации

Поиск

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)

Аннотация: В данной статье на примере Республики Узбекистан проанализирован вопрос воспитания молодежи в духе патриотизма в условиях глобализации. В статье представлено отношение специалистов к понятию глобализма, дано авторское описание этого понятия. Кроме того, классифицируются внешние воздействия, представляющие угрозу для общества. Описаны авторские предложения по формированию у молодежи идеологического иммунитета к внешним воздействиям.

Ключевые слова: глобализация, внешние воздействия, "массовая культура", теории "открытого общества".

 

 В современном обществе развитие носит сложный характер. Наряду с позитивными аспектами этого развития возникают и его негативные последствия, ставящие перед человечеством новые задачи. Теперь стало невозможно найти регион или государство, которое было бы полностью защищено от взаимодействия. Это прямая связь с процессами глобализации и интеграции. Процесс глобализации различен в зависимости от потенциала стран в экономической, политической, военной, духовной, религиозной сферах. Наблюдение этого процесса как относительно более активного явления в цивилизованных странах показывает, что это явление связано с развитием общества. Для того чтобы уменьшить негативное влияние современного процесса глобализации на страны мира и усилить его позитивное воздействие, необходимо иметь глубокое понимание содержания этого явления, изучить его особенности. Это создает возможность адаптироваться к глобализации, изменить стратегию прогресса желаемым образом, использовать ее силу "против себя". Получается, что разработка методов и средств эффективного использования процесса глобализации на научной основе является одной из актуальных проблем современности.

Термин глобализация впервые начал использоваться в области финансов и экономики с 1981 года. Но полное описание этого термина, его значения, было раскрыто американским ученым Чарльз Таз Расселом в половине 1990 года. Это понятие дается различными толкованиями и определениями в научной литературе. В частности, в одной из них говорится, что " глобализация - это сочетание экономики, культуры, духовности, взаимовлияния и связи между народами разных стран". [1,   с. 58] Французский исследователь Б. Банди утверждает, что у этого понятия есть три аспекта: 1) что глобализация - это процесс абсолютной непрерывности; 2) что глобализация - это процесс интернационализации мира; 3) что глобализация - это процесс "размывания" национальных границ. [1, с. 58] Вообще понятие глобализации и отношение к его описанию различны, это понятие не нашло своего совершенного определения в науке. Определения и комментарии, хотя и несколько отличаются друг от друга, не имеют даже общего аспекта, объединяющего их. В существующих определениях не нашли отражения или достаточно выражены следующие особенности понятия глобализации: 1) позитивное и негативное содержание его последствий; 2) то, что глобализация является естественным этапом развития общества; 3) одновременное вовлечение в него как социальных, так и природных явлений; 4) интеграция национальных ценностей и традиций; 7) влияние резкого ускорения темпов развития и др.

Исходя из вышеизложенных соображений, мы предлагаем следующее определение понятия глобализации: глобализация-это процесс, в котором цивилизованное человечество естественным образом происходит в сообществе, связанном с информационно-коммуникационными технологиями и с округлением, универсализацией и интеграцией всех сфер жизни общества.

Из самой сути понятия глобализации видно, что этот процесс, являясь естественным этапом развития общества, оказывает свое влияние на образ жизни и цели людей. Сейчас каждое общество использует положительные стороны глобализации и принимает гарантированные меры защиты от ее негативных последствий. Тот факт, что процесс глобализации присущ всем аспектам жизни общества, проявляется в следующем: в области экономики: кризис, возникший в США в 2007 году, вызвал глобальный финансовый кризис, и практически все государства земли были вынуждены разработать экономические меры против негативных последствий этого кризиса; в области политики: страны мира наращивают новые региональные и общемировые международные организации в целях обеспечения своей безопасности и стабильности.; в области культуры: чужеродные идеологии, сформированные под понятием "массовая культура", сформировавшиеся во второй половине прошлого века, вошли в образ жизни народов всего мира.; в области безопасности и обороны: наличие возможности совершения террористических актов в любой точке мира; в области информации: сегодня задача информации расширилась. Теперь она стала средством воздействия на сознание и дух людей.

В условиях современной глобализации понятие патриотизма приобретает все большее значение, чем когда-либо. Для каждого общества возникали новые проблемы с защитой от чуждых идеологических влияний. В таких условиях повышение идеологического иммунитета молодежи является одним из наиболее актуальных.

В условиях Узбекистана это проявляется в выполнении следующих задач:

s воспитывая молодежь в духе национальной идеи и верности Родине, глубоко пропитывая их сердца и умы тем, что защита Родины является почетным и священным долгом;

s воспитывать молодежь в духе гордости за наших национальных героев, достойных их, вселять в них уверенность в мощи и потенциале нашей национальной армии;

s разъяснение, что военная служба это священная обязанность каждого гражданина Узбекистана;

s формирование у молодежи идеологического иммунитета к различным внутренним и внешним воздействиям, навыков подхода к политическим и социальным процессам, происходящим в мире, исходя из наших национальных интересов;

s обучать молодежь навыкам принятия быстрых и самостоятельных решений в любых сложных ситуациях, эффективному использованию современной военной техники;

s Подготовка молодежи к защите интересов Узбекистана не только в военной сфере, но и во всех сферах жизнедеятельности [2].

s В научной литературе выделяются следующие формы мировой идеологической борьбы:

s в политической сфере - великодержавный шовинизм;

s в религиозной сфере - религиозный экстремизм, фанатизм и панисламизм;

s в социальной сфере - это негуманистический образ жизни, который способствует насилию, злу и другим безнравственным поступкам.

За такой борьбой стоят цели, связанные с лишением народов их национальной идеологии и нравственных идеалов.

В таких условиях для того, чтобы наша страна была конкурентоспособной в мировом сообществе, каждый гражданин нашей страны должен обладать следующими качествами: 1) быть современным специалистом;  2) отличное знание русского и английского языков, кроме государственного;  3) постоянно наращивать свои знания;  4) должен быть предпринимателем; 5) повышение политического, правового, экономического сознания и культуры; 6) формирование самостоятельного мнения и отношения к происходящим в мире общественно-политическим процессам [3, с. 528].

В целом, под понятием "чужеродных влияний" в условиях глобализации стоят глубоко продуманные стратегии и цели атак, которые стремительно входят в нашу жизнь. "Разумные люди", стоящие за этими целями, используют всевозможные методы и инструменты для того, чтобы их идеи могли конкурировать, сталкиваясь с ценностями и идеологией других народов, живущих на протяжении веков, чтобы люди могли следовать за их идеями. Нелегко распознать негативные цели таких чуждых идей. Для этого у людей, особенно у молодежи, должно формироваться политическое сознание, идеологический иммунитет, уважение к национальным ценностям и традициям, национальное воспитание и нравственные качества.

Богатое научное наследие наших великих ученых также служит нам в этом отношении. Потому что достижения великих ученых в науке, религии, искусстве и военной сфере, которые достигли нашей земли, оказали огромное влияние на духовность всего мира на протяжении веков. Весь мир признает вклад Абу Насра Фораби, Абу Райхана Беруни, Абу Али Ибн Сины, Замахшари, Хорезмия, Мирзо Улугбека в развитие мировой науки; Исмаила Бухари, ат-Термизи, Моториди, Абдухалика Гиждувани, Баховуддина Накшбанди, Ахмада Яссави в развитие исламского образования; Джалалиддина Мангуберди, Амира Темура, Мирза Бабура в развитие военного искусства. Поэтому наше общество уже давно находится в числе творцов этих процессов, а не потребителей духовно-просветительских, идейно-идеологических обновлений мира. Там, где есть идеологическая жажда, наблюдается процесс проникновения чужеродных влияний. Богатое культурное наследие, созданное нашими предками, национальная идеология, созданная в годы независимости, является для нас основанием говорить о том, что в нашем обществе нет идеологического разрыва. Но тот факт, что молодые люди не до конца понимают национальную идеологию, может создать идеологический разрыв в их мышлении. Поэтому воспитание молодежи в рамках программы нашей национальной идеологии, преподавание культурного наследия наших предков, их мировоззрение и знания в этом отношении являются гарантами надежной защиты от чужеродных влияний в процессе глобализации.

На самом деле семья и махалля (соседство) как демократический институт Востока играют важную роль в воспитании молодежи. Значение этого института в формировании здоровой морально-нравственной среды в обществе не подлежит сомнению. В воспитании молодежи, верной своей родине, национальным традициям и ценностям, необходимо последовательно продолжать работу, проводимую в сфере семьи и добрососедства, рассматривать вопрос воспитания как вопрос уровня общества и государственной политики. Узбекский просветитель Абдурауф Фитрат утверждает в своей книге "Семья", что " тот, кто воспитывает нравственно плохих детей, не будет служить человечеству, а будет враждебен". Поскольку вопрос воспитания гармоничного поколения в обществе является предметом изучения таких дисциплин, как философия, социология, педагогика, литература, то прежде всего следует помнить, что в основе этого вопроса лежит нравственное совершенство. Ведь нравственно грамотный, патриотичный и широко мыслящий человек может быть только в сознательном отношении к происходящим в обществе процессам. В нынешнюю эпоху возрастающих угроз нашим моральным принципам только нравственное совершенствование спасет наше общество от неизбежной деградации.

Сторонники теории "открытого общества", возникшей в западном мире, Генри Бергсон, Карл Поппер, Джордж Сорос и другие, трактуют свои взгляды с приоритетом личных интересов. В основе этого лежит своекорыстие и эгоизм, которые считаются основой западной философии. Но образ жизни на Востоке больше основан на общности и солидарности. В нашем обществе очень силен общественный контроль за воспитанием. Общественный контроль защищает людей от пропасти, мотивирует их жить по общечеловеческим нормам.

Обобщая результаты наших исследований и мнения специалистов на этот счет, ниже мы предлагаем следующее в вопросе общих описаний, признаков и установок событий, входящих в нашу жизнь в процессе глобализации и влияющих на нашу национальную идеологию и духовность:

1. Занятие правильной позиции по отношению к событиям, вытекающим из национальных интересов.

2. Отказ от идей и взглядов, не соответствующих нашей национальной идеологии и ценностям.

3. Процесс возникновения или наступления события, источника, интереса к нему авторов.

4. Никогда не принимайте события всерьез.

5. Изучить отношение мирового сообщества, в частности специалистов отрасли, к данному явлению.

6. Скептически относится к явлениям, в которых привлекательность и харизма чрезмерны.

7. Не соглашаться с предложениями, социальные последствия которых опасны, хотя экономически выгодны

8. Воспринимать информацию как средство воздействия на сознание и дух людей, а также как пропаганду политических, экономических, военных, религиозных и многих других взглядов, в дополнение к сообщению о процессе, действительности.

9. Иметь в виду, что сторонники идей, направленных против человечества из достижений информационных технологий, также используют их продуктивно.

10. Иметь в виду, что информация и сведения, размещенные на интернет-сайтах, не являются гарантией точности, достоверности и обоснованности.

Глобализация – это такой процесс, что общество с пассивным отношением к ней всегда проигрывает. В этом процессе невозможно оставаться в статусе наблюдателя. Возможно, мы должны быть в активном взаимодействии с интересами нашего общества по отношению к чужим идеям, приходящим в наше общество различными путями и средствами.

 

Литература:

1. Эргашев И., Набиев Э., Камилов Н. и др. Идея национальной независимости. Учебник. – Т.: Фан, 2004. – 58 с.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, “Об утверждении концепции воспитания молодежи в военно-патриотическом духе”, г.Ташкент, 23 февраля 2018 года, №140.

3. Независимость: толковый научно-популярный словарь. Авторы: Абдуллаев М., и др. – Т.: Шарк, 2006. – 528 с.

4. Ташбаев О. Процесс грядущей скорби или глобализация // Тафаккур, 2007, №1, – 16 с.

 

УДК 929

                                                                                 Хрусталева Р. Ю.

                                        Канд. пед. н., доцент, МПГУ (Москва, Россия)

 

ДЕТИ ВОЙНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Ситуация в моей семье в начале войны. Впечатления ребенка. Учеба в сельской школе. Достижения в образовании у членов семьи.

Ключевые слова: война, ситуация, эстонский язык, методы воспитания, образование.

 

В 2020 году наша страна отмечает 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Многие семьи испытывали во время войны огромные трудности. Хочется рассказать о моей семье. Папа, мама и я жили в Москве. Когда началась война, мне было 2 года (я, Регина, с 1939 года рождения). В городе Александрове, 120 километров от Москвы, жили хорошие знакомые. Моя мама, когда объявили войну, растерялась. Она не знала, как спасти дочь. Она взяла меня и поехала в Александров. Как раз оттуда с запада шла война. Когда мы приехали туда, вражеские самолеты-разведчики уже летали в небе. Транспорт уже не ходил. Она со мной на руках пешком пошла обратно в Москву. Она шла несколько дней. Трудно представить, что она пережила. А в Москве в это время уже было очень трудно жить. Продовольственные магазины не работали, трудно было достать еду. Было голодно. Например, если где-то доставали колбасу, то покупали 100 или 200 грамм на семью. А я маме говорила: «мама, давай кушать-обедать». А мама отвечала, что еды нет. Чтобы как-то выжить, мама стала людям шить платья и получала за это какие-то мелочи. Папа не мог найти работу.

Потом мама со мной решила поехать в Абхазию к моей бабушке Марии. Там войны не было. Как рассказывала бабушка, в начале века, ее семья из Эстонии переселилась в Колхидскую низменность. Там были образованы два эстонских села: Сальме и Сулево по течению реки Псоу.

Бабушка мне потом рассказывала, что, когда меня привезли туда, я после обеда собирала со стола крошки хлеба и прятала их под подушку, боялась, что завтра не будет, что покушать.

У бабушки еще я увидела, что подушки на кроватях заправлены не так как у мамы в Москве. Мама заправляла их внутрь. Я прошлась по всем комнатам и постригла у подушек все углы.

У бабушки Марии я росла в войну вместе с двоюродной сестрой Эльми. Когда меня привезли туда, я ни слова не знала по-эстонски, а Эльми не знала ни слова по-русски. А в семье разговаривали только по-эстонски. Эльми пыталась мне что-то рассказать, а я отвечала только словом «ладно». Она возмущалась, подходила к бабушке и говорила: «почему Регина говорит только слово «ладно». Но очень быстро мы обе освоили оба языка. Да так, что Эльми стала с акцентом говорить на своем эстонском языке, а я с акцентом на русском языке.

В школу мы потом ходили вместе за три километра в гору от дома с одним портфелем. В этой сельской школе мы изучали четыре языка: русский, эстонский, немецкий, грузинский.

Было много казусов. Однажды по дороге в школу мы попали в сильную грозу. Мы шли под зонтиками. Подул очень сильный ветер. Эльми сразу отпустила свой зонтик, его потом нашли в конце села. А я крепко держала свой зонт, помню, как сейчас, он меня поднял в воздух и нес над дорогой.

В школу мы все-таки дошли промокшие. Нас потом сушили там. Не всем детям удалось дойти до школы.

Так как у меня с Эльми был один портфель, никто из нас не хотел его нести. Однажды, переходя ручей по дороге, мы поспорили и уронили его в воду, все наши тетради намокли. До сих пор у меня перед глазами картинка, как бабушка вешает их над плитой сушиться. Хорошо, что в них все было написано карандашом. Бабушка нас поругала, а потом накормила только что испеченным хлебом со сметаной и молоком. Было очень вкусно.

Однажды произошел такой случай. Мы решили покататься на свинье. Она бегала по хлеву, а мы по очереди залезали ей на спину и катались. От бабушки, конечно, нам попало. На всю жизнь запомнили. Она велела нам самим принести прутики, чтобы нас наказать. Мы принесли сухие сливовые. Они быстро сломались. Тогда бабушка велела принести бамбуковые. Мы принесли. Эльми сразу заплакала и ее перестали бить, а я держалась, не плакала. Но и меня бабушка больше не ударила. Мы с сестрой такой способ наказания-устрашения запомнили на всю жизнь.

Мы помогали по хозяйству. Пасли корову, пропалывали грядки, убирали сено в сарай, собирали фрукты, учились готовить еду и так далее. С тетей Альмой, Эльминой мамой, она работала зоотехником, летом гнали стадо колхозных коров на Кавказские горы на хорошие пастбища. Поднимались туда двое суток. Сначала до высокогорного сала Агипка вдоль реки Псоу. А потом по очень узкой дороге до пастбищ. Дорога была очень опасная. Справа скалы, а слева обрыв к реке метров 100. С коровами шли и телята, часто падали в обрыв. Пастухи их оттуда поднимали. Мой дедушка Ян однажды упал туда с телегой, у него был шов через всю голову.

Там наверху мы жили в балаганах. Из молока делали сыр сулугуни. Нас всегда угощали в процессе приготовления этим вкусным сыром. Природа там нас очаровала, вокруг было очень много различных цветов, тучи опускались до самой земли, можно было играть в прятки.

Когда мы закончили три класса, меня отвезли в Москву обратно к родителям. Это было уже после войны. Я не хотела, так как у бабушки было так хорошо. Я пряталась от дяди Кости, который меня отвозил в Москву.

Мои родители имели образование только семь классов, но мечтали дать детям высшее образование. Они следили за тем, чтобы я и моя родная сестра Линда, которая родилась в 1943 году, учились хорошо. У моей мамы был свой метод воспитания. Если вдруг в школе мы с сестрой получали тройку по какому-то предмету, то она требовала, чтобы мы повторили все с самого начала учебника.

Я потом успешно закончила педагогический институт, Линда – авиационный. А Эльми закончила медицинский институт, стала детским врачом. Я преподавала в школе физику и астрономию, потом поступила на кафедру педагогики МПГУ, защитила диссертацию, получила ученое звание доцента и отработала на кафедре 46 лет. До сих пор помню, как отец пришел на защиту диссертации, как он радовался за меня за то, что я получила такое высокое образование.

Я так благодарна бабушке, родителям Эльми, моим родителям, что, несмотря на все невзгоды, которые принесла война, они дали нам прекрасное образование. У меня есть дочь, она закончила педагогический университет, в школе преподает ИЗО. А сын закончил завод-втуз, т.е. тоже имеет высшее образование. Одна из четырех моих внуков в 2019 году Александра окончила школу на все пятерки, получила две золотые медали, поступила в педагогический университет на психологический факультет.

Итак, после войны бабушка и дедушка, родители, которые не имели даже среднего образования, сделали все возможное, чтобы дети и внуки в нашей семье получили хорошее образование.

 

УДК 37.018

Шайдулина А. В.

Учитель, Лицей №1 им. Флорида Булякова (с. Мишкино, РБ, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.01 с.)