Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриотическая направленность краеведческой работы со школьниками столицыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В послевоенные годы Аннотация. В статье на основе архивных материалов освещена организация в 1946-1947 гг. школьного краеведения в столице (экскурсионно-просветительская и исследовательская деятельность). Важное место здесь занимала тема 800-летия Москвы. Эту работу проводили совместно Московская городская детская экскурсионно-туристическая станция и Московский городской Дом пионеров. Ключевые слова: Школьное краеведение, 800-летие Москвы, Московская городская детской экскурсионно-туристической станция, Московский городской Дом пионеров, Московское Общество юных историков, Родин Александр Феоктистович.
Патриотическая сущность школьного краеведения особенно проявилась в первые послевоенные годы. Празднование восьмисотлетнего юбилея столицы по своей патриотической значимости стало одной из крупнейших акцией торжества народа-победителя, имевшей большое воспитательное значение. К первым послевоенным годам относится подъем туристско-экскурсионной работы с детьми, подготовивший последующий взлет школьного туризма и краеведения 1950-х гг. [1, С. 20-22]. С лета 1942 г. в Подмосковье действовали школьные палаточные лагеря, основной целью которых был сбор лекарственных трав для нужд военной медицины [2, С.21; 3, С. 12]; с лета 1945 г. в их работе ставилась также задача привития юным туристам навыков исследовательской краеведческой работы [11, Д. 630. Л. 11]. С того же времени организовывались походы по местам боев: школьники собрали материал о сражениях, записывали биографические данные героев войны, оказывали помощь семьям фронтовиков. В 1945 г. состоялось Всероссийское совещание по народному образованию, в материалах которого указано на воспитательное и познавательное значение туристско-краеведческой работы с детьми [2, С. 22; 3, С.12]. Инициаторами походов по изучению родного края стали пионеры 346 школы г. Москвы им. Н.Н. Миклухо-Маклая, это инициатива была одобрена МГК ВЛКСМ [11, Д. 752. Л. 99.] С 1946 г. проводились московские городские турслеты пионеров и школьников – путешественников по родному краю, юных краеведов [11, Д. 747. Л. 53, 54]. На лето 1946 г. Московской городской детской экскурсионно-туристической станциейбыли предложены для юных туристов более 25 пешеходных маршрутов по Подмосковью продолжительностью от 1 до 7 дней, протяженностью от 6 до 60 км. Тематика маршрутов: «Геологическое прошлое Московской области», «Подмосковные пещеры», «По Клинско-Дмитровской моренной гряде», «К ледниковым озерам», «По подмосковной тайге», «По историческим местам XV-XVII вв.», «По бывшим царским усадьбам», «По старым дворянским усадьбам», «По подмосковным «Версалям»», «По подмосковной Швейцарии», «По живописным лесным массивам», «По местам боев Великой Отечественной войны и разгрома немецких войск на подступах к Москве», «По местам героических боев славных защитников Москвы 28-ми героев Панфиловцев», «По местам героических подвигов отважной партизанки Зои Космодемьянской», «Разгром немецких оккупантов 9-й гвардейской дивизией генерал-майора Белобородова», «Начало разгрома северной группировки противника войсками маршала Рокоссовского», «По местам боев двух Отечественных войн», «По литературным местам Подмосковья» (ряд экскурсий), «По местам жизни знаменитых людей (Чайковский, Менделеев, Блок и др.)», «По местам художественных промыслов», «По Ленинским местам», «По каналу «Москва-Волга»» [11, Д. 752. Лл. 101-103]. Был разработан и обширный план массовых экскурсионных мероприятий для детских групп численностью от 50 до 200 человек в музеи Москвы и Подмосковья, включая экскурсии-прогулки в питомники, оранжереи, лесные хозяйства, совхозы и колхозы, экскурсии-прогулки на пароходе. Особо были выделены экскурсии по городу и его историческим, историко-революционным и литературным местам в связи с предстоящим 800-летием Москвы. Экскурсии в музеи Подмосковья предлагались по разным направлениям по следующей тематике: «Музей-дворец Останкино» (Творчество крепостных мастеров; Крепостной театр XVIII в.), «Музей «Усадьба Кусково» (Искусство крепостных и вольных русских мастеров в усадьбе Кусково в XVIII в; Усадьба Кусково – исторический и художественный памятник Подмосковья)», «Музей «Коломенское» (Архитектурные и историко-бытовые памятники царской усадьбы в XVI-XVII вв.)», «Музей им. Тютчева Мураново (Поэты – Баратынский, Тютчев и их литературные друзья)», «Дом-музей Ленина (Жизнь и деятельность Ленина)», «Истринский краеведческий музей (Ново-Иерусалимский монастырь – памятник русского зодчества XVII в., разрушенный немецкими захватчиками в 1941 г.)», «Музей игрушки в Загорске (История Игрушки; Русская сказка в игрушке)». Экскурсии в питомники, на оранжереи, в лесные и парниковые хозяйства, в совхозы и колхозы были посвящены лесоводству, овощеводству и цветоводству. Были организованы и экскурсии-массовки по военно-патриотической тематике, рассчитанные на участие одновременно сотен детей; таких массовых мероприятий состоялось семь за лето 1946 г.: «Разгром немцев под Москвой в 1941-1942 гг.» и «Великая Сталинградская битва» в Музее Красной Армии и «Трофейное вооружение, захваченное у немцев» на выставке трофейного вооружения в парке культуры; после экскурсий проходили кино-показы, концерты, массовые игры. В музеях города для школьников была широко представлена москвоведческая тематика: «От деревянного города до первоклассной крепости (Москва XII-XV вв.), с показом диапозитивов», «Москва в борьбе с иноземными захватчиками (1612-1812 гг.)», «Как жили в Москве в XVII в. с показом диапозитивов», «Быт и нравы до Петровской и Петровской Руси», «Детство и юность Петра Первого», «Петр Первый как полководец», «Великий русский полководец Кутузов, с показом диапозитивов», «Герои-партизаны в войне 1812 года», «История Кремля и Красной площади», «Москва XVII-XVIII вв.», «Новодевичий монастырь – памятник русской истории и искусства XVI-XVII вв.» и др. Московская городская детская экскурсионно-туристическая станция организовала для школьников и познавательные экскурсии по городу: 1. История Кремля и Красной площади, 2. Первопечатник Иван Федоров, 3. Ломоносов в Москве, 4. Пушкин в Москве, 5. Лермонтов в Москве, 6. Москва Чехова, 7. Москва Горького, 8. Москва Маяковского [11, Д.7 52. Лл.107-116, орфография документа]. Усилиями МОСГОРДЭТС экскурсионно-краеведческой работой летом 1946 г. было охвачено более 50 тыс. столичных школьников. Кроме просветительской экскурсионно-краеведческой работы в первые послевоенные годы активно велась и исследовательская работа. Центром школьного москвоведения еще с довоенных времен был Московский городской Дом пионеров (руководитель исторических кружков – историк, краевед, экскурсионист, родоначальник москвоведческого направления в работе Дома пионеров А.Ф. Родин). Еще в военном 1943 году в связи с приближающимся юбилеем столицы был организован конкурс среди школьников на лучшую краеведческую (историческую или литературную) работу о Москве [4, С. 152]. Этот конкурс под названием «Москва – сердце Родины», объявленный МГК ВЛКСМ, посвящался 25-летию Красной Армии; был создан Штаб по руководства конкурсом, председателем Штаба стал автор популярнейшей в военные годы книги воспоминаний «Пятьдесят лет в строю», неоднократно переизданной с 1941 г., генерал-майор А.А.Игнатьев [9, Д. 846. Л. 1; 9. Д. 855. Л. 1, 2, 4; 10, Д. 911. Л. 129; 12. 1941-1945. Л. 62, 80, 116, 157]. В ноябре 1945 г. в целях расширения и упорядочивания москововедческой работы было организовано Московское Общество юных историков [9, Д. 855. Л. 5], членским взносом для вступления в которое была письменная краеведческая работа о Москве. Члены Общества были обязаны работать в школьных исторических кружках, выступать с лекциями; они принимали участие в походах и экскурсиях, археологических разведках и раскопках. «В каждый из последующих годов Штаб [по изучению Москвы] объявлял новый конкурс, - писал впоследствии А.Ф. Родин, - по существу, это были одни и те же задачи, но каждый год они проходили под новым лозунгом: «Москва – сердце Родины», «Кому и за что Москва поставила памятники?», «Москва – моя Родина» и, наконец, в год 800-летия Москвы – «Москва – город вечной славы» [4, С. 161-162]. Совместными усилиями Московской городской детской экскурсионно-туристической станции и Московского городского Дома пионеров в 1946 году лекциями, конференциями и экскурсиями было охвачено свыше 100 000 учащихся [11, Д. 747. Л. 104]. Письменных работ на конкурс поступило свыше 25 тысяч [4, С. 162; 7, С. 119]. Каждый пионерский отряд в течение 1946-1947 учебного года был обязан провести сбор, экскурсию, поход, лекцию, устроить выставку работ по краеведческой тематике [5, С. 51]. Краеведческие вечера и утренники, экскурсии в музеи Москвы и Московской области, турпоходы были главными мероприятиями юных москвичей в дни зимних каникул 1946-1947 гг. [11, Д. 758. Л. 14]. На весенних каникулах 1947 г. (1-7 марта) была проведена неделя «Школьники о Москве». Общество юных историков провело конференции учащихся на темы: «Почему именно Москва стала столицей русского государства», «О Москве будущего», «О замечательных патриотах Москвы» [11, Д. 757. Л. 90]. «Массовыми мероприятиями охвачены все учащиеся Москвы, а их больше 500 тысяч» [6, С. 102]. Апрельские дни 1947 года (дни юбилея летописного упоминания о Москве) прошли без крупных торжеств, а в июне МГК ВЛКСМ принял решение о проведении празднования юбилея столицы в сентябре [11, Д. 889. Л. 116]. Летом 1947 г. для юных москвичей были организованы массовые экскурсии на Красную площадь, вокруг Кремля и в музеи Москвы, турпоходы по Подмосковью, в пионерских лагерях прошли беседы, костры, звездные походы, посвященные 800-летию Москвы. С 1 по 7 сентября во всех школах прошли беседы, лекции, пионерские костры, вечера и общественные конференции юных историков, в сентябре во всех школах организованы выставки творческих работ, посвященные 800-летию Москвы [11, Д. 889. Лл. 72-73]. 7 сентября 1947 г. в столице состоялся праздник, посвященный ее 800-летию. Во всех детских парках, школах и Домах пионеров прошли праздничные гуляния детей. Итоги изучения Москвы школьниками в рамках празднования 800-летия столицы были подведены 13 сентября 1947 г. на общемосковском собрании школьников в Московском городском Доме пионеров [7, С. 115]. В дальнейшем планировался смотр работы школ и учащихся по изучению Москвы «Каждой школе – краеведческий музей, посвященный Москве», но после окончания юбилейных мероприятий москвоведческая тематика в работе с детьми была сокращена [12, 1947. Л. 8]. Краеведческая экскурсионно-просветительская и исследовательская работа по изучению Москвы школьниками, организованная совместными усилиями Московской городской детской экскурсионно-туристической станции и Московского городского Дома пионеров, стала в 1946-1947 гг. важным фактором патриотического воспитания учащихся.
Литература: 1. Детский туризм в Москве. История и современность / ГБОУ Московская городская станция юных туристов. М., 2013. 2. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов. М.: Изд-во ФЦДЮТиК, 2006. 3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Метод. рекомендации / А.А. Остапец. М.: Рос. междунар. акад. туризма, 2001. 4. Родин А.Ф. Из минувшего: Воспоминания педагога-краеведа / Подгот. текста и примеч. Вл. Муравьева / А.Ф. Родин. М.: Просвещение, 1965. 5. Родин А.Ф. История родного города: Методическое пособие для учителей средней школы. / А.Ф. Родин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. 6. Родин А.Ф. Московские школьники изучают историю столицы / А.Ф. Родин // Преподавание истории в школе. 1947. №2. 7. Родин А.Ф. Празднование московскими школьниками 800-летия г. Москвы / А.Ф. Родин // Советская педагогика. 1947. №12. 8. Родин А.Ф. 800-летие Москвы и изучение ее школьниками / А.Ф. Родин. // Советская педагогика. 1947. №4. 9. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф.1403. Оп.1. 10. Центральный государственный архив Москвы (ЦГА Москвы). Отдел хранения документов после 1917 года. Ф. Р-528. Оп.1. 11. ЦГА Москвы. Отдел хранения документации по общественно-политической истории Москвы. Ф.П-635. Оп.1. 12. Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т.
УДК 378.147 Заграничная Ю. Р. Методист Дворца творчества «Орион» (Уфа, Россия)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.008 с.) |