Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В Великой Отечественной войне
(НА МАТЕРИАЛАХ БАШКИРСКОЙ АССР) Аннотация. В статье рассматривается функционирование системы фабрично-заводского обучения в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны. Дается оценка эффективности этой системы в условиях военного времени. Рассматриваются проблемы и трудности организации процесса обучения и совмещения его с работой на предприятиях. Приводятся данные о количестве подготовленных системой ФЗО рабочих кадров. Ключевые слова: Фабрично-заводское обучение (ФЗО), учебный процесс, рабочие, трудовые резервы, производство. Система фабрично-заводского обучения, формировавшаяся в 1930-е гг. во время Великой Отечественной войны доказала свою высокую эффективность. Она одновременно решала две задачи: готовила кадры рабочих и направляла их на промышленные предприятия. В довоенные годы в СССР осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих при самих предприятиях в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они просуществовали с 1920 по 1940 гг. Однако широкомасштабный характер модернизации производства в 1930-е гг. вызвал необходимость массового обучения молодежи рабочим профессиям. Существовавшая система подготовки была не в состоянии удовлетворить потребности производства, особенно новых отраслей. 2 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал создание структуры государственных трудовых резервов, в состав которой и входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), железнодорожные и ремесленные училища. Эти училища готовили горняков, металлургов, токарей, слесарей, энергетиков, нефтяников, рабочих для строительства, цветной металлургии, угольной промышленности, и других отраслей. «В Башкирии в октябре 1940 г. было организовано 2 ремесленных училища (в Белорецке и Ишимбае), железнодорожное училище в Уфе и 5 школ ФЗО с общим контингентом 2570 человек. В мае 1941 г. состоялся первый выпуск из школ ФЗО (1200 человек). Учащиеся этих профессионально-технических училищ принимались на полное государственное обеспечение» [5, c. 240]. Однако условия проживания и питание оставляли желать лучшего, что потребовало от власти принятия более жестких мер. Президиум Верховного Совета СССР 28 декабря 1940 г. принял Закон «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училищ (школы)». Если учащиеся нарушали дисциплину, то их исключали из училища (школы), и по приговору суда направляли в трудовые колонии сроком до одного года.
Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала радикальной перестройки всей системы обучения в ФЗО. Срок обучения в училищах во время войны сократился до одного года, в школах ФЗО — до четырех-пяти месяцев. Учащиеся данных школ стали все шире привлекаться к труду. Воспитанники не только овладевали профессиями, но и непосредственно работали на производстве. В годы войны, учеба в школах ФЗО и училищах шла ускоренными темпами и имела практический характер. Основное внимание уделяли практическим занятиям, т.е. получалось так, что производственная практика совпадала с началом трудовой деятельности. В суровых условиях войны и массового призыва в армию работников производственной сферы, решение было найдено. Молодежь стали принудительно привлекать к обучению различным рабочим профессиям. Местные органы власти обязаны были выполнить своего рода «разверстку» среди девушек и юношей, которых отправляли в те или иные учреждения профессионального образования. Для этого создавались призывные комиссии, в которые входили представители профсоюзной организации, секретарь райкома ВЛКСМ, а также председатель райисполкома. Местные органы власти были обязаны своевременно отправить молодежь на места профессионального обучения, вдобавок к этому их должны были обеспечить продуктами питания и одеждой на то время, когда они будут в пути к месту учебы. Также приветствовалось принятие молодежи, проходившее на добровольной основе, в училища и школы ФЗО. Также Башкирский обком ВКП (б), горкомы партии обращали серьезное внимание на укрепление материальной базы училищ и школ, подбор преподавателей, постановку учебно-воспитательной работы. «В октябре 1942 г. бюро Уфимского горкома партии обсудило вопрос о состоянии учебно-производственной и воспитательной работы в школах ФЗО города. Бюро наметило меры по организации учебного процесса, повышению квалификации преподавателей, улучшению быта в общежитиях. Вопросы состояния и улучшения материально-бытовых условий учащихся неоднократно рассматривались на заседаниях Совнаркома республики» [1, с. 74].
В заключение отметим, что благодаря образовательной системе фабрично-заводского обучения в нашей стране, были решены проблемы подготовки трудовых резервов, что сыграло огромную роль в победе в Великой Отечественной войне. За годы войны сеть ремесленных училищ и школ ФЗО значительно выросла. «В 1945 г. в СССР действовало более 2400 училищ и школ с количеством учащихся, превышавшим полмиллиона человек» [4, c. 58]. «К 1945 г. насчитывалось (в БАССР) 27 школ и училищ с контингентом обучающихся в них более 12 тыс. человек, а также за период войны с 1941 по 1945 года в Башкирской АССР было подготовлено 40,6 тыс. молодых рабочих» [3, c. 241]. Источники и литература: 1. Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Уфа: Башкнигоиздат,1984. 280с. 2. Гибадуллин Б.Г.Советская Башкирия в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Уфа: Башкнигоиздат, 1971. 212 c. 3. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Статистический сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1964. 290 c. 4. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1985. 711с. 5. Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. Уфа: Башкнигоиздат, 1971. Ч. 1. 326 с.
УДК 94(47) «17/1991» Алмаев Р. З. Канд. ист. н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.006 с.) |