Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и типы объяснения в СГНСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Объяснением в науке называют «раскрытие сущности изучаемого объекта...путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты» (71. С. 454). Объяснению предшествует описание объекта и условий, в которых оно находится. Описание включает в себя фиксацию с помощью естественного и искусственного языка тех или иных свойств изучаемого объекта и ограничивается простым упорядочением и систематизацией явлений. Описание опирается на интерпретацию - процедуру рассмотрения, и обозначения смыслов, значений, придаваемых элементам или в целом изучаемому объекту посредством символов, знаков, образов и т.д. Если в естественных науках эти процедуры осуществляются с помощью фиксированных.правил перевода формальных символов и понятий на язык содержательного значения, то в СНГ процедура придания символам, знакам, образам, которые обозначают те или иные стороны изучаемых социальных явлений, более про-изводны, метафоричны, но стремление к точности и однозначности и здесь является идеалом. ц Совокупность этих символов, формул, образов может быть как изоморфной (точной копией), так и гомоморфной (приблизительной) по отношению к интерпретируемому объекту, его свойствам и элементам. В качестве иллюстрации важности момента интерпретации в познании и понимании социальных явлений приведем пример вариантов символического обозначения фундаментального понятия «коллективное бессознательное» (архетип сознания), которые дал К. Юнг: это комплекс матери, комплекс вины, комплекс власти, стереотипы поведения во время паники, образ креста у христиан и полумесяца у мусульман и др. Без описания конкретных признаков коллективного бессознательного трудно понять, что имел в виду К. Юнг. Что касается типологии объяснений в СГН, то здесь, на наш взгляд, не существует точных, окончательных вариантов. Нам кажется не убедительным деление типов объяснения на дедуктивно-номологический 115 (подведение объясняемого явления под определенный закон и выведение, дедукция явлений из законов), рациональный (вскрытие мотивов поведения) и телеологический (выяснение целей действий) (31. С. 150). Нам кажется, что второй и третий типы объяснения в данной классификации являются стадиями формирования и функционирования первого типа объяснения, ибо объяснение целей поведения обязательно предполагает выяснение его мотивации. А это, в свою очередь, предполагает формулировку выводов-законов.
В качестве примера можно привести концепцию типов субъективного социального действия, предложенную М. Вебером. Он, исследуя цели и мотивы человеческих действий, а также результаты этих действий на протяжении всей истории человечества, представил развитие культуры как смену традиционного (аффективного), ценностно-рационального и целерационального действия. Данный закон смены одних типов социального действия другими объяснял в общем виде (с определенной степенью идеализации) поступки людей в каждой эпохе: в древности поступками людей в большей степени управляют аффекты; в Новое время появляются ценности накопления капитала, важности рационального устройства своей жизни и др; в новейшее время конструирование целей и их достижение становится главным мотивационным фактором деятельности людей. Другая классификация типов объяснения: 1) объяснение с помощью эмпирических обобщений; 2) объяснение с помощью гипотез; 3) объяснение с помощью законов, которое кажется предпочтительнее, поскольку разделяет данные виды объяснений в зависимости от характера информации, закладываемой в основание объяснения. Объяснения первого типа можно отнести к тем, в которых по выражению К. Поппера царствует «ситуационная логика» («ситуационный анализ»): объяснение сиюминутных конкретных ситуаций исходя из фактов их наличия и проявления. Обобщение данных фактов и объясняет данную социальную ситуацию, например, фиксация разнообразных поведенческих актов ребенка во время игры наводит на определенные обобщения, которые и объясняют каждый из конкретных разновидностей поведенческих актов в действиях детей. Объяснения второго и третьего типа основываются на более глубинных представлениях о сущности социальных явлений, за счет большей теоретичности, а, следовательно, большей объяснительной возможности теорий и гипотез (за исключением гипотез, построен-116 ных только на обобщении фактов): всем хорошо известна объяснительная значимость марксистской парадигмы в социальных науках эпохи советского периода, когда результаты творческих поисков в разных областях социально-гуманитарного знания обосновывались положениями принципов марксистско-ленинской науки.
Справедливости ради отметим, что, несмотря на явную тенденциозность данных объяснений, некоторые объяснительные принципы, содержащиеся в марксизме-ленинизме, не потеряли актуальности и сегодня (принцип историзма, всесторонности и др.). При этом, как отмечал Ф. Энгельс, сами объяснительные принципы «верны постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» (39. Т. 20. С. 34).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.01 с.) |