![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика индивидуального субъекта социально-гуманитарного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивид в социально-гуманитарных науках является одновременно объектом и субъектом социального познания. Что касается особенностей.субъекта социально-гуманитарного познания, то разговор об этих особенностях может идти в разных плоскостях: а) каков механизм познания социального мира в случае субъекта-индивида; б) какими внутренними качествами должен обладать субъект-индивид (внутренняя детерминанта индивидуально-социального познания); в) каково воздействие внешней среды на познающего субъекта-индивида и на результаты его познания (внешняя детерминанта индивидуально-социального познания). При попытке ответа на первый вопрос - как происходит процесс социально-гуманитарного познания в случае субъекта-индивида, возникает другой: как в целом выглядит исследовательский процесс, каковы его этапы? В общем виде исследовательско-познавательная процедура состоит из следующих этапов: постановка проблемы, решение проблемы, развитие полученного результата. В то же время, как многократно отмечено экспертами, процесс познания в социально-гуманитарных дисциплинах сильно нагружен повседневным знанием, что наводит на мысль, что это не только формализованно-научная процедура, а несколько более расширительный процесс. В связи с этим логичным будет обращение к известной общей ментальной схеме познавательного процесса, состоящей из шести этапов: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Какова же специфика функционирования этой схемы применительно к социально-гуманитарному познанию. Первым, кто дал более или менее детальную проработку данного вопроса, был австрийский философ, ученик Э. Гуссерля (1859-1938) Альфред Шюц (1899-1959). Он поставил конкретную задачу отыскания общей закономерности перехода от индивидуальных представлений (индивидуальных переживаний) о социальном мире до обобщенных значений, «до представлений о социальном мире как мире «вещей» (26). \ 37 По мнению Шюца, данный процесс происходит по-разному, в зависимости от того, какая сторона субъектного когнитивного стиля задействована в процессе познания. Сам же когнитивный стиль понимается им как сложное образование, в котором данные об объекте сращиваются с личностной вовлеченностью субъекта в данный объект.
Шюц предлагает следующие этапы восхождения от индивидуальных переживаний до обобщенных значений в социальном познании: 1) выделение индивидуальным сознанием значимых явлений из общего потока переживаний; 2) объективация значимых явлений путем взаимодействия с другими индивидами; 3) дальнейшая объективация значимых явлений путем наблюдения их значимости (в виде типичных свойств) в действиях и мыслях других индивидов, а также в социальной структуре, элементами которой выступают взаимодействующие индивиды. Объект познания в социальных науках по Шюцу - это мир.ПР.: вседневности, атомизированный в форме «конечных областей значений», которыми являются: религия, искусство, научное теоретизирование, труд, игра, мир душевных переживаний, сон и др. Каждый из этих миров представлен на уровне познающего субъекта в виде совокупности тех или иных данных опыта, они неравнозначны по ценности, так выше всех Шюц ставит трудовую деятельность как базу повседневного опыта, как своего рода «высшую реальность». Кроме того, данные разновидности повседневности, но мнению Шюца, изолированы друг от друга, поэтому в каждой из них переход от единичности переживаний, до обобщенной понятийной всезначимости протекает специфически, поэтому переходы из одной формы в другую либо невозможны в силу специфичности когнитивных стилей, которые направляют этот процесс, либо затруднены в силу необходимости интеллектуальной и эмоциональной переориентации, резкого скачкообразного перехода от одного стиля к другому. Характеризуя специфику когнитивного стиля, Шюц выделяет в нем: активность, которая модифицируется в силу разной ценности того или иного фрагмента повседневности для индивида, свое специфическое восприятие времени, специфику личностной вовлеченности в данный опыт. Австрийский философ отделяет научное теоретизирование от других форм повседневности, показывая принципиальное отличие восхождения от единичных переживаний до теоретических понятий, происходящих здесь. Так в научном теоретизировании не принято учиты- 38 вать личностных характеристик познающего субъекта, имеет место вневременное переживание, как самого познания, так и его продуктов, в результате как следствие - обратимость и результатов, и методов научного ползнания (в отличие от их необратимости в повседневности в силу необратимости сиюминутных изменений, происходящих в ней).
Другой отличительной чертой научного теоретизирования является отсутствие сомнений в объективном существовании как самого познающего, так и предметов внешнего мира. Повседневность, по мнению Шюца, является фундаментом не только объективных научных понятий, но и других разновидностей результатов познания социальной жизни, в которых тоже присутствует объективность и истинность: религиозная вера, сон, душевные переживания и др. Выполняя поставленную Гуссерлем задачу восстановления связи абстрактных научных понятий с миром повседневности, Шюц сформулировал важный методологический постулат, распространяющийся на все виды социального познания: типическое^.а.значит объективное.восприятие объектов..социального..мира.формируется в результате.повседневной человеческой..практи ки.... в.. форм е..првее-дневного.взаимодействия индивидов.-. К данному выводу относительно специфики получения знаний о социальной действительности добавим другой важный уже рассмотренный нами методологический постулат: социальные.явления,.невозможно.постичь. извне^.только. будучи. погруженным в социальный мирг а с..помощью'.отражения этого мира в. самом, себе суб.ьект; ожет егр.позна1ъ.. Таким образом, социальное познание осуществляется не только с помощью непосредственного обращения к социальным явлениям, а как анализ отношения субъекта к данным явлениям, т.е. как рефлексия над собственными мыслями, действиями, практикой. А поскольку результаты данной рефлексии всегда ограничены, субъективны гарантией объективности полученного результата, вероятности достижения истинности социальных знаний, является совпадение, согласование результатов индивидуальной рефлексии с результатами рефлексии и практик других индивидов. То есть любые другие познающие субъекты, будучи поставленными в аналогичные условия, будут иметь примерно такую же картину реальности, такие же выводы по результатам познания. В то же время нельзя игнорировать влияние внешнего социального окружения, например презентисты убеждены в том, что по- 39 скольку каждый человек всецело и безраздельно принадлежит своему времени, он не в состоянии вырваться за рамки идей, интересов, ценностей, принятых в его собственную эпоху, поэтому субъект проецирует на познаваемое свой сегодняшний опыт. Данное свойство познающего (и не только) субъекта усиливается еще и спецификой самого социального познания его изначальной явной (как у К. Маркса) или неявной проектно-конструктивной заостренностью (т.е. установкой на практическую реализацию выдвигаемых положений и выводов). Поскольку эффективность и продуктивность социального познания в очень сильной степени зависит от качества внутреннего мира познающего субъекта, возникает вопрос - какими личностными свойствами должен обладать человек науки, любой индивид, познающий мир и социальный мир в частности. Эти качества хорошо известны: талант, способности, эрудиция, решительность, воля, инициативность, трудолюбие, выносливость, профессиональные знания и навыки.
А такие качества, как талант и способности можно детализировать в виде следующих свойств мышления: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота, последовательность и др., позволяющие познающему субъекту проникать в стиль мышления других людей, культур. Важным для познающей (а значит творческой) личности является такое качество, как интуиция, в частности в форме чувствительности к социальным проблемам (вопросам, ответ на которые неизвестен). Наконец важным качеством познающего является развитость воображения, фантазии. Нелишним будет и упоминание этических качеств: честность, принципиальность, скромность, бескорыстие, мужество, упорство в достижении целей и др. Вопрос влияния вышеуказанных индивидуальных качеств на процесс познания социальной действительности, равно как и в случае рассмотрения этого же аспекта применительно к познанию природы естественными науками, очень обширный вопрос (справедливости ради отметим, что личностно-психологические качества ученых-естественников исследованы социологами и психологами науки значительно лучше, чем гуманитариев). Тем не менее, можно упомянуть незаурядные этические и логико-мыслительные качества таких социальных философов, как Сократ, К. Маркс, 77. Флоренский и др. 40 Помимо логических и психологических внутренних черт познающего субъекта, третьей важнейшей составляющей его внутреннего мира является социальность (идея представленности в познавательной деятельности логической, личностно- психологической и социально-психологической составляющих принадлежит М. Г. Ярошевскому: см. 80. С. 11). Поскольку одной из важнейших особенностей социального познания является его диалоговый характер, трудно представить себе субъекта-робинзона, познающего социальный мир. Даже в случае чисто индивидуального характера такого познания, в нем всегда присутствует коллективное, групповое, общественное. Вариантов представленности группового, коллективного, а шире социального в познающем субъекте множество: это все, что характеризует познающего субъекта как личность - его социальный опыт, пристрастия, установки, социальное мировоззрение и т.д. Именно социально-личностные черты являются той призмой, через которую на субъекта познания оказывает влияние борьба мнений в той области, которая познается, воздействие политической и в целом культурологической среды. В связи с этим можно вспомнить глубокую вовлеченность и участие в повседневной жизни Конфуция (поменял множество профессий), сказавшиеся на его представлениях об устройстве общества и сущности человека, это и активное участие в политической жизни общества известного социального мыслителя эпохи Возрождения Н. Макиавелли (он, как известно, был секретарем политического совета, выполнял важные дипломатические поручения), что, безусловно, сказалось на характере его социальной доктрины.
Коллективное присутствует в субъекте познания не только по линии социальной, но и психологической составляющей: по мнению К. Юнга в человеке есть психические черты, которые не формируются его личным опытом, а заданы генетически в форме коллективно бессознательных архетипов (определенным образом организованных мыслей и чувств): комплекс матери, комплекс вины, комплекс власти, стереотипы поведения во время паники и др. Есть архетипы, присущие отдельным этносам, религиозным конфессиям, есть архетипы, присущие всем людям. Важным является здесь то, что они не являются чем-то придуманным и нафантазированным, они есть своеобразная сумма опыта жизни людей, испытывающих одинаковые чувства, переживания. 41 То есть данные культурные символы являются результатом рациональной переработки естественных чувств, поведенческих образцов, которые существуют иногда на протяжении многих веков. Причем они развиваются в сторону приобретения все большей и большей общезначимости. Поэтому «тяга к вечным образам нормальна, для того они и существуют. Они должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать» (67). Но что особенно важно в ракурсе проводимого нами анализа, они, будучи социальными по содержанию и форме, являются предпосылками, предрасположенностями к определенному мышлению, восприятию в нашем случае социальной действительности. С одной стороны такая предрасположенность, задаваемая архетипами, помогает лучше понять, возможно объяснить, социальные явления, с другой стороны они могут являться шорами на пути познания законов социальной жизни и тогда «следует защищаться от опасностей, связанных с этим контактом (контактом с данным коллективным бессознательным - Ю.Т.)» (67). Дело в том, что, несмотря на максимальную общность и общезначимость архетипов, здесь также возможны заблуждения, ошибки, превращения архетипов в пережитки, суеверия, предубеждения. Существует понятие, которое аккумулирует все вышеперечисленные нюансы отрицательных черт общезначимы социальных символов: «предрассудок» - это «ставший привычным ложный взгляд на что-либо» (47. С.502). Причин появления «ставших привычным ложных взглядов» много - это и скороспешность выносимых суждений без предварительного анализа, и недостаточности доказательств, это односторонность, эмоциональность в ущерб логике, предвзятость в суждениях и т.д., то есть все, что делает предрассудок «пред-рассудком» (транскрипция, предложенная Х-У". Гадамером). Базовой основой данных причин является, с одной стороны такое фундаментальное человеческое свойство, как потребность в окончательности выводов, с другой стороны - свойство обыденного сознания делать основой таких выводов житейскую мудрость (здравый смысл).
Поскольку основным адресом предрассудков являются традиции, нравы, привычки, не случайно известный социальный философ М. Вебер традиционную (аффективную) мотивацию действий людей в истории развития культуры поставил на самое низкое место по сравнению с ценностно-рациональной и целерациональ-ной мотивацией и действиями. 42 По мнению М. Вебера, логика развития человеческой цивилизации такова, что происходит объективная смена одних типов социального действия другими, при этом вес целерационального действия возрастает: усиливается ориентация на субъективную цель - интерес, а аффективное и ценностное (ориентация на других, приверженность привычным нравам и традициям) вытесняется. В конце XX начале XXI вв. получает распространение другая точка зрения: все больше и больше социологов, социальных психологов и философов приходят к выводу об усилении роли предрассудков в жизни общества, особенно в сфере общественного сознания, вытеснения оттуда научных взглядов на социальную действительность (причина и последствия этого - тема отдельного разговора).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.63 (0.014 с.) |