Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль философских законов и категорий, здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Огромное значение на развитие знаний в области социально-гуманитарных наук оказывают философские законы и категории. Взгляд на социальную действительность, согласно которому культура, общество, человек находятся в постоянном развитии и изменении, поддающиеся обобщенному описанию в виде философских законов и категорий, оказывает огромное эвристическое воздействие на познающего. Данная тема настолько обширна, что может быть изложена даже не в одной, а в серии работ. В связи с этим остановимся лишь на некоторых философских категориях, в частности на таких фундаментальных категориях, как «противоречие», «причина», «количество», «качество», «целое», «часть», «диалектика» и др. В частности закон единства и борьбы противоположностей нацеливает на рассмотрение любой социальной целостности (общество, организация, группа и т.д.) как сложной и расчлененной системы, включающей в себя элементы или тенденции как со-56 вместимые (единство противоположностей), так и несовместимые (борьба противоположностей). Поэтому очень важно знать, как появляются, развиваются противоречия, в каких формах они существуют: противоречия между старшим и молодым поколением, между материальными и духовными потребностями, между личными и общественными интересами, между врожденным и приобретенным в человеке, между желаемым и действительным в намерениях и поступках, между разумом и чувствами и т.д. С позиции закона количественных и качественных изменений каждое социальное явление, процесс потенциально многокачественен, но в каждом конкретном случае на первый план выступает какое-то одно качество. При этом если под качеством понимать внутреннюю.определен: юрть.вепщ, связанную со структурностью вещи, с единством составляющих ее элементов, жесткостью связей между элементами, то возникает вопрос: можно ли сравнивать, классифицировать социальные явления по принципу совершенства с позиций понятий прогресс, регресс (подробнее об этом применительно к развитию общества на стр. 182-183). Фундаментальное философское понятие «отрицание» и закон отрицания отрицания нацеливают нас на знание направленности развития в данном случае социальных явлений. При этом согласно данному закону термин отрицание характеризует три очень важных процесса, происходящих с любым или даже в любом социальном явлении: 1) устранение устаревших, «нежизнеспособных» в данных условиях элементов; 2) сохранение и включение в состав нового, всего положительного, «жизнеспособного»; 3) рождение и утверждение нового (подробнее о направленности развития социальных систем на стр. 182-183). С позиций причинно-следственных связей, наполняющих собой социальное пространство важно понимать, что все социальные явления имеют причину. Она может быть сокрыта за грудой фактов и случайных явлений, она может быть внутренней или внешней, прямой или косвенной, но она есть, и если мы хотим познать суть данного социального явления, ее нужно отыскать. Важнейшей модификацией глобальной диалектической идеи о взаимосвязи всех и в частности социальных явлений является принцип всесторонности как важнейший методологический регулятив познания. Учет по возможности всех факторов, которые обусловливают то или иное социальное явление, представляет собой важнейшее условие 57 получение достоверной, надежной информации о данных явлениях. Как отмечал по этому поводу В.И. Ленин, «мы никогда не достигнем этого полностью» (36. С. 290), но следование данному требованию предостережет нас «от ошибок и омертвения» (там же). Наконец появление синергетики - науки о сложных самоорганизующихся системах, развивает многие философские категории, намечая новые пути их методологического применения в процессе познания социальных явлений. В частности колоссальной эвристической ценностью является синергетически-системное положение о том, что любая система (а значит и социальная тоже) развивается и функционирует по принципу маятника: отклоняясь от устойчивого состояния (равновесия-гомеостаза), система вырабатывает механизмы, возвращающие ее в исходное равновесное состояние, и потом все вновь повторяется. Кстати впервые данная идея появляется еще в XIX в. в творчестве О. Конта. Он высказывает мысль, что.обгдестеедно^.р.азви.-тие напоминает колебания.маятника по обе стороны средней линии (оптимально-гармоническое состояние общества). В частности, в обществе имеет место стремление то к консо: лидадии, то к разобщенности. Причем, считает Конт, чем меньше и чаще колебания маятника, тем общественный прогресс стабильнее, и регулирует этот процесс научная политика, основывающаяся на знании общественных законов, а в итоге на совершенстве человека. Огромное эвристическое значение имеет диалектически-системное положение о том, что в любой системе закон целого не равен закону части. Данное положение является методологически важным при изучении таких социальных явлений, как поведение больших масс людей (в частности толпы), изучение несовпадения интересов личности и общества с целью дальнейшей гармонизации этих отношений и др. Здравый смысл является в социальных науках одновременно предпосылкой научных взглядов на социальную действительность и объектом изучения. Здравый смысл представляет собой сложившиеся в массовой психике стереотипы мышления и поведения (в форме «само собой разумеющихся» действий и мнений) применительно к основным жизненно важным повторяющимся ситуациям: описание и объяснение тех или иных личностных черт и манер поведения; чувств, пристрастий, болезней и т.д. Все они построены на человеческой способности воспринимать, вспоминать, делать выводы, придавать смысл определенным поступкам и вещам, упорядочивать свой опыт. 58 Нормы!.и.стереотипы. Зузгравого смысла воспринимаются как естественные, самоочевидные, единственные и абсолютно верные представления о социальной действительности, выражающиеся с помощью языка и необходимые для выживания. Ими мы пользуемся все время, они общеизвестны и неопровержимы. С одной стороны, здравый смысл так естественен, что требует небольших усилий для его усвоения, с другой стороны, здравый смысл представляет собой сложное, многослойное явление социальной жизни, в котором можно выделить следующие элементы: а) архаический пласт, связанный с массой сведений, которые не меняются тысячелетиями, включая коллективно-бессознательные архетипы (отношение к матери и отцу, отношение родителей к детям и т.д.); б) вновь сформированные динамичные социальные представления о тех или иных сторонах социальной жизни (включая слухи, предрассудки, правду), обсуждаемые в средствах массовой информации, в коммуникативных процессах разных уровней. Как фактор, детерминирующий процесс социального познания, здравый смысл представлен как часть того самого субъективного, ' личного опыта исследователя, познающего социальный мир и влияющего на результаты этого познания. И здесь можно говорить о позитивном и негативном влиянии здравого смысла. Как, например, можно продуктивно изучать массовое сознание, психологию отдельных индивидов, их языковую культуру, трудовую мотивацию, не владея информацией о привычках, нравах, обычаях людей, т.е. не нося в себе в той или иной мере здравый смысл. С другой стороны, как уберечься, дистанцироваться от влияния шумового фона, присутствующего в здравом смысле в виде предрассудков, предубеждений, ошибочных взглядов, и не позволить им скрыть истину (знание адекватное действительности). В этой ситуации говорят о необходимости наличия достаточно высокого развития рефлексивной культуры исследователя, его способности увидеть в себе присутствие данных шумов, встать выше их и не позволить влиять на анализ изучаемых явлений. Как объект познания здравый смысл интересен вопросами его формирования, развития и функционирования, он всегда привлекал социологов, социальных психологов, философов. Интересным и актуальным является вопрос учета включенности наличия стереотипов здравого смысла (особенно недавно возникших, динамичных стереотипов) в формирование институциональных предписаний. Ведь, как указывают эксперты (да это ясно и с позиции того же здравого смысла), от этого в значительной степени зависит эффективность функционирования данных предписаний, и в целом эффективность развития общества. Например, неучет реальной мотивации, психологии рабочего класса, крестьянства и интеллигенции в советский период при разработке всевозможных экономических, политических, культурологических проектов, опора на идеального работника, идеального гражданина, как признак социальной наивности и незрелости, привела к «пробуксовыванию» реализации многих проектов. Проблема роли и сущности здравого смысла в развитии социальных наук актуализирует важную, ставшую сквозной, тему «ценностной нейтральности» социального познания. Данная категория и социальное явление {здравый смысл) является второй полярной точкой (Харибдой) в осмыслении объективности получаемого социального знания. Если первая полярная точка зрения (Сцилла) представлена постмодернистскими формулами «все истины самообман», «все дозволено», «нечем и не во что верить», то здравый смысл, как мы уже отметили, уповает на абсолютность, окончательность, неизменность социального знания. В результате поиск объективности, нейтральности в оценках тех или иных социальных явлений, при их исследовании и есть тот «межскальный курс корабля», который приведет к истине. Однако нейтральность в оценках тех или иных социальных событий вовсе не означает отсутстви.е при этом цряпостпыхсуж^ншл, за что, кстати, известный социальный философ Ю. Хабермас критиковал К. Поппера и X. Альберта (они настаивали на ценностной свободе при трактовке социальных фактов). По мнению Хабермаса, такой свободы нет, но речь идет о ценностях разделяемых отдельным индивидом или группой (в том числе и целым обществом). Несмотря на приблизительность, поверхностность получаемых знаний с помощью здравого смысла здесь также существуют свои регу-лятивы и в первую очередь принцип простоты, к которому относится, прежде всего, стремление к построению простых объяснительных схем. Данное качество основывается на базовом свойстве нашего мышления, нашей психики (а первоначально и всей природы) -воспринимать и воспроизводить простое быстрее и качественнее сложного, строить простые объяснительные модели. То есть потребность в построении простых объяснительных моделей присуща как обыденному, так и научному сознанию, все за-60 висит от развитости культуры мышления, способности добывать, обрабатывать, интерпретировать и получать выводы. Если развитость данных качеств налицо, простота выступает как регулятив научного знания, если имеет место неразвитость данных качеств культуры познания, то имеет место упрощение (по существу искажение) действительности. Именно так можно объяснить появление и существование всевозможных предрассудков, социальных мифологем типа: «через два-дцатъ лет советский народ будет жить при коммунизме» (формула, изреченная в 60-е г. XX столетия Н.С. Хрущевым). Принцип простоты как научный регулятив был предложен еще в средние века У. Оккамом: «Не удваивай без необходимости сущностей...то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». В случае адекватного отражения действительности выигрывает то оформление мысли, которое требует наименьшего количества изобразительных средств (слов, схем, символов и т.д.). Точно так же обстоит дело с принципом красоты, под которым понимают ощущение соразмерности, порядка, ритма, равновесности, гармонии мира. Примерами красоты в социальной действительности являются: гармонически развитый человек, гармоническое общество, борьба за претворение красоты в социальной действительности и др. Во многих культурах красивое - это, прежде всего, естественная красота, отсутствие чего-либо вычурного, броского, картинного, т.е. красота естественности и простоты. Ощущение красоты, восприятие мира через призму данной категории характерно не только для обыденного, но и научного сознания. В случае обыденного сознания это как точные мудрые, народные зарисовки отдельных черт личности, групп людей, так и поверхностное, эмоциональное, пусть образное восприятие социального мира, когда за внешним фасадом не различается внутренняя пустота. В связи с этим понятно замечание У Шекспира по этому поводу «прекрасное прекраснее во сто крат, увенчанное правдой драгоценной». В случае научного сознания - это выработка универсальных и в то же время простых схем, концепций, объясняющих действия больших масс людей, обществ на достаточно продолжительных отрезках времени. Именно так, на наш взгляд, можно объяснить красоту и мудрую простоту некоторых глобальных социальных формул типа схемы деятельности; потребность- цель - мотив - способ -результат. Данная схема будет «работать» (объяснять в общих чертах Действия человека) до тех пор, пока будет существовать человек. 61
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.008 с.) |