Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотическая направленность краеведческой работы со школьниками столицы

Поиск

В послевоенные годы

Аннотация. В статье на основе архивных материалов освещена организация в 1946-1947 гг. школьного краеведения в столице (экскурсионно-просветительская и исследовательская деятельность). Важное место здесь занимала тема 800-летия Москвы. Эту работу проводили совместно Московская городская детская экскурсионно-туристическая станция и Московский городской Дом пионеров.

Ключевые слова: Школьное краеведение, 800-летие Москвы, Московская городская детской экскурсионно-туристической станция, Московский городской Дом пионеров, Московское Общество юных историков, Родин Александр Феоктистович.

 

Патриотическая сущность школьного краеведения особенно проявилась в первые послевоенные годы. Празднование восьмисотлетнего юбилея столицы по своей патриотической значимости стало одной из крупнейших акцией торжества народа-победителя, имевшей большое воспитательное значение.

К первым послевоенным годам относится подъем туристско-экскурсионной работы с детьми, подготовивший последующий взлет школьного туризма и краеведения 1950-х гг. [1, С. 20-22]. С лета 1942 г. в Подмосковье действовали школьные палаточные лагеря, основной целью которых был сбор лекарственных трав для нужд военной медицины [2, С.21; 3, С. 12]; с лета 1945 г. в их работе ставилась также задача привития юным туристам навыков исследовательской краеведческой работы [11, Д. 630. Л. 11]. С того же времени организовывались походы по местам боев: школьники собрали материал о сражениях, записывали биографические данные героев войны, оказывали помощь семьям фронтовиков. В 1945 г. состоялось Всероссийское совещание по народному образованию, в материалах которого указано на воспитательное и познавательное значение туристско-краеведческой работы с детьми [2, С. 22; 3, С.12].

Инициаторами походов по изучению родного края стали пионеры 346 школы г. Москвы им. Н.Н. Миклухо-Маклая, это инициатива была одобрена МГК ВЛКСМ [11, Д. 752. Л. 99.] С 1946 г. проводились московские городские турслеты пионеров и школьников – путешественников по родному краю, юных краеведов [11,  Д. 747. Л. 53, 54].

На лето 1946 г. Московской городской детской экскурсионно-туристической станциейбыли предложены для юных туристов более 25 пешеходных маршрутов по Подмосковью продолжительностью от 1 до 7 дней, протяженностью от 6 до 60 км. Тематика маршрутов: «Геологическое прошлое Московской области», «Подмосковные пещеры», «По Клинско-Дмитровской моренной гряде», «К ледниковым озерам», «По подмосковной тайге», «По историческим местам XV-XVII вв.», «По бывшим царским усадьбам», «По старым дворянским усадьбам», «По подмосковным «Версалям»», «По подмосковной Швейцарии», «По живописным лесным массивам», «По местам боев Великой Отечественной войны и разгрома немецких войск на подступах к Москве», «По местам героических боев славных защитников Москвы 28-ми героев Панфиловцев», «По местам героических подвигов отважной партизанки Зои Космодемьянской», «Разгром немецких оккупантов 9-й гвардейской дивизией генерал-майора Белобородова», «Начало разгрома северной группировки противника войсками маршала Рокоссовского», «По местам боев двух Отечественных войн», «По литературным местам Подмосковья» (ряд экскурсий), «По местам жизни знаменитых людей (Чайковский, Менделеев, Блок и др.)», «По местам художественных промыслов», «По Ленинским местам», «По каналу «Москва-Волга»» [11, Д. 752. Лл. 101-103].

Был разработан и обширный план массовых экскурсионных мероприятий для детских групп численностью от 50 до 200 человек в музеи Москвы и Подмосковья, включая экскурсии-прогулки в питомники, оранжереи, лесные хозяйства, совхозы и колхозы, экскурсии-прогулки на пароходе. Особо были выделены экскурсии по городу и его историческим, историко-революционным и литературным местам в связи с предстоящим 800-летием Москвы.

Экскурсии в музеи Подмосковья предлагались по разным направлениям по следующей тематике: «Музей-дворец Останкино» (Творчество крепостных мастеров; Крепостной театр XVIII в.), «Музей «Усадьба Кусково» (Искусство крепостных и вольных русских мастеров в усадьбе Кусково в XVIII в; Усадьба Кусково – исторический и художественный памятник Подмосковья)», «Музей «Коломенское» (Архитектурные и историко-бытовые памятники царской усадьбы в XVI-XVII вв.)», «Музей им. Тютчева Мураново (Поэты – Баратынский, Тютчев и их литературные друзья)», «Дом-музей Ленина (Жизнь и деятельность Ленина)», «Истринский краеведческий музей (Ново-Иерусалимский монастырь – памятник русского зодчества XVII в., разрушенный немецкими захватчиками в 1941 г.)», «Музей игрушки в Загорске (История Игрушки; Русская сказка в игрушке)». Экскурсии в питомники, на оранжереи, в лесные и парниковые хозяйства, в совхозы и колхозы были посвящены лесоводству, овощеводству и цветоводству.

Были организованы и экскурсии-массовки по военно-патриотической тематике, рассчитанные на участие одновременно сотен детей; таких массовых мероприятий состоялось семь за лето 1946 г.: «Разгром немцев под Москвой в 1941-1942 гг.» и «Великая Сталинградская битва» в Музее Красной Армии и «Трофейное вооружение, захваченное у немцев» на выставке трофейного вооружения в парке культуры; после экскурсий проходили кино-показы, концерты, массовые игры.

В музеях города для школьников была широко представлена москвоведческая тематика: «От деревянного города до первоклассной крепости (Москва XII-XV вв.), с показом диапозитивов», «Москва в борьбе с иноземными захватчиками (1612-1812 гг.)», «Как жили в Москве в XVII в. с показом диапозитивов», «Быт и нравы до Петровской и Петровской Руси», «Детство и юность Петра Первого», «Петр Первый как полководец», «Великий русский полководец Кутузов, с показом диапозитивов», «Герои-партизаны в войне 1812 года», «История Кремля и Красной площади», «Москва XVII-XVIII вв.», «Новодевичий монастырь – памятник русской истории и искусства XVI-XVII вв.» и др. Московская городская детская экскурсионно-туристическая станция организовала для школьников и познавательные экскурсии по городу: 1. История Кремля и Красной площади, 2. Первопечатник Иван Федоров, 3. Ломоносов в Москве, 4. Пушкин в Москве, 5. Лермонтов в Москве, 6. Москва Чехова, 7. Москва Горького, 8. Москва Маяковского [11, Д.7 52. Лл.107-116, орфография документа]. Усилиями МОСГОРДЭТС экскурсионно-краеведческой работой летом 1946 г. было охвачено более 50 тыс. столичных школьников.

Кроме просветительской экскурсионно-краеведческой работы в первые послевоенные годы активно велась и исследовательская работа. Центром школьного москвоведения еще с довоенных времен был Московский городской Дом пионеров (руководитель исторических кружков – историк, краевед, экскурсионист, родоначальник москвоведческого направления в работе Дома пионеров А.Ф. Родин). Еще в военном 1943 году в связи с приближающимся юбилеем столицы был организован конкурс среди школьников на лучшую краеведческую (историческую или литературную) работу о Москве [4, С. 152]. Этот конкурс под названием «Москва – сердце Родины», объявленный МГК ВЛКСМ, посвящался 25-летию Красной Армии; был создан Штаб по руководства конкурсом, председателем Штаба стал автор популярнейшей в военные годы книги воспоминаний «Пятьдесят лет в строю», неоднократно переизданной с 1941 г., генерал-майор А.А.Игнатьев [9, Д. 846. Л. 1; 9. Д. 855. Л. 1, 2, 4; 10, Д. 911. Л. 129; 12. 1941-1945. Л. 62, 80, 116, 157].

В ноябре 1945 г. в целях расширения и упорядочивания москововедческой работы было организовано Московское Общество юных историков [9, Д. 855. Л. 5], членским взносом для вступления в которое была письменная краеведческая работа о Москве. Члены Общества были обязаны работать в школьных исторических кружках, выступать с лекциями; они принимали участие в походах и экскурсиях, археологических разведках и раскопках.

«В каждый из последующих годов Штаб [по изучению Москвы] объявлял новый конкурс, - писал впоследствии А.Ф. Родин, - по существу, это были одни и те же задачи, но каждый год они проходили под новым лозунгом: «Москва – сердце Родины», «Кому и за что Москва поставила памятники?», «Москва – моя Родина» и, наконец, в год 800-летия Москвы – «Москва – город вечной славы» [4, С. 161-162].

Совместными усилиями Московской городской детской экскурсионно-туристической станции и Московского городского Дома пионеров в 1946 году лекциями, конференциями и экскурсиями было охвачено свыше 100 000 учащихся [11, Д. 747. Л. 104]. Письменных работ на конкурс поступило свыше 25 тысяч [4, С. 162; 7, С. 119]. Каждый пионерский отряд в течение 1946-1947 учебного года был обязан провести сбор, экскурсию, поход, лекцию, устроить выставку работ по краеведческой тематике [5, С. 51].

Краеведческие вечера и утренники, экскурсии в музеи Москвы и Московской области, турпоходы были главными мероприятиями юных москвичей в дни зимних каникул 1946-1947 гг. [11, Д. 758. Л. 14]. На весенних каникулах 1947 г. (1-7 марта) была проведена неделя «Школьники о Москве». Общество юных историков провело конференции учащихся на темы: «Почему именно Москва стала столицей русского государства», «О Москве будущего», «О замечательных патриотах Москвы» [11, Д. 757. Л. 90]. «Массовыми мероприятиями охвачены все учащиеся Москвы, а их больше 500 тысяч» [6, С. 102].

Апрельские дни 1947 года (дни юбилея летописного упоминания о Москве) прошли без крупных торжеств, а в июне МГК ВЛКСМ принял решение о проведении празднования юбилея столицы в сентябре [11, Д. 889. Л. 116].

Летом 1947 г. для юных москвичей были организованы массовые экскурсии на Красную площадь, вокруг Кремля и в музеи Москвы, турпоходы по Подмосковью, в пионерских лагерях прошли беседы, костры, звездные походы, посвященные 800-летию Москвы. С 1 по 7 сентября во всех школах прошли беседы, лекции, пионерские костры, вечера и общественные конференции юных историков, в сентябре во всех школах организованы выставки творческих работ, посвященные 800-летию Москвы [11, Д. 889. Лл. 72-73]. 7 сентября 1947 г. в столице состоялся праздник, посвященный ее 800-летию. Во всех детских парках, школах и Домах пионеров прошли праздничные гуляния детей.

Итоги изучения Москвы школьниками в рамках празднования 800-летия столицы были подведены 13 сентября 1947 г. на общемосковском собрании школьников в Московском городском Доме пионеров [7, С. 115]. В дальнейшем планировался смотр работы школ и учащихся по изучению Москвы «Каждой школе – краеведческий музей, посвященный Москве», но после окончания юбилейных мероприятий москвоведческая тематика в работе с детьми была сокращена [12, 1947. Л. 8].

Краеведческая экскурсионно-просветительская и исследовательская работа по изучению Москвы школьниками, организованная совместными усилиями Московской городской детской экскурсионно-туристической станции и Московского городского Дома пионеров, стала в 1946-1947 гг. важным фактором патриотического воспитания учащихся.

 

Литература:

1. Детский туризм в Москве. История и современность / ГБОУ Московская городская станция юных туристов. М., 2013.

2. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов. М.: Изд-во ФЦДЮТиК, 2006.

3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Метод. рекомендации / А.А. Остапец. М.: Рос. междунар. акад. туризма, 2001.

4. Родин А.Ф. Из минувшего: Воспоминания педагога-краеведа / Подгот. текста и примеч. Вл. Муравьева / А.Ф. Родин. М.: Просвещение, 1965.

5. Родин А.Ф. История родного города: Методическое пособие для учителей средней школы. / А.Ф. Родин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

6. Родин А.Ф. Московские школьники изучают историю столицы / А.Ф. Родин // Преподавание истории в школе. 1947. №2.

7. Родин А.Ф. Празднование московскими школьниками 800-летия г. Москвы / А.Ф. Родин // Советская педагогика. 1947. №12.

8. Родин А.Ф. 800-летие Москвы и изучение ее школьниками / А.Ф. Родин. // Советская педагогика. 1947. №4.

9. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф.1403. Оп.1.

10. Центральный государственный архив Москвы (ЦГА Москвы). Отдел хранения документов после 1917 года. Ф. Р-528. Оп.1.

11. ЦГА Москвы. Отдел хранения документации по общественно-политической истории Москвы. Ф.П-635. Оп.1.

12. Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т.

 

УДК 378.147

Заграничная Ю. Р.

Методист Дворца творчества «Орион» (Уфа, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.008 с.)