Моральная ответственность и индокринация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральная ответственность и индокринация



С другой стороны, договоренности, устанавливаемые между уче­ными по поводу сущности того или иного социального явления, обще­ственного закона, требуют от участников данного соглашения, а в еще большей степени от разработчика той или иной социальной идеи, оп­ределенной моральной ответственности.

И это естественно, поскольку постижение мира другого человека, смысла и сущности человеческого поведения, законов общества, осу­ществляемых в науках социально-гуманитарного цикла, напрямую вы­водят на проблему возможности контроля и управления социальными процессами, поведением человека. В связи с этим остро встает пробле­ма моральной ответственности ученого гуманитария.

Тема моральной ответственности гуманитариев является произ­водной от более обширной темы - научного этоса (морали науки) и вклю­чает в первую очередь универсальные этические принципы, охватываю­щие самые разные стороны деятельности ученых (как человеческие, так и профессиональные), определяющие, что допустимо и что недопустимо в научном сообществе, одинаково значимые для всех типов ученых.

Прежде всего - это такие высокоморальные общечеловеческие качества, как: скромность, бескорыстие, подвижничество, альтру: изм, МУ.жествр, честность, и..пр.инципиал.ьнрехь,_упорство, в.дрстиже: нии..целей, мастерство.(наличие. стремления.неумения поддерживать высокий, уровень компетентно нргр.уровня) и др.

Применительно к науке данные принципы находят выражение в таких этических формулах, как:

1) научная компетентность и корректность (отказ от поспешных

101

действий) при сборе, интерпретации и обобщении экспери­ментальных данных;

2) отказ от плагиата: присвоения чужих идей и результатов исследований;

3) научная принципиальность: отстаивание своих научных взгля­дов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами;

4) отказ от таких низменных качеств, как: зависть, догматизм, карьеризм и др.

Наряду с этими общенаучными моральными нормами в каждой конкретной науке есть свой набор уточняющих и развивающих выше­приведенные принципы этических правил.

Применительно к социально-гуманитарным наукам существуют мораль ученого политолога, психолога, экономиста, социолога, лин­гвиста (филолога), педагога и т.д. С этой целью создаются этические кодексы психолога, экономиста, социолога и т.д. Отметим некоторые важные пункты свода моральных принципов ученых гуманитариев.

Так в психологических (а также близких к ним социологических и политологических) исследованиях, познающий должен:

а) использовать такие методы, технику и исследовательские про­цедуры, которые бы учитывали права, достоинство и индивидуаль­ность каждого человека (пол, возраст, этническую и религиозную при­надлежность, семейное положение, состояние здоровья и др.);

б) ученый - психолог (социолог, политолог) должен соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения получаемых сведе­ний, применительно к лицам или организациям, которые могут исполь­зовать данные сведения против испытуемого;

в) ученому - психологу (социологу, политологу) следует инфор­мировать испытуемых о целях проводимого исследования;

г) ученый - психолог (любой гуманитарий, вообще любой уче­ный) обязан служить своими знаниями и умениями на благо общества и стараться развивать науку, которую он представляет, и т.д.

Что касается моральной ответственности ученого экономиста, то здесь намечаются и разрабатываются следующие вопросы:

а) обоснование и создание условий для восприятии экономики (бизне­са) как открытой системы, доступной для обсуждения (в частности право потребителя на получение полной информации о производимом товаре);

б) создание теорий (и их практическое воплощение), рассмат­ривающих экономические предприятия не только как юридические, но и морально ответственные единицы (создание с этой целью мо­рального кодекса хозяйствующих субъектов); 102

в) выделение проблемы окружающей среды, как важнейшего орально-правового вопроса в деятельности предприятий и т.д.

Учитывая, что в экономической науке появляются такие на­правления (на стыке с другими науками), как экономическая фило­софия, экономическая социология, экономическая психология воз­можности определения моральной ответственности, этики ученого экономиста значительно расширяются.

Наличие моральной ответственности ученых-экономистов позволяет избежать случаев, на которые в частности указывает из­вестный экономист академик Д. Львов (38) «даже вещи, которые, каза­лось бы, не могут являться предметом споров, такие как положение дел в экономике, оцениваются совершенно по-разному. Можно подумать, что в России не одна, а две экономики, так неузнаваемы ее портреты, рисуемые разными группами экономистов. Такое положение недопус­тимо, оно дискредитирует экономическую науку».

Что касается ученых-лингвистов, то большая моральная ответ­ственность ложится на них в борьбе за культуру и чистоту языка. В последнее время участились случаи применения ненормативной лексики не только в быту, но и в средствах массовой информации и кому, как в первую очередь не ученым-лингвистам определять грани допустимого и недопустимого здесь.

При этом, как отмечает председатель Гильдии лингвистов-экспертов профессор М. Горбаневский, в подобных случаях анализировать необходи­мо не отдельные фразы, а весь коммуникативный акт, при этом «мы стара­емся...чтобы заключение делали эксперты с разными специализациями».

В области образования и в частности высшего образования, как бы­ло отмечено на международной конференции по этическим и моральным аспектам высшего образования и науки в Бухаресте в сентябре 2004 г., «честность в преподавании, оценке успехов студентов, исследованиях, карьерном продвижении и иных начинаниях, связанных с присвоением степеней, должна основываться на законных, прозрачных, справедливых, предсказуемых, последовательных и объективных критериях» (9).

К области моральной ответственности ученого-педагога отно­сятся также следующие положения:

а) актуализация в педагогической деятельности таких важных моральных чувств, как сострадание, милосердие, скромность, справед­ливость, терпимость, человечность, бескорыстие, великодушие;

б) формирование у педагогов таких важных качеств, как требова­тельность к себе, взыскательность, принципиальность, умение объек­тивно оценить обстановку, педагогическую ситуацию и т.д.

103

Результаты проведенных гуманитариями исследований в об­ласти сущности человека и общества должны и являются достояни­ем общественного сознания, самого человека, ибо направлены на его развитие и совершенствование. Данные результаты становятся составляющими индивида через процесс социализации, идущий как через систему образования, так и внедряемый в сознание человека посредством средств массовой информации.

В процессе социализации всегда имеет место феномен индок-ринащш - внедрения, внушения, навязывания каких-либо концеп­ций, теорий (фактически агитация и пропаганда). Особенно активно применяется данный способ распространения социального знания через средства массовой информации (СМИ).

Ни одно общество не может не использовать пропаганду и агитацию. Но вся проблема в чувстве меры, в тех границах, за пре­делами которых пропаганда и агитация превращаются в механизм манипулирования общественным мнением, способом контроля за сознанием широких масс населения и отдельных людей.

Негативный оттенок термина «социальное манипулирование» за­дан его сущностью, заключающейся в попытках такого воздействия на индивида, группу, общество, при котором игнорируется воля и жела­ние отдельного человека или группы людей, они рассматриваются только как средства, орудия исполнения чуждых им интересов и целей, которые тщательно от них скрываются. То есть их поведение искусст­венно программируется заранее.

С этой целью применяются и соответствующие методы: дезин­формация, отрывочное и выборочное информирование, «игра цифрами», «наклеивание ярлыков», использование стереотипов (в духе «черно-белого» мышления), не требующих понимания и рассчитанных на однозначную, за­программированную реакцию. В целом для данных методов характерна замена аргументации, анализа техникой психологического внушения.

Альтернативой социальному манипулированию является так на­зываемая маркетинговая стратегия (по существу демократическая стратегия), или технология паблик рилейшнз (связь с общественно­стью), предполагающая принципиальный отказ от обмана и фальсифи­кации социальной информации, информационное воздействие как от­вет на запрос, удовлетворение возникших потребностей в социальной информации, в социальном взаимодействии.

То есть в данном типе социальной коммуникации важна обратная связь между передающим и получающим информацию. В результате на социальном пространстве возникает диалоговая форма взаимодействия. 104

Здесь практикуется создание положительного образа (имиджа) личности политика, бизнесмена, ученого и т.д., благоприятной социальной атмо­сферы вокруг тех или иных социальных событий, обращение к получа­телю информации не как к роботообразному существу, а как к личности со своими собственными ценностями и потребностями.

Маркетинговая форма пришла из рыночных отношений в эко­номике и предполагает открытость информации, честное, достоверное, доверительное информирование и взаимоуважение в социальном об­щении, стремление давать людям ответы на поставленные вопросы, не навязывая при этом тех или иных позиций.

В результате при использовании маркетинговой стратегии в со­циальной коммуникации очень важным является вопрос разъяснения получателям социальной информации сущности социальных проблем. У людей формируются устойчивые сознательные социальные ориента­ции, идейная лояльность к предлагаемой информации.

В частности политическая реклама есть такая форма обращения к простому человеку, в которой в лаконичной образной, эмоциональной, символической, схематической форме до него доносится суть полити­ческой платформы того или иного политического института, полити­ческого движения, партии, образа политика и т.д.

В результате воздействия политической рекламы у человека ак­тивизируется политическая воля, интерес, компетентность, внимание к политическим событиям. Однако, как отмечают специалисты, воздей­ствие рекламы на человека происходит не на уровне глубинных пла­стов мышления, а на уровне поверхностной эмоциональности, ситуа­тивное™, что приводит к неустойчивости политической ориентации и ценностей, формируемых рекламой.

Но цель рекламы в большинстве случаев как раз и направлена на то, чтобы вызвать положительную политическую реакцию в той или иной конкретной ситуации: склонить его к голосованию за того или иного кандидата. Как отмечают специалисты, «наряду с общественно признанными, этически выдержанными методами рекламистики в её политическом арсенале существуют и так называемые «черные», или «грязные», техники, нарушающие общепризнанные нормы морали и даже правовые нормы» (61. С. 524). С этой целью во многих развитых странах создаются органы, призванные отслеживать чистоту приме­няемых техник в политической рекламе.

В результате СМИ не только оказывают влияние на власть и общественное мнение, но и власть через цензуру, законы контролиру­ют действия СМИ. В частности государство, контролируя и регулируя

105

экономические источники существования СМИ, может оказывать на них давление. Кроме того, почти в любом обществе имеет место со­перничество, борьба между властвующей и оппозиционной элитой в вопросе контроля за СМИ. Особенно это касается предвыборной си­туации. Право является наиболее оптимальной и цивилизованной фор­мой регуляции отношений между властью и СМИ: в атмосфере глас­ности принимаются нормативно-правовые акты, в которых четко обо­значено, что могут и что запрещено в деятельности СМИ.

Правовые основания деятельности СМИ и в целом социальных коммуникаций построены на конституционном праве гражданина на информацию, позволяющем в рамках закона свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию. В част­ности в нашей стране существует специальный Указ Президента от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на инфор­мацию», в котором прямо сказано, что «право на информацию является одним из фундаментальных прав человека». Данный указ, безусловно, еще один шаг на пути расширения информационных возможностей как гражданина, так и общества в целом.

Кроме правовых существуют и этические основания деятель­ности социально-политических коммуникаций. Такие действия СМИ, как изъятие «плохой» (в частном случае скучной), невыгодной для оп­ределенных социальных кругов информации, пристрастное комменти­рование событий: неадекватное «выпячивание» каких-то социальных явлений, качеств политических лидеров, умышленно поверхностное комментирование тех или иных социальных явлений, в целом дезин­формацию, безусловно, можно отнести к аморальным действиям в сфере социально-политических коммуникаций.

И наоборот, стремление дать честную, правдивую информацию, попытки создать конкурентную среду: в частности, предоставлять воз­можности выражать разные точки зрения по поводу того или иного со­циального явления, взаимное уважение в ходе социальных взаимодей­ствий можно отнести к нравственно позитивным действиям в сфере социальных коммуникаций.

Конечно, в сфере социальных коммуникаций нет абсолютной сво­боды (она и не нужна и невозможна), но стремление к высокой нравст­венности, к действиям в рамках закона должно и присутствует во мно­гих странах. Критерием правильности или неправильности действий в области социальных коммуникаций являются все те же интересы обще­ства и интересы простого человека. 106



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.016 с.)