Вклад географов в Победу в Великой Отечественной войне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад географов в Победу в Великой Отечественной войне



Аннотация. Авторы дают анализ вкладу ученых-географов в общенародную победу в Великой Отечественной войне. Подчеркивается роль картографических исследований в организации боевых действий на территории СССР и Западной Европы, обращено внимание на осознание роли географии и воспитание чувства патриотизма на основе знания территориальных закономерностей и истории Родины. 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, роль географии.

 

Великая Отечественная война неразрывно связана с историей нашей страны как пример героизма в боях на полях сражений и самоотверженного труда в тылу. Война, принесшая великую победу, всегда будет примером и волновать воображение и умы подрастающего поколения именами тех, кто своим трудовым и ратным подвигом добыл победу, об ученых многочисленных специальностями написано немало, но вклад географов в победу оценен недостаточно. Казалось бы, география – мирная наука о земле, причём здесь война? А учитывая, что многие географы работали под грифом «Секретно», много нового об этой стороне войны ждёт нас в ближайшие годы – по мере истечения 70-летнего срока секретности многих военных документов. Однако уже из имеющегося в нашем распоряжении материалов можно сделать вывод – география стала секретным оружием Победы! Так, уже с первых дней войны географы начали готовить новый вид исследований - военно-географические описания местности, где планировались крупные военные операции. Их ещё называли «путеводителями для маршалов и генералов». В этих документах особое внимание уделялось пересеченности местности, ее лесистости, наличию и характеру водных преград. Также были созданы новые комплексные карты, которые показывали ресурсы, важные для войск – продовольственные, кормовые, строительные, маскировочные.

Более узкую направленность имели карты разведывательные, артиллерийские, проходимости местности, но без них не обходилась ни одна битва. Поразительно, что карта проходимости танковых войск оказала решающую роль в операции «Багратион» при освобождении Белоруссии! Наши танки на основе новых географических карт прошли по местам, которые противник считал абсолютно непроходимыми, и неожиданно появились в тылу фашистских войск, что вызвало среди них панику и массовую сдачу в плен. Конечно же, свою роль здесь сыграло и отличное качество нашей боевой техники.

Артиллерийские карты имели исключительное значение при стрельбе по целям, находящимся за горизонтом вне пределов непосредственной видимости. Однако батарея нуждается в корректировке стрельбы, а командир передавал указания со значительного расстояния от орудий, при стрельбе с закрытых позиций обладает умениями и навыками использования топографического обеспечения.

Следует отметить, что в современных условиях система поиска целей компьютеризирована, все установки имеют АСУ (автоматическую систему управления), широко используются дроны-беспилотники, но во время войны производили «вручную». От топографов, геодезистов, картографов требовалась самоотверженность при обеспечении армии и тыла картографическими материалами. В период с июля по декабрь 1941 года было выпущено более двух тысяч листов карт различного масштаба более 500 тыс. км2 территории.

Необходимо отметить, что в годы Великой Отечественной войны даже такие сугубо мирные, далекие от оборонных задач разделы географии как гидрология и метеорология тоже встали на службу фронту. Так, например, специалисты-гидрологи обеспечивали преодоление водных рубежей и преград. Гидрологической службой проведено обеспечение «Дороги жизни» через Ладожское озеро в осажденный Ленинград. В ходе наступления Советской Армии с помощью географов-гидрологов, поставлявших информацию о ширине и глубине, характере берегов и дна, мелях и бродах, скорости течения и заболоченности поймы, наши войска без стационарных переправ форсированы крупнейшие реки Европы. Гидрологи

Существенный вклад в обеспечении победы внесли метеорологи, которые постоянно снабжали войска прогнозами погоды для осуществления наступления.

Ближайшие коллеги географов – геологи в составе военно-геологических отрядов вместе со всей страной приближали Победный Май. Их задачей было обеспечение информацией о характере рельефа, особенностях почвогрунтов, залегании подземных вод и источниках водоснабжения, стройматериалах, состоянии транспортных магистралей и переправ. Свою работу они вели на равнинах и в высоко в горах в сложных природных условиях разных природных зонах на всех фронтах,.

Нельзя не вспомнить об отважных альпинистах, участниках боев с фашистами за горные перевалы в Приэльбрусье на склонах и вершинах гор Кавказа. Гитлеровцы водрузили свое знамя на вершине Эльбруса для того, чтобы показать свой кратковременный захват Кавказа. Но, сразу после его освобождения, невзирая на головокружительную высоту, ветер и мороз, в феврале 1943 г. советские альпинисты выполнили приказ о установке наших государственных знамен на горных вершинах Кавказа вместо фашистских флагов, хотя и до Победы еще было очень далеко!

Для обеспечения действующей армии необходима была мощная военная промышленность, поэтому в 1941-1942 г. была проведена не имеющая аналогов в мировой истории по масштабам и темпам эвакуация предприятий на Урал и в Сибирь. В среднем уже через один-два месяца после прибытия на новое место эвакуированное предприятие начинало работать для фронта, и уже к середине 1943 года по выпуску военной продукции СССР превзошел Германию вместе с ее союзниками. Географы изучали возможности размещения предприятий на востоке страны, обосновывали необходимость реконструкции железнодорожных узлов для быстрой доставки оружия на фронты, вели поиски полезных ископаемых в Сибири и на Урале, изучали возможности для сельскохозяйственного освоения казахских степей.

Это кажется удивительным, но не прекращалась в годы войны и традиционная деятельность географов – научно-исследовательская и образовательная. Так, в 1943 году Военно-Топографическая служба Красной Армии проводила съемку малоизученного района Тянь-Шаньских гор на границе Киргизии и Китая. Была открыта вершина на полкилометра выше пика Хан-Тенгри, считавшегося ранее самой высокой точкой этой горной системы. Вершине с высотой 7439 м с именем «Пик Военных топографов» в 1946 г. было дано имя Пика Победы, а имя «Пик Военных топографов» дали вершине (6873 м) в хребте Меридиональный.

Нельзя без душевного волнения представить себе работу Географического Общества в блокадном Ленинграде. В тяжелейших условиях голода, холода, бомбежек и артобстрелов сотрудники не прекращали свою работу. Так, специалисты готовили издание юбилейного сборника в память о 450-летии открытия Америки. По заданию штаба фронта полуголодные люди готовили карты и военно-географические описания.

В это тяжелейшее время была составлена подробная карта-план Берлина. Люди, работающие над ней, были истощены и обессилены, но сам факт, что они готовят карту, по которой будет идти штурм столицы Германии, пробуждал волю к жизни и борьбе. Более 100 человек погибло во время создания карты Победы (тогда ещё очень далёкой!), ведь чтобы не терять времени географы даже не спускались в бомбоубежище. Несколько раз осколки разрывали почти готовые, по миллиметру сложенные кусочки будущей карты. Но в декабре 1943 года специальным самолётом план Берлина был отправлен в Ставку. К концу войны этот план был дополнен топографическими службами фронтов и имел важное значение при проведении Берлинской операции советских войск.

Во время блокады было спасено огромное количество ценных архивных материалов, а руководитель общества В.И. Ромишовский переехал жить в служебное здание, и стал «несменяемым дежурным». Выдающийся советский географ Вениамин Петрович Семёнов-Тянь-Шаньский (сын знаменитого русского исследователя П.П. Семенова-Тянь-Шаньского) в таких жутких условиях писал второй том своих мемуаров и умер от дистрофии 8 февраля 1942 года, работая над книгой. Последняя фраза была начата лишь одним словом. Обычная работа сделалась подвигом, примером достойного служения науке!

В героические страницы истории нашей Победы внесены имена фронтовиков ученых-географов Л.С. Абрамова, Андреева, Н.А. И.П. Герасимова, Ю.И. Ефремова, А.М. Комкова, Н.В. Максимова К.И. Маркова, В.С. Преображенского, Ю.Г. Саушкина и многих других. Среди известных географов защитников нашей страны доктор географических наук известный океанограф М.М. Сомов, который в августе 1942 г. с оружием в руках принимал участие в обороне от фашистского десанта города Диксон, где располагалась научно-исследовательская станция. Для того, чтобы любить свою Родину по-настоящему, в первую очередь ее необходимо знать, то есть изучать географию страны.

Действительно, география непосредственно связана с изучением родной страны, причём многие известные учёные начинали свои первые «экспедиции» с исследования окрестностей родного города или посёлка. Поэтому в школьном возрасте очень большую роль играет такой раздел географии как краеведение – изучение своей малой родины. Дети изучают природу родного края, его отрасли хозяйства, обычаи и традиции народов, проживающих на этой территории. Россия – огромная многонациональная страна, с различными природными зонами и экономическими районами, поэтому в любом уголке нашей страны дети могут испытывать гордость, как за свой родной край, так и за всю страну. А ведь гордость за свою страну – это основа воспитания патриотизма!

УДК 37.012

Никонова М. И.

 БГПУ им. М. Акмуллы, магистрант (Уфа, Россия),

Нуриханова Н. К.

Канд. пед. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современным обществом предъявляются качественно новые требования к одному из главных своих институтов - образованию, который несет ответственность за производство знаний, составляет основу прогресса человечества, определяет социально-экономическое процветание страны и преуспевание каждого человека. Обновления содержания образования обуславливают изменения в обучении и воспитании молодого поколения, а соответственно, требуются совершенствования профессиональной деятельности педагогических работников, педагогов дополнительного образования, в том числе и педагогов воскресных школ [8, 11].

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессиональной компетентности зависит решение многих проблем. Опираясь на исследования В.И. Байденко, профессиональная компетентность представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления нормативно одобренных способов профессиональной деятельности [2].

Существенным для данного исследования является понятие «профессиональная компетентность педагога». Согласно определению Н.А. Нагибиной, Н.В. Ипполитовой, профессиональная компетентность педагога - это «интегративная характеристика субъекта педагогического труда, выражающую единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению педагогической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств» [7, с. 45]. Одним из видов профессиональной компетентности педагога является методическая компетентность.

Проблемой становления методический компетентности педагогов занимались такие отечественные исследователи как Т.А. Загривная,       Т.Э. Кочарян, Н.В. Кузьмина. Анализ исследований по данной проблеме позволяет заключить, что методическая компетентность педагога дополнительного образования представляет собой часть профессиональной компетентности педагога, определяющую готовность к осуществлению традиционной педагогической деятельности, а также проектированию и конструированию педагогических инноваций [1].

Таким образом, инновационная деятельность педагога дополнительного образования детей – это педагогическая деятельность, которая характеризуется разработкой нового содержания и технологий, или адаптацией уже созданных нововведений в сфере дополнительного образования, создающих условия для поддержки ребенка в его деятельности, развития его активности, избирательности и креативности.

Результатами инновационной деятельности педагогов дополнительного образования могут выступать, во-первых, на основе принципа абсолютной новизны – авторские программы дополнительного образования; новые методики, образовательные технологии, образовательные проекты, методическая продукция. Во-вторых, на основе принципа относительной новизны результатами деятельности педагогов могут быть: внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе; проведение учебных занятий в инновационных формах.

В русле реализации основных направлений Концепции развития дополнительного образования детей, инновационную деятельность можно рассматривать как необходимый компонент методической деятельности педагога и в целом учреждения дополнительного образования детей.

Цель исследования состояла в проведении теоретического и эмпирического анализа содержания методической работы учреждений дополнительного образования и выявлении направлений деятельности методической службы по организации инновационной деятельности педагогов, а также определении условий, способствующих активизации инновационной деятельности педагогических работников сферы дополнительного образования детей.

В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы к определению содержания инновационной деятельности педагога, изучен опыт и результаты работы методических служб и методических объединений ведущих учреждений дополнительного образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно статистическим данным в г. Уфе в 2018 году работало      46 государственных и муниципальных организаций дополнительного образования (Из них по направлениям: многопрофильное – 19, естественно – научное – 7, научно-техническое – 7, туристско-краеведческое – 4, этнокульутрное – 9), в которых обучалось около 70 тысяч детей и подростков.

 Дополнительные образовательные услуги оказывают около тысячи педагогических работников системы дополнительного образования детей. Исследование показало, что в целях обновления содержания дополнительного образования, повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников сферы воспитания и дополнительного образования, выявления и распространения передового и инновационного опыта, эффективных форм и методов работы в городском округе город Уфа Республики Башкортостан ежегодно проводится более 100 городских и республиканских мероприятий. Наиболее значимыми в направлении выявления результатов инновационной деятельности педагогов являются: Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и Конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей, а также другие мероприятия.

Так, в городском этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям» приняло участие 17 человек, что составило около 2 % от общего количества педагогов, занятых в этой области. Таким образом, следует отметить, что к инновационной деятельности привлечено лишь небольшое количество педагогических работников. Кроме того, анализ работ, участвующих в конкурсе авторских образовательных программ, проведенный членами экспертного совета, выявил следующее: недостаточный уровень актуальности программ и конкурсных материалов, низкий уровень целостности и логичности изложения информации, отсутствие новизны, оригинальности предлагаемых форм и методов работы, несоответствие целей и задач ожидаемым результатам, низкий процент авторского текста при проверке в системе "Антиплагиат".

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о низкой мотивации и недостаточном уровне готовности педагогов дополнительного образования к инновационной и методической деятельности. Готовность педагога к инновационной деятельности проявляется, прежде всего, в умениях: профессионально отбирать содержание инновации; проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации; а также умении описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

В связи с тем, что многие педагоги дополнительного образования, в силу разных обстоятельств, не имеют профессионального педагогического образования, их участие в инновационной педагогической деятельности становится недостаточно осмысленным, что в свою очередь мешает повышению их профессионального уровня. А также, как отмечают исследователи данной проблемы, многие педагоги включаются в инновационную деятельность пассивно и в силу сложившихся традиций выполняют свою роль чисто инструментально, не включаясь в сам исследовательский процесс [5].

Решение данной проблемы, прежде всего, связано с эффективной организацией методической работы в учреждении дополнительного образования. Методическая работа в образовательной организации представляет собой систему взаимосвязанных мер, основанных на результатах передовых научных исследований и инновационном педагогическом опыте, нацеленную на обеспечение профессионального роста педагога, его творческого потенциала.

Методическую работу в учреждении дополнительного образования организует и курирует методическая служба. В связи с чем, первоочередной задачей методической службы является помощь педагогам дополнительного образования в повышении их профессионального научно-педагогического и методического уровня, в том числе, готовности к инновационной деятельности. Решение данной задачи в рамках конкретной образовательной организации связано, прежде всего, с диагностикой и выявлением конкретных проблем, связанных с организацией инновационной деятельности педагогов. Результаты диагностических мероприятий должны стать основой для разработки программы повышения квалификации педагогов в направлении организации инновационной деятельности. В программу могут войти как общие вопросы, которые будут интересны всем педагогам так и узконаправленные проблемы по отдельным аспектам инновационной педагогической деятельности [3].

В ходе исследования была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности. Цель программы: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области инновационной деятельности, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Программа рассчитана на 72 учебных часа, из которых 36 часов являются аудиторными. Программа построена по модульному принципу и включает четыре блока: научно-теоретический, нормативно-правовой, проектный и методический. В зависимости от потребностей педагогов, модули могут комбинироваться. Модульный принцип построения программы предполагает, что набор модулей для освоения педагог сможет выбрать себе сам. Эта особенность программы позволяет учитывать интересы конкретного педагога. Освоение каждого модуля предполагает участие слушателей программы в теоретических занятиях, практико-ориентированной деятельности и выполнении заданий самостоятельных работ. Результатом освоения программы является выполненная педагогом проектная работа. Объектом проектирования может выступать дополнительная общеобразовательная развивающая программа по одному из направлений дополнительного образования (как целиком, так и ее часть, в зависимости от методической подготовленности педагога), методика проведения учебного занятия с использованием авторских разработок, проектирование новой формы проведения воспитательного мероприятия. Практическая реализация программы подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности может быть осуществлена на базе учреждения дополнительного образования с привлечением специалистов. В этом случае программа должна быть включена в план работы методической службы на учебный год.

Модель деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования в рамках реализации данной программы представляет собой систему, состоящую из  следующих основных компонентов: целевой, мотивационный, практический, инновационный и рефлексивный.

Организация инновационной деятельности педагогов требует от методической службы организации дополнительного образования детей решения ряда задач, а именно: расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов в области инновационной педагогической деятельности, повышение мотивация педагогов к инновационной деятельности, повышение качества образовательных программ через включение в их содержание инновационных компонентов, развитие навыков педагогов в организации и осуществления собственной инновационной деятельности в рамках образовательного процесса и методической деятельности.

Организация и осуществление инновационной деятельности, помимо повышения уровня профессиональной подготовки, требует создания определенных условий, способствующих активному включению педагогов в этот процесс. В ходе исследования были выделены следующие условия организации инновационной деятельности педагога дополнительного образования: личностные (способности к творчеству и рефлексии), мотивационные (стремления и потребность к инновационным преобразованиям в педагогической деятельности), научно-методические (обеспеченность специальной научной и методической литературой), материально-технические (технические средства обучения, информационно-­коммуникационная техника), организационно-управленческие (комфортная обстановка; эффективная система управления и контроля инновационной деятельности, адекватные средства стимулирования инновационной деятельности), организационно-педагогические (творческие педагогические мастерские, лаборатории, мастер-классы, диагностические мероприятия).

Таким образом, создание максимально благоприятных условий для организации и разработки содержания инновационной деятельности, вовлечение в эту деятельность максимального количество педагогов во многом зависит от успешной деятельности методической службы учреждения дополнительного образования. Участие педагога в методической работе стимулирует его новаторские навыки, педагогическую инициативу, которые необходимы при осуществлении инновационной деятельности.

 

Л итература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. Оренбург, 2015. С. 2821-2825.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 34­3.

3.  Вербицкая, С.Н. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rud.exdat.com/docs/index-675597.html. - (Дата обращения 24.10.2018).

4.  Голубева, О.В., Чайкина, Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования [Текст] // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 48.

5.  Картавых, М.А., Камерилова, Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [Текст]           // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - № 1.

6.  Нагибина, Н.А., Ипполитова, Н.В. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как педагогический феномен // General and Professional Education. - 2012, № 1, pp. 36-44 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_036-044.pdf. - (дата обращения 20.11.18).

7. Нагибина, Н.А., Ипполитова, Н.В. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya -kompetentnost-kak- sostavlyayuschaya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 21.11.2018).

8. Рабочая тетрадь «История исламской педагогики и образования»: пособие для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение [Текст] / Под ред. Т.М. Аминова / Сост. Т.М. Аминов, Н.К. Нуриханова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 34с.                                      

9. Руднева, Н.В. Единая методическая тема - эффективная форма организации методической работы педагогов [Текст]                                  // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - N 11. - С. 20-26.

10.  Чайкина, Ж.В., Смирнова, Ж.В. Управление в системе дополнительного образования детей как профиль подготовки прикладной педагогической магистратуры [Текст] // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 62.

11. Чайкина, Ж.В., Быкова, Н.С., Дорогина, Н.Ю., Рыжикова, М.П. Инновационная деятельность педагогов как направление методической работы учреждения дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.017

Нуриханова Н. К.

Канд. пед. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

Султанова Л. Ф.

Канд. пед. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – ОСНОВА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 

Аннотация. Межнациональные отношения в современном обществе это культура человеческого поведения, это правила и нормы, это знание и уважительное отношение к культуре, обычаям и традициям других народов. Межнациональные отношения более всего укрепляются в процессе совместной деятельности: работы, учебы, создания различных совместных проектов в различных областях человеческой деятельности, отдыха, дел и мероприятий, способствующих уважительному взаимодействию представителей различных наций.

 

В настоящее время особое внимание в национальных программах, концепциях и национальных доктринах уделяется воспитанию человека культуры, приверженного национальным и общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию, способного и готового реализовывать межличностное и межкультурное отношения.

Молодежь - одна из основных социальных групп современного общества, которая принимает активное участие в общественных процессах, происходящих в стране. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

Сегодня наблюдается сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества, глобализация мира в целом, порождающие увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в различных социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, коррекции собственного поведения личности в соответствии с традициями и привычками «другой» культуры и мультикультурного окружения, а обособленное существование народов и культур становится попросту невозможным. Однако, наряду с принятием «другой» культуры человек должен сохранять приверженность к своей «родной» культуре и, используя свои знания и опыт мультикультурного взаимодействия, может соединить в себе принадлежность к нескольким культурам [4, с. 56]. Современные отношения должны строиться на основах м ультикультурализма, которая направлена на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий народов.

Российское образование взаимодействует в разных областях с различными странами, особенно с странами СНГ. Многие студенты из стран СНГ и Ближнего зарубежья учатся в российских университетах, в том, числе в Республике Башкортостан. Многонациональный состав студенческих коллектив вузов происходит взаимопроникновение культур, но при этом сохраняется их самобытность.

Студенты, которые приезжают на учебу в другую страну зачастую попадают в неизвестный для себя мир. И прежде чем эта культура страны будет понята, принята и освоена, ему придется столкнуться с интолерантным отношением в свой адрес, возможно, придется отказаться от некоторых привычек, неприемлемых в данном обществе.

Для формирования толерантного отношения необходимо быть осведомленным в сходстве и различии, особенностях культур. В этом контексте неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а как отсутствие определенных знаний, способствующих межэтническому взаимопониманию в условиях современной мультикультурной образовательной среды [4, с. 56].

Взаимодействие студентов в образовательном процессе постоянно направлена на общение, на обмен информацией, и только общаясь студенты учатся понимать друг друга, поддерживать в различных ситуациях, что позволяет проявлять свою толерантность во взаимоотношениях.

Воспитание толерантного отношения происходит в процессе воспитания. Воспитательный процесс в вузе строится на основе формирование у молодёжи таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России, а также на приобщении молодёжи к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России и других стран, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

При организации взаимодействия современных студентов вуза необходимо опираться на культурологический подход, который отражает стремление к пониманию традиций образования в условиях другой культуры. Данный подход предполагает и рассмотрение субъектного плана культуры, как «меры человеческого в человеке», когда нравственные качества современной личности включают толерантное поведение, способность жить и работать вместе с представителями разных национальных культур, при этом способность ценить равенство и справедливость выступают на первый план в межнациональном взаимодействии.

Необходимо отметить, что толерантность является основой формирования межнациональных отношений, что способствует сохранению и развитию этнического многообразия. Толерантные отношения являются существенным элементом политического и культурного пространства современного общества [1, 2].

Толерантность – стабилизатор межкультурных отношений современного общества.

В значительной мере идеи толерантности пересекаются с концепциями поликультурного воспитания. Как отмечают в своей работе Ю.Э. Кублова и В.М. Кузьмина в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушия в отношении других». В арабском толерантность – «прошение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению». В испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели сам. Терпимость (на русском) – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. Считаться с мнением других, быть снисходительным. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мериться с чужим мнением, быть снисходительными к поступкам других людей» [5, с. 52-53].

Терпимость является ключевым идеалом ислама, поэтому основными характеристиками исламского мировоззрения выступают веротерпимость и толерантность. В исламе не признается толерантность к оскорблению национальных и религиозных чувств, аморальности, унижению или насилию. Необходимо отметить, что Ислам – это религия добра, мира и созидания, допускается компромисс, по вопросам толерантности, если по рассматриваемому вопросу нет запрета в Коране и суннах Пророка Мухаммада (с.а.с.). В исламе принято, что если люди будут соблюдать законы ислама, то они будут толерантны ко всем окружающим [7].

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность во взаимоотношениях различных культур – это признание различия культур, сопереживание, доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям [5].

Этническая толерантность – это сложная установка личности на терпимость к чужому образу жизни, обычаям, традициям, нормам поведения, идеям и т.д. Когда у личности при решении проблем в критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора не срабатывают этнические стереотипы и нормы поведения, сформированные в иной социально-культурной среде, а новые нормы и стереотипы находятся в процессе выработки, происходит проявление этнической толерантности.

Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в поликультурных и полиэтнических обществах для формирования высокой толерантности [3].

Таким образом «культура межнациональных отношений» это совокупность знаний (история, культура, обычаи, традиции), правил и нравственных норм о межнациональных отношениях, которая проявляется в готовности признавать различия культур, осуществлять совместную плодотворную деятельность и интерактивное (диалоговое) общение (диалог культур) с представителями различных национальностей [6, с.312].

 Для эффективных межнациональных отношений поликультурной среде студентам необходимо определенное знание и уважение этнически специфичных, национальных особенностей и поведенческих принципов всех культур соседних народов. В процессе усвоения национальных ценностей важны социально обусловленные стереотипы, которые формируются под влиянием комплекса мероприятий учебно-воспитательной работы, направленных на формирование межнациональных отношений студентов.

Для поддержки и успешной социализации студентов из разных стран в вузе активно используются тьюторство. Большое внимание уделяется разработке совместных проектов с иностранными студентами по актуальным проблемам современного образования и молодежи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.059 с.)