Профессиональный путь педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональный путь педагога



ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 ИМЕНИ П. П. КОСТЕНКОВА

 

Аннотация. Статья посвящена кандидату филологических наук, доценту Валентине Фёдоровне Сизых (1925-2013 гг.) - представительнице поколения советской молодёжи, чьё личностное и профессиональное становление пришлось на время Великой Отечественной войны и период послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. Она выпускница факультета русского языка и литературы Барнаульского государственного педагогического института 1946 г., сталинская стипендиатка 1943-1946 гг. Награждена медалью «За доблестный труд в Ве­ликой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Ключевые слова: Великая Отечественная война, тыл, эвакуация, Барнаульский педагогический институт, студенты, Сталинская стипендия.

 

23 февраля 2020 года исполнилось 95 лет со дня рождения Валентины Фёдоровны Сизых, кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы БГПИ. Еще при жизни она тесно сотрудничала с редакцией вузовской газеты «Учитель» и музеем истории образования им. П.П. Костенкова. В результате чего был сформирован её личный фонд. В него вошли фотографии из семейного архива, научные статьи и мемуарные публикации. Именно из них мы сейчас можем более полно узнать об учебе и жизни студентов и преподавателей, об эвакуации в г. Камень-на-Оби и возращении в Барнаул БГПИ (ныне АлтГПУ) в годы Великой Отечественной войны.

Родилась Валентина в селе Дресвянка, Маслянинского района, Новосибирской области в бедной многодетной крестьянской семье. Мечта стать учительницей зародилась еще в начальной школе. Тому послужил пример работы трёх родных тёток-учителей. Поэтому после окончания Гунихинской школы-семилетки в 1939 г. она поступила в Барнаульское педагогическое училище. Активно занималась общественной работой и училась только на «отлично».

В 1941 г. Валентине исполнилось 16 лет. Она одновременно получила паспорт, вступила в комсомол и в профсоюз. Но мечты о счастливом будущем рухнули с началом Великой Отечественной войны. Известие о войне застало студентку 3 курса педучилища в г. Бар­науле. В сентябре Барнаульское педучилище было эвакуировано в г. Камень-на-Оби и объединено с Каменским. По окончании которого в 1942 г. как отличница В. Сизых была реко­мендована и принята на факультет русского языка и литературы Барнаульского пединсти­тута. Вуз был эвакуирован в г. Камень-на-Оби осенью 1941 г., разместился в здании школы № 10 (ныне МБОУ СОШ № 3 г. Камня-на-Оби). Большинство преподавателей в эвакуацию не поехали: часть была мобилизована на фронт, часть – осталась работать в Барнауле. Сократился студенческий контингент: большинство студентов перевелось на заочное обучение, некоторые не смогли выехать в Камень, на стационаре остался только 31 студент [1, с. 29]. В годы войны на Алтай были эвакуированы из Москвы, Калинина, Сталинграда, Риги, Киева многие специалисты высокой квалификации, и в пединституте был соб­ран сильный преподавательский состав.

По воспоминаниям В.Ф. Сизых, прибывшие в эвакуацию вузовские преподаватели производили сильнейшее впечатление на студентов: «При всех тягостных воспоминаниях о суровых, голодных годах учёбы, считаю, что моему поколению студентов необычайно повезло: нас учили на­стоящие профессора и доценты. Это были крупные учёные академического уровня, блестящие эрудиты. Люди высокой ин­теллигентности, авторы учебников для вузов. Высокий научный уровень преподавания, яркая форма подачи материала, безупреч­ное владение словом и фактическим материалом (ни у одного из лекторов не видела ни разу каких-то записей, конспектов лекций, которые кто-то из них читал, не отрываясь то текста, перед сту­дентами). Благодарю судьбу за то, что довелось учиться у таких крупных специалистов-педагогов» [3, с. 67].

В июне 1941 г. директором БГПИ был назначен доктор педагогических наук, профессор из Москвы П.Н. Шимбирёв, автор вузовского учебника по педагогике и многих научно-педагогических трудов. Именно он задавал тон научной работы в институте. Выступал с публичными лекциями для жителей города.

Историю педагогики читала Е.Н. Шимбирёва, интеллигентнейшая женщина, безупречно и со вкусом одетая, всегда стремительно входившая в аудиторию и чуть ли не от двери начинавшая лекцию со сводок фронта.

Сильнейшее впечатление оставил профессор МГУ Г.Н. Поспелов, автор вузовского учебника по введению в литературоведение. Стройный, подвижный, с че­ховской бородкой, он усаживался за кафедрой, и начиналось чудо - стройная система понятий, терминов, соразмерность всех компонентов произведения. Лекции его были просты и изящны, как и его учебник.

Курс по зарубежной литературе (античной, средних веков, XVIII и XIX веков) читал кандидат филологических наук, доцент В.В. Ванслов. Он приехал из Калининского пединститута (ныне Тверской госуниверситет). Красивый, несколько педантичный, с приятным негромким голосом, так «вкусно» читал, сюжеты и герои незнакомых произведений были так увлекательны, что забывались и голод, и то, что сидишь в холодной аудитории в верхней одежде.

Немецкий язык преподавал настоящий немец из Поволжья по фамилии Шварц. Позже стало понятно, как нелегко было ему, когда шла ожесточённая война с немецкими фашистами. Он был очень требовательным, знать ничего не хотел, кроме немецкого языка, самого красивого, по его мнению [3, с. 68]. Но и эта чрезмерная требовательность преподавате­ля сыграла положительную роль в биографии В.Ф. Сизых. При поступлении в очную аспирантуру в Ленинграде в 1954 г. уже завучем школы она смогла на вступительных экзаменах продемонст­рировать чтение газетного и литературоведческого текста на немецком языке, не пользуясь словарём, будучи преподавателем литературы и русского (а не немецкого) языка.

Вуз испытывал серьёзные финансовые трудности: с задержкой приходили деньги на зарплату преподавателям и стипендию студентам. Никаких магазинов фактически не было, кое-что из одежды и еду можно было купить только на рынке. Ведро картошки стоило 200-250 рублей. Сумма Сталинской стипендии 500-700 рублей вроде бы внушительна. Но если в институтской столовой кормили очень скудно и только один раз в сутки, а хлеба по карточкам не выдавали иногда по 2-3 дня, то и Сталинская стипендия давала возможность хоть впроголодь, но быть живым.

Выдержать высокие академические требования смогли единицы из студенческого коллектива. В ноябре 1943 г. в институт пришел Указ о назначении на Сталинскую сти­пендию, в нём перечислялись фамилии всех назначенных: из московских вузов - 11 человек, из ленинградских - 3 человека, из Алма-Аты - 1, из всех сибирских вузов – 1 студентка БГПИ и 1 студентка из БУИ [3, с. 69]. Это были отличники учёбы тов. Сизых В.Ф. и Рогожина М.Т. [1, с.41].

Положение первой студентки института, сталинской стипендиатки сформировало характер Валентины Фёдоровны - не только учиться лучше всех, но выполнить любое дело только на «отлично», доведя его до совершенства, причём не для похвальбы, а по внутренней нравственной потребности. Отсюда постоянное стремление знать как можно больше в своей области, постоянная учёба и ежедневное чтение [3, с. 72].

Сталинская стипендия назначалась студентам не только за академическую успеваемость. Студенты работали в подсобном хозяйстве институ­та, на сдаче хлеба в Фонд обо­роны в Каменском районе, на лесозаготовках в Сузунской тайге.

В.Ф. Сизых воспоминает: «Хорошо помню дорогу туда. Долго ехали на подводе, вез­ли с собой топоры, пилы, матрацы, какой-то запас хле­ба и пшена. Бригада остановилась на постой в пустой горнице, спа­ли на полу на матрацах, ска­тывая их рулонами на день к стене, укрываясь собствен­ной одеждой. В задачу бригады порубщи­ков входило валить деревья, грузить бревна на автомаши­ну, свозить их к берегу, где из них вязали плоты и сплав­ляли вниз по течению. В бри­гаде сплавщиков орудовала сама Зинаида Алексеевна Зайончковская, доцент, к. ист. н., заместитель директора института. Мне досталась роль грузчика. Я с готовностью согласилась: пилить на месте, съедаемой комарами, показа­лось мне прозаическим де­лом, я предпочла более «ро­мантическую работу». Ума не приложу, откуда у ме­ня, тогда молоденькой хруп­кой девчонки, страдавшей от недоедания, брались силы, чтоб поднимать тяжеленные сосновые, толще моего обхва­та, бревна? Должно быть, си­лы давали молодость и созна­ние долга» [5, с. 3].

Все трудности по реэвакуации вуза обратно в Барнаул в августе 1944 г. также легли на плечи студентов и преподавателей. Нужно было наладить учебный процесс и быт (общежитие находилось на 4 этаже) в здании бывшего госпиталя по ул. Крупской, 124. Все делали сами: пилили, рубили, кочегарили по ночам, скребли и мыли, таскали, поднимали тяжести. Никакого технического персонала в институте не было: ни техни­чек, ни кочегаров, ни слесарей (на заводах норма хлеба была 800 гр. и в пединститут на 600 гр. никто не шел) [2, с. 43].

Выполняли безвозмезд­ную работу в помощь фронту - то Барнаульский меланжевый комбинат выделит несколько мешков с отходами - концами хлопчатобумажной пряжи, которую надо связать в одну нить и смотать в клубки (из них ткали портянки для бой­цов фронта), то хлебозавод №1 просит на ночь выделить несколько человек для упако­вывания и зашивания мешков на фронт.

Тяжелый, самоотверженный труд в тылу был оценен Родиной. Свою первую правитель­ственную награду - медаль «За доблестный труд в Ве­ликой Отечественной войне 1941-1945 годов» выпускница В.Ф. Сизых получила летом 1946 года [6].

В послевоенные годы в крае не хватало учите­лей с высшим педагогическим образованием. После вручения диплома с отличием молодой специалист по распределению выехала на работу по специальности в Славгородское педучилище, хотя и получила рекомендацию в аспиранту­ру. Через год, в 1947 г. вернулась в Барнаул и стала работать учителем русского языка и литературы школы рабочей молодежи № 6.

В 1950 г. была назначена завучем и учителем русского языка средней школы № 31 г. Барнаула. Работать приходилось в трудных условиях: не хватало школьной мебели, а количество учащихся в классе доходило до 40 человек. При этом Валентина Фёдоровна своим профессионализмом добивалась 100% успеваемости. Её статья «Моя работа на ошибками учащихся по русскому языку» была опубликована Институтом усовершенствования учителей по итогам краевой научно-педагогической конференции мастеров педагогического труда в 1951 г.

Свою тягу к науке она смогла реализовать в 1954 г. поступив в очную аспирантуру ЛГПИ им. А.И. Герцена. С гордостью подчеркивает она, что выдержала «живой» конкурс в 18 человек на три места [4]. По окончании аспирантуры в 1957 г. получила направление в Уссурийский педагогический институт, где отработала положенные 3 г. старшим преподавателем кафедры литературы. В 1959 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Романы и повести В. Катаева 40-50-х годов». Потом работала в Красноярском, Горно-Алтайском, Новосибирском, Бийском, Барнаульском пединститутах. Общий педагогический В.Ф. Сизых стаж составляет 37 лет. После выхода на пенсию активно занималась общественной работой – около 20 лет была председателем Совета ветеранов БГПИ.

Свою судьбу Валентина Фёдоровна считала типичной для военного и послевоенного поколения: «Мы все познали безвозмездный труд, ино­гда за одну кормежку, труд во имя спасения Родины от чумы фашизма. Потому и на­градили нас раньше, чем мы получили трудовые книжки. Хотя не награды, а мир был для нас дороже всего» [4]. Её жизненный путь может служить примером для современной молодёжи. Примером верности идеалам, твёрдости убеждений, огромной самоотдачи, профессионализма и преданности педагогической профессии.  

 

Литература:

1. Алтайская государственная педагогическая академия - первый вуз Алтая в документах и материалах: учебно-методическое пособие: [в 3 ч.]. Ч. 1. (1933-1952 годы) / Алтайская государственная педагогическая академия; [сост.: И. Р. Лазаренко, Р. Г. Насонов, Д. В. Дьякова; авт. предисл. Н. А. Матвеева]. — Барнаул: АлтГПА, 2013. — 107 с.

2. Нам вручили правительственные награды раньше, чем трудовые книжки / В. Ф. Сизых // Этих лет не смолкнет слава: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны / Барнаульский государственный педагогический университет. — Барнаул, 2003. — С. 43-45.

3.Сизых Валентина Федоровна: [воспоминания] / В. Ф. Сизых // БГПУ в лицах и воспоминаниях / Барнаульский государственный педагогический университет; [под ред. Л. В. Борздой]. — Барнаул, 2003. — Ч.1 / [вступ. ст. В. М. Лопаткина]. — С. 63-72.

4. Судьба и Родина - едины! / В. Ф. Сизых // Учитель. — Барнаул, 2010.-  23 февраля (№ 2). — С. 3.

5. Студенческие, сороковые… / В. Ф. Сизых // Учитель. — Барнаул,   1983. - 12 ноября (№ 34-35). – С. 3.

6. Текущий архив АлтГПУ. Оп. 6л., Св. 572, Д. 6579.

УДК 371(470.313-25) «1941/1945»

Щетинина Н. П.

Канд. пед. н., доцент РГУ имени С.А. Есенина (Рязань, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье на основе анализа архивных материалов раскрыты особенности физической подготовки учащихся городских школ Рязани в годы Великой Отечественной войны. Показано значение обучения военному делу как важнейшей составной части физической подготовки. Дан анализ содержания, форм урочной и внеурочной деятельности по военно- физической подготовке. Выявлены трудности в организации этого процесса.

Ключевые слова: школа, учитель, Великая Отечественная война, физическая подготовка, военная подготовка, военное дело, особенности

В годы войны в учебно-воспитательном процессе школы происходили существенные изменения, связанные с требованиями времени: усиление политического значения всеобуча, патриотического, трудового воспитания учащихся, обеспечение необходимой физической, военной подготовки учащихся, их готовности к защите Родины.

С целью подготовки людского резерва для фронта Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» (17 сентября 1941 г), в соответствии с которым каждый гражданин СССР должен был быть обучен военному делу: знать особенности воинского уклада, уметь метко стрелять, метать гранату, вести штыковой бой, маскироваться, укрываться от артиллерийского и миномётного огня, пользоваться средствами противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО [6].

Военному делу обучались и школьники в соответствии с требованием Закона «О всеобщей воинской обязанности». В школах страны много внимания уделялось физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм, соревнованиям. Военное дело становится самостоятельным предметом в общеобразовательной школе, целью которого было повысить дисциплину учащихся - юношей, воспитывать у них выдержку, выносливость, мужество, закалённость, умение выдерживать физические нагрузки. Девочки тоже изучали военное дело, их готовили к выполнению обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток, они осваивали медико-санитарное дело.

Школы нашей страны находились в разных условиях материального, кадрового обеспечения в исследуемый период, поэтому и постановка военно-физической подготовки имела свои особенности, в частности, в школах Рязанского края.

В сентябре 1941 года было введено всеобщее военное обучение. В первый военный год местные органы образования начали принимать меры по обучению военному делу - юношей, а медико- санитарному – девушек. Всего в 1941-42 учебном году в городских школах Рязани военному делу обучалось 196 юношей, медико-санитарному делу – 376 девушек, из них выдержали испытания 130 юношей и 218 девушек [2, Л.9]. Однако за отсутствием преподавателей физкультуры и военных руководителей в ряде школ города эти дисциплины не преподавались. Так, в отчёте о работе школ отмечается, что «Военно- санитарному делу не обучались девушки средних школ №№ 1, 17 за отсутствием преподавателей; средние школы №№ 1, 2 и 3 обслуживались одним военруком <…>. «В других школах в занятиях по военному делу также были перерывы. Качество уроков по военному делу не стоит на должной высоте за недостаточной квалификацией и перегруженностью военруков» [2, Л. 9, 9 об.]. 

Отмечается невысокое качество уроков физической культуры в некоторых школах. Например, в начальных классах уроки физкультуры проводили сами учителя этих классов, и при их недостаточной подготовленности они заменяли уроки физкультуры уроками русского языка, арифметики, иногда классными собраниями, поэтому программа не выполнялась [2, Л. 9 об.]. Для частичного решения кадровой проблемы предлагалось готовить учителей физкультуры для начальной школы из числа учащихся старших классов, а также бывших учеников, которые окончили школу [5, Л.17]. Например, в школе № 7 уроки физкультуры проводили учащиеся 10 класса.

В 5-10 классах преподавание физкультуры велось специалистами, но их также не хватало. Так как большинство преподавателей военного дела не имели необходимого уровня общепедагогической и методической подготовки, при средней школе № 2 г. Рязань была организована секция по военно-физкультурному обучению (руководитель т. Локтаев), на которой обсуждался программный материал, содержание и методика отдельных тем и уроков, методика проведения и объём весенних испытаний. Еженедельно военные руководители и преподаватели военно-физкультурного дела проходили командирскую учёбу, что в определённой степени способствовало решению проблемы. При этой школе был организован военный кабинет и склад [2, Л. 43, 43 об.]. В последующие годы такие кабинеты были открыты во всех городских школах, для которых выделены отдельные классы.

Потребность в подготовленных специалистах по военному делу стала возрастать в связи с введением, начиная с 1943 года, военного дела как самостоятельного учебного предмета. На занятиях учащиеся овладевали теоретическим материалом – изучали винтовку, гранату, противогаз и приобретали умения ими пользоваться.

В городских школах стали открываться военно-физкультурные кружки, которыми было охвачено в 1943-44 уч. г. 230 учащихся [3, Л. 12 об.]. Например, в Рязанской средней школе № 7 военный руководитель организовал кружок по военно-физическому обучению и военно-оборонного характера. Силами военрука, классных руководителей в средней школе № 7 проводилась работа по обучению учащихся основам военизации: система рапортов, правил, выход к доске, окончание урока словом «встать». С учащимися 7-10 классов ко дню юбилея Красной Армии проводились военные занятия, и были определены отличники военной учёбы [4, Л. 65 об.].

Массовая военно-физическая подготовка постепенно стала получать распространение в отдельных школах в различных формах: строевая и лыжная подготовка, военно-физкультурные игры, экскурсии, походы, зимние лыжные кроссы, военные парады. Так, например, 6 июля 1942 года 700 учащихся городских школ Рязани приняли участие в военном параде, посвящённом окончанию учебного года, где показали хорошее качество строевой подготовки [2, Л. 43 об.].

При двух мужских школах (№№1 и 2) и одной женской школе (№ 7) были организованы спортивные площадки; при всех школах открыто общество «Смена» с охватом 820 учащихся. В женских школах девочки получали специальную санитарную и телефонную подготовку [3, Л. 12 об.].

Важно указать ещё на одно условие, необходимое для полноценного физического воспитания и развития детей - наличие соответствующих санитарно - гигиенических условий. В годы войны был ослаблен школьно - санитарный надзор, многие школы не имели постоянных школьных врачей. Приходилось мириться с серьёзными нарушениями гигиенического режима в школах: занятия в неприспособленных помещениях, так как многие школьные здания были заняты под госпитали, нарушение теплового, светового, воздушного режима, отсутствие полноценного питания.

Остро стоял вопрос о школьном питании, изыскивались различные способы для обеспечения учащихся пищей. При школах открывали столовые, буфеты, кормили детей в классах. Как правило, горячий завтрак в большинстве городских школ состоял из 50 граммов хлеба или булочки с чаем без сахара.

В Рязани вопрос школьного питания был на постоянном контроле руководителей города; часто проверяли школьные столовые. Так, в приказе № 1а от 5/I 1944 г. записано: «На основании распоряжения главного инспектора по торговле по Рязанской области от 4/ I 1944 приказываю:

1. Незаконную выдачу пирожков учителям и техслужащим прекратить с 6/I с/г.

2. Пирожки или по 50 г. хлеба и сахарно - кондитерских изделий расходовать строго по назначению – только для учащихся.

3. Всем руководителям школ вести строгий порядок и учёт выдачи хлеба и сахарно – и кондитерских изделий учащимся. Накануне каждого месяца представлять в гороно заявку о количестве школьников для получения хлеба и сахарно - кондитерских изделий для них. Завгороно» [1, С. 22].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны физическое воспитание приобрело новое качество - военную направленность, которая предполагала не только развитие здорового организма школьников, но и подготовку их к защите страны, воспитание патриотизма и гражданственности.

Военно-физическая подготовка приобрела дифференцированный, гендерный характер. Мальчики изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились со стрелковым оружием, гранатой, противогазом, изучали технику рукопашного боя, а девочки - военно-санитарное дело.

Военно-физическая массовая внеклассная работа медленно, но постепенно получала распространение в отдельных школах города.

Несмотря на меры, принимаемые городскими органами образования, на протяжении всего периода войны вопрос подготовки учителей физкультуры и военных руководителей в Рязанской области решён не был.

 

Литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.024 с.)