Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социальных и гуманитарных наукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В социльно-гуманитарных науках существуют свои специфические методы познания, но применяются и общенаучные методы, имеющие здесь свою модификацию. Остановимся на этом вопросе подробнее. Как известно, одними из важных общенаучных методов являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - целенаправленно.^. Преднамеренное _и Дланрмернр_е.восприятие_ явлений. Наблюдать можно как один объект, так и несколько (с целью сопоставления). Наблюдать можно как сам изучаемый объект (непосредственное наблюдение), так и его модели (опосредованное наблюдение). Наконец наблюдение может быть как объективно реальным процессом, так и совершаемым только в воображении исследователя. 160 В социально-гуманитарных науках наблюдение отличается особой сложностью, в том смысле, что и результат, и процедура наблюдения во многом зависятот.личности..наблюдателя и его отношения к изучаемому явлению. Кроме того, само наблюдение меняет изучаемую ситуацию. Социологам хорошо известен пример хоутор-новского эксперимента, когда знание о том, что они (группа молодых женщин) являются объектом изучения, повлияло на интенсификацию их деловых и неформальных отношений. Здесь помимо простого применяется включенное наблюдение, когда имеет место непосредственный контакт исследователя с объектом наблюдения (индивид, группа). При этом событие анализируется как бы "изнутри", а от исследователя требуется нейтральное..отношение к происходящему, умение выделять существенные признаки, объективно и глубоко их интерпретировать. Различают скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, и открытое, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В последнее десятилетие метод включенного наблюдения актуализировался ввиду необходимости осмысления социального и культурного мира, понимания представлений, целей, мотивов, действующих в нем. Однако поскольку с помощью наблюдения мы обычно познаем не процесс в целом, а лишь определенные его срезы то в науке обобщения только на базе данных наблюдения не.строятся. Тем более они не строятся на базе случайных наблюдений, которые также могут иметь место в науке. Данных такого вида наблюдений явно недостаточно для полноценного научного исследования, они могут быть лишь начальным (предпосылочным) импульсом к постановке проблемы, выдвижению гипотезы и т.д. В практике научных исследований выдвигаются определенные принципы с целью увеличения степени достоверности и глубины данных научного наблюдения. Вот некоторые из них: а) исследовать возможно более разнообразные предметы, условия, в которых они находятся; б) исследовать наиболее типичные признаки изучаемых объектов и т.д.; в) четко формулировать цели наблюдения; г) разрабатывать план наблюдения; д) осуществлять контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения. Эксперимент — это способ получения информации о количественном и качественном изменении состояния объекта в ре- 161 зультате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов {переменных). Эксперимент предполагает наличие цели и программы исследования, выдвижение гипотез, выделение единиц наблюдения, практической деятельности по целенаправленному изменению изучаемого объекта. В социальных науках выделяются следующие виды экспериментов: по объекту эксперимента - экономический, правовой, психологический, лингвистический и т.д.; по масштабу - масштаб страны, региональный, бригадный и др.; по длительности - длительный, циклический, кратковременный; другие научные и практические, параллельные и последовательные, полевые, лабораторные, естественные, мысленные. Мысленный эксперимент дает возможность отвлечься от целого ряда ограничений реальных процессов, идеализировать их и тем самым рассматривать в предельных условиях и состояниях. Различают два типа мысленных экспериментов: а) мысленные эксперименты, могущие впоследствии быть осуществленными в практике; б) не могущие быть реализованными в действительности. Что касается особенностей применения эксперимента в СГН, то, по мнению экспертов, диапог «во многом заменяет эксперимент в гуманитарных науках» (30. С. 64). Именно в процессе диалога возможно моделирование и управление переменными, которыми в случае СГН являются идеи, ценности, установки, интересы, потребности и др. По сравнению с наблюдением эксперимент является более глубоким методом познания, позволяющим максимально сократить время и усилия по изучению объекта, создать возможность для повторения с целью более точного изучения объекта. Недостатком эксперимента является то, что экспериментальный фактор может нарушать естественные связи внутри изучаемого объекта, искусственный характер экспериментальной ситуации снижает возможность обобщенных выводов и др. Измерение — это способ получения, прежде всего (но не только),.количественной информации об объекте, когда одна (измеряемая) величина соотносится (сравнивается) с другой, принятой за эталон. Измерение в социальных науках осуществляется преимущественно с помощью тестов и анкетирования. Важнейшей характеристикой процесса измерения является точность. Она всегда ограничена, поскольку в процессе измерения сам процесс измерения вносит искажения в изучаемый объект плюс несовершенство измерительных инструментов, небрежность 162 исследователя и др. Однако чем точнее проведено измерение, тем надежнее полученные выводы. В частности в социологии существуют процедуры, повышающие точность измерения, это: неитр.альнрс^ь._фррмулиррвки вопросов, не затрагивающая личных достоинств опрашиваемого; Р^^Двчеме.^нр.шмнрста.рпррс.а; наличие соответствующих индивидуальных, качеств интервьюера (определенный уровень знаний, общительность, физическая выносливость, терпение, умение говорить внятно и понятно, умение слушать и др.). Метод исторического и логического. Любое социальное явление имеет свою историю и логику развития. Метод исторического познания воспроизводит развитие объекта с учетом всех.действующих на него факторов, подробностей, зигзагов, скачков, случайностей и т.д. Логический метод воспроизводит только общее, главное в предмете в процессе развития. Метод логического воспроизводит историю возникновения, становления и развития объекта, так сказать, в «чистом» («выправленном») виде, по существу, без рассмотрения обстоятельств, тому способствующих. История того или иного социального явления предстает в обобщенном виде, что позволяет выявить законность его существования, его логику. Именно в этом смысле следует понимать значение таких понятий, как «логика общественного развития», «логика событий», «логика поступка» и т.д. То есть метод логического является спрямленной, упрощенной (без потери сущности) версией.метода дстогжческрго. Считается, что метод исторического познания находит широкое применение в исторических науках, поскольку здесь почти всегда необходимо знать конкретные особенности развития страны, народа, характер деятельности той или иной выдающейся личности или народных масс в датах, цифрах, деталях. В свою очередь уже в философии истории (одно из направлений философской науки) в большей степени применяется логический метод для характеристики общих тенденций и алгоритмов развития истории. Данный метод применяется также в таких теоретических социальных науках, как: теории государства и права, экономической теории и др. Несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, ни один из них не применяется в «чистом» виде: собирая и изучая исторические факты, ученый не может не опираться на те исторические закономерности (по существу на логику предмета), которые 163 обусловили эти факты. В свою очередь закономерности, выявленные без опоры на факты, рискуют превратиться в «пустые» абстракции. Поэтому в процессе познания следует руководствоваться принципом единсхважтрр.ическргр и логического методов: надо начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Затем с помощью логических понятий как бы повторить, историю развития данного познаваемого явления. Идеализация, абстрагирование - замена отдельных свойств предмета или всего предмета символом или знаком, мысленное отвлечение от чего-то, с целью выделения чего-то другого. Поэтому с позиций гносеологии идеализация является видом абстракции. Она предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от неглавного и наоборот наделение особой значимостью других, важных свойств, связей и отношений. Принципиально важным вопросом в процедуре идеализации является проблема репрезентативности знака, понятия, который выступает в качестве заместителя или определителя главного в изучаемом явлении. Вопрос соответствует ли данная идеализация реальности (в нашем случае социальной реальности) является ключевым. Как известно, такие идеализации, на которых была построена марксистская философия, как «наемный рабочий», «обмен», «разделение труда», «деньги», «капитал» и др. явились адекватным отражением реальных социально-экономических процессов капиталистического общества, что и обусловило популярность марксистских идей. Но идеальные объекты могут и не иметь прямых реальных прообразов в социальном мире в силу их обобщенности высокого уровня. Именно к таковым, на наш взгляд, можно отнести веберов-ские идеальные типы мотивации социального действия: целерацио-нальная, ценностно-рациональная, традиционная (аффективная). Однако и в этом случае связь с реальностью есть, но эта связь не с конкретными единичными социальными фактами, а с совокупностью социальных явлений большого количества, что и объясняет широкий спектр объяснительных и предсказательных возможностей концепций и теорий, которые построены на таких идеализациях. Идеализации в виде образов, символов, понятий, категорий, обеспечивая огромную емкость выражения мыслей, формируют специальный язык той социальной науки, которую они представляют. При этом следует различать основные и производные идеализированные понятия. В свою очередь основные идеализированные понятия образуют язык социально-гуманитарных наук в целом, это «об-164 щество», «социальная система», «социальное развитие», «социальная активность», «действие», «деятельность», «коммуникация» и др. Контент-анализ ~ количественное изучение массовых документов в целях описания социальных явлений. Так, используя контент-анализ средств массовой информации или каких-либо других документов (например, архивы иконографических и фонетических документов: магнитофонные записи, грампластинки и др.)> можно понять характер изменения систем ценностей, установок, мотивов. Например, индекс популярности того или иного политического лидера можно измерить частотой появления положительной информации о нем в журналах, газетных статьях, в телевизионных и радиопрограммах. Одно из больших преимуществ контент-анализа в том, что отсутствует влияние на объект исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для осуществления этого вида социального познания требуются относительно малые затраты по сравнению с другими методами. Материалы для контент-анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы как общественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов. Процедура контент-анализа включает в себя множество этапов: выбор эмпирического материала для исследования, выбор временного периода, операционализация понятий (выбор единиц анализа), аналитическая работа, написание отчета. Естественно, что профессиональное выполнение каждого из вышеприведенных этапов увеличивает вероятность получения достоверной информации. Системный подход, системный анализ. Системный подход является одним из важнейших методов изучения сложноорганизеи ванных объектов-систем, к которым, безусловно принадлежат социальные явления. Главный..объект системных исследований составляет многообразие связей социальной жизни. Поскольку система представляет собой совокупность элементов, организованных определенным образом в целое, то сутью системного подхода является исследование механизма жизни этого целого, прежде всего общества и человека. История в первую очередь социальных наук являет собой яркий пример становления и развития системного подхода в понимании сущности общественных процессов и явлений. Каковы же основные.черты системного подхода применительно к социальным явлениям? Самым первым (в историческом контек- 165 сте) была попытка парамедрического описания пщлемещного состава строения исследуемого объекта, вычленение основных элементов, составляющих общество, человека. Затем имели место поиски закономерностей взаимосвязи, взаимовлияния элементов (общества, свойств человека) друг на друга (функциональный срез). Наконец, получает развитие структурно-функциональное направление, где анализируется эффективность связей между элементами посредством выделения главных основополагающих общественных, человеческих показателей (характер собственности на средства производства, национальный валовой продукт, средняя продолжительность жизни, степень достигнутой обществом свободы и др.) В классический период (XVII век - конец XIX века) развитие системно-социального подхода шло по пути отыскания и анализа все новых и новых элементов в структуре общества и человека. Один из фундаментальных принципов классической науки - эле-ментаризм (разложение изучаемого объекта на простые элементы при элиминации комплексных функционально-генетических связей), в сфере социального познания проявился в частности в тенденции отыскания фундаментальных, родовых качеств человека (классификация потребностей и аффектов у Декарта, Гоббса). Качественный сдвиг в разработке социально-системных представлений был осуществлен мыслителями Просвещения, образовавшими направление под названием - «историзм»: Дж. Вико, И. Гердер, Кондорсе, Тюрго. В их работах был значительно расширен круг составляющих общество элементов: экономика, право, искусство, мораль, наука, религия. Кроме того, анализировалась взаимосвязь вышеуказанных элементов общества с теми или иными структурными составляющими человека. В середине XIX века структурно-функциональный подход в понимании общества четко проявился в творчестве О. Конта и Г. Спенсера. О. Конт не только ввел термин «социология», основал данную науку, но и значительно продвинул структурные и функциональные взгляды на общество. В структуре общества он выделяет промышленность, науку, искусство, политику соотнося их с такими качествами человека, как интеллект (ум), нравственность, эстетические чувства. О. Конт впервые дает модель поведения общества как системы, в целом отождествив эту систему с колебаниями маятника относительно состояния равновесия - стабильности общества. Фактически здесь было гениально предугадано фундаментальное положение синергетики (науки о самоорганизующихся системах) о том, что дви-166 жущей силой любой системы является ее стремление вернуться в состояние равновесия, при постоянном его (равновесия) нарушении. Г. Спенсер продолжил поиски системных законов развития общества: любая система (в том числе и общество) эволюционирует от бессвязной однородности к связной разнородности, от неопределенности к определенности, от беспорядка к порядку. В обществе функциональная дифференциация его элементов (экономика, политика, искусство и т.д.) выступает обязательной основой возникновения общества как организованной системы. На рубеже XIX - XX веков социально-системные исследования приобретают новый стимул как одно из направлений выхода из кризиса, охватившего научное познание. Исследовательские акценты переносятся с исследования только структуры, и только функциональных отношений на структурно-функциональный подход в форме попыток понять законы связей между элементами общества. В частности русско-американский социолог П.А. Сорокин выделяет в обществе восемь базисных социальных переменных в форме социальных отношений в искусстве, политике, экономике, войнах, в осуществлении свободы, в волнениях и беспорядках, этике, достижении истины. Сорокин считал, что эти отношения изменяются нелинейно. В период доминирования неклассической науки (конец XIX века -60 годы XX столетия) усилиями американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона структурно-функциональный подход получает окончательное оформление. Р. Мертон уточняет, углубляет понятие «функция» и показывает значение этого понятия для социальной системы. Парсонс вычленяет «функциональные нормы», которым должна подчиняться любая социальная система: а) адаптация, присущая, прежде всего экономике, как подсистеме; б) целеориентация, присущая политике; в) интеграция, которую осуществляют государственные институты; г) поддержание образцов, осуществляемое: семьей, школой, религией и другими институтами. В постнеклассической науке (60-е годы XX столетия - начало XXI века) появляются очень важные в плане системного видения социальной действительности концепции: в частности концепция социальных топосов, в которой имеет место выделение в едином социальном порядке присущего социальной системе, в частности обществу, сети локальных, разнохарактерных социальных порядков {топосов) - церковь, средства массовой информации и др., находящихся во взаимодействии, и имеющих свою социальную позицию, свои социальные условия. 167 Каждый социальный порядок имеет свои специфические нормы и правила, позволяющие ему существовать. При этом каждый локальный социальный порядок всегда находится под угрозой прекращения существования, конфликта с другими локальными порядками. Поэтому очень важно знать начальные и конечные условия существования топоса, характеристику социальной среды, в которой он функционирует, и др. Все это позволяет вырабатывать руководящие идеи, поддерживающие ансамбль социальных порядков в состоянии равновесия и интеграции. Значительное продвижение социально-системных взглядов на действительность можно констатировать в концепции сетевого общества М. Кастельса. Он выделяет в обществе пять пластов, переменных, оказывающих влияние друг на друга: 1) производство-потребление (не только материальных ценностей, но и производство и потребление информации), 2) опыт (сфера людей, личностей, их воздействие друг на друга, 3) власть, 4) культура - сфера смыслов, 5) технология - пронизывает все вышеперечисленные составляющие. Все элементы (информационные сети) общества важны, но главными являются те, которые распределяют и переключают информацию. Сети ценностно нейтральны, но зависят от того, кто задает им цель, а это делают акторы (люди), наделенные властью. Наконец в постнеклассический период происходит становление и развитие синергетического подхода в понимании любых, в том числе, социальных процессов. Согласно этому подходу социальные системы, так же как и природнь е, накапливая структурную информацию, постоянно повышают уровень своей организации. В результате в развитии социального мира имеет место возникновение все более сложных упорядоченных взаимодействий и структур. При этом отклонение параметров от нормы в данных структурах является источником активности функциональной системы, источником ее саморегуляции. Однако отклонения не должны быть большими (в рамках "гомеостатического диапазона"), в случае выхода за пределы этой границы может начаться разрушение системы. Ситуация, когда система теряет стабильность и возможен перс-ход в новое состояние, называется бифуркацией. Чем многообразнее число возможных вариантов перехода, тем сложнее просчитать перспективное поведение системы, поскольку в момент перехода будущее состояние зависит уже не только от предыстории, но определяется и случайными, зачастую неконтролируемыми воздействиями. 168 Тема 12. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИСЛЕДОВАНИЯ В СГН. «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ» 1. Дисциплинарная структура СГН и междисциплинарные Исследования Известно, что в самом общем виде дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук окончательно сформировалась к концу XIX начала XX столетия. По поводу доминант этой структуры существуют разные, и на наш взгляд объяснимые точки зрения: каждая наука и ее представители пытаются представить свое направление главным. Так существует точка зрения, согласно которой история среди гуманитарных наук занимает первое место, поскольку она является памятью человечества. В частности такой точки зрения придерживался Гадамер, который все остальные социально-гуманитарные науки называл историческими. Согласно другой точки зрения (структуралисты), в современном мире пальму первенства от истории переняла лингвистика поскольку естественный язык, слова, системы словесных образов, рассуждения, логические выводы, техника и искусство перевода, в частности машинного перевода являются сегодня настолько важными элементами социальных отношений (а по мнению лингвистических философов определяющими социальные отношения), что порой превращаются в оружие. Поэтому знание и разработка лингвистического понятийного аппарата, разработка всевозможных языковых моделей, в целом лингвистических постулатов и законов являются важным компонентом совершенствования социальных отношений. Существует также точка зрения, что психология является ведущей СГН поскольку нет ничего важнее человека и его внутреннего мира. Наконец в постмодернизме главной социально-гуманитарной наукой является этнология, позволяющая познавать социальную жизнь в ее непосредственнном, естественном виде. В целом можно констатировать, что СГН в XX столетии освободившись от комплекса неполноценности на фоне бурного развития естественно-технических наук небезосновательно заявляют свои права на лидерство по многим причинам: во-первых в развитии самих естественно-технических наук выявилось множество проблем, не могущих быть решенными без помощи, вмешательства социально-гуманитарных наук; во-вторых в современном мире явственно выявилась первостепенная значимость человека в происходящих фундаментальных изменениях 169 мира; в-третьих в самих социально-гуманитарных науках получены значительные результаты, которые подводят к мысли, что XXI в. будет веком гуманитарного знания, подобно тому как XVII - XIX вв. были веками естественных наук и промышленных революций. Как известно история развития естественно-технических наук являет собой прекрасный пример продуктивного междисциплинарного сотрудничества. Возникает вопрос, возможно ли и существует ли такое содружество в СГН. Ответ является, безусловно, утвердительным, да такое содружество имеет место, и оно имеет тенденцию к расширению и углублению. На страницах данного учебного пособия мы уже касались этого вопроса, к сказанному добавим, что ярким примером такого междисциплинарного сотрудничества в частности внутри СГН является пример сотрудничества лингвистики, психологии, философии (гносеологии) в направлении вопроса представления, знаний, являющегося важной проблемой на пути создания искусственного интеллекта. Здесь в частности важной задачей является вопрос увеличения объема оперируемых данных и быстродействия их передачи в виде сжатия сведений и фактов до минимальных размеров (сведение их в группы). И одной из форм решения этого вопроса является использования метода обобщения и абстрагирования информации. Вопрос же обобщения и абстрагирования знаний «тянет» за собой традиционно-гносеологическую тему ценности знаний, их осмысления и понимания, через поиск смысла сообщений, т. е. их анализа в синтаксическом, семантическом и прагматическом ракурсе. Существенным здесь является и выяснение вопроса о структуре и механизмах мышления, где под мышлением понимается психический процесс анализа, синтеза, обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи. Примером сотрудничества социальных и естественных наук является новая междисциплинарная наука под названием соционика (на стыке психологии, социологии и информатики), задача которой -изучать специфику восприятия, переработки и выдачи информации отдельными индивидами, группами, этносами, обществами, построение их типологии исходя из различных значений вышеуказанных информационных процессов, выдача рекомендаций по построению взаимодействий между разными типами социумов. Одной из базовых категорий новой науки соционики является понятие «информационный метаболизм», предложенный польским психологом А. Кемпинским. Он провел прямую аналогию между процессом усвоения и обработки информации психикой человека и 170 процессом обмена веществ в организме (термин "метаболизм" означает "обмен, усвоение, переработка"). Согласно метафоре Кемпинского, внешняя информация является своего рода «пищей» для человеческой психики: «психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации», замечает он. А информационный метаболизм есть не что иное, как процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Другим важнейшим базовым положением новой науки соционики является утверждение, что з^а|сщ).мы]о^ещ%..1щре^рс^А мотивация.поведения,.человека, и.деятельность, социумов.определяются во.многом типом информационного.метаболизма Для анализа типов.и11фор.мацирн.нрхр..метдбрлизма и соответственно информационно-психических индивидуальных типов родоначальник науки соционики А. Аугустинавичьюте отталкиваясь от известной типологии Т. Юнга (люди с преобладанием: а) мышления; б) чувств, г) ощущения; д) интуиции), назвала эти функции, выполняемые человеком и доминирующие у них, следующим образом: логика, этика, сенсорика, интуиция. Человек логического типа склонен к рациональному принятию решений; этический человек хорошо чувствует и понимает настроения и чувства других, он способен делать адекватные ценностные оценки нравственных поступков других; сенсорная направленность означает умение придавать большое значение чувственной обстановке жизни: запахи, вкусы, формы, краски, звуки и организовывать свою жизнь по законам чувств; наконец интуитивный человек способен прогнозировать явления, проникать в суть явлений на основе интуиции. Если добавить сюда еще деление людей на экстравертов и интровертов (по К. Юнгу) и попытаться смоделировать возможные сочетания указанных качеств (что и сделала А. Аугустинавичьюте), то получится ряд из шестнадцати типов: например логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт и т.д. Каждый из указанных типов имеет еврю.специ.фику спрербнр.: Ш^Л^Ш1ШШ?^.Ж^Ш^Ш}^Ш^.Ш^^}ЛШШ9. различного рода, что определяет особенности стиля мышления, мотивации и действий. В результате существует и такое определение соционики -наука о типах информационного метаболизма, психоинформационных системах (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодей- 171 ствиях между ними. Или соционика - наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком, социумом и внешним миром. Специалисты по соционике пытаются (как показывает практика довольно успешно) описывать и предсказывать не только поведение каждого из 16 типов, но и 76 интертипных отношений, которые складываются между данными типами. Такое описание и практическое ее воплощение, по мнению специалистов, представляет собой громадный.щаг.вперед в^рДлас^ддаук,р.челрвеке. При этом практическая составляющая такой науки, как психология поднимается на более высокий уровень (однако эксперты в области соционики настаивают на том, что соционика - это междисциплинарная наука): появляется возможность моделировать практические отношения людей от конфликтных до комфортных. «Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, рабочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчивые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфере человеческой деятельности» (10). Методы соционики находят плодотворное применение, в частности, в педагогике: поскольку особенности усвоения информации определяются соответствующим информационно-психическим типом, то можно подбирать оптимальную форму обучения, стимулирующую процесс усвоения знаний. «Кроме того, соционика дает возможность формировать учебные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся» (20) Как утверждают эксперты (10), соционика углубляет и расширяет методы глубинного психоанализа, позволяя повысить эффективность терапии ряда психических расстройств: «в области наркологии разработаны и используются эффективные соционические методы работы с больными, дающие хорошие результаты». Знание психоинформационной структуры личности «позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориентации и профессиональной пригодности» (11). В.рбластд.медщины обнаружено, что подбор людей по определенным группам информационно-психологических типов «дает возможность проводить более эффективную групповую психотерапию, а подбор больных в лечебных палатах по группам с комфортными отношениями значительно (в 1,3-2 раза) сокращает время пребывания пациентов в стационаре....за счет их оптимального психоинформационного взаимодействия» (11). 172 Использование соционики позволяет проводить бопее.тотдную даЖШШ^..псщич^шх.да^д^вщий9 разделяя больных на соответствующие группы, с подбором индивидуальных методов психотехнологий для лечения недугов. Наконец, накоплен положительный опыт использования комплексного метода соционической диагностики трудных подростков с целью выработки профилактических мероприятий для более успешной адаптации их в учебных коллективах. В результате соционика с ее технологиями может использоваться и используется во всех сферах жизни общества (экономической, политической, правовой, эстетической и др.), позволяя углубить понимание и управление процессами, происходящими в них. Еще одним примером сотрудничества социальных и естественных наук (юридической, философской (этика), психологической, медицинской наук (в.ч. генетики) является участие их в решении таких междисциплинарных научных и в тоже время житейских, практических проблем, как клонирование, трансплантация органов, эвтаназия. Тема моральной правомочности генетического контроля над воспроизводством людей, является сегодня актуальной научной и практической проблемой. Ряд ученых считают, что привлечение многочисленных научно-технических достижений для борьбы с человеческими болезнями приводит к тому человечество деградирует в виду того, что естественный отбор теряет свою силу. В связи с этим высказывается за необходимость научных исследований, улучшающих «качество людей», и эта цель оправдывает любые средства. В то же время существует позиция со ссылкой на моральный принцип «святости человеческой жизни, «свободы воли», свободы человека, ратующая за этический контроль над исследованиями в этом направлении, дабы не лишить человека уникальности. Представители этой точки зрения считают, что не все, что наука может и должна сделать, является добром, а, следовательно, необходим строгий контроль за результатами внедрения достижений науки. Подобные позиции четко проявились в проблеме клонирования. С одной стороны, существует беспокойство за природу самого человека, ибо граждане общества будут рождаться с заранее определенным генетическим кодом и внешними данными, то есть появляется опасность фабрикования людей, что приведет к их деградации. Кроме того, существует опасность рождения неполноценных людей в силу наличия реального высоковероятностного риска появления всевозможных аномалий в процессе клонирования. В ре- 173 зультате в большинстве стран в последние годы были срочно приняты законы о запрете на клонирование. С другой стороны многие ученые считают, что запрет на клонирование антигуманен, поскольку лишает человечество возможности решить кардинальным образом проблему трансплантации органов, способствующей спасению миллионов людей, умирающих по всему миру из-за дефицита органов. Кроме того, трансплантация клонируемых органов вытеснит антигуманный метод лечения многих болезней путем использования человеческих эмбрионов. Возникает возможность иметь детей в самых тяжких случаях бесплодия; появляется возможность в реконструируемом организме старое заменять молодым; клонирование реально открывает возможность возрождать гениальных и талантливых детей и т.д. В результате многие международные и национальные комитеты по биоэтике расценили решения по поводу запретов на исследования подобного типа, как антинаучные, спровоцированные прессой. Клонирование вовсе не означает копирование личности, ибо личность - это нечто большее, чем набор клеток. Поэтому до шеренг эйнштейнов, гитлеров, Сталиных еще очень далеко. Получения полностью идентичного другого невозможно еще и потому, что имеет место действие множества неучтенных внешних факторов, которые влияют на клетку-клон, в частности загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и т.д.) Существует мнение, что клонирование неизбежно, поскольку в малых странах и странах третьего мира исследования подобного рода вообще юридически не запрещены. Надо отметить еще и то, что субсидирование данных исследований осуществляют в большинстве случаев частные, мелкие фирмы, неконтролируемые государством. Существуют также точка зрения, ставящая под сомнение вообще саму идею отрицательных последствий клонирования: поскольку многие гены клеток быстро отключаются, и пока происходит пересадка, оплодотворение клетки-клона, она уже не представляет стопроцентный аналог родительской клетки. Однако многие вопросы, связанные с клонированием и трансплантацией органов, продолжают будоражить умы обывателей - нужно и можно ли штамповать одинаковых недочеловеков, когда и при каких условиях можно брать человеческие органы для пересадки больному человеку? Не породит ли это всевозможные злоупотребления: умерщвление людей для этой цели и торговлю органами? Не получится ли в результате клонирования заселение регионов и даже 174 стран полностью одинаковыми людьми? Эти вопросы ждут своего правового, этического, психологического, медицинского осмысления. В сфере современных междисциплинарных проблем существует вопрос принятия решения о проведении эвтаназии - умерщвление неизлечимого больного в случае необратимой, мучительной болезни и права человека самому выбирать уход из жизни вместо физических страданий. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале (1998г.) 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти. Сегодня, ког
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.017 с.) |