Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре



1. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь

В биологии принято под жизнью понимать одну из форм бы­тия материи. При этом предполагается, что становление и эволюция жизни включает в себя следующие стадии; 1) происхождение жизни, 2) развитие жизни (имеется в виду растительную и животную ее ста­дии), 3) появление человека (социальная стадия жизни). По мнению многих мыслителей и, в частности, В. Дильтея социальная (духов­ная) жизнь является высшей ступенью эволюции жизни. Как извест­но, Ф. Энгельс социальную форму движения материи (включая жизнь) также рассматривал как высшую форму движения материи.

Поэтому не случайно в социально-гуманитарных дисциплинах разговор о жизни идет в ключе социального ее измерения, хотя и об­суждаются вопросы об элементах социальности, например, в стадной жизни животных. В частности, эксперты усматривают элементы кол­лективного разума в полете стаи птиц (65. С. 81), когда одна птица наблюдает за тем, чтобы выдерживалось направление, другая - за высотой, третья - за плотностью стаи. «При отклонении наблюдае­мого параметра от заданной величины «специалисты» по этому фак­тору издают особые звуковые сигналы. Стая тотчас реагирует, если сила этих сигналов вцше некоторого определенного значения».

Разговор о жизни применительно к обществу и культуре осуще­ствляется через призму таких категорий, как духовная сущность, смысл, цель, возникновение, направленность, темпоральность, конеч­ность, бесконечность, познаваемость и др. Тема познаваемости жизни была раскрыта нами выше, остановимся подробнее на других соци­альных составляющих понятия «жизнь».

Естественно начать обсуждение с вопроса: когда возникла жизнь в социальном ее аспекте. Ответ на этот вопрос дан давно и окончательно - тогда, когда возник человек. Поскольку человек су­щество социальное, возникновение человека означало одновременно и возникновение социальной жизни (пусть сначала в неразвитой ее форме, как элементарные акты общения между древними людьми).

Произошло это еще в первобытном обществе, и решающую роль в возникновении социальной жизни оказал труд, становление

сознания и языка. Труд формировал способность к целеполаганию, 62

мысленному моделированию, выработке плана действий, определе­нию средств достижения целей.

При этом происходило общение человека не только с ору­диями труда и природой, но и общение человека с человеком: за­рождение производства орудий труда и связанных с ним охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности поро­ждало социальные отношения между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми и т.д.

Следующей важной составляющей данной темы является вопрос сущности социальной жизни, являющийся по существу базовым для всех социально-гуманитарных наук и культуры в целом. История соци­альной мысли являет различные варианты прикосновения к этой теме в форме поиска главной составляющей (черты, признака) жизни.

Для Г. Гегеля основной составляющей жизни является индивиду­альная жизнь эмпирического Я, включенного в общество и приобре­тающего в связи с этим конкретное содержание.

У А. Шопенгауэра понятие «жизнь» тождественно понятию «воля», являющееся внутренним содержанием жизни. У Ницше жизнь есть форма выражения воли к власти как аккумуляция сил, имеющих как природный, так и человеческий характер.

А. Бергсон определяет жизнь как органическое целое, порож­дающее «жизненный порыв» в форме интеллекта и инстинкта, спо­собствующие пониманию жизни с целью выживания организмов. Если инстинкт в форме интуиции позволяет понять жизнь естествен­но и непосредственно, то интеллект делает это несовершенно с по­мощью логики. Философия объединяет эти два подхода.

Для В. Дильтея жизнь также есть целостное и непосредствен­ное данное, но присутствующее во внутреннем опыте индивида: жизнь нельзя познать извне, ее можно испытать только изнутри, че­рез самопогружение в свой жизненный мир, через самоощущение.

В процессе эволюции жизни в ней формируются такие струк­туры, как мышление и познание, которые способствуют ее самоосоз­нанию (саморефлексии). Живое существо тем и характеризуется, что оно, с одной стороны, отличает себя от мира, с другой стороны, включает в себя все необходимое из этого мира

По мнению Дильтея, жизнь есть духовный процесс, который фиксируется внутренними переживаниями, связанными друг с другом и соотнесенными с Я. Интроспекция как осознание переживания дает полное представление о жизни, но есть и еще и частичное ее познание через мысль (понятия, суждения), поступок и понимание посредством

63

поиска значения, ценности, цели и идеала. По существу переживание располагается на стыке действия (поступка) и знания (понимания).

Наиболее близкой переживанию формой осознания жизни яв­ляется поэзия, поэт в своих переживаниях восстанавливает утрачен­ную при интеллектуальном познании полноту жизни.

По М. Хайдеггеру жизнь - это бытие в мире или совместное бы­тие друг с другом (сосуществование). Жизнь у него незавершенна, исторична и определяется временем.

У Г. Зиммеля помимо действительности-бытия существует «идеальное бытие-жизнь» в виде долженствования, поэтому по от­ношению к любому фрагменту действительности существует идеал.

Жизнь, по мнению Зиммеля, есть непрерывный поток в виде воплощения жизненных явлений в культурных формах и постоянное нарушение этих форм, то есть, это вечный конфликт между новыми явлениями и устоявшимися культурными формами.

У О. Шпенглера жизнь - это действительность, «созерцаемая в ее образах» и формах, проходящих три этапа: юность, расцвет, упадок.

Взгляды Ортеги-и-Гассета в чем-то созвучны гегелевским представлениям: жизнь - это, прежде всего, индивидуальное сущест­вование. Но это не трансцендентальное Я, а конкретная, ни на кого не похожая, развивающаяся драматичная жизнь, в ходе которой ме­няются ценности, установки, ситуации, мировоззрения.

Культурно-историческое и гуманитарное осмысление жизни происходило не только в лоне социальной философии в ее классиче­ском виде, но и в психологии, социологии, этике, культуре в целом.

Так огромное значение в понимании сущности жизни имеет поиск смыла жизни. У каждого человека рано или поздно возникает потребность понять смысл своего бытия, осознать свою жизнь не как цепь случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, смысл, преемственность в форме основной линии жизни.

Если в ранней юности вопрос о смысле жизни может стать в плане предвосхищения будущей жизни, то для человека зрелого воз­раста это в каком-то смысле подведение итогов жизненного пути.

Правильное осознание.своего жизненного, пути, его осмыслен­ность умножает силы, ведет к более целесообразной и эффективной деятельности, поскольку от удовлетворенности или неудовлетворен­ности смыслом жизни зависит активная включенность человека в общественную жизнь или пассивное ей подчинение. 64

Потребность в смысле жизни не обязательно отчетливо осозна­ется (в отличие от потребности в общении, познании), часто счастли­вые люди на вопрос о смысле жизни говорят, что у них много работы и их это не интересует. Однако если дальше развивать эту позицию, то можно дойти до воспевания неосознанного по сути образа жизни: рас­творяйся в любой деятельности, не задумывайся и будешь счастлив.

Поэтому существует позиция, что жизнь - это по-человечески осмысленное существование в противовес прозяба­нию - бессмысленному существованию, ничем не отличающееся от существования любого животного.

Из вышеприведенной позиции о вроде бы ненужности рассуж­дений о смысле жизни (потому что некогда этим заниматься) следует еще один вывод - мнение, что появление вопроса о смысле жизни есть симптом неудовлетворенностью жизнью, это своеобразная пау­за, «вакуум» в деятельности, в отношениях с людьми.

В то же время исследования психологов показывают, что чем активнее и глубже включается человек в общественную жизнь, тем важнее для него понимание общего смысла своей жизни. В частности осознание своей полезности дает основание считать свою жизнь пол­ной смысла и счастливой. Ибо жить, не заботясь об общем благе, общеполезной деятельности может, как отмечал Л.Н. Толстой, лишь «животная личность», или добавим (основываясь исследованиях со­циологов) индивиды-аутсайдеры, то есть люди, по тем или иным причинам не вписавшиеся в социальную среду.

По утверждению социальных психологов и социологов выбор способов.удовлетворения. потребности.в.смысле жизни, поиска цели жизни очень велик: человек стремится обрести его в труде, семье, творчестве, боге и т.д. При этом, как утверждают эксперты, следует избегать крайностей - выбирать слишком близкие, или слишком об­щие, отдаленные цели-дистанции.

Так выдвижение слишком близкой цели жизни, например, «стать кем-то», «приобрести специальность» приводит к тому, что ее достижение вновь ставит на повестку дня поиск новой цели жизни. В то же время не продуктивна слишком общая формули­ровка смысла жизни - «стать хорошим человеком», без конкрети­зации, что такое хороший человек.

Цель жизни должна быть, с одной стороны, высокой, долго­временной, общественно значимой, с другой стороны, соответст­вовать возможностям и способностям индивида, позволяя ощу­щать шаги на пути ее достижения и получать удовлетворение от

65

этого. Такой установке, на наш взгляд, соответствуют такие жиз­ненные формулы, как: стать высоко квалифицированным специа­листом, быть гуманным человеком и др.

Смысл жизни не преподносится человеку в готовом виде, это всегда трудный напряженный поиск, результат рефлексии, поскольку данный поиск происходит исключительно во внутреннем мире чело­века и только потом может стать смыслом жизни масс людей.

На трудность этого поиска указывает, в частности, то, что жизнь пестрит множеством примеров частичного, неполного, даже искаженного ОС)(ществленщ.с^^сда>.жюни, в частности, во вне-коллективной, частной жизни, замкнутой на самой себе, в домини­ровании приобретательских интересов и др.

Но для продуктивного осуществления потребности в смысле жизни необходимо и то, что социологи называют благоприятной жиз­ненной средой - совокупность природной, искусственной (жилой, ра­бочей, культурной) среды. Она оказывает разностороннее воздействие на физическое, психическое, социальное здоровье человека.

Человек, с одной стороны, является продуктом жизненной сре­ды, с другой стороны, он формирует свою жизненную среду, являясь ее творцом. Сочетание этих качеств удачно фиксируются в понятии «образ жизни», в котором увязаны личность как субъект культуры с его социокультурным окружением.

Итак, смысл человеческой жизни - совпадение основной на­правленности внутреннего мира человека с общими тенденциями развития жизненной среды общества. Каждому поколению, группе людей, отдельному человеку заданы лишь общие координаты их действий, поэтому им необходимо самим уловить, понять и конкре­тизировать для себя смысл свой жизни и деятельности. Этот вопрос должен быть самостоятельно решен каждым человеком.

В духовной культуре человечества существует традиция поис­ка сущности и смысла жизни через противопоставление жизни смер­ти. При этом всегда предполагается, что смерть - зло, жизнь - благо. Социальный философ Э. Фромм вывел даже своеобразную формулу взаимосвязи этих понятий: чем больше проявляется стремление к жизни, тем слабее разрушительные тенденции, ведущие к смерти.

Человек всегда стремился продлить жизнь и отодвинуть ко­нечность своего существования посредством борьбы со смертью. Происходило и происходит это в разных формах:

1) укрепление физического, психического здоровья посредст­вом физкультуры, спорта, организации медицинского обслуживания; 66

2) утверждение идеи увековечивания своих земных дел: созда­ние материальных и духовных ценностей, приносящих славу челове­ку и после его смерти - скульптура, живопись, книги, технические

устройства и т.д.;

3) создание теории переселения души и ее странствие из тела в

тело (теория сансары);

4) утопическая идея воскрешения из мертвых посредством раз­вития науки и ее возможностей (Д. Пристли, Н. Федоров).

Ценность продолжительной,человеческой жизни очевидна. Не случайно добровольный уход из жизни - самоубийство осуждалось и осуждается религией, многими философскими школами. Во многих культурах подчеркивается единственность и неповторимость челове­ческой жизни и делается все, чтобы сделать жизнь полноценной.

Поэтому в рациональной европейской традиции, где такая ак­центировка просматривалась наиболее рельефно, вера..в.сознатель­ную, жизнь.поел]е.смерти считалась проявлением примитивного соз­нания, не обладающего научным знанием. Вследствие этого евро­пейская цивилизация выработала множество способов обеспечения культурно-символического бессмертия.

В европейской философской традиции существовали также по­пытки приписать бессмертие совершенной душе (разуму), в проти­вовес несовершенному, смертному телу (Сократ, Платон, Аристо­тель). Здесь же существовала тенденция смягчения трагизма смерти через трактовку се естественности и неизбежности (Эпикур).

В целом же, по мнению Б. Спинозы, разумный, свободный че­ловек думает больше о жизни, чем о смерти. В эпоху Просвещения, когда жизнь стала ассоциироваться с прогрессом, возникли пред­ставления о ее бесконечности. В XIX в. возникают пессимистические настроения во взглядах на жизнь как социальное явление: А. Шопен­гауэр, Ф. Ницше и О. Шпенглер предрекают ее гибель.

Этому предшествовали немногочисленные точки зрения, подчеркивающие никчемность жизни и прославляющие смерть. Так еще в эпоху античности киренаики (одна из послесократиче-ских философских школ) говорили, что, поскольку в жизни не так много приятного, она не имеет смысла (Гегесий).

Другой античный философ Сенека говорил, что если человек не может добиться свободы, лучший гарант свободы - смерть. Наконец, А. Шопенгауэр оценивал жизнь как что-то такое, чему лучше было бы вовсе не быть. Земное существование у него зло, промах, случайность.

67

Обреченность и отчаяние перед лицом смерти характерны и для тако­го философского направления, как экзистенциализм.

Итак, осознание жизни через противопоставление ее смерти способствовало и способствует пониманию ее ценности, хрупкости, неповторимости каждого мгновения.

Во многих восточных культурах жизнь и смерть уравнены, здесь нет такой поляризации, оба этих мира равноценны: у тибетцев и егип­тян отношение к смерти толкуется как закономерное завершение опре­деленного жизненного цикла, то есть не воспринимается как трагедия.

В частности, у древних египтян земная жизнь человека пред­ставлялась как подготовка к загробной жизни. У китайцев и японцев существует культ предков, в основе крторого лежит убежденность в том, что человек продолжает свою жизнь в потомках и умирает окончательно вместе с исчезновением рода.

Во многих современных европейских версиях жизни и смерти намечается тенденция, с одной стороны, использования последних научных данных, с другой - проникновение и влияние восточных мис­терий. Так согласно взглядам некоторых ученых, каждый человек имеет три тела: 1) материальное, внешнее, физическое тело; 2) эфир­но-субстанциальное тело; 3) духовная субстанция.

После смерти человек освобождается от физической оболоч­ки, но продолжает жить в эфирном и духовном теле, постепенно мигрируя в астральный (вселенский) бесконечный мир. Науке на основании дальнейших исследований предстоит самой разобраться, что здесь вымышлено, а что действительно происходит с телом и сознанием (душой) человека на стыке жизни и смерти.

Актуальной, особенно в связи с развитием современной ме­дицинской науки, остается вопрос - «право на жизнь и право на смерть»: нужно ли помогать в безболезненной кончине обречен­ному больному человеку (эвтаназия). Одни говорят, что такая пози­ция имеет право на существование, другие исходят из формулы — «пока есть жизнь, есть надежда».

В конце рассмотрения темы смысла жизни приведем, на наш взгляд, самую удачную философско-психологическую интер­претацию данного вопроса: чем сильнее узы, связывающие жизнь человека с делом, которому он посвятил себя, с людьми и общест­вом, которые помогают ему в этом, и перед которыми он несет от­ветственность за свои поступки, тем сильнее ощущение полноты жизни и меньше страха перед смертью.

68

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов вовсе не отрицает важнейшего влияния природного (в частном случае) биологического на развитие социальных явлений и про­цессов. Без учета данного фактора трудно понять и духовную (со­циальную) составляющую жизни.

Духовная составляющая жизни не может развиваться без тес­ной связи с биологической (природной) ее компонентой, ибо природа со всех сторон окружает человека и общество: солнечное тепло, гра­витационное и электромагнитное поля, атмосферная оболочка земли, гидросфера одинаково охватывает все страны, всех жителей планеты. Для изготовления любой вещи необходимо сырье, являю­щееся составной частью природы, многие человеческие качества, поступки определяются врожденными, генетическими факторами. Успехи науки генетики показывают, сколь сложен и многообразен веер возможных детерминаций различных комбинаций хромосом тех или иных качеств человека.

При этом оказалось, что многие качества, которые раньше рас­сматривались как приобретенные, то есть социально обусловленные, на самом деле имеют биологическую (природную) детерминанту, на­пример, выяснилось, что генетически задан первоначальный уровень развития некоторых клеток головного мозга.

Отсюда имеет место врожденная специфичность образова­ния нейронов в функциональные структурные единицы. Этим, в частности, объясняются музыкальные, математические задатки, предрасположенность к техническому творчеству и т.д. Например, точно установлен факт, что при одинаковых возможностях в обу­чении дети значительно отличаются друг от друга по уровню, ско­рости и характеру научения. А это в свою очередь оказывает влияние на социальную жизнь: деятельную активность, отноше­ния, контакты, связи людей (детей и их родителей).

Природные факторы, действующие на такие параметры че­ловека, как физиологические характеристики, физический облик определяют расовую и этническую специфику тех или иных наро­дов, которая также оказывает влияние на их социальную жизнь (привычки, традиции, нравы).

Жизнь в лице природы оказывает мощное воздействие на такую важную составляющую социальной жизни как эстетиче­ское сознание, мироощущение, художественное творчество: при­рода с ее естественными эталонами симметрии, гармонии, красоты

всегда была источником творческой мощи.

69

Удельный вес влияния природного фактора на тс или иные соци­альные явления разный в зависимости от специфики данных социаль­ных явлений и от той среды, в которой они проявляются, но данное влияние есть всегда и для того чтобы глубже понять сущность соци­альной жизни необходимо рассматривать и этот фактор.

Прэ.ТРмУ. постоянная, забота о.связи.био.логаческрй (природной) и социальной составляющих жизни, постоянное поддержание этой связи в рамках определенного равновесия, оптимума является приоритетной задачей каждого конкретного общества и всей цивилизации в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.035 с.)