Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конвергенция естественно-научных и социально-гуманитарных знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «конвергенция» (от-латинского convergo - приближаюсь, схожусь) применительно к поставленной в заглавии параграфа проблеме, означает взаимоприближение, взаимодействие, взаимопроникновение естественно-научных и социально-гуманитарных наук. Или, по меткому выражению Ф. Энгельса, можно говорить о возникновении и пульсации своеобразного "идейного тока", между естественными и социальными науками. Тем не менее, необходимо отметить, что идея конвергенции этих двух отраслей научного знания соседствует с противоположной точкой зрения, согласно которой между гуманитарными и естественными науками существует пропасть, и она все больше и больше расширяется. Именно такая позиция была высказана Ч. Сноу в 1959 г. в его знаменитой работе «Две культуры и научная революция». Здесь, в частности, он отмечает, что гуманитарии квалифицируют ученых как поверхностных оптимистов, которых мало интересует человек. Естественники же (в терминологии Сноу ученые) в свою очередь считают, что гуманитариям не хватает широты взгляда, они сводят мысль человека до экзистенциального (сиюминутного) момента и не интересуются интеллектуальным опытом, накопленным в естественных науках. Констатируя имеющиеся отличия между естественными и гуманитарными науками, сегодня вряд ли можно утверждать, что доминирует тенденция, отмеченная Ч. Сноу. Скорее наоборот, сторон- 31 ников конвергенции естественных и гуманитарных наук становится все больше и больше, поскольку анализ объективного процесса эволюции науки указывает на преобладание именно этого направления. Попробуем аргументировать и развить данную позицию. В конвергенции естественных и социально-гуманитарных наук можно выделить два направления: а) проникновение естественных наук в социально-гуманитарные; б) гуманитаризация естественно-технических наук. Остановимся на каждом из этих направлений подробнее. О влиянии естественно-технических наук на социально-гуманитарные науки наговорено и написано много. И, пожалуй, главным здесь является процесс математизации и информатизации социально-гуманитарных наук. Использование математически-статистических методов в психологии, лингвистике, экономике, социологии на разных стадиях и уровнях исследований, происходящих здесь, теоретическое моделирование социальных процессов с помощью компьютеров, применение кибернетических методов, системного подхода, новых информационных технологий, в частности Интернета, в организации научных контактов, поиска нужной научной информации, совместного осуществления исследовательских проектов - вот неполный перечень продуктивного внедрения естественно-технических наук в социально-гуманитарные исследования. Интересен и важен обратный процесс - внедрения социально-гуманитарных наук, соответствующих методов в научные исследования, происходящие в области естественных наук. Применение лингвистических законов в процессе создания языков программирования, учет законов психологии при формировании научно-исследовательских групп, а также при создании систем человек-машина, использование эстетических законов при проектировании машин и механизмов - вот примеры продуктивного влияния социально-гуманитарных наук на развитие естественно-технических знаний. Процесс конвергенции естественно-технических и социально-гуманитарных наук рельефно проявляется в процедуре совместного решения ими тех или иных научных и практических проблем, в процессе междисциплинарных исследований. Обсуждение этого вопроса будет продолжено нами в теме № 12, здесь же приведем несколько ярких примеров таких междисциплинарных исследований. 32 Наиболее интересным, на наш взгляд, являются случаи, когда один и тот же ученый при решении той или иной научной задачи выступает одновременно и как естественник (натуралист) и как гуманитарий. Все это в первую очередь относится к творчеству выдающегося исследователя, нашего соотечественника В.И. Вернадского (1863-1945). Он впервые в истории естественных и гуманитарных наук на глобальном, планетарно-космическом уровне осуществил синтез геологических, биологических и социокультурных (гуманитарных) знаний в единую науку о гео-био-ноосфере. Ноосфера Вернадского - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготовленная всем прошлым планеты. Научная мысль - такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по глубочайшему убеждению Вернадского, ни повернуть вспять, ни остановиться, ибо таит в себе потенцию развития фактически безграничного. Особую роль при этом Вернадский отводил геохимии, и биогео: химии, соединяющим науки о природе с науками о человеке. В этих науках человек есть "сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере", ведущая к перестройке биосферы, превращения ее в ноосферу ("царство разума") - "новое геологическое явление на нашей планете". Эта перестройка.осуществляется в процессе сложной эволюции биосферы, ее самосовершенствования, все более полного, активного накопления и трансформации энергии, усложнения своей организации и обогащения информацией. Вернадский различал три вида реальностей: 1) микроскопическую реальность; 2) реальность в области жизни человека; 3) реальность в глобальном космическом масштабе. В качестве конкретных условий для развития ноосферы Вернадский выделял: 1) усиление связей, в том числе политических, между всеми странами, могущими, в частности, составить и реализовать продуманную систему исключения войн; 2) выход в космос; 3) равенство людей всех рас и религий; 4) резкое преобразование средств связей; 5) свобода научной мысли. .Поскольку научное творчество у Вернадского - сила, изменяющая биосферу, особую.роль он отводил миссии ученого, сообществу ученых. Прежде всего, в сфере научных работников, считает Вернадский, "происходит психологический перелом величайшей 33 важности - растет неудовлетворение узкими размерами Земли., искание мировой космической связи". Что касается взаимосвязи методов разных наук и познавательных традиций, то Вернадский отмечал, что «некоторые части даже современного научного мировоззрения» были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, - они вошли в науку из религиозных идей, из философии, из общественной жизни и искусства». По мнению мыслителя, современная наука сейчас как никогда нуждается в «подпитке» идеями и понятиями, возникающими в области философии, искусства, религии, и эта процедура требует одновременной работы мысли во всех областях человеческого знания. Наконец, во.дзгаяд^.щ.человека Вернадский призывал «не потерять...чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности», продолжая развивать в данных призывах гуманистические традиции. Актуальной и в то же время показательной в плане сотрудничества естественно-технических и социально-гуманитарных наук является решение разного рода эргономических задач, где под эргономикой понимают проектирование и оптимизацию трудовой деятельности человека, связанной с созданием и эксплуатацией всевозможных технических устройств. Для эффективной и надежной работы системы человек-машина необходимо наличие множества условий: а) учет и использование таких личностных качеств, как образованность, уровень культуры, квалифицированность, потребность в самовыражении, потребность в общении и др., традиционно изучаемых такими социальными науками, как социология и социальная психология. в) здоровье работника, наличие удовлетворительных условий труда (освещенность, температурный режим, качество воздуха, уровень шума и др.). б) наличие современной техники с соответствующими техническими параметрами: мощность, энергоемкость, надежность и др., традиционно изучаемых техническими науками. Все это в комплексе плюс учет экологического параметра (влияния на окружающую среду) и является условием с одной стороны высокопроизводительной работы техники, а с другой сохранения здоровья и развития личности в процесса труда. Результатом взаимодействия социальных и естественных наук являются все расширяющиеся новые области междисциплинарных исследований: техническая эстетика, инженерная психология, 34 математическая лингвистика, семиотика, математическая психология, информационная эпистемология (теория познания), компьютерная этика, сетевая экономика и др. (подробнее о междисциплинарных исследованиях в области социальных наук в теме № 12). Процесс проникновения социально-гуманитарных наук в область естественно-технических, знаний идет не только на уровне применения последних методов и законов социальных наук, но и на уровне проникновения в целом гуманитарного мышления в процесс получения и осмысления добытых в естественных науках знаний и техникотворчества. При этом под гуманитарным мышлением будем понимать примат интересов человека, его физиологического и психического здоровья, перспектив нормального развития при анализе последствий тех или иных открытий в области естественных наук и технике. Именно это имеется в виду, когда речь заходит о необходимости оценивать социально-гуманитарными науками результаты и тенденции научно-технического прогресса с точки зрения интересов развития общества и личности. Данная идея реализуется например в процедуре социально-гуманитарной экспертизы таких научно-технических проектов, как конструирование и внедрение в человеческий организм гибридных молекул ДНК, клонирование (выращивание из клеток организма такого же организма или отдельных органов), создание новейших лекарств и нейрохирургические эксперименты, модифицирующие и регулирующие мотивацию поведения. Учеными, политиками и обществом в целом давно уже выработана установка, согласно которой основы плодотворного взаимопроникновения естественных и гуманитарных наук необходимо закладывать еще на стадии получения образования. Именно на это направлен процесс гуманитаризации самой системы образования. С ростом информационных потоков, с которыми сталкивается молодой человек, необходимо научить его оценивать хаотически развивающиеся системы знаний, свое место в этом неопределенном мире, и роль гуманитарных наук в этом главенствующая. Гуманитарное знание является отражением органического триединства человека: его чувственного, интеллектуального и волевого начал. Поэтому формирование гуманитарного мышления предполагает наряду с рационально-логической его стороной развития эмоционально-образной и волевой компоненты. Частным случаем такого подхода является научение умению видеть смысл за употребляемыми словами, развитие способ- ности к распознаванию прямой и скрытой символики слов и знаков, пониманию культурологических условий, на фоне которых протекают те или иные социальные явления. Система словесных значений составляет огромный пласт культуры, который в определенной степени существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. И этот важнейший пласт культуры должен быть введен в сознание молодого человека, освоен им, ибо каждое слово связано со множеством чувств, мыслей, ассоциаций и образов. А умение работать со словом не как с заданной раз и навсегда конструкцией, а как с пластичным, меняющим свой оттенок материалом, является важнейшей составной частью гуманитарной культуры. Система образования должна в связи с этим искать и ищет новые формы образования, интегрирующие в себе логическое и эмоционально-образное восприятие, интерпретацию и трансформацию информационного поля как на уровне индивида, так и на уровне учебного коллектива. В этом направлении многое сделано, но есть еще множество проблем: в частности, как отмечают эксперты, «В социально - гуманитарных предметах уделяется больше внимания проблемам мира, природы, общества, культуры, чем человеку. В них недостаточной степени ставятся проблемы, относящиеся к внутреннему, духовному миру человека, к его поведению и действию, проблеме поиска им смысла жизни, места, роли и предназначения в мире» (57. С. 85). «Гуманитаристика,....предполагая неоднозначное осмысление окружающего мира, порождает сомнения и ничего не предлагает взамен опыту и практике, разве что определенную традицию решения проблем. Студенту (естественно-технического профиля - Ю.Т.) сложно совместить два различных типа мышления. Поскольку он по преимуществу прагматик, то выбор делается не в пользу гуманитарного типа мышления и гуманитаристики в целом (29. С. 98). В результате «престиж социально - гуманитарных наук в последнее время падает,...технократические ориентации преобладают над гуманитарными...Образование, прежде всего в современной России, преследует цель подготовить квалифицированного специалиста, и уже во вторую очередь нацелено на широкое развитие личности" (57. С. 85-87). С этой целью предлагается «изменить содержание, целевые ориентации социально - гуманитарных дисциплин в плане их перехода с парадигм "мир — человек", "общество — человек" и т.п. на "человек <-► мир <-> "Я" человека", "человек <-> общество <-► "Я" человека» (там же).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.013 с.) |