Особенности становления педагогической позиции В. А. Сухомлинского в условиях военного времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности становления педагогической позиции В. А. Сухомлинского в условиях военного времени



Аннотация. Рассматривается Увинский период деятельности известного педагога В.А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в качестве директора средней школы посёлка Ува Удмуртской Республики, становление его педагогической позиции.

Ключевые слова: историко-педагогическое исследование, Увинский период деятельности В.А. Сухомлинского, становление педагогической позиции.

 

Всем исследователям истории школы и педагогики советского периода хорошо известно, что Василий Александрович Сухомлинский после тяжелого ранения в боях Великой Отечественной войны лечился и проходил период реабилитации в посёлке Ува Удмуртской Республики. Сам Сухомлинский упоминает об этом в автобиографии: «В феврале 1942 года был тяжело ранен и до 17 июня 1942 года находился на излечении в госпитале. С 17 июня 1942 года по 29 марта 1944 года работал директором Увинской средней школы Удмуртской АССР. В феврале 1943 года был принят в члены КПСС» [1].

Эти несколько строк вызвали желание найти документальные свидетельства пребывания и работы Сухомлинского на Удмуртской земле. Исследовательский поиск привел в Центральный государственный архив Удмуртской Республики и увенчался некоторым успехом, удалось ознакомиться с отчётами Увинской средней школы за 1942 и 1943 годы.

Кроме того, оказалось, что в посёлке Ува открыта мемориальная комната-музей Сухомлинского. Педагоги школы №2 создали школьный музей и вместе с учащимися ведут поисковую работу, стали настоящими знатоками творчества Сухомлинского, организовали ежегодные педагогические чтения. В школьном музее хранится книга приказов по Увинской средней школе, где остались записи, сделанные рукой директора Сухомлинского. На основе этих документов нами опубликовано несколько статей [2,3,4]. В данной же работе мы хотим проанализировать этап становления профессиональной позиции Сухомлинского в военные годы с тем, чтобы понять, на каких основаниях сформировалась система его педагогических ценностей.

Представим, прежде всего, какой была та школа, в которой волею судьбы оказался молодой педагог В.А. Сухомлинский. Посёлок Ува на западе Удмуртии и сегодня небольшое поселение, жители которого в основном заняты сельскохозяйственным трудом и переработкой сельскохозяйственной продукции. 

Ува начала 40-х…Поселение без прошлого, с незавидным настоящим. В поселке почти не было коренного населения. Он был заселен раскулаченными или изгнанными из колхозов крестьянами окрестных деревень, торфодобытчиками, лесорубами, железнодорожниками, политическими ссыльными, спецпереселенцами, трудармейцами, эвакуированными, беженцами, работниками советских и партийных органов, направленными сюда на службу, немногочисленными специалистами просвещения и здравоохранения, обслуживавшими школы и эвакогоспитали. Здесь не было Дома культуры, нормальной библиотеки, церкви, музея, стадиона, спортплощадки. Самыми посещаемыми местами были деревянный рынок и железнодорожный вокзал. Дети, в основном без отцов, взрослевшие среди такого разномастного люда, были совсем не похожи на тех, с какими Сухомлинскому приходилось работать в Онуфриевке. Обстановка военного времени, среда прививали им недоверие к старшим, неверие в добро, насаждали культ физической силы. Можно только догадываться, что было на душе у Сухомлинского, вставшего у руля главной районной школы в самый трудный момент.

Приказ по Увинскому районному отделу народного образования №55 от 17 июля 1942 года: Сухомлинского Василия Александровича назначить директором Увинской средней школы. Заведующий РОНО Зяпаев В.А.

К началу 1942-43 учебного года Увинская средняя школа имела 34 класса с общим количеством учеников 1044 человека. Имея 10 классных комнат, школа занималась в 3 смены. Начало занятий – 8 часов утра, окончание в 7 часов 15 минут вечера. В зимнее время из-за отсутствия света было сорвано 35 уроков. По-видимому, в подобных условиях работали в годы войны школы тех регионов страны, которые оказались далеко от военных действий и поэтому принимали не только «своих», но и эвакуированных детей. В посёлке Ува при этом традиционно проживали и проживают русские, удмурты, татары. В военные годы в школе работали русские, удмуртские и татарские классы. По воспоминаниям очевидцев, в Увинской школе учились также дети разных национальностей – украинцы, белорусы, поляки, евреи, цыгане.

Дети военной поры не отличались хорошим здоровьем. В мае 1943 года был общий осмотр учащихся 5-10 классов Увинской школы. В заключении врача указано, что из учеников 5-10 классов больных анемией – 38 человек, пороком сердца – 17, малокровием 35 человек, другими болезнями - 21 человек. За зиму 1942-43 года простудных заболеваний было 112 случаев.

В школе учатся 280 детей фронтовиков. Особо нуждающимся детям фронтовиков выдано 10 пудов картофеля и выдавались несколько раз лапти, - отчитывается директор.

Кроме того, острой оставалась проблема отсева учащихся. По длительной болезни или смерти выбыло 14 человек. Из-за отсутствия обуви и одежды оставили учёбу 19 человек, пошли работать на предприятия и в учреждения 37 человек. А бывало и так: «Ученица Черных Любовь не посещает школу потому, что в семье есть 6 человек детей, из них трое до шестилетнего возраста и ребенок нянчится с детьми» [5]. Таковы были реальные условия деятельности обычной сельской школы военных лет.

Первый приказ директора Сухомлинского от 24 августа 1942 года продиктован заботой об учениках. Он обращается ко всем учителям начальных классов с требованием не просто составить списки учащихся своих классов, но и лично познакомиться с каждым учеником, сообщить каждому о времени начала занятий, и обязательно выяснить, как они обеспечены обувью и одеждой.

По инициативе нового директора было организовано дежурство учителей по школе. Дежурные учителя обязаны были самое пристальное внимание уделять порядку и чистоте в классных комнатах и других помещениях школы. При занятиях в три смены и слабом здоровье детей это было просто необходимо. Сухомлинскому как директору школы приходилось быть и строгим, и категоричным, вопросы санитарного состояния классов были постоянно на его личном контроле. Из текстов приказов видно, что ответственность за порядок в школе Сухомлинский считает общим делом всего педагогического коллектива.

К началу учебного года в школе было 32 учителя, к концу года осталось 29 учителей. Высшее образование имели 4 человека, незаконченное высшее 7 человек, среднее 17. Педагогический коллектив Увинской средней школы был достаточно сильный, большинство учителей имели большой стаж и опыт практической работы. В одном коллективе дружно трудились и выпускники местных педагогических училищ и институтов, и эвакуированные с оккупированных районов страны учителя. Хорошими мастерами педагогического дела считались учителя А.В. Хлебникова, Л.А. Бородкин, С.К. Жданович, М.К. Сементовская, К.С. Кропотина, Е.А. Рязанова, Н.И. Несмелова. Учителю Сухомлинскому поручено вести уроки русского языка и литературы в 8-10 и историю в 10 классах, всего 14 часов в неделю.

Военные предметы преподавал учитель И.Г. Басов. Однако, «обязать учащихся 5, 6, 7 классов 1925 и 1926 года рождения в обязательном порядке посещать военные занятия» вынужден был директор школы. Тем же приказом № 133 от 8 октября 1942 года, обнаружив, что часть учащихся не явилась на военные занятия, Сухомлинский предупреждает, «что за неявку на военные занятия учащиеся 8, 9, 10 классов будут передаваться суду и исключаться из школы». Ровные строчки текста приказа скрывают в данном случае внутреннюю борьбу фронтовика Сухомлинского и педагога-гуманиста Сухомлинского. Но в суровые годы и приказ директора школы суров.

Военные условия особым образом влияли на учебный процесс. Так, в ноябре 1942 года директор школы вынужден был запретить письменные работы по целому ряду предметов гуманитарного цикла – географии, истории, конституции – и даже по естествознанию. Причиной данного решения была экономия бумаги. Оценки по этим предметам рекомендовано было выводить на основе устных ответов учащихся.

Методические находки и общая профессиональная культура учителей Увинской школы приводили к неплохим результатам. Успеваемость по школе в целом 90%. В школе было 186 учеников, имеющих по всем предметам хорошие и отличные оценки, из них отличников 59 человек [6].

В таблице зафиксирована успеваемость учащихся у некоторых учителей-предметников.

 

  аттестовано плохо % успеваемости
Бородкина Н.П. 252 10 96
Басов И.Г. 260   100
Сухомлинский В.А. 54 2 96,1
Бородкин Л.А. 150 6 96
Хлебникова А.В. 65 12 85

 

Две оценки «плохо», поставленные учителем В.А. Сухомлинским, вызывают вопросы – позже он будет противником наказания детей плохой отметкой. Но в 1942 году они попали в отчёт и навсегда остались в истории.

Много внимания от директора Увинской школы требовала организация воспитательной работы. Рукой Сухомлинского в книгу приказов вписано: «Ввести в расписание уроков 6-7 классов один раз в неделю обязательный час воспитательной работы». Произошло это 23 января 1943 года (приказ №169). Таким образом, появление классных часов как формы воспитательной деятельности в Увинской средней школе связано с именем Сухомлинского.

Содержание воспитания в школе военной поры не могло не быть строго регламентированным и вполне традиционным. Сухомлинский обращает внимание классных руководителей на регулярный выпуск классных стенных газет («Приказываю классным организаторам 4 и 5 классов выпускать регулярно 2 раза в месяц стенные газеты»), объявляет благодарность учителям и классным наставникам за организацию выступлений в госпитале, за организацию кружков, спортивных соревнований, сбор подарков раненым бойцам Красной армии. «Силами учеников и пионеров сделано 48 выступлений с показом художественной самодеятельности в госпитале №3423. Пионервожатый товарищ Г.В. Карсанов организовал 8 военных игр».

Сухомлинскому приходилось вмешиваться и в очевидные для него «ошибки» педагогического общения, с которыми он встретился в школе. К примеру, он строго, в приказе по школе, предупредил всех учителей, «что удаление ученика с урока является крайней мерой наказания». Сделал он это потому, что заметил, что учителя часто выгоняют учащихся с уроков «без всякого, на его взгляд, основания». В этом приказе видна гуманистическая позиция молодого директора школы.

С другой стороны, при необходимости Сухомлинский встает и на защиту учителей. Мы уже, вероятно, не узнаем, что послужило причиной появления приказа о запрете на критику учителей. «Предупреждаю всех учеников, - пишет директор, - что критиковать работу учителей, в том числе и учителей-комсомольцев, запрещаю на всех собраниях, где присутствуют ученики, в том числе и на комсомольских собраниях. За нарушение настоящего приказа буду снижать отметки по поведению». Может быть, тон приказа излишне категоричен, не совсем совпадает с общепринятым обликом известного педагога-гуманиста, но написан приказ в период военного времени. Заметим ещё, что именно в это время Сухомлинского приняли в члены партии, он стал молодым коммунистом и остро почувствовал ответственность за воспитание молодежи.

Есть среди приказов директора предупреждения учащимся за нарушения дисциплины на уроках, за курение, хулиганство, срыв занятий и пропуски уроков, а за оскорбление учителей и избиение учеников - даже отчисление из школы.

В сложных условиях невозможно было бы добиваться высоких результатов без хорошо организованной методической работы. В Увинской школе работали методические объединения учителей начальных классов, учителей языка и литературы, математики. На заседаниях изучались теоретические и практические вопросы педагогики. Заслушаны, к примеру, такие доклады:

Воспитательная работа в советской школе – Бородкин Л.А.

Борьба за культуру речи учащихся - Хлебникова А.В.

Внеклассное чтение – Сухомлинский В.А.

На заседаниях методических объединений (один раз в месяц) обсуждались среди других вопросы преподавания военных предметов, воспитания деловитости, физического воспитания, особо отметим обсуждение вопросов о чтении материалов об отечественной войне на уроках чтения.

Изученные нами документы Увинской средней школы убедительно свидетельствуют о том, что Сухомлинский приобретал свой педагогический опыт на нашей Удмуртской земле в одной из хороших сельских школ, в среде профессионалов высокого уровня. Очевидно, что истоки основных позиций его педагогики можно обнаружить и в нашей Увинской школе. Чрезвычайно внимательное, особое отношение к ребенку, опалённому войной, постепенно превращалось в «сердечную» педагогику Сухомлинского. Слабые здоровьем дети не могут быть вполне успешными в учении – с этой истиной Сухомлинский столкнулся на Уве, это принципиальное положение зафиксировано позднее в названии глав его книг «Здоровье, здоровье и ещё раз здоровье» [7], «Забота о здоровье и физическое воспитание» [8].

Педагоги Увинской школы работали дружной командой, щедро делились опытом и помогали друг другу, эта добрая традиция была продолжена Сухомлинским в Павлышской средней школе. «Дружный педагогический коллектив – залог успеха учебно-воспитательной работы» [8], «Личность учителя, педагогический коллектив и коллектив воспитанников» [9] - не случайно много страниц своих произведений учёный посвятил своим коллегам, обсуждая проблемы духовного единства педагогического коллектива, управления «творческим содружеством единомышленников».

Об особом внимании Сухомлинского к книге и слову известно всем. Можно только догадываться о скудном оснащении школьной библиотеки периода Великой Отечественной войны, но от этого проблема детского чтения не становится для Сухомлинского менее важной: «Школьная библиотека имеет очень мало книг, поэтому хорошо наладить внеклассное чтение не было возможности. Некоторые учителя организовали в своих классах классные библиотеки» [6]. Вероятно, идея классных библиотек оправдала ожидания педагога, в произведениях Сухомлинского послевоенного и более позднего времени находим описание использования в практике Павлышской средней школы библиотек в каждом классе. «Уже в 1 классе у нас была создана детская библиотека», - читаем в главе «Книга в духовной жизни ребенка» [7]. В продолжение традиции Сухомлинский рассказывает о традиционном общешкольном празднике книги, проходившем 31 августа, накануне начала школьных занятий, когда все дарили книги: дети - друг другу, родители – детям. Такая работа приводила к тому, что каждый школьник постепенно создавал личную библиотеку, и в каждой семье тоже была создана библиотека.

Итак, проанализировав опыт деятельности Сухомлинского, молодого директора школы военных лет в посёлке Ува Удмуртской Республики, можно назвать эти годы периодом становления его педагогической позиции, сущности его педагогики и уникального опыта. Именно в это время к Сухомлинскому приходит осознание комплекса педагогических ценностей, к которым отнесём здоровье детей и подростков, создание дружного педагогического коллектива, культ книги и слова учителя, вдумчивое прикосновение к каждой отдельной личности ребенка.

 

Литература:

1. Автобиография Сухомлинского Василия Александровича // Сухомлинский В.А. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.

2. Захарищева М.А. В.А. Сухомлинский – директор школы военных лет // Психолого-педагогический поиск. 2013. №3 (27). С. 78-87.

3. Захарищева М.А., Любимова И.В. Личность В.А. Сухомлинского как образец духовно-нравственного облика педагога // Педагогическое образование: традиции и инновации: материалы Всероссийского студенческого форума, посвященного 200-летию педагогического образования в Поволжье – Казань: Казан.ун-т, 2012. С. 18-21.

4. Захарищева М.А. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны в посёлке Ува Удмуртской Республики // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2012. №1(3). С. 128-131.

5. Отчет Увинской средней школы за 1 полугодие 1943-44 учебного года. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Фонд Р-738, Оп.1, Ед.хр. 1703. Л.15-26.

6. Отчеты средних школ УАССР о работе за 1942-43 учебный год. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Фонд Р-738, Оп.1, Ед.хр.1571. Отчет Увинской средней школы за 1942-43 учебный год. Л.179-188.

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Нар. асвета, 1981.

8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.

9. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М: Просвещение, 1981.

 

УДК 377.5″1941\45 (470.57)

Зиязетдинов Р. М.

Доктор ист. н., профессор БГАУ (Уфа, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.02 с.)