Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриотическое воспитание подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Аннотация. Сегодня возникла необходимость воспитания такого качества, как патриотизм – это любовь к Родине, Отчизне, к ее культуре, традициям. Для подростка быть патриотом значит ответственно относиться к учению и труду, уметь ценить, беречь культуру своей страны, участвовать в делах на благо себе и другим. Приобщение подростков к нравственному ценностному потенциалу музыкального искусства является одним из путей целенаправленного формирования их патриотических чувств. В содержании русских музыкальных сочинений представлены различные пласты: народная и композиторская (духовная, классическая музыка русских композиторов, произведения современных авторов). Ключевые слова: лица подросткового возраста, патриотическое воспитание, чувство патриотизма, музыкальное искусство, нравственный ценностный потенциал искусства, отечественная музыкальная культура.
Современные условия жизни выдвигают требования к личности, отвечающие задачам общественного развития. Несоответствие требований общества и свойств личности должны корректироваться и обществом, и личностью, и системой воспитания. Наблюдаемое противоречие между требованиями общества и направленностью личности выдвигает необходимость воспитания такого качества, как патриотизм – это любовь к Родине, Отчизне, к ее культуре, традициям. Важнейшими нравственными приоритетами признаются любовь и преданность Отечеству, чувство национальной гордости, гражданственности [3]. Любовь к Родине – это высшее ценностное качество человека любой национальности. Это любовь, переживаемая и реализуемая в нравственности личности, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Чувство патриотизма ориентирует на активную жизненную позицию. Мы придерживаемся мнения, что для подростка быть патриотом значит ответственно относиться к учению и труду, уметь ценить, беречь культуру своей страны, участвовать в делах на благо себе и другим [1; 2]. Приобщение подростков к нравственному ценностному потенциалу музыкального искусства является одним из путей целенаправленного формирования патриотических чувств воспитуемых. В содержании русских музыкальных сочинений представлены различные пласты: народная и композиторская (духовная, классическая музыка русских композиторов, произведения современных авторов). Народная музыка – это, прежде всего, духовный опыт народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества. В ней – доброта и взаимопомощь, сплоченность, коллективность. Народное искусство и профессиональное находятся во взаимодействии, отражая национальный характер, сохраняя вечные, непреходящие ценности. Так, например, русские народные песни несут в себе характерные особенности русской музыкальной культуры, богатства чувств, настроений и образов. В русских народных песнях представлены разнообразные человеческие чувства и характеры: высоко оцениваются верность, преданность, любовь к Родине («Отслужил солдат»»), исторические народные песни («Варяг» сл. Е. Студенской, «Бородино» сл. М. Лермонтова) полны мудрости, любви к родной земле, в них прославляется готовность защищать русскую землю от врагов. Народное искусство как часть культуры влияет на нее через взаимодействие с искусством профессиональных композиторов, входит в жизнь людей как продукт духовной деятельности, формируя сознание человека нравственно и эстетически, приобщает подростков к ценностям патриотического характера. Так, духовная музыка русских композиторов отражает важнейшие проблемы православного мировоззрения, глубокие мысли о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни и смерти. Она несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. В духовной хоровой музыке рассказывается о любви к Родине (кантата «Москва» П.И. Чайковского), обличаются такие пороки, как корыстолюбие, предательство, считающиеся страшным грехом, неискупимым преступлением (песни иеромонаха Романа). Приобщение подростков к русской духовной музыке может способствовать развитию умения контролировать свои эмоции, воспитанию сдержанности, помогает открыть истинные ценности жизни: сострадание, гуманизм, патриотизм и др. [4]. Основными особенностями оперных хоров русских композиторов являются глубина передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. В оперных хорах широко представлена тема Отечества. Героизм русского народа в борьбе с врагами, призывы к свободе, обращение к гражданскому чувству, беззаветная любовь к Родине, самоотверженность и готовность в любой момент встать на защиту своей земли нашли отражение в операх: «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина. Разнообразное содержание хорового творчества русских композиторов – это раздумья о жизни и смерти, выражение различных человеческих чувств, прославление исторических личностей. В произведениях нашли отражение народные праздники, обряды, традиции («Легенда» П.И. Чайковского), показана русская природа («Горные вершины» А.Г. Рубинштейна). Любовь к матери, семье, земле – эмоциональный источник патриотизма – главная тема произведений русских композиторов. Музыкальные произведения современных композиторов опираются на традиции народной музыки и русской классики. Патриотические чувства выражены в сочинениях, например, «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Курские песни» Г.В. Свиридова, песни периода гражданской и Великой Отечественной войн и др. При отборе музыкальных произведений учитывается нравственно-эстетическая ценность произведений, их эмоциональная насыщенность и жанровое разнообразие. Немаловажным условием являются и возрастные особенности подростков, их чувственный опыт. В построении программного материала осуществлялось руководство рядом взаимосвязанных принципов (как исторический, тематический, культурологический, синкретический), апробированные адекватные образовательно-воспитательные технологии позволяют организовать изученный процесс и фиксировать изменения нравственных качеств, патриотических чувств школьников подросткового возраста. В конце апробации программы по формированию и развитию чувств патриотизма было отмечено, что стало ярче проявляться среди подростков желание приобщиться к отечественной хоровой культуре, осознанному пониманию бережного отношения к национальным и культурным традициям. Подростки получили определенные знания в области музыкального искусства, знают характерные черты и традиции русской музыки. При этом у школьников отмечается проявление творческой активности и индивидуальной ответственности в процессе их приобщения к музыкальным сочинениям патриотического содержания. Таким образом, процесс формирования у подростков патриотических чувств может активизироваться путем приобщения их к музыкальному искусству. Музыкальные произведения гражданско-патриотического характера, народная музыка, образцы оперного русского искусства содержат нравственный ценностный потенциал, среди которых выделяются патриотизм.
Литература: 1. Зауторова Э. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций подростков средствами русской хоровой культуры: Дисс….. канд. пед. наук. – Вологда, 2002. – 167 с. 2. Кевля Ф. И., Зауторова Э. В. Воспитание патриотических чувств у лиц несовершеннолетнего возраста // Вопросы педагогики. 2019. №11-2. С. 91-93. 3. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классного руководителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160с. 4. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с. УДК 947.085 Захарищева М. А. Доктор пед. н., профессор ГГПИ им. В.Г. Короленко (Глазов, Россия)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.007 с.) |