Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рациональное, объективное, истинное в СГНСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на существующую точку зрения (в количественном выражении, на наш взгляд, малочисленную), что в социально-гуманитарных науках истинное знание невозможно, истина как знание, соответствующее действительности, остается одной из наивысших ценностей и в этом направлении научных исследований. Но здесь имеются свои специфические особенности, в которых хотелось бы попытаться проанализировать. Поскольку социально-гуманитарное знание является более сложным, многофакторным, динамичным по отношению к знанию естественно-техническому, можно констатировать, в первую очередь, большую плюральность (множественность) и интервальность истин в данной сфере науки. При этом плюральность не означает множественность адекватного знания по отношению к одному и тому же изучаемому социальному явлению. Плюральность в данном случае означает, что при изменении (порой незначительном) параметра изучаемого объекта истинное- знание (выводы, заключения) может быть диаметрально противоположным предшествующему. Например, при изучении удовлетворенности трудом известно, что данный социально-психологический феномен имеет место при наличии определенных условий, фиксируемых численными величинами (возраст, пол, уровень материального положения семьи, уровень получаемой зарплаты, степень мотивации и т.д.). При этом, поскольку данная закономерность проявляется на большом массиве исследуемых, каждый раз, когда выдерживаются большинство вышеназванных параметров, достаточно небольшого изменения веса одного из них (например, понижение мотивации в силу уменьшения творческого начала в труде или изменений в условиях оплаты и др.), чтобы результат получился обратный. И этот вывод подтвердится также на большом количестве испытуемых, то есть начнет «работать» уже другая истина. В связи с этим возникает и ответ на вопрос: могут ли «существовать разные «картинки» одного и того же объекта»? (34. С. 32). И ответ в данной ситуации таков: могут, в случае если мы рассматриваем изучаемый объект в движении, т.е. применительно к 107 нашему случаю с удовлетворенностью трудом, учитывая существование разной мотивации, изменений условий творчества в труде, наличие разных возрастных, образовательных и др. параметров; но не могут, когда речь идет об истине в очень узких рамках, границах (или как сейчас принято выражаться, интервалах) условий существования данного феномена, тут картинка (истинное знание в форме вывода, констатации закономерности) только одна. Данное положение является особенно значимым с учетом доминирования в СГН неклассических представлений о мире, которые предполагают одновременное существование различных идейно-концептуальных позиций, парадигм, исследовательских программ и методов, вступающие порой в сложные отношения друг с другом. Плюральными по отношению к одному и тому же изучаемому социальному объекту всегда являются заблуждения, под которыми будем понимать неумышленную выдачу относительного (неполного и неточного) знания, за абсолютное (полное, точное). Однако, как справедливо отмечают эксперты, в социально-гуманитарных науках зачастую невозможна точная фиксация как условий существования изучаемого социального объекта, так и использование точных величин при получении выводов. Выводы здесь могут быть результатом интуитивного постижения изучаемого объекта, они есть достояние индивидуальной работы сознания, а истина, добытая при этом, относится к классу экзистенциальных истин. Данный феномен и послужил основанием отделения Дильтеем естественных наук, где применяется объяснение (вывод, построенный на рациональности, предполагающей точность и однозначность), от гуманитарных, где все построено на понимании (познании, основанном на смутном ощущении, интуитивном видении изучаемого объекта). А поскольку в гуманитарных науках порой очень трудно установить границы условий существования изучаемого социального объекта, разграничительные линии между социальными явлениями, то налицо важность выделение понимания как главного метода познания в данной сфере науки (при этом вовсе не отрицается применение метода объяснения в СГН). Означает ли использование понимания как метода познания движение к не истине? Вовсе нет, просто данный феномен осложняет процедуру получения истинного знания в социально-гуманитарных науках, поскольку следует приложить усилия (иногда значительные), чтобы отделить в полученных выводах субъек- 108 тивные напластования, которые всегда в большей или меньшей степени присутствуют в данной сфере науки, от объективного знания. Как отмечает по этому поводу Х.-Г. Гадамер, присутствие субъективности настолько органично в социально-гуманитарных науках, что должно «мыслиться как необходимый составной момент (постижения - Ю.Т.) истины» (16. С. 10). Данное положение является основой следующей познавательной процедуры - разрушения «фактом истины, оторванной от места нахождения познающего» (там же). То есть,, речь идет о корректировке первоначально полученных выводов фактами реального, объективного положения изучаемого социального объекта. Однако, если учесть, что данную корректировку будет производить субъект, наделенный человеческими качествами, т.е субъективностью, получается, на первый взгляд, замкнутый круг, из которого, тем не менее, есть выход. И таким выходом являются во-первых, знания о познающем субъекте: его мотивы, цели, средства, с помощью которых он познает, и учет этих факторов при оценке той доли субъективности, которую он вносит в полученные результаты; во-вторых, наличие эмпирической проверяемости полученных результатов; и, в-третьих, присутствие повторяемости полученных результатов при наличии подобных условий, т.е. констатация и убежденность в том, что при определенных условиях, с определенными социальными объектами произойдут определенные изменения (например, воспроизведение с определенной периодичностью некоторых экономических, политических, нравственных процессов). Истинность может проявляться в каждом типе социального научного (и не только) знания: социальном факте, гипотезе, теории. Но наивысшее воплощение истинность получает в теории - целостном и строгом представлении о закономерностях социального мира. При этом закономерность, закон есть «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями» (71. С. 188.). В методологии науки, в практике осуществления исследовательского процесса существуют определенные правила, процедуры, позволяющие получать истинные знания на всех этапах творческого поиска, например, необходимо наличие не одного, а множества опытов (в частности, наблюдений); при выдвижении гипотез необходимо, чтобы они имели операциональный шлейф, обеспечивающий их проверяемость и т.д. (подробнее об этом в теме № 11). 109 Если понятие «истина» является научной категорией для описания адекватности знания реальной действительности, то понятие «правда» обиходное, публицистическое выражение того же значения. Последнее понятие имеет особую роль в русской традиции познания социальной жизни. Как отмечает по этому поводу Н. Бердяев, «Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды...» (6. С. 83). А известный русский социолог Н. Михайловский отмечал: «Я не могу не восхищаться его (словом «правдой» - Ю.Т.) поразительной внутренней красотою. Такого слова нет, кажется, ни в одном европейском языке» (40. С.53). Эксперты, изучающие соотношение понятий «истина» и «правда» (72. С. 164-176) указывают на этическую нагруженность понятия «правда» в русской философии и публицистике, на выражение этим понятием моральных, идеально-нормативных аспектов повседневной социальной жизни. На наш взгляд, понятия «правда» и «истина» соотносятся друг с другом как элементы соответственно научного и обыденного мировоззрения. Социальный опыт, основанный на здравом смысле, позволяет обыденному сознанию подниматься до понимания сущности многих сторон общественной жизни. В большинстве народных поговорок, касающихся тех или иных сторон социальной жизни прямо или в метафорической форме констатируются знания (истинные, правдивые), которые позволяют, прежде всего, успешно выживать: «нет худа без добра», «жизнь прожить не поле перейти» и т.д. Помимо глобальных этических формул, закрепленных в массовом народном сознании сплошь и рядом, здесь встречаются и верные представления о современных событиях в области политической, художественной, научной сферах жизни общества. Тем не менее, данные представления, воспроизводя всю гамму разнообразия общественной жизни, как правило, не систематизированы, не отрефлексированы, не обоснованы. Поэтому можно согласиться со следующей формулой, часто встречающейся в русской религиозно-философской, художественной литературе: «истина одна, а правд много». Множество правд, близость правды обыденному сознанию является основой большей вероятности появления заблуждений под личиной правды. Но возникновение истины невозможно без заблуждений, истина в своем становлении должна прорвать кордон заблуждений. В связи с этим множество правд есть тот резервуар творче-110 ской силы народа, в котором куется истина, откуда она берет материал для своего построения. Применительно к современной действительности прекрасно выглядит следующее утверждение: «право на заблуждение, на индивидуальное своеобразие, на отклонение мышления индивида от магистральной линии является завоеванием современного плюрализма и демократии» (43. ч. II. С. 32). Поэтому понятие «правда» и в целом роль обыденного сознания получает особый ценностный вес в связи с неклассическими представлениями об истинности, твердо установившимися сегодня в научном социальном познании: согласно им установка на жестко рациональное, объективистское описание социальной жизни схематизирует социальную действительность и удаляет от понимания ее сущности, в то время как сохранение человеческих, ценностных, культурных составляющих в полученных выводах (в частности, в теории) способствует лучшему (истинному) пониманию социальной реальности. Поэтому присутствие субъективности в полученных результатах познания надо не элиминировать, а учитывать. Кроме того, акцент на изучение речевых и культурных практик, на самоочевидность (в своей естественности) сознания, на реконструкцию повседневных жизненных стилей, имеющих место в неклассическом научном социальном миро-видении, делает, на наш взгляд, понятие «правда» важнейшей исходной инструменталисткой категорией современного научного познания и заставляет пристально вглядываться в тот богатый веер содержательных значений, которые присутствуют в этом понятии. Неклассический взгляд на социальную истину предполагает противопоставление классической монологичности (и как следствие, монополии на истину) диалогичность в форме конструктивного взаимодействия различных точек зрения, взглядов, идей (плюральное™ выдвигаемых гипотез и концепций при объяснении того или иного социального явления). При этом явно и неявно предполагается, что в конкурирующих точках зрения может быть и находится правильное(истинное) знание. Продолжая разговор об истинности социального знания, следует отметить, что истинность любого знания и социального в частности имеет исторический (временной) характер. История социально-гуманитарных наук знает множество примеров пересмотра (иногда существенного) взглядов, считавшихся правильными (истинными) по отношению к взглядам на человека и общество. Особенно это касается экзистенциальных (индивидуальных) представлений о человеке и обществе: вспомним хотя бы радикальные 111 изменения социально-политического мировоззрения русских философов Ф.М. Достоевского, ГЛ. Федотова, С.Л. Франка и др. от марксизма к философскому идеализму, и от него к православию. Однако, продолжая разговор об историчности социальных истин, следует отметить, что и здесь работает общая методологическая формула: чем обобщеннее фундаментальные идеализированные конструкты (а под ними понимаются фундаментальные понятия, категории в их взаимосвязи, которые закладываются в основание данного представления), на которых основываются социальные взгляды, тем больше время существования данной социальной теории, тем больше ее объяснительная и предсказательная сила (о двух последних качествах социальной теории подробнее в следующих параграфах данной темы). Именно таким качеством, на наш взгляд, обладает следующая глобальная теоретическая формула: «деятельность человека определяется его потребностями». Данная социально-психологическая истина во-первых, имеет огромный интервал действия (она будет «работать» до тех пор, пока существует человек), во-вторых, она столь обобщенна, что включает в себя ряд частных истин, касающихся специфики проявления духовных и материальных потребностей, их разного пропорционального соотношения, доминирования, а, значит, и разной детерминации деятельности в зависимости от типа людей, обществ, культур. Наконец, важнейшим пунктом в разговоре об истине вообще и социальной истине в частности является вопрос о критериях истинности. Этот вопрос в методологии науки в общем виде решен давно, но интересно посмотреть, какой профиль он имеет применительно к социальной сфере. Сразу же возникает вопрос, что считать практикой в данной сфере человеческого познания. Ответ, на наш взгляд, очевиден: саму жизнь, социальную действительность - экономические, политические, правовые, нравственные, художественные, научные, религиозные отношения. Является ли практика абсолютно универсальным критерием? Ответ - нет: другим критерием истинности может быть другая теория, до этого подтвержденная, доказанная практикой (социальной жизнью). И здесь мы вступает в очень непростую область анализа, связанную со сложностью самой социально-гуманитарной сферы, с ее многофакторностью, многовекторностью, динамичностью, присутствием субъективного (человеческого) фактора. 112 Мы уже отмечали крайнюю подвижность интервалов, границ, в которых проявляется истинность той или иной социальной теории, концепции. Поэтому вопрос о ее доказанности, а, значит, правомерности очень и очень сложный, здесь надо учитывать все. Кроме того, оценку на истинность того или иного социального утверждения, гипотезы, концепции, теории, являющуюся продуктом творческого акта того или иного субъекта всегда ведут другие субъекты, которые могут придерживаться других социальных концептуальных установок. Во второй половине XIX - начала XX вв. марксистское видение социального мира было очень популярным миропредставлением, но уже в то же время были критические замечания, основывающиеся на других теоретических концептах, ставящие под сомнение правильность многих его фундаментальных положений. В частности, современник Маркса, немецкий публицист, адвокат Ф. Лассаль (1825-1864) выдвинул другую модель социального устройства, другой сценарий общественного развития - мирное преобразование капиталистического государства в народное. Лидер II Интернационала, немецкий социал-демократ Э. Берн-штейн (1850-1932), продолжив критическую линию по отношению к марксизму, назвал теорию стоимости Маркса ошибкой, утверждая, что она является не реальной, а. мыслитель^ Он доказывал, что прогнозы Маркса относительно концентрации капитала ошибочны и потому надежды на поляризацию, классов и революцию иллюзорны. Отбросив формулу "Манифеста коммунистической партии"- о рабочих без отечества, он выступил за мелкие реформы, медленное врастание капитализма в социализм посредством парламентской деятельности. Однако все эти критики вызвали отпор со стороны других марксистов и не получили дальнейшего развития и лишь сама жизнь, практика реальной деятельности поставила многие точки над и, касательно сущности марксизма, присутствия положительного (наличие моментов абсолютности истины) и отрицательного (заблуждений - наличие моментов относительности истины) в данной социальной концепции. Касаясь вопроса о соотношении абсолютного и относительного в социальном знании, отметим, что, на1..наш..взгляд, специфика социального познания и мироконструирования выражается в том, что в социально-гуманитарной сфере имеет место тяготение к созданию глобальных абсолютистских концепций в силу особенностей социально-гуманитарного знания. В естествознании лишь физике и биологии выпала доля быть определяющими в формировании общей естественно-научной карти- 113 ны мира (первой в определении классической, второй - неклассической ее разновидностях, в силу универсальности таких понятий, как сила, движение (в физике), структура, система (в биологии). А в СГН любое направление может выполнить данную миссию в виду того, что объектом познания здесь является человек и общество, и любой элемент их структуры может стать определяющим. Взять хотя бы лингвистику, как известно на стыке лингвистики и философии в начале XX в. в русле лингвистической философии, где исходной единицей исследования становится разговорный язык, Б. Рассел, Дж. Мур, Л. Витгенштейн исследуют такие сугубо лингвистические проблемы, как: а) методы анализа языка с целью переформулировки двусмысленных выражений в более ясные; б) сведение всех сложнорассудочных предложений к атомарным высказываниям и т.д. Но затем следует глобальный вывод, претендующий на осмысление основ всей деятельности человека, функционирования общества и культуры: поскольку структура конкретных языков формирует мышление, то значит, мы живем так, как мы говорим (теория Сепира-Уорфа). То есть, связка предметы (вещи) - отражение их сознанием - речь, как выражение результатов отражения (и как инструмент этого отражения) - действия - предметы была ими разорвана, и все начиналось с речи, что естественно являлось заблуждением (не умаляя при этом продуктивной важности роли языка в познании и жизни). Точно так же, в частности, было и с теориями Фрейда и Маркса: никто не отрицает важности сексуальности и агрессивности в понимании сущности человека (которые в отдельных, а иногда во многих случаях определяют поведение и мысли человека), никто не отрицает важности экономических факторов (которые также являются определяющими во многих случаях жизни), но считать, что эти детерминанты являются единственно определяющими, глобальными есть заблуждение (как известно, неофрейдисты и неомарксисты по истечении небольшого времени с момента появления данных концепций попытались внести коррекцию в идеи своих учителей). Итак, рассмотрение вопроса об абсолютности и относительности истин в социально-гуманитарном познании еще раз возвращают нас к важному вопросу об определении границ, в рамках которых действуют те или иные теории, концепции, гипотезы в данной отрасли научного знания. 114 Получение истинного знания в СГН происходит не только посредством работы человеческого разума, логики с помощью рациональных методов {объяснение), но и в результате подключения чувственного, ассоциативного, интуитивного {понимание). Остановимся на этом вопросе подробнее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.209.144 (0.014 с.) |