Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моральная ответственность и индокринация
С другой стороны, договоренности, устанавливаемые между учеными по поводу сущности того или иного социального явления, общественного закона, требуют от участников данного соглашения, а в еще большей степени от разработчика той или иной социальной идеи, определенной моральной ответственности. И это естественно, поскольку постижение мира другого человека, смысла и сущности человеческого поведения, законов общества, осуществляемых в науках социально-гуманитарного цикла, напрямую выводят на проблему возможности контроля и управления социальными процессами, поведением человека. В связи с этим остро встает проблема моральной ответственности ученого гуманитария. Тема моральной ответственности гуманитариев является производной от более обширной темы - научного этоса (морали науки) и включает в первую очередь универсальные этические принципы, охватывающие самые разные стороны деятельности ученых (как человеческие, так и профессиональные), определяющие, что допустимо и что недопустимо в научном сообществе, одинаково значимые для всех типов ученых. Прежде всего - это такие высокоморальные общечеловеческие качества, как: скромность, бескорыстие, подвижничество, альтру: изм, МУ.жествр, честность, и..пр.инципиал.ьнрехь,_упорство, в.дрстиже: нии..целей, мастерство.(наличие. стремления.неумения поддерживать высокий, уровень компетентно нргр.уровня) и др. Применительно к науке данные принципы находят выражение в таких этических формулах, как: 1) научная компетентность и корректность (отказ от поспешных 101 действий) при сборе, интерпретации и обобщении экспериментальных данных; 2) отказ от плагиата: присвоения чужих идей и результатов исследований; 3) научная принципиальность: отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами; 4) отказ от таких низменных качеств, как: зависть, догматизм, карьеризм и др. Наряду с этими общенаучными моральными нормами в каждой конкретной науке есть свой набор уточняющих и развивающих вышеприведенные принципы этических правил. Применительно к социально-гуманитарным наукам существуют мораль ученого политолога, психолога, экономиста, социолога, лингвиста (филолога), педагога и т.д. С этой целью создаются этические кодексы психолога, экономиста, социолога и т.д. Отметим некоторые важные пункты свода моральных принципов ученых гуманитариев.
Так в психологических (а также близких к ним социологических и политологических) исследованиях, познающий должен: а) использовать такие методы, технику и исследовательские процедуры, которые бы учитывали права, достоинство и индивидуальность каждого человека (пол, возраст, этническую и религиозную принадлежность, семейное положение, состояние здоровья и др.); б) ученый - психолог (социолог, политолог) должен соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения получаемых сведений, применительно к лицам или организациям, которые могут использовать данные сведения против испытуемого; в) ученому - психологу (социологу, политологу) следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования; г) ученый - психолог (любой гуманитарий, вообще любой ученый) обязан служить своими знаниями и умениями на благо общества и стараться развивать науку, которую он представляет, и т.д. Что касается моральной ответственности ученого экономиста, то здесь намечаются и разрабатываются следующие вопросы: а) обоснование и создание условий для восприятии экономики (бизнеса) как открытой системы, доступной для обсуждения (в частности право потребителя на получение полной информации о производимом товаре); б) создание теорий (и их практическое воплощение), рассматривающих экономические предприятия не только как юридические, но и морально ответственные единицы (создание с этой целью морального кодекса хозяйствующих субъектов); 102 в) выделение проблемы окружающей среды, как важнейшего орально-правового вопроса в деятельности предприятий и т.д. Учитывая, что в экономической науке появляются такие направления (на стыке с другими науками), как экономическая философия, экономическая социология, экономическая психология возможности определения моральной ответственности, этики ученого экономиста значительно расширяются. Наличие моральной ответственности ученых-экономистов позволяет избежать случаев, на которые в частности указывает известный экономист академик Д. Львов (38) «даже вещи, которые, казалось бы, не могут являться предметом споров, такие как положение дел в экономике, оцениваются совершенно по-разному. Можно подумать, что в России не одна, а две экономики, так неузнаваемы ее портреты, рисуемые разными группами экономистов. Такое положение недопустимо, оно дискредитирует экономическую науку».
Что касается ученых-лингвистов, то большая моральная ответственность ложится на них в борьбе за культуру и чистоту языка. В последнее время участились случаи применения ненормативной лексики не только в быту, но и в средствах массовой информации и кому, как в первую очередь не ученым-лингвистам определять грани допустимого и недопустимого здесь. При этом, как отмечает председатель Гильдии лингвистов-экспертов профессор М. Горбаневский, в подобных случаях анализировать необходимо не отдельные фразы, а весь коммуникативный акт, при этом «мы стараемся...чтобы заключение делали эксперты с разными специализациями». В области образования и в частности высшего образования, как было отмечено на международной конференции по этическим и моральным аспектам высшего образования и науки в Бухаресте в сентябре 2004 г., «честность в преподавании, оценке успехов студентов, исследованиях, карьерном продвижении и иных начинаниях, связанных с присвоением степеней, должна основываться на законных, прозрачных, справедливых, предсказуемых, последовательных и объективных критериях» (9). К области моральной ответственности ученого-педагога относятся также следующие положения: а) актуализация в педагогической деятельности таких важных моральных чувств, как сострадание, милосердие, скромность, справедливость, терпимость, человечность, бескорыстие, великодушие; б) формирование у педагогов таких важных качеств, как требовательность к себе, взыскательность, принципиальность, умение объективно оценить обстановку, педагогическую ситуацию и т.д. 103 Результаты проведенных гуманитариями исследований в области сущности человека и общества должны и являются достоянием общественного сознания, самого человека, ибо направлены на его развитие и совершенствование. Данные результаты становятся составляющими индивида через процесс социализации, идущий как через систему образования, так и внедряемый в сознание человека посредством средств массовой информации. В процессе социализации всегда имеет место феномен индок-ринащш - внедрения, внушения, навязывания каких-либо концепций, теорий (фактически агитация и пропаганда). Особенно активно применяется данный способ распространения социального знания через средства массовой информации (СМИ). Ни одно общество не может не использовать пропаганду и агитацию. Но вся проблема в чувстве меры, в тех границах, за пределами которых пропаганда и агитация превращаются в механизм манипулирования общественным мнением, способом контроля за сознанием широких масс населения и отдельных людей. Негативный оттенок термина «социальное манипулирование» задан его сущностью, заключающейся в попытках такого воздействия на индивида, группу, общество, при котором игнорируется воля и желание отдельного человека или группы людей, они рассматриваются только как средства, орудия исполнения чуждых им интересов и целей, которые тщательно от них скрываются. То есть их поведение искусственно программируется заранее.
С этой целью применяются и соответствующие методы: дезинформация, отрывочное и выборочное информирование, «игра цифрами», «наклеивание ярлыков», использование стереотипов (в духе «черно-белого» мышления), не требующих понимания и рассчитанных на однозначную, запрограммированную реакцию. В целом для данных методов характерна замена аргументации, анализа техникой психологического внушения. Альтернативой социальному манипулированию является так называемая маркетинговая стратегия (по существу демократическая стратегия), или технология паблик рилейшнз (связь с общественностью), предполагающая принципиальный отказ от обмана и фальсификации социальной информации, информационное воздействие как ответ на запрос, удовлетворение возникших потребностей в социальной информации, в социальном взаимодействии. То есть в данном типе социальной коммуникации важна обратная связь между передающим и получающим информацию. В результате на социальном пространстве возникает диалоговая форма взаимодействия. 104 Здесь практикуется создание положительного образа (имиджа) личности политика, бизнесмена, ученого и т.д., благоприятной социальной атмосферы вокруг тех или иных социальных событий, обращение к получателю информации не как к роботообразному существу, а как к личности со своими собственными ценностями и потребностями. Маркетинговая форма пришла из рыночных отношений в экономике и предполагает открытость информации, честное, достоверное, доверительное информирование и взаимоуважение в социальном общении, стремление давать людям ответы на поставленные вопросы, не навязывая при этом тех или иных позиций. В результате при использовании маркетинговой стратегии в социальной коммуникации очень важным является вопрос разъяснения получателям социальной информации сущности социальных проблем. У людей формируются устойчивые сознательные социальные ориентации, идейная лояльность к предлагаемой информации. В частности политическая реклама есть такая форма обращения к простому человеку, в которой в лаконичной образной, эмоциональной, символической, схематической форме до него доносится суть политической платформы того или иного политического института, политического движения, партии, образа политика и т.д.
В результате воздействия политической рекламы у человека активизируется политическая воля, интерес, компетентность, внимание к политическим событиям. Однако, как отмечают специалисты, воздействие рекламы на человека происходит не на уровне глубинных пластов мышления, а на уровне поверхностной эмоциональности, ситуативное™, что приводит к неустойчивости политической ориентации и ценностей, формируемых рекламой. Но цель рекламы в большинстве случаев как раз и направлена на то, чтобы вызвать положительную политическую реакцию в той или иной конкретной ситуации: склонить его к голосованию за того или иного кандидата. Как отмечают специалисты, «наряду с общественно признанными, этически выдержанными методами рекламистики в её политическом арсенале существуют и так называемые «черные», или «грязные», техники, нарушающие общепризнанные нормы морали и даже правовые нормы» (61. С. 524). С этой целью во многих развитых странах создаются органы, призванные отслеживать чистоту применяемых техник в политической рекламе. В результате СМИ не только оказывают влияние на власть и общественное мнение, но и власть через цензуру, законы контролируют действия СМИ. В частности государство, контролируя и регулируя 105 экономические источники существования СМИ, может оказывать на них давление. Кроме того, почти в любом обществе имеет место соперничество, борьба между властвующей и оппозиционной элитой в вопросе контроля за СМИ. Особенно это касается предвыборной ситуации. Право является наиболее оптимальной и цивилизованной формой регуляции отношений между властью и СМИ: в атмосфере гласности принимаются нормативно-правовые акты, в которых четко обозначено, что могут и что запрещено в деятельности СМИ. Правовые основания деятельности СМИ и в целом социальных коммуникаций построены на конституционном праве гражданина на информацию, позволяющем в рамках закона свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. В частности в нашей стране существует специальный Указ Президента от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», в котором прямо сказано, что «право на информацию является одним из фундаментальных прав человека». Данный указ, безусловно, еще один шаг на пути расширения информационных возможностей как гражданина, так и общества в целом. Кроме правовых существуют и этические основания деятельности социально-политических коммуникаций. Такие действия СМИ, как изъятие «плохой» (в частном случае скучной), невыгодной для определенных социальных кругов информации, пристрастное комментирование событий: неадекватное «выпячивание» каких-то социальных явлений, качеств политических лидеров, умышленно поверхностное комментирование тех или иных социальных явлений, в целом дезинформацию, безусловно, можно отнести к аморальным действиям в сфере социально-политических коммуникаций. И наоборот, стремление дать честную, правдивую информацию, попытки создать конкурентную среду: в частности, предоставлять возможности выражать разные точки зрения по поводу того или иного социального явления, взаимное уважение в ходе социальных взаимодействий можно отнести к нравственно позитивным действиям в сфере социальных коммуникаций. Конечно, в сфере социальных коммуникаций нет абсолютной свободы (она и не нужна и невозможна), но стремление к высокой нравственности, к действиям в рамках закона должно и присутствует во многих странах. Критерием правильности или неправильности действий в области социальных коммуникаций являются все те же интересы общества и интересы простого человека. 106
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.016 с.) |