Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Натуралистическая исследовательская программаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследовательские программы в социально-гуманитоарных науках имеют разный уровень масштабности: «обычно выделяют позитивистскую, интерпретативную, критическую. Но этот "список" легко расширяется или уточняется: механицистскую, социал-детерминистскую, географически-детерминистскую, структурно-функционалистскую, феноменологическую, этнометодологическую, программу школы Анналов, постмодернистскую, синергетическую и др.» (62) Если речь вести о метапарадигмах социально-гуманитарных наук, то здесь принято выделять натуралистические и антинатуралистические парадигмы (при этом мы не будем разводить понятия парадигма и исследовательская программа). Натуралистические исследовательские программы, а шире - натуралистический подход в понимании социальной действительности -основываются на идее рассмотрения социальных явлений в качестве реальных, материальных вещей, предметов по аналогии со спецификой протекания природных явлений, описываемых механическими, физическими, химическими, биологическими законами. При этом детерминирующий фактор в натуралистических парадигмах всегда один, он фундаментален, нагляден и очевиден. Соответственно в антинатуралистических исследовательских программах базовой детерминантой объяснения является не природный, а социальный фактор, т.е. социальное здесь объясняется социальным. При этом детерминанты могут быть самые разные в зависимости от изменяющихся условий, они многофакторны и многовекторны. Известно, что натуралистическая парадигма доминировала на классическом этапе развития СГН (см. С. 14) в конце XIX в. появляются и начинают развиваться антинатуралистические исследовательские программы при наличии всплесков попыток возвращения к натурализму: неопозитивизм с его принципами физикализма, верификации; возникновение и развитие этологии; эволюционной этики и др. В отечественной литературе достаточно хорошо изучены и описаны натуралистические программы: географический детерминизм (Г. Бокль, Ф. Ратцель, И. Мечников и др.)> биологизм (Г. Спенсер и др), марксистский экономикоцентризм и др. Проиллюстрируем на конкретном историко-теоретическом материале со- 139 держание некоторых натуралистических программ и начнем данный экскурс с рассмотрения вклада русских ученых в развитие натуралистического социального мировидения. На становление натуралистического подхода в социологии и культурологии мощное воздействие оказали русские мыслители XIX в.: П. Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, Н.Я. Данилевский. Павел Федорович Лилиенфельд (1829 - 1903). Считал, что человек со своими потребностями находится в таком же отношении к обществу, как каждая клеточка живого или растительного организма к самому этому организму. К обществу применимы такие понятия, как «единство», «целостность», «специализация органов», «капитализация сил» (накопление запасов энергии) и т.д. Но общество обладает и своей спецификой - меньшая интеграция и большая подвижность элементов (индивидов). Поэтому общество - это высший организм. Любое общество по Лилиенфелъду выполняет следующие функции: экономическая (физиологическая, аналогичная кровообращению), юридическая (морфологическая, наподобие нервной системы), политическая (объединяющая, по аналогии с центральной нервной системой). Здоровое состояние общества - это правильное соотношение консервативности (наследственности) и либеральности (приспособительности). Несмотря на то, что общество, как и любой организм, подвержено смерти, прекращения существования можно избежать путем перерождения. Чем более развито общество (чем выше его организованность и уровень развития социальных знаний), тем большим потенциалом для перерождения оно обладает. Лев Ильич Мечников (1838-1888) рассматривал общество как союз, в который люди вступают ради достижения общих целей. А истоки этого желания, стремления нужно искать на пересечении биологического и социального в человеке: закон борьбы за существование основывается на биологическом в человеке, а закон солидарности имеет социальную подоплеку. Общественный инстинкт самосохранения - биологическое, осознанность человеческих действий - социальное и т.д. Ведущий фактор социальной эволюции Мечников усматривает в действии природно-географического параметра, в частности гидросферы: влияние рек, морей, океанов на развитие человеческой культуры. Цивилизации первоначально образуются на берегах великих рек (речные цивилизации), реки учили людей солидарности, ибо географическая среда таких рек, как Нил, Евфрат, Ганг, Хуанхэ 140 |и др. могла быть обращена на пользу людям лишь при условии коллективного, сурового, дисциплинированного труда. Затем они перерастают в морские цивилизации (в частности, античная цивилизация), наконец, становятся океаническими (современные цивилизации). Натуралистическая парадигма влияния природно-географического фактора на социальную жизнь возникла еще в конце XVIII в. во Франции и сыграла в свое время положительную роль как противовес религиозному истолкованию социальных яв- |лений. Однако вес природного в трактовке общественной жизни здесь был явно преувеличен. Так Ш. Монтескье (1688-1755) считал, что жаркий климат подрывает силы и бодрость людей и приводит к распространенности таких человеческих качеств, как малодушие и покорность. Плодородие приводит к изнеженности, слабоволию и деспотии (и наоборот). На сильно пересеченной местности образуются малые государства, на обширных равнинах - государства большей протяженности. В государствах малого размера нет стремления к сепаратизму (отделенно-сти) окраин, поэтому методы правления могут быть мягкими. Большие страны не могут существовать без деспотических режимов и т.д. Отсутствие или недостаточное наличие продуктов питания, опережающее увеличение численности населения по отношению к ним, легли в основу так называемого «закона народонаселения» (фактически закона перенаселения) Т. Мальтуса (1766-1834). Согласно этому закону войны, болезни и голод являются факторами, снимающими проблему перенаселения Земли. Определенную разновидность натуралистического подхода к СГН представляет собой учение 3. Фрейда (1856-1939), в котором специфическое сочетание биологического и психологического объясняет не только поведение человека, но и сущность культуры в целом. Апеллируя к клиническому опыту, стремясь к точному знанию закономерностей функционирования.человеческод.психики^ Фрейд открывает в ней новые, неизвестные до него аспекты. Модель личности Фрейда состояла из трех уровней: биологического, бессознательного «ОНО» (ид) с агрессивностью и принципом наслаждения (сексуальности) во главе; индивидуально-личностного «Я» (эго) - сфера сознательного при доминировании принципа реальности; социального супер-«Я» в виде внутриличност-ной совести, зависящей от общественных ценностей, - своего рода 141 идеализированный родитель, требующий хорошего поведения в соответствии с общественными, стандартными нормами. По мере развития человека высшие уровни (супер-«Я») и первичные (низшие - «ОНО») приходят в противоречие - конфликт. При этом «Я» пытается их примирить, является как бы посредником между стимулами, идущими как из внешней среды, так и из глубины бессознательного. «Я» является своего рода семафором на путях сообщения между личностью и окружающим миром. На «Я» возложена ответственность за поступки, супер-«Я» либо поощрает, либо наказывает человека. При этом Фрейд при объяснении поведения человека пользовался своего рода падравлической моделью, психики: чем меньше «Я» позволяет агрессивности и сексуальности реализовываться вовне (в поведении), тем больше их вытеснение вновь в область бессознательного («ОНО») вплоть до ее дсформадии. Перемещаясь в область бессознательного, сексуальность и агрессивность продолжают мотивировать, поведение человека, оказывая на него давление. Антагонизм «естественного» (низшего) и «культурного» (высшего) в человеке перерастает в антагонизм между индивидуальными желаниями и целями общества (при этом человек может этого и не понимать). Оболочка бессознательного все утолщается и сжимает внутреннее содержание, которое, стараясь вырваться, образует выпуклости (неврозы), требующие устранения (в частности, шутки и каламбуры интерпретируются Фрейдом как один из вариантов разрядки напряжения). Общество (культура) представляет личности запасные выходы для подавления вытесненных желаний, воспитывая в ней способность окультуривать свою агрессивность и сексуальность (сублимация либидо - перевод энергии первичных позывов в деятельность, разрешаемую общественными нормами): интеллектуализация психики через творчество, саморегуляция, выработка в себе способности всеобъемлющей любви к человечеству, а в идеале изменение психической конституции человека, вследствие чего появится общность между общественными и личными идеалами. С одной стороны, Фрейд видит в эволюции, культуры эту тенденцию - усиление интеллекта и уменьшение агрессивности и сексуальности, с другой стороны, он пессимист и констатирует репрессивный характер культуры (культурное развитие есть отречение человека от собственной природы, культура залавливает человека). Поэтому по мере развития человеческой цивилизации происходит все большее, распгюстранег 142 ние психических заболеваний, возникают «невгютач.еские.культуры», когда пациентом становится весь человеческий род. Фрейд не только открывает законы психики, но выводит из них и некоторые законы культурного развития; само появление культуры, по мнению Фрейда, обязано рождению в человеке чувства вины за содеянное преступление (убийство детьми главы рода в первобытном обществе). Суеверия также есть перенесение человеком вовне несознательных мотивов. Самым массовым суеверием является религия. Фрейд пр.оизвел.переворот во взглядах на внутренний мир человека, дав новде.^Щ(е|1ие.пш^чесщй р^лльвост. Он показал, что неосознаваемые структуры образуют особый пласт, доступный научному анализу. Произведя такой анализ, он впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину ментального мира человека. Эта картина была новой и необычной как по содержанию, так и по форме (язык психоанализа). Фрейдизм выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые всегда волновали людей: о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых человеком душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных желаний, о противоречии между «желаемым» и «должным». Практическое, жизненное решение этих вопросов выгодно отличало фрейдовское учение от абстрактных, академических, университетских теорий. Это и обусловило тот огромный интерес, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и в других областях культуры. Натуралистическая стратегия рассмотрения социальной действительности к концу XIX в. распространилась практически на все социально-гуманитарные науки. В юриспруденции это попытки объяснения отклоняющегося поведения с помощью биологического (генетически врожденных черт и качеств) фактора. Например, итальянский врач Ц. Ломброзо (1835-1909) считал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. В XX в. данный подход получил развитие во взглядах психолога и врача X. Шелдона (1940): у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу, человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом, свойственны общительность,^ умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройно- 143 стыо) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. По мнению Шелдона, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфному типу. В экономической науке натуралистический подход четко обозначился в марксистской парадигме понимания общества с присущим ей экономикоцентризмом. Родовая, природная сущность человека, по Марксу, проявляется в его общественности, где производственно-трудовая (экономическая) деягельность наиболее близка его родовой жизни. В связи с этим важным определяющим фактором общественных отношений является способ производства и форма собственности на средства производства. Перестройка отношения к собственности и производственных отношений приводит к перестройке всей общественной жизни - надстройки. И своей теорией общественно-экономических формаций им проиллюстрирована мысль, что общество представляет собой систему с прогрессивно развивающимся основанием - базисом и сменными надстроечными структурами. В лингвистике натуралистический подход проявился в контексте сравнительно-исторического языкознания, оформленного в подходе к языку как к организму, проходящему в своем развитии стадии "становления", "развития" и "распада языковых форм", вызванные деформацией языка со стороны духа {А. Шлейхер). В исторической науке натурализм проявился в частности в концепции евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий и др.), суть которой в попытке объяснения исторического и культурного своеобразия, особого пути России из особенностей ее местоположения: Россия занимает некоторый третий, самостоятельный материк Евразия, что и объясняет своеобразие ее социальной жизни и исторического пути. В эстетике натурализм проявил себя в форме требования изображения человеческого характера его обусловленностью, прежде всего физиологической природой и средой. Так один из теоретиков эстетического натурализма И. Тэн (1828-1893) провозгласил в качестве основы своей эстетической методологии триаду: раса (знание врожденных, естественных качеств), среда (знание географических и климатических условий), момент (учет двух вышеприведенных качеств в данных конкретных условиях). К концу XX столетия, несмотря на мощное развитие антинатуралистических представлений во взглядах на человека и общество 144 натурализм в лице биологизаторских взглядов получает новые импульсы в лице этологии и эволюционной этики. Этология - наука об инстинктивном (врожденном, генетическом) поведении животных. Человек для этологов тоже животное (высшее животное) и тот огромный материал, который они накопили в изучении последних, они пытаются перенести на понимание социального поведения человека. В частности австрийский биолог, Нобелевский лауреат К. Лоренц (1903-1989) выделяет восемь смертных грехов (восемь мировых проблем в виде неудачного сложного взаимовлияния природных и социальных факторов), которые, если не предпринять усилий по их решению, приведут к гибели человечества. Это (37): 1) перенаселение Земли и как следствие усиление агрессивности, вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве; 2) опустошение природного жизненного пространства, убивающее в человеке всякое благоговение перед красотой; 3) все ускоряющийся технический прогресс, делающий людей слепыми ко всем подлинным ценностям; 4) исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности: развитие техники и фармакологии позволяет устранять все, что вызывает малейшее неудовольствие. В результате исчезает способность человека переживать естественную радость, дающуюся при трудном преодолении препятствий; 5) генетическое вырождение ввиду отсутствия в современной цивилизации факторов, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения; 6) разрыв с традицией, в результате чего младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшими. Поэтому молодежь обращается с ними как с чужой этнической группой; 7) возрастающая индоктринирусмость человечества: увеличение числа людей, принадлежащих одной и той же культурной группе, приводящее к унификации взглядов, какой до сих пор не знала история; 8) опасность, связанная с созданием, хранением, распространением ядерного оружия. Эволюционная этика - направление в науке, толкующее происхождение, природу и назначение социальных качеств в.ч. нравственности с позиций процесса биологической эволюции. Основоположником этого направления считают английского философа XIX века Г. Спенсера. Опираясь на исследования поведения представителей животного мира, он устанавливает законы жизни и пытается из них вывести понятие блага как то, к чему стремятся все живые 145 существа, а также добра - как «более развитого» живого, и зла - как «менее развитого» живого. Цель поведения живых существ в приспособлении к внешним условиям, способствующем их самосохранению. Цель человеческого существования - достижение «наибольшей суммы жизни». Успешное достижение этой цели приносит человеку ощущение счастья. Идея эволюционного происхождения морали была развита русским мыслителем П.А. Кропоткиным (1842 - 1921). Оригинально интерпретируя дарвиновский закон борьбы за существование применительно к нравственности, он высказал мысль (опираясь на мнение Дарвина), что движущей силой развития морали является не борьба, а взаимная помощь, также укорененная в природе. Кропоткин приводит многочисленные примеры взаимопомощи в животном мире, настаивая на том, что именно это является главным фактором выживания. Поэтому русский мыслитель провозгласил - «Избегайте состязания». Русско-советский ученый В.П. Эфроимсон (1908 - 1989) высказался за возможность наследственной передачи генов альтруизма, накапливающихся и закрепляющихся в процессе биологической эволюции. Другой русско-советский ученый А.А. Любищев (1890 -1972) считал, что справедливость и совесть являются природными чувствами человека Во второй половине XX века в связи с достижениями современного естествознания (молекулярной биологии, генетики, кибернетики и др.) идеи зависимости морали от природы (биологии), стремление отыскать во врожденных биопсихических качествах интересы, цели, мотивы, принципы, определяющие поведения людей, получают дальнейшее развитие. Так, профессор Бостонского университета Р. Мшеа высказывает мысль, что животные имеют свою генетически заданную ценностную систему, которая является предпосылкой моральных ценностей. Английский философ В. Блэкстоун считает: «Животные имеют интересы. Они являются существами, обладающими волей, у них имеется в зачаточном состоянии представление о том, что является для них добром». На основании многочисленных исследований высказывается также мысль, что «как людям, так и растениям присущи общие потребности,...растения выражают электрические и химические реакции, которые по своей функции тождественны боли». 146 В связи с данными идеями возникает даже целое течение - «этика природы», в котором «ценности и моральные права представителей живого мира..ожидают своего признания».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.012 с.) |