В годы Великой Отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В годы Великой Отечественной войны



Аннотация. Питание детей школьного возраста – основа нормального функционирования организма человека. Статья посвящена тому, как было организовано питание школьников в годы Великой Отечественной войны. Откуда брались продукты для питания в школах, каким образом детей обеспечивали самым необходимым.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, питание, школьное питание.

 

Важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7–17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое внимание, поскольку полноценное, сбалансированное питание - важнейшее условие нормального функционирования человеческого организма. На данный возрастной период приходится наиболее интенсивный рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками.

Учебные заведения - это отдельный мир со своими правилами, распорядком, режимом. Всё здесь подчинено одному – дать ребенку знания. На это нацелена вся работа школы, детского сада или детского дома. Всё строго регламентировано – расписание занятий, время отдыха, время обеда. Учащиеся или воспитанники часто не задумываются о том, что они живут по режиму. Наверное, этим и хорошо детство – ты просто живёшь, а взрослые организуют твою жизнь. И от такого детства остаются самые лучшие воспоминания.

К сожалению, в истории каждой страны есть своя война, которая не только прошлась по каждой семье, но и лишила детства целые поколения детей. Какие воспоминания остались у детей, которые пережили суровые, жестокие, страшные четыре года?

С началом Великой Отечественной войны втянуты в неё оказались все. Не только потому, что каждая семья отправила кого-то на фронт, но и потому, что нужно было обеспечивать фронт едой, одеждой и боеприпасами, нужно было прокормить свою семью, а детям приходилось помогать взрослым. Очень часто дети работали наравне со взрослыми. Они вставали к станкам на заводах, шили одежду, работали в колхозах.

Из воспоминания Сазиды Гафаровой, которая была в 1941 году ученицей 5-го класса Старокульшариповской школы Асекеевского района: «Из села за короткое время ушли на фронт практически все мужчины. 14 - 15-летние подростки работали прицепщиками, пахали землю на лошадях, на быках, хлеб жали лобогрейками. Зерно возили на лошадях и быках. Вечерами вязали теплые вещи для фронтовиков: варежки, носки. Посылки отправляли на фронт. Воспоминания этих лет наводят на грусть: голод, холод… классы, освещенные керосиновыми лампами. Стены, несмотря на печки, покрыты инеем. Мы сидели в школе за партами в одежде, в платках. Школа отапливалась кизяком, в заготовке которого принимали участие и учителя. Кто ходил в школу, старались посещать без пропусков – относились к учебе очень серьезно, учились напряженно, добросовестно. Из 16 выпускников 1943-1944 учебного года шесть учеников закончили школу на отлично. Учителя старались морально поддержать учащихся. Хорошистов и отличников награждали учебными принадлежностями. Премией могли служить: тетрадь, ручка, карандаш, пенал, книга…»

Партийные органы требовали от отделений народного образования проведения конкретных мер по решению проблемы всеобуча. Основные из них - создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, для обеспечения ученике школьными принадлежностями. Взрослые прекрасно понимали – детям нужно дать возможность получить образование. Но при этом дети оставались детьми. Именно во время войны они очень хорошо понимали – учиться нужно. Несмотря на холод, голод, отсутствие одежды и обуви. «Задания нам давали такие же, как и взрослым. Непосильный, тяжелый труд, голод вызывали в нас, детях, жажду к учёбе» - из воспоминаний М. А. Чернышевой [1].

Отдельным вопросом было питание учащихся. Снабжение продовольствием населения в связи с войной было скудным. В первую очередь продуктами обеспечивался фронт, армия. Отсутствие полноценной еды плохо сказывалось на здоровье учащихся. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. При школах организовывались буфеты, где учащиеся получали по 50 г хлеба ежедневно.

К сожалению, из-за недостаточной информации о развитии системы детского (школьного) питания в годы Великой Отечественной войны, полные выводы сделать невозможно. Однако можно с уверенностью утверждать, что и в этот тяжелый для страны период система питания детей и подростков продолжала развиваться» [2].

«В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г хлеба, 10 г сахара и чай (1 сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Всего выделено 2 000 карточек для учащихся. Норма продуктов на одну карточку – 100 г хлеба и обед из двух блюд», – отмечено в акте готовности школ Чкалова к 1943-1944 учебному году.

В 1942 - 1944 гг. Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению её в тех местах, где врагом были уничтожены школьные здания. По государственному бюджету 1944 г. был ассигнован 1 млрд. руб. на строительство новых школьных зданий и организацию питания учащихся.

Для обеспечения учащихся горячим питанием в школах были задействованы все возможные ресурсы: пришкольные участки, подсобные хозяйства, договоры о взаимопомощи с колхозами, помощь шефов. В отдельных регионах для организации горячего питания школьников проводились декадники по сбору с населения и с пришкольных участков картофеля, зерна и овощей.

Одним из немногих районов Свердловской области, полностью выполнивших закон о всеобщем обязательном обучении в первый военный учебный год, был Краснополянский район. Заведующая районо на совещании по итогам учебного года, передавая опыт коллегам, подчеркивала важность для сохранения контингента учащихся именно горячего питания. Как и в большинстве школ, каждый учащийся прикреплялся к столовой, либо к буфету, где обязательно получал бесплатно хлеб. Заведующая Красноуральским гороно Костина подчеркивала, что столовые «исключительно привлекли ребят. Сами ребята пошли в школу… и разрядку сделали в части очередей», то есть очереди за хлебом стали меньше. Евгений Борисович Табачник, в годы войны школьник, эвакуированный из Киева, в своих воспоминаниях подчеркивал, что голодное время он помнит хорошо, особенно тяжело было после приезда, затем стало несколько легче. «Ученикам в школе дополнительно, без карточек, давали 50 граммов хлеба и, чаще всего, суп, для этого в школе была оборудована кухня» [3, с. 173].

На протяжении всего периода войны положение с всеобучем в городе Первоуральске Свердловской области было одним из лучших в области. Здесь были организованы специальные школьные столовые, которые полностью обслуживали всех учащихся. Дети получали завтрак и обед: «суп-лапша, суп манный, каша манная, горошница, иногда со сливочным маслом, иногда суп с мясом» [4, с. 59].

Таким образом, организация школьного питания была важнейшим фактором сохранения детского контингента в школе. Дети приходили на занятия и гарантированно получали горячее питание. Заведующий Свердловским облоно Н.Ф. Хлёсткин в докладе о работе по осуществлению всеобуча подчеркивал, что организация питания имела решающее значение для закрепления учащихся в школах [5, с. 115]. Особое внимание уделялось детям, эвакуированным с занятых немецкой армией территорий.

Необходимо было расширение контингента детей, получающих через школу и детские столовые дополнительное питание и в первую очередь детей военнослужащих. И нужно подумать об улучшения качества питания. Хорошим подспорьем в этом вопросе считают «своевременный сбор и хранение продуктов, полученных с пришкольных участков» [6] Для подсобных хозяйств с пришкольными участками специально отводили земли, на которых коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды.

Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирались с населения картофель, овощи и молоко.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на тяжелейшие условия существования, голод, холод, важнейшей задачей и школы, и руководящих органов во время Великой Отечественной войны была забота о здоровье детей.

Выполнялся закон о всеобщем обязательном обучении, при этом главное внимание уделялось сохранению контингентов учащихся школ. С началом Великой Отечественной войны осуществление данного проекта не только не приостановилось, напротив, внимание к нему усилилось. Многие школы использовали различные формы работы: учет учеников, не посещавших занятия, привлечение общественности, открытие мастерских по пошиву и ремонту одежды и обуви, сбор среди населения обуви и одежды для детей, организация столовых, буфетов. Взрослые прекрасно понимали, что большой угрозой для жизни и здоровья детей являлось плохое питание, голод. Поэтому проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях являлась тогда, как и сегодня, значимой как для государства, так и для общества в целом.

 

Литература:

1. Деминова Н. Школьные годы… военные. Об образовании в годы Великой Отечественной войны.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://govorimdelo.ru/56587/

2. Давыдович А. Р. Школьное питание: уроки истории - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2016/09/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf

3. Лаптева Ю. В. сохранение контингента учащихся в школах Урала в годы Великой Отечественной войны // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития сборник статей IX Уральского демографического форума. - 2018. - С. 172-178.

4. Корнилов Г. Е. Уральское село и война. Проблемы демографического развития. - Екатеринбург: Уралагропресс, 1993. - 174 с.

5. Корнилов Г. Е. Эвакуация населения на Урал в годы Великой Отечественной войны // Уральский исторический вестник. - 2015. - №4 (49). - С. 112–121.

6. Жукова О. Г. Великая Отечественная: школьная реформа с элементами элитарности.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/velikaya-otechestvennaya-shkolnaya-reforma-s-elementami-elitarnosti

 

УДК 371.485

Ерофеев В. В.

Академик Академии военных наук, доктор техн. наук,

профессор Ю-УрГАУ (Челябинск, Россия)     

 

МОНОЛОГ ПОГИБШЕГО СОЛДАТА

 

Я погиб в том яростном бою

За Россию - Родину свою,

Не велик был мой солдатский срок,

Воевал с фашистами, как мог.

 

        Взрыв гранаты охладил мой пыл,

        Взгляд солдата навсегда застыл,

        И упал я замертво в песок,

        Ведь осколком был пробит висок.

 

Похоронен я в сырой земле,

С незакрытой раной в голове,

Не придет к могиле моя мать,

Где лежу я, ей - откуда знать?

 

           Ведь могила – братский мой приют,

           И над ней лишь вороны снуют.

           Нет плиты надгробной и креста,

           Нет березок рядом, ни куста.

 

Вот пройдет с поры той много лет,

И исчезнет той могилы след,

Жизнь наладится, проходит в стороне,  

И никто уже не вспомнит обо мне.

 

                 Но однажды поисковый спецотряд,

                 Из мальчишек смелых и девчат,

                 Ту могилу братскую нашел,

                 Хорошо сработал Комсомол.

 

Восстановлены погибших имена,

И гордится ими вся страна,

Ведь героев помнят все и чтят,

Вспоминают их под звуки канонад.

 

                  Оказалось, я посмертно награжден,

                  Быть героем - я на веки обречен,

                  Мое имя носит школа, спецотряд,

                  А за партой - лишь отличники сидят.

                   

И табличка с моим именем на ней,

Жизнь моя лишь только в памяти людей,

На уроках «мужества» подряд

Обо мне лишь в школе говорят.                     

 

                  Вспоминают этот страшный бой,

                  Где пришлось пожертвовать собой,

                  Ведь фашисты рвались на восток

                  На Москву, и путь был недалек.

 

Шла атака за атакой, страшный бой,

Танки вражьи на окопы шли гурьбой,

Велики были потери с двух сторон,

Почернел совсем от гари небосклон.

 

                  Вот в атаку поднялись бойцы,

                  За свободу правую борцы,

                  А на поле взрывы без конца,

                  Не видать ни тел и ни лица.

 

В этот миг раздался страшный взрыв,                

Он прервал геройский мой порыв.

Не велик был мой солдатский срок,

Но я честно выполнил свой долг.

 

                   Не пустили дальше мы врага,

                   Ведь Москва всем русским дорога,

                   И стоять ей долгие века,

                   Нерушимою, на зло врагам.

                                      

Над могилой братской обелиск,

А к могиле этой - путь тернист,

И на досках всех погибших имена,

Помнит их спасенная страна.

 

                   Есть на них фамилия моя,

                   И я жизнь отдал совсем не зря,

                   Я мечтал, стремился и хотел

                   В жизни сделать много славных дел.

 

Я героем стал родной страны,      

На моем примере все должны:   

Жизнь любить и Родине служить,

Честью смолоду своею дорожить.

   

                   И я счастлив, я нашел в душе покой,

                   Приходите, побеседуйте со мной,

                   На могилу братскую мою,

                   Вспомним все и Родину свою.

      

     Вспомним боль и горечь матерей,

     Не дождавшихся с победой сыновей,

     Вспомним вдов и маленьких сирот,

     И девчат, стоящих у ворот,

 

                  Ждавших, не вернувшихся ребят,

                  А они, как я, в земле лежат.

                  Вспомним все, о чем забыть нельзя,

                  Вспоминайте нас, товарищи – друзья.

                                                            Ерофеев В. В.

УДК 37.017.4: 908

Ефимова Е. А.

  Канд. пед. н., старший методист Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы» (Москва, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.057 с.)