Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь В биологии принято под жизнью понимать одну из форм бытия материи. При этом предполагается, что становление и эволюция жизни включает в себя следующие стадии; 1) происхождение жизни, 2) развитие жизни (имеется в виду растительную и животную ее стадии), 3) появление человека (социальная стадия жизни). По мнению многих мыслителей и, в частности, В. Дильтея социальная (духовная) жизнь является высшей ступенью эволюции жизни. Как известно, Ф. Энгельс социальную форму движения материи (включая жизнь) также рассматривал как высшую форму движения материи. Поэтому не случайно в социально-гуманитарных дисциплинах разговор о жизни идет в ключе социального ее измерения, хотя и обсуждаются вопросы об элементах социальности, например, в стадной жизни животных. В частности, эксперты усматривают элементы коллективного разума в полете стаи птиц (65. С. 81), когда одна птица наблюдает за тем, чтобы выдерживалось направление, другая - за высотой, третья - за плотностью стаи. «При отклонении наблюдаемого параметра от заданной величины «специалисты» по этому фактору издают особые звуковые сигналы. Стая тотчас реагирует, если сила этих сигналов вцше некоторого определенного значения». Разговор о жизни применительно к обществу и культуре осуществляется через призму таких категорий, как духовная сущность, смысл, цель, возникновение, направленность, темпоральность, конечность, бесконечность, познаваемость и др. Тема познаваемости жизни была раскрыта нами выше, остановимся подробнее на других социальных составляющих понятия «жизнь». Естественно начать обсуждение с вопроса: когда возникла жизнь в социальном ее аспекте. Ответ на этот вопрос дан давно и окончательно - тогда, когда возник человек. Поскольку человек существо социальное, возникновение человека означало одновременно и возникновение социальной жизни (пусть сначала в неразвитой ее форме, как элементарные акты общения между древними людьми). Произошло это еще в первобытном обществе, и решающую роль в возникновении социальной жизни оказал труд, становление сознания и языка. Труд формировал способность к целеполаганию, 62 мысленному моделированию, выработке плана действий, определению средств достижения целей. При этом происходило общение человека не только с орудиями труда и природой, но и общение человека с человеком: зарождение производства орудий труда и связанных с ним охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности порождало социальные отношения между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми и т.д. Следующей важной составляющей данной темы является вопрос сущности социальной жизни, являющийся по существу базовым для всех социально-гуманитарных наук и культуры в целом. История социальной мысли являет различные варианты прикосновения к этой теме в форме поиска главной составляющей (черты, признака) жизни. Для Г. Гегеля основной составляющей жизни является индивидуальная жизнь эмпирического Я, включенного в общество и приобретающего в связи с этим конкретное содержание. У А. Шопенгауэра понятие «жизнь» тождественно понятию «воля», являющееся внутренним содержанием жизни. У Ницше жизнь есть форма выражения воли к власти как аккумуляция сил, имеющих как природный, так и человеческий характер. А. Бергсон определяет жизнь как органическое целое, порождающее «жизненный порыв» в форме интеллекта и инстинкта, способствующие пониманию жизни с целью выживания организмов. Если инстинкт в форме интуиции позволяет понять жизнь естественно и непосредственно, то интеллект делает это несовершенно с помощью логики. Философия объединяет эти два подхода. Для В. Дильтея жизнь также есть целостное и непосредственное данное, но присутствующее во внутреннем опыте индивида: жизнь нельзя познать извне, ее можно испытать только изнутри, через самопогружение в свой жизненный мир, через самоощущение. В процессе эволюции жизни в ней формируются такие структуры, как мышление и познание, которые способствуют ее самоосознанию (саморефлексии). Живое существо тем и характеризуется, что оно, с одной стороны, отличает себя от мира, с другой стороны, включает в себя все необходимое из этого мира По мнению Дильтея, жизнь есть духовный процесс, который фиксируется внутренними переживаниями, связанными друг с другом и соотнесенными с Я. Интроспекция как осознание переживания дает полное представление о жизни, но есть и еще и частичное ее познание через мысль (понятия, суждения), поступок и понимание посредством 63 поиска значения, ценности, цели и идеала. По существу переживание располагается на стыке действия (поступка) и знания (понимания). Наиболее близкой переживанию формой осознания жизни является поэзия, поэт в своих переживаниях восстанавливает утраченную при интеллектуальном познании полноту жизни. По М. Хайдеггеру жизнь - это бытие в мире или совместное бытие друг с другом (сосуществование). Жизнь у него незавершенна, исторична и определяется временем. У Г. Зиммеля помимо действительности-бытия существует «идеальное бытие-жизнь» в виде долженствования, поэтому по отношению к любому фрагменту действительности существует идеал. Жизнь, по мнению Зиммеля, есть непрерывный поток в виде воплощения жизненных явлений в культурных формах и постоянное нарушение этих форм, то есть, это вечный конфликт между новыми явлениями и устоявшимися культурными формами. У О. Шпенглера жизнь - это действительность, «созерцаемая в ее образах» и формах, проходящих три этапа: юность, расцвет, упадок. Взгляды Ортеги-и-Гассета в чем-то созвучны гегелевским представлениям: жизнь - это, прежде всего, индивидуальное существование. Но это не трансцендентальное Я, а конкретная, ни на кого не похожая, развивающаяся драматичная жизнь, в ходе которой меняются ценности, установки, ситуации, мировоззрения. Культурно-историческое и гуманитарное осмысление жизни происходило не только в лоне социальной философии в ее классическом виде, но и в психологии, социологии, этике, культуре в целом. Так огромное значение в понимании сущности жизни имеет поиск смыла жизни. У каждого человека рано или поздно возникает потребность понять смысл своего бытия, осознать свою жизнь не как цепь случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, смысл, преемственность в форме основной линии жизни. Если в ранней юности вопрос о смысле жизни может стать в плане предвосхищения будущей жизни, то для человека зрелого возраста это в каком-то смысле подведение итогов жизненного пути. Правильное осознание.своего жизненного, пути, его осмысленность умножает силы, ведет к более целесообразной и эффективной деятельности, поскольку от удовлетворенности или неудовлетворенности смыслом жизни зависит активная включенность человека в общественную жизнь или пассивное ей подчинение. 64 Потребность в смысле жизни не обязательно отчетливо осознается (в отличие от потребности в общении, познании), часто счастливые люди на вопрос о смысле жизни говорят, что у них много работы и их это не интересует. Однако если дальше развивать эту позицию, то можно дойти до воспевания неосознанного по сути образа жизни: растворяйся в любой деятельности, не задумывайся и будешь счастлив. Поэтому существует позиция, что жизнь - это по-человечески осмысленное существование в противовес прозябанию - бессмысленному существованию, ничем не отличающееся от существования любого животного. Из вышеприведенной позиции о вроде бы ненужности рассуждений о смысле жизни (потому что некогда этим заниматься) следует еще один вывод - мнение, что появление вопроса о смысле жизни есть симптом неудовлетворенностью жизнью, это своеобразная пауза, «вакуум» в деятельности, в отношениях с людьми. В то же время исследования психологов показывают, что чем активнее и глубже включается человек в общественную жизнь, тем важнее для него понимание общего смысла своей жизни. В частности осознание своей полезности дает основание считать свою жизнь полной смысла и счастливой. Ибо жить, не заботясь об общем благе, общеполезной деятельности может, как отмечал Л.Н. Толстой, лишь «животная личность», или добавим (основываясь исследованиях социологов) индивиды-аутсайдеры, то есть люди, по тем или иным причинам не вписавшиеся в социальную среду. По утверждению социальных психологов и социологов выбор способов.удовлетворения. потребности.в.смысле жизни, поиска цели жизни очень велик: человек стремится обрести его в труде, семье, творчестве, боге и т.д. При этом, как утверждают эксперты, следует избегать крайностей - выбирать слишком близкие, или слишком общие, отдаленные цели-дистанции. Так выдвижение слишком близкой цели жизни, например, «стать кем-то», «приобрести специальность» приводит к тому, что ее достижение вновь ставит на повестку дня поиск новой цели жизни. В то же время не продуктивна слишком общая формулировка смысла жизни - «стать хорошим человеком», без конкретизации, что такое хороший человек. Цель жизни должна быть, с одной стороны, высокой, долговременной, общественно значимой, с другой стороны, соответствовать возможностям и способностям индивида, позволяя ощущать шаги на пути ее достижения и получать удовлетворение от 65 этого. Такой установке, на наш взгляд, соответствуют такие жизненные формулы, как: стать высоко квалифицированным специалистом, быть гуманным человеком и др. Смысл жизни не преподносится человеку в готовом виде, это всегда трудный напряженный поиск, результат рефлексии, поскольку данный поиск происходит исключительно во внутреннем мире человека и только потом может стать смыслом жизни масс людей. На трудность этого поиска указывает, в частности, то, что жизнь пестрит множеством примеров частичного, неполного, даже искаженного ОС)(ществленщ.с^^сда>.жюни, в частности, во вне-коллективной, частной жизни, замкнутой на самой себе, в доминировании приобретательских интересов и др. Но для продуктивного осуществления потребности в смысле жизни необходимо и то, что социологи называют благоприятной жизненной средой - совокупность природной, искусственной (жилой, рабочей, культурной) среды. Она оказывает разностороннее воздействие на физическое, психическое, социальное здоровье человека. Человек, с одной стороны, является продуктом жизненной среды, с другой стороны, он формирует свою жизненную среду, являясь ее творцом. Сочетание этих качеств удачно фиксируются в понятии «образ жизни», в котором увязаны личность как субъект культуры с его социокультурным окружением. Итак, смысл человеческой жизни - совпадение основной направленности внутреннего мира человека с общими тенденциями развития жизненной среды общества. Каждому поколению, группе людей, отдельному человеку заданы лишь общие координаты их действий, поэтому им необходимо самим уловить, понять и конкретизировать для себя смысл свой жизни и деятельности. Этот вопрос должен быть самостоятельно решен каждым человеком. В духовной культуре человечества существует традиция поиска сущности и смысла жизни через противопоставление жизни смерти. При этом всегда предполагается, что смерть - зло, жизнь - благо. Социальный философ Э. Фромм вывел даже своеобразную формулу взаимосвязи этих понятий: чем больше проявляется стремление к жизни, тем слабее разрушительные тенденции, ведущие к смерти. Человек всегда стремился продлить жизнь и отодвинуть конечность своего существования посредством борьбы со смертью. Происходило и происходит это в разных формах: 1) укрепление физического, психического здоровья посредством физкультуры, спорта, организации медицинского обслуживания; 66 2) утверждение идеи увековечивания своих земных дел: создание материальных и духовных ценностей, приносящих славу человеку и после его смерти - скульптура, живопись, книги, технические устройства и т.д.; 3) создание теории переселения души и ее странствие из тела в тело (теория сансары); 4) утопическая идея воскрешения из мертвых посредством развития науки и ее возможностей (Д. Пристли, Н. Федоров). Ценность продолжительной,человеческой жизни очевидна. Не случайно добровольный уход из жизни - самоубийство осуждалось и осуждается религией, многими философскими школами. Во многих культурах подчеркивается единственность и неповторимость человеческой жизни и делается все, чтобы сделать жизнь полноценной. Поэтому в рациональной европейской традиции, где такая акцентировка просматривалась наиболее рельефно, вера..в.сознательную, жизнь.поел]е.смерти считалась проявлением примитивного сознания, не обладающего научным знанием. Вследствие этого европейская цивилизация выработала множество способов обеспечения культурно-символического бессмертия. В европейской философской традиции существовали также попытки приписать бессмертие совершенной душе (разуму), в противовес несовершенному, смертному телу (Сократ, Платон, Аристотель). Здесь же существовала тенденция смягчения трагизма смерти через трактовку се естественности и неизбежности (Эпикур). В целом же, по мнению Б. Спинозы, разумный, свободный человек думает больше о жизни, чем о смерти. В эпоху Просвещения, когда жизнь стала ассоциироваться с прогрессом, возникли представления о ее бесконечности. В XIX в. возникают пессимистические настроения во взглядах на жизнь как социальное явление: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и О. Шпенглер предрекают ее гибель. Этому предшествовали немногочисленные точки зрения, подчеркивающие никчемность жизни и прославляющие смерть. Так еще в эпоху античности киренаики (одна из послесократиче-ских философских школ) говорили, что, поскольку в жизни не так много приятного, она не имеет смысла (Гегесий). Другой античный философ Сенека говорил, что если человек не может добиться свободы, лучший гарант свободы - смерть. Наконец, А. Шопенгауэр оценивал жизнь как что-то такое, чему лучше было бы вовсе не быть. Земное существование у него зло, промах, случайность. 67 Обреченность и отчаяние перед лицом смерти характерны и для такого философского направления, как экзистенциализм. Итак, осознание жизни через противопоставление ее смерти способствовало и способствует пониманию ее ценности, хрупкости, неповторимости каждого мгновения. Во многих восточных культурах жизнь и смерть уравнены, здесь нет такой поляризации, оба этих мира равноценны: у тибетцев и египтян отношение к смерти толкуется как закономерное завершение определенного жизненного цикла, то есть не воспринимается как трагедия. В частности, у древних египтян земная жизнь человека представлялась как подготовка к загробной жизни. У китайцев и японцев существует культ предков, в основе крторого лежит убежденность в том, что человек продолжает свою жизнь в потомках и умирает окончательно вместе с исчезновением рода. Во многих современных европейских версиях жизни и смерти намечается тенденция, с одной стороны, использования последних научных данных, с другой - проникновение и влияние восточных мистерий. Так согласно взглядам некоторых ученых, каждый человек имеет три тела: 1) материальное, внешнее, физическое тело; 2) эфирно-субстанциальное тело; 3) духовная субстанция. После смерти человек освобождается от физической оболочки, но продолжает жить в эфирном и духовном теле, постепенно мигрируя в астральный (вселенский) бесконечный мир. Науке на основании дальнейших исследований предстоит самой разобраться, что здесь вымышлено, а что действительно происходит с телом и сознанием (душой) человека на стыке жизни и смерти. Актуальной, особенно в связи с развитием современной медицинской науки, остается вопрос - «право на жизнь и право на смерть»: нужно ли помогать в безболезненной кончине обреченному больному человеку (эвтаназия). Одни говорят, что такая позиция имеет право на существование, другие исходят из формулы — «пока есть жизнь, есть надежда». В конце рассмотрения темы смысла жизни приведем, на наш взгляд, самую удачную философско-психологическую интерпретацию данного вопроса: чем сильнее узы, связывающие жизнь человека с делом, которому он посвятил себя, с людьми и обществом, которые помогают ему в этом, и перед которыми он несет ответственность за свои поступки, тем сильнее ощущение полноты жизни и меньше страха перед смертью. 68 Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов вовсе не отрицает важнейшего влияния природного (в частном случае) биологического на развитие социальных явлений и процессов. Без учета данного фактора трудно понять и духовную (социальную) составляющую жизни. Духовная составляющая жизни не может развиваться без тесной связи с биологической (природной) ее компонентой, ибо природа со всех сторон окружает человека и общество: солнечное тепло, гравитационное и электромагнитное поля, атмосферная оболочка земли, гидросфера одинаково охватывает все страны, всех жителей планеты. Для изготовления любой вещи необходимо сырье, являющееся составной частью природы, многие человеческие качества, поступки определяются врожденными, генетическими факторами. Успехи науки генетики показывают, сколь сложен и многообразен веер возможных детерминаций различных комбинаций хромосом тех или иных качеств человека. При этом оказалось, что многие качества, которые раньше рассматривались как приобретенные, то есть социально обусловленные, на самом деле имеют биологическую (природную) детерминанту, например, выяснилось, что генетически задан первоначальный уровень развития некоторых клеток головного мозга. Отсюда имеет место врожденная специфичность образования нейронов в функциональные структурные единицы. Этим, в частности, объясняются музыкальные, математические задатки, предрасположенность к техническому творчеству и т.д. Например, точно установлен факт, что при одинаковых возможностях в обучении дети значительно отличаются друг от друга по уровню, скорости и характеру научения. А это в свою очередь оказывает влияние на социальную жизнь: деятельную активность, отношения, контакты, связи людей (детей и их родителей). Природные факторы, действующие на такие параметры человека, как физиологические характеристики, физический облик определяют расовую и этническую специфику тех или иных народов, которая также оказывает влияние на их социальную жизнь (привычки, традиции, нравы). Жизнь в лице природы оказывает мощное воздействие на такую важную составляющую социальной жизни как эстетическое сознание, мироощущение, художественное творчество: природа с ее естественными эталонами симметрии, гармонии, красоты всегда была источником творческой мощи. 69 Удельный вес влияния природного фактора на тс или иные социальные явления разный в зависимости от специфики данных социальных явлений и от той среды, в которой они проявляются, но данное влияние есть всегда и для того чтобы глубже понять сущность социальной жизни необходимо рассматривать и этот фактор. Прэ.ТРмУ. постоянная, забота о.связи.био.логаческрй (природной) и социальной составляющих жизни, постоянное поддержание этой связи в рамках определенного равновесия, оптимума является приоритетной задачей каждого конкретного общества и всей цивилизации в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.011 с.) |