Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективный субъект социально- гуманитарного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалоговый, характер социального познания его субъект-субъектный характер, с учетом того факта, что другим субъектом может выступать не только индивид, но и группа, коллектив, подводят к необходимости пристального рассмотрения вопроса специфики коллективного субъекта социально-гуманитарного познания. Под термином «коллективный субъект» познания принято понимать взаимосвязанную и взаимозависимую, интегрированную, действующую активно и имеющую цель группу.людей. Применительно к нашей теме такой целью является познание социальной реальности как в целом, так и отдельных ее частей. Сразу надо сказать, что в отличие от естественных наук, где коллективным субъектом познания являются: лаборатории, научные группы научные школы и т.д., в случае социального познания таковыми могут быть еще и просто группа людей, толпа, нация, класс и др. Разговор о специфике коллективного субъекта социально-гуманитарного познания, как и в случае индивидуального субъекта, предполагает многовекторный, разноплановый анализ данной проблемы. Это и роль научных коллективов, и школ в познании социальной действительности, это и специфика массового, общественного сознания и познания, религиозные настроения и верования и др. Рассматривая вопрос о роли научных школ в социальном познании, следует отметить, что это большой и важный вопрос, относительно подробно изученный применительно к естественным нау- 43 кам, чего, к сожалению, нельзя сказать о социальных науках. Известны критерии, движущие силы, типы научных школ (см. например 74). У нас нет возможности, да и вряд ли это нужно, в рамках данной работы рассматривать специфику научных школ в лингвистике, экономике, психологии, социологии, социальной философии и т.д.(это может быть с успехом осуществлено в аспирантских рефератах, в рамках рассмотрения истории развития той или иной социально-гуманитарной дисциплины). Но в качестве важнейшей черты, отличающей научные школы в социально-гуманитарных науках, отметим наличие еще большей вариабельности научных парадигм относительно одного и того же исследуемого вопроса в силу их социально-методологической (в частном случае политически-методологической) нагруженности.
В силу этого, как отмечают эксперты, сами парадигмы «здесь в значительной мере носят философский, метафизический и даже интуитивный характер, поскольку они - в отличие от естественных наук, где парадигмы синтезируют в себе общее и конкретное, - выступают в виде особой ипостаси» (41). Поэтому «весьма нередки и случаи, когда гуманитарий отрицает наличие общей парадигмы, полагая, что может удовлетвориться исследовательской конкретикой. В этом случае общая парадигма все равно существует, но остается скрытой от субъекта познания и диктует ему «правила игры» на уровне интуиции» (41). Может даже иметь место, как отмечает В. С. Швырев, в целом отказ от «рациональности научно-познавательной деятельности вообще, поскольку мы сталкиваемся с существованием внутрипарадигмальных замкнутых рациональностей различных научных сообществ» (73). И этот вопрос для социального познания стоит очень остро, поскольку он, далее отмечает эксперт, стимулируется «эгоистическими интересами различных социальных, этнических, культурных групп» (там же). Тем не менее, если говорить о коллективном субъекте как научной школе, то для нее в рамках социального познания характерны те же черты, что и для любой научной школы с учетом специфики познаваемого объекта. Научной школе как сообществу ученых разных статусов, компетенций, специализаций, объединенных лидером-руководителем, присущи разные черты-функции. Как и любое образование, научные школы не только зарождаются, но и распада-44 ются. Как отмечают эксперты (46. С. 252), в научной школе всегда заложена определенная степень изоляции данной научной группы от остальных групп и научного сообщества. В силу различных причин данная степень при достижении значительных величин может повлечь за собой распад данного коллективного субъекта. Одной из таких причин может быть догматизация идей, на которых зиждется данный научный коллектив, превращение данных идей в шоры, не позволяющие видеть другое новое. Например, как отмечает А.П. Огурцов, школа Риккардо в политической экономии распалась, потому что последователи Риккардо «восприняли его теорию (трудовой стоимости - Ю.Т.) как законченную систему и ограничивали свою задачу лишь комментированием и интерпретацией воззрений лидера» (46. С. 257). В частности Д. С. Милль лишь формально систематизировал эти идеи, но творчески их не развил.
Определяющим моментом в творческой деятельности любого научного коллективного субъекта являются философские, фундаментальные основания, на которых она основывается. При этом с учетом специфики познаваемого объекта (социальной реальности, ее полиструктурности и многовариантности) возможно существование разных фундаментальных парадигм, приводящих к объективным, истинным результатам. Характерным примером применительно к данному случаю является диалог исследовательских парадигм при изучении общения в психологии коллективами Л. С. Выготского (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.З. Запорожец и др.) и французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Масс, Ш. Блондель и др.), имевшим место в начале XX столетия. Поскольку «мировоззренческие и методологические позиции были здесь разными, отсюда были выбраны разные грани, предмет изучения данной проблемы» (69. С.286). Так французская социологическая школа исходила из главной идеи своего лидера Э. Дюркгейма о принудительном навязывании коллективных представлений индивиду, что приводило к нивелировке личностных качеств. «При этом коллективные представления рассматривались в этой школе как независимые от социально-экономических явлений, от трудовых процессов» (69. С.287). В школе Выготского орудия труда и знаки, которые оказывали решающее влияние на становление индивида, напротив были резуль- 45 гатом предшествующей общественно-исторической практики, совместной коллективной деятельности. Отсюда и процедура социализации (приобретения знаний и навыков ребенком) носила в школе Выготского коллективный характер в форме кооперативной деятельности (сотрудничества) ребенка со взрослым. Если фундаментальные положения французской социологической школы шли от О. Конта, то школа Выготского основывалась на идеях И.М. Сеченова и А. А. Потебни (влияние знака на развитие психики). На самом деле в реальной практике общения, в процессе социализации имеет место действие как принудительного фактора, так и естественное влияние ближайшего окружения на сам коммуникативный акт. Все зависит от рассматриваемого ракурса общения от условий, в которых оно происходит. Еще одной особенностью коллективного субъекта социального познания является, как мы уже отмечали, возможность появления стихийных групп (толпа, общественное сознание, собрание и др.), склонных к познанию тех или иных социальных явлений. Как правило, результатом познания таких коллективных субъектов является общественное мнение, слухи, предрассудки (подробнее об общественном мнении и предрассудках см. на стр. 42). Частично данное положение объясняется сиюминутными обстоятельствами, отчасти традиционно сложившимися представлениями о тех или иных явлениях, лежащих в лоне коллективного бессознательного, приоритет в изучении которого принадлежит К. Юнгу (1875-1961). 3. Коммуникативная рациональность. Межсубъективное понимание и смыслополагание Специфика субъекта социального познания задается не только его индивидуальным или коллективным гносеологическим статусом, но и особенностью изучаемого объекта. Переориентация социального познания с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения не могла не сказаться на изменении отношения субъекта к познаваемой социальной реальности.
Поскольку атомом субъект-субъектных отношений становятся коммуникация и коммуникативные отношения, уже их понимание становится основой конструирования социальных теорий и законов. При 46 этом вновь всплывает вопрос о возможности или невозможности существования данных теорий и законов на мета- или локальном уровне. История социальной мысли как на теоретическом, так и на обыденном уровне изобилует множеством примеров успешных попыток понимания и объяснения коммуникативных отношений на уровне индивид-индивид, группа-группа, индивид-группа, общество-общество, индивид-общество, группа-общество. Однако одним из первых, кто четко заявил о приоритете изучения коммуникативных отношений в социальном познании, был Ю. Хабермас (1929), а его полемика по поводу сущности коммуникативных отношений и возможности создания социальных теорий с К.-О. Апелем (1922) имеет важное методологическое значение. Хабермас вводит понятие «коммуникативная рациональность», подчеркивая главный в коммуникации момент - рациональность, под которой понимает способность: а) коммуникатирующих сторон достичь взаимопонимания с помощью дискурса; б) устранить условия, препятствующие коммуникации (в частности все, что способствует принуждению в отношениях); в) учесть и сконструировать факторы, способствующие коммуникации. Хабермас не только формулирует методологические подходы познания коммуникативной рациональности, но попутно высказывается и по поводу сущности самой коммуникации, ее идеала и реального положения в обществе,, вводя ценностный аспект измерения коммуникативности. Так важным моментом в коммуникации-диалоге (коммуникативный акт всегда диалогичен), по его мнению, является принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Другим важным положением является мнение Хабермаса по поводу критериев успешности коммуникации-диалога, таковыми у него являются: правильность выполнения принятых норм общения и поведения, понятность, истинность, правдивость в отношениях (а поскольку основой отношений является речь, то данные критерии относятся, прежде всего к речи). В связи с этим он формирует образ идеального коммуникативного акта, а Апель - идеального коммуникативного сообщества. Сойдясь во мнении, что коммуникативная рациональность является базисом общества, многие социальные философы разошлись во мнении по поводу того, можно ли на основе ее изучения составить
представление о социальных законах. Насколько выводы, касающие- 47 ся изучения коммуникативной рациональности, имеют универсальный, метафизический (философский) смысл и уровень. По мнению Хабермаса, осмысление законов коммуникаций, как и вообще любое философское (обобщенное) осмысление социальной действительности, ограничено тем жизненным миром субъектов, который определяется историческими рамками определенного времени в форме языковых коммуникативных актов. Апель же считает, что возможны универсальные социальные выводы, распространяющиеся на все времена и народы. Если Хабер-мас полагает, что в формирующиеся коммуникативные акты не следует вмешиваться, надо исходить из их естественной самоорганизации (здравый смысл сам знает, что нужно делать, в то же время он не исключает проявлений «патологий жизненного мира», которые должны быть устранены с помощью изучения), то мнение Апеля иное: данный процесс должен быть понят и подвержен управлению. Методологический взгляд на процесс социального познания, а шире - на устройство общества, ставящий на первое место коммуникативный акт, так как его понимает Ю. Хабермас в самом широком контексте, безусловно важен. Однако здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, на наш взгляд, совершенно тенденциозно утверждение Хабермаса о том, что наличные формы коммуникативного поведения никак не выражены в функционировании социальных институтов общества и даже как бы изолированы от них. Тем самым отрицается факт их влияния (в целом и влияния социальной среды) на процесс формирования и развития коммуникативных процессов. Во-вторых, правомочно задать вопрос: неужели эффективность функционирования коммуникативных актов исчерпывается только теми факторами (в основном этического порядка), которые предлагает Хабермас (правдивость, понятность и т.д.), а как же быть с такими важнейшими детерминантами коммуникативных процессов, как внутренняя культура, профессиональная компетентность, глубина мышления и др. Если добавить сюда еще факторы внешнего порядка: экономическая, политическая, правовая, религиозная среда, обусловливающие жизненные миры участников коммуникативного диалога, то учет всего этого и должен сформировать всесторонний подход в понимании данного процесса. Как выразился по этому поводу классик, мы никогда не достигнем всесторонности полностью, но следование данному принципу убережет нас от ошибок. 48 Кстати сказать, проблема общественных отношений (а в термине «отношение» уже сокрыт значительный коммуникативный потенциал) всегда была объектом и предметом исследований российско-советского обществоведения. В исследованиях экономических, политических, правовых, межличностных, групповых отношений достигнут интересный, продуктивный материал и хотя возможно в данных исследованиях основной акцент сделан на анализе связки субъект-объект, тем не менее, этот опыт должен и может быть востребован. В этой связи мы хотели бы вспомнить о типологии межцивилиза-ционных коммуникаций, предложенной Н.Я. Данилевским (1822-1885): удобрение - естественное заимствование всего лучшего культурами, прививка - перенос признаков одной культуры на другую; колонизация - насильственное механическое внедрение одной культуры в другую.
Варианты коммуникативного диалога индивида и группы, предложенную Н.К. Михайловским (1842-1904): любая личность ориентируется либо на борьбу, либо слияние с группой (организацией). По его мнению, в реальности (а это вторая половина XIX в.) чаще встречается вторая позиция, ведущая к понижению развития. Он же предпринимает попытку понимания роли таких социально-психологических феноменов, как подражание, внушение и престиж во взаимоотношениях между толпой и лидером: толпа подражает лидеру и на этот процесс помимо социально-психологических факторов (монотонность, скудность, однообразие индивидуальной жизни), влияют и сугубо социальные обстоятельства: политические, экономические условия жизни. Наконец интересны факторы, влияющие на сплоченность и солидарность (термины «сплоченность» и «солидарность» появляются в социальных науках значительно раньше терминов «коммуникативный акт», «коммуникация», но они очень близки им по содержательному смыслу), предложенные русским социологом М.М. Ковалевским (1851-1916). Он вместо вышеуказанных понятий, получивших признание в западной социологии, вводит термин «замиренность», на которую, по его мнению, влияют: сознание родового единства (характерное в частности для русской общины), патриотизм, космополитизм. При этом, как считает Ковалевский, войны и классовая борьба порождают саму потребность перехода к соглашениям. Если же еще подключить данные исследований межличностного общения, накопленные в отечественной психологии, то этот ряд, иллюстрирующий богатство накопленного материала, касающийся тех или иных сторон коммуникаций, можно продолжать до бесконечности. 49
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.161 (0.01 с.) |