Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение ученых как условие создания нового социально-гуманитарного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общение, коммуникация, диалог (разговор между двумя или несколькими субъектами, который может быть выражен как в устной, так и в письменной форме) являются основными конституирующими факторами существования общества, цивилизации и процесса познания в частности (история науки вообще и социально-гуманитарных наук в частности являет множество примеров получения нового знания в результате непрерывного общения различных кружков, союзов, сообществ, просто индивидуумов и т.д.). Поскольку одной из основных задач творческого процесса в науке является выработка нового знания, роль общения, коммуникации, диалога в качестве одного из важнейших источников информации, стимулятора процесса познания неоценимо огромна. При этом необходимо отметить, что, несмотря на интуитивное понимание важности коммуникации в формировании и функционировании общественных законов, вообще социальной жизни, которое присутствовало у мыслителей с момента возникновения представлений об обществе и человеке, общение как предмет научного исследования довольно поздно стало изучаться исследователями. В конце XIX начале XX вв. Г. Тард (1843-1904) был первым мыслителем, кто объяснял происхождение общества, функционирование его законов развитием социально-коммуникационной деятельности, в частности подражанием, как одной из важных разновидностей общения между людьми. Важнейшую роль в изучении общения в начале XX в. внесли - П. Сорокин («взаимодействие людей....обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами... предопределяет динамику человеческого общества» (56. С. 16) и основоположники теории символьного интеракцио-низмаДж. Mud (1886-1931) и Г. Блумер (1900-1987). Общение у них рассматривалось как взаимодействие посредством символов. Сегодня общению, коммуникации посвящены потоки монографической литературы, но как отмечают эксперты, общая теория коммуникации пока не создана. 94 Мжимадьной еданидей коммуникации считаются речевые и неречевые действия (язык) участников общения, направленные на достижение общей коммуникативной цели. Поэтому атомарной единицей общения являются звук (фонема), предложение, символ, знак, то есть основные составляющие естественного и искусственного языков. Что касается речевых высказываний, то М.М. Бахтин выделял первичные и вторичные речевые жанры (обычная разговорная речь). Первые касаются непосредственного речевого общения, вторые возникают в результате более сложного общения в форме научных понятий, художественного построения фраз в романах, повестях и т.д. При этом Бахтин отмечал более высокую степень диало-гичности, присущую вторичным речевым жанрам. Известный методолог науки Г.И. Рузавин выделяет три формы диалога, общения (56. С. 273): дидактический - направленный на процесс усвоения учебного материала; поисковый - использование эвристических приемов с целью открытия нового знания; практический -используемый для решения практических вопросов. Подразделяя общение на прямое (так называемый режим рн: дайн - сиюминутное, живое общение) и косвенное - общение, разнесенное во времени, иногда на значительные расстояния - десятки, сотни и даже тысячи лет через текст, любой другой материальный носитель (коммуникация такого типа может носить заочный характер, включать партнеров, которых нет в живых и которые свою позицию в диалоге выражают через текст, идеи и замыслы, которые присутствуют в данном тексте), выделим некоторые особенности научного общения в области социально-гуманитарных наук. Сразу же хотим отметить, что вопрос - общение ученых как условие создания нового знания можно рассматривать в двух плоскостях: 1) общение только между учеными, как условие создания нового знания и 2) рассмотрение всего спектра общения познающего субъекта (включая не только научное), помогающего познающему субъекту создавать новое знание. Нам представляется более продуктивным второй вариант рассмотрения проблемы, как более комплексный, универсальный, позволяющий обобщенно и всесторонне посмотреть на данный вопрос. Психологи выделяют в любом коммуникативном акте три цели, преследуемые участниками общения (44. С. 4): 1) познавательную - распространение или приобретение знаний и умений; 95 2) побудительную - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов и формирование мотивации предстоящего действия; 3) экспрессивную - выражение или получение определенных эмоций и переживаний. Если рассматривать процедуру научного творческого акта (как в области естествознания, так и в области социально-гуманитарной), состоящую из трех этапов: а) постановка проблемы; б) решение проблемы; в) развитие полученного результата, то роль и значимость вышеприведенных целей общения как условия успешного прохождения каждого из этих этапов каждый раз различна. Так на этапе постановки проблемы, когда речь идет о ее понимании, четкой формулировке вопроса, ответ на который предстоит найти, когда определяется поисковое поле и формируются методы, с помощью которых предстоит решить поставленный вопрос, наиболее нагружена, на наш взгляд познавательная цель общения. Данный этап исследовательского процесса требует получения новой, дополнительной информации, поэтому важность приобретения знаний для познающего субъекта налицо. Причем иногда это происходит осознанно, порой спонтанно. Например в известных сократических диалогах, когда Сократ ставил цель понять суть и значение того или иного социально-гуманитарного понятия (добро, зло, мудрость, смелость и т.д.), в одних случаях формулировка вопроса, который он хотел обсудить с выбранным им собеседником, происходила осознанно, в других случаях постановка проблемы возникала уже в процессе диалога. То есть в последнем случае еще до момента общения у Сократа не было четкой формулировки вопроса, который он хотел обсудить. Отсюда и возникла его знаменитая формула «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Сама проблема в социально-гуманитарном исследовании может быть задана как непосредственным общением между учеными, так и в результате общения ученого с текстом, наконец поставлена самой жизнью. Причем последний вариант условий формирования проблемы особенно специфичен для социально-гуманитарных наук, в которых иногда трудно отделить научную сферу от ненаучной, поскольку объектом исследования в социально-гуманитарных науках является жизнь, представляющая собой поле повседневных коммуникативных практик. Поэтому понятным и оправданным является все усиливающаяся в социально-гуманитарном по-знании установка на «погружение» в повседневную жизнь. 96 На этапе решения проблемы важны подкрепляющие стимулы, позволяющие исследователю продуктивно двигаться в выбранном направлении. Поэтому здесь в большей степени нагружена побудительная составляющая акта коммуникации. История науки вообще и социально-гуманитарных в частности являет множество примеров стимулирующего общения между учеными. Обществоведам хорошо известно, какую моральную (помимо мощной материальной) поддержку оказывал Ф. Энгельс своему другу и коллеге К. Марксу, при написании его фундаментального труда <<Капитдл>>. История гуманитарных наук знает и обратные примеры угасания, свертывания исследований вследствие отсутствия нормального профессионального и вообще обычного человеческого общения. Так известный философ, родоначальник экзистенциализма С. Къеркегор в силу своей замкнутости, некоммуникабельности не получил признания не только со стороны коллег-современников, но и в обычной практике человеческого общения был объектом шуток и издевательств. В результате его профессиональная карьера (и жизнь) закончилась очень рано. Наконец на стадии развитие полученного результата (имеется в виду трансляция полученных выводов в во вне: их практическое внедрение в социальной жизни; а также мировоззренческий рост познающего субъекта, произошедший с ним за время данного исследования^ очень действенной является экспрессивная функция общения: получение положительных эмоций в случае удачного решения проблемы и отрицательные в случае неуспеха. Хорошо известны случаи разочарования социальных мыслителей при констатации ими значительной дистанции между провозглашенными ими идеями и проектами из серии - какой должна быть общественная жизнь и общественные законы, и реальным их состоянием. Так И. Кант, сформулировав этическую формулу необходимого поведения людских масс по принципу уважения к моральному закону (осуществление поступков не «ради долга», а «сообразно долгу»), вскоре убедился, что этот социальный феномен перевоспитания и самовоспитания людей представляет собой очень долгий процесс. Великий русский философ Вл. Соловьев, натыкаясь каждый раз на вражду по отношению к своему учению о всеединстве (единство научного, художественного и религиозного знания, единство всех церквей и религий), в конце жизни испытал разочарование и усталость, осознавая отдаленность той цели, которую он провозгласил. В то же время наличие отрицательных эмоций вследствие неуспеха в научных изысканиях (при этом успех или неуспех определяется 97
опять же посредством общения ученого либо с коллегами, либо с окружающей средой, в частности, посредством диалога с общественным мнением) является регулятором изменения исследовательских установок, частичного пересмотра и корректировки начальных положений. Так И. Кант, увидев отдаленную перспективу реализации своих этических формул, посчитал, что в искусстве и науке воплощение предложенных моральных установок может осуществляться уже сейчас, при жизни, ибо, когда человек творит прекрасное, возвышенное, он свободен и увлекает за собой других, в науке происходит подобное. Существуют ли требования, условия диалога, общения между учеными, между исследователем и обывателем (да и вообще между любыми коммуникантами), повышающие вероятность успешного решения совместно поставленных задач? Размышления экспертов на эту тему позволяют выделить несколько положений на этот счет: а) смысл обсуждаемой информации должен быть идентифицирован и понятен для обсуждающих; б) должна присутствовать ответственность за содержание той информации, которую генерируют и привлекают участники диалога в процессе непосредственного общения; в) должна присутствовать установка на рациональную организацию общения в форме наличия общей цели и использования законов логики; г) должно иметь место наличие демократической культуры коммуникации в смысле отсутствия или минимального присутствия репрессивно-диалогового режима; д) должно иметь место наличие желания и умения изменять в ходе диалога коммуникативную тактику и стратегию; е) должна иметь место адекватная интерпретация коммуникативных намерений партнера по общению; ж) коммуниканты должны исходить из установки, что смысл высказывания не может быть представлен в одном предложении, высказывании; з) в процессе диалога должна иметь место смена речевых субъектов; и) высказывания должны иметь завершенный, цельный характер (два последних требования предложены М.М. Бахтиным). Выполнение данных требований задает определенную степень качества коммуникации, степень ее диалогичности, возможности перехода к поиску согласия, договоренности. Данные установки приобретают дополнительную ценность в связи с усиливающейся ролью общения и диалога в современной жизни общества вообще и практикой исследований в частности. 98 Если подходить к формам коммуникации с точки зрения исторической перспективы, выделяя при этом устную, письменную и аудиовизуальную формы коммуникации, то применительно к социально-гуманитарному познанию, как и к научному познанию вообще, можно констатировать аналогичную последовательность использования данных форм коммуникации: в античности, средневековье, эпохе Возрождения для познания сущности общества и человека использовались в основном устные формы коммуникации (сократические диалоги, диалог между Платоном и Аристотелем; между Плотином и Аристотелем и т.д.). В связи с появлением и распространением книгопечатания, возникновением научных периодических изданий, окончательным становлением в конце XIX в. социально-гуманитарных наук в качестве других форм общения между гуманитариями возникают научные статьи, позволяющие за короткий промежуток времени передавать основные научные идеи и получать через короткое время реакцию на свои идеи. Рассматривая также такие разновидности и составляющие коммуникации, как материальная {генетическая - биологическая передача информации, например связь «ребенок-родитель»; техническая - передача информации с помощью технических средств) и идеальная (духовная -обмен личностными смыслами, культурный, политический и др. общения) применительно к науке вообще и социально-гуманитарным наукам в частности, необходимо отметить и все увеличивающуюся роль электронных видов коммуникаций, и в частности, Интернета в современных условиях, с целью повышения эффективности научных исследований. Всем известно, какую важную роль в познавательном процессе играет личностно-знаниевая картина мира, образно-пространственное и логическое мышление. Все эти качества познающего субъекта неизмеримо усиливаются при поддержке и развитии их с помощью информационных технологий. Неизмеримо увеличивающийся оперативный доступ к большим объемам знаний, трехмерная компьютерная графика, создание виртуальных моделей в виде рисунков, графиков, видеоизображений открывают Щ>ШШШШ^Ш.ДО]в^в..]|0^[0^щосх11 для углубления познания изучаемых социальных объектов и процессов. С появлением Интернет потенциал научного поиска в науке вообще и социально-гуманитарной науке в частности значительно увеличился: возможность открытого доступа к профессиональной информации в глобальном, мировом масштабе позволяет, что называется, узнавать о новом из первоисточника. Не выходя из-за стола, можно наладить контакт с коллегой в любой стране мира (при условии преодоления языкового барьера). 99 Частично данная задача решается путем создания электронных библиотек. Так в России стали выпускаться электронные издания на компактных оптических дисках, «возникли сотни российских Web-серверов в глобальной сети Internet, содержащих разнообразную научную, культурную, образовательную, массовую и другую некоммерческую информацию» (64). Что касается вопроса о приоритетности тех или иных форм коммуникации в современном мире, то мнения на этот счет разные: так известный философ М. Бубер (1878-1965) озабочен тем, что в условиях духовного кризиса современный человек предал забвению связку «Я-Ты» (непосредственное общение) и погрузился в связку «Я-Оно» (где оно отождествляется им с безличными объектами, к коим, на наш взгляд, можно отнести компьютер и другие электронные устройства). С другой стороны, как отмечает В.П. Кохановский, «в последние годы в силу различных причин искусство говорить, спорить, вести полемику в устной форме вновь выдвигается на передний план» (31. С. 175) Наличие обширного арсенала современных форм коммуникации, отработанность процедур коммуникации, все увеличивающиеся внутренние возможности человека вообще и ученого в частности позволяют ввести такое понятие, как «коммуникативная компетентность личности», «коммуникативная культура личности». Данные свойства включают в себя: «а) широту и степень овладения личностью различными средствами коммуникации для выражения разнохарактерной информации; б) умение выбирать, сочетать и варьировать в процессе коммуникационных актов различные средства коммуникации в связи с изменяющимися условиями; в) владение приемами построения дискурса в соответствии с.....господствующими в данном обществе нормами и правилами общения» (28). Данные требования особенно важны для ученого вообще и социально-гуманитарного мыслителя в частности, имея в виду сложность и многофакторность используемой в научном исследовании информации. Коммуникативная культура является важнейшим условием продуктивного диалога в сфере науки, позволяющего с пользой для дела решать противоречия, которые возникают между учеными, исследовательскими группами, научными парадигмами. В каждой области социально-гуманитарного познания можно приводить положительные и отрицательные примеры таких диалогов. Например, всем известны методы разрешения конфликтов идей, программ, методов в социальных науках в сталинский период, закан-100 : чивавшиеся в лучшем случае потерей работы. Примером продуктивного разрешения конфликта научных парадигм является в частности диалог в области психологии, состоявшийся в начале XX в. между школой Л.С. Выготского (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.З. Запорожец и I др.) и французской социологической школой (Э. Дюркгейм, М. Масс, Ш. Блондель и др.) по вопросу решения психосоциальной проблемы общения (подробнее о содержании этого диалога на стр. 45-46). Данный диалог, как и большинство продуктивных диалогов в науке, заканчивается, как правило, конвенциальньщ..соглашением (гласным или негласным), который устанавливает приоритеты в вопросе постижения истины в той или иной области научного познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.01 с.) |