Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История - одна из форм проявления жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мнению В. Дилыпея история является одной из форм, проявления.жизни, она есть «объективация жизни во времени» с последовательностью, длительностью, изменениями. По мнению Г. Зиммеля жизнь проявляет себя в настоящем, прошлом и будущем: «прошлое действительно существует в настоящем, а настоящее в будущем». У О. Шпенглера жизнь есть история, наполненная богатейшим содержанием и многообразием форм культуры. У Э. Гуссерля история представляет собой актуально разворачивающийся поток феноменов сознания, развитие «жизненного мира». Данные положения являются важными методологическими постулатами при познании, понимании, объяснении истории и заслуживают более детального рассмотрения. Их расшифровка приводит к актуализации (но под несколько другим углом рассмотрения) уже известных вопросов: «Существуют ли законы истории?», «Какова роль субъективного и объективного факторов в истории?», «Каково место причинности и случайности в истории?» и др. Эти вопросы всехда.д^одидгась.и.наход^ся под пристальным вниманием историков, философов, социологов и ответы на них существуют самые разные. Имеют место направления, ртгзщающие возможность нахождения закономерности в истории на томосновании, что историю творят люди, наделенные волей, желаниями, интересами. А поскольку у каждого человека они свои, получается «дурная бесконечность» индивидуальных нюансов поведения, в которой невозможно разобраться. Отсюда невозможно теоретическое исследование истории, а значит и невозможно отыскание в ней общих закономерностей. Как отмечал Ф. Ницше «мы боремся со случаем.... Человечеством правит бессмыслие». 70 За.кодомерность, в..истории невозможна еще и потому, что непросчитываемым многообразием поведения обладают не только отдельные индивидуумы, но целые страны и народы в силу самобытности их развития и абсолютной непохожести друг на друга (Запад, Восток, южные народы и народы Севера и т.д.). В виду этого как утверждали неокантианцы, если в естественных науках отыскание закономерности, возможно, то удел исторической науки -.описывать неповторимую исторических событий. Таким образом, история в вышеперечисленных позициях выглядит как набор.случайных.событий, что невольно подталкивало к отысканию в ней упорядочивающего начала в виде пророков, мудрецов, выдающихся царей, военноначальников, которые своими сверхчеловеческими качествами, в частности волей, наводят порядок в обществе. Отыскание объективных^ ^^ в истории невоз: можно также потому, что любой исследователь, изучающий историю, строит теорию о ее закономерностях поl заранее составленному плану. То есть он как бы подгоняет исторический материал к заранее составленной конструкции, в которой выбрано что-то важное, ценное, как правило, в данный момент. Через призму этого ценного и важного происходит отбор исторического материала. Поэтому, как отмечает философ Д. Дьюи, «исторические конструкции имеют больше отношение к настоящему, а не к прошлому». Ввиду этого объективная интерпретация истории невозможна: как пишет по этому поводу известный философ К. Поппер, «история вообще не имеет какого-либо смысла, помимо того, который мы ей сами придаем». В социальной философии существовали точки зрения, рассматривающие в истории действие жесткой необходимости -фортуны, рока, судьбы. Все связи исторических событий рассматривались при этом как пло.тно..«.при.п|анные» друг к другу, и малейшее изменение одной из них влекло.за.собой изменение всех других, а значит и всей истории. Отсюда каждый человек, любое его незначительное действие творило историю. Таким образом, жесткая причинность исторических явлений переходила в свою противоположность - в крайний волюнтаризм. Итак, мысль человека часто «пасовала» перед возможностью и необходимостью глубокого проникновения в законы истории, но такой подход все.-т.а.ки_появилряд окреп и получил развитие под названием «философия истории», где как раз и ставится задача отыскания общего в ходе исторического процесса. 71 Уже в античности Геродот и Фукидид (родоначальники истории) начинают описывать исторические явления. Причину общественных явлений пытаются понять Демокрит, Аристотель, Лукреций и др. В эпоху.Возрождения эти традиции были продолжены: имели место попытки и^^ШШ^.^ШВЯ1^ЖШШ^.^.ЯШЖХШ^.ЯШ- Более явственно в.XVIII в. И. Кант, Л.Гердер, Н. Кондорсэ, А.Тюрго, в начале Щв. Г. Гегель ставят проблему..о^еюЕташк.оенрдшии.исторщ. По их мнению, за хаосом случайных внешних явлений в истории скрывается объективная внутренняя логика исторических явлений. В результате к середине XIX в. усилиями вышеперечисленных социальных мыслителей фж°£9.Фш?..истории предстает как сложившееся направление философско-исторической мысли, в котором имеет место появление общих теорий исторического развития, поиска целей, смысла и движущих сил этого развития. Конечно, логическое знание истории, представляющее своего рода идеализированную.модель общества несравненно беднее, чем сам реальный исторический процесс. Но вместе с тем оно глубже и Р.снр.вательне.е простого исторического эмпирического знания позволяет отражать сущность, внутренне.устдичивые, необходимые, повторяющиеся связи и отношения в исторических процессах, показывая, «как все на самом деле было». Нахождение о^ект№ШК.зжрар^^иостеи в истории основано на утверждении, что возможно.сведение индивидуальных действий к массовым, типичным, социальным явлениям, то есть, возможны общие, существенные, типичные черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, выявляющиеся в общественных отношениях. Задача:.исторической, науки состоит в описании посредством имен, дат, событий реального многообразия истории народов, государств и регионов во всей их конкретности. А задача..философии истории - обобщение этих фактов. Здесь происходит переход от эмпирического многообразия истории к констатации общего, существенного, закономерного и обратно. Однако это не так просто сделать, ибо в силу многообразия исторических фактов возможен плюрализм в их интерпретации. То есть история может быть «повернута» различными своими сторонами в зависимости от того, что мы хотим от нее получить в данный момент. Но, в отличие от скептиков, научный подход по данному вопросу предполагает наличие н?]ЩХ..веднь1Х..нбнностгейа которые определяют объективную точку зрения человека на историю: то, 72 то является важным для отдельного человека, страны, народа ожет и является важным для других людей, народов, стран. Поэтому, например, ход и итоги Второй мировой войны оста-утся навсегда такими, как они сложились. Конечная общечеловече-кая значимость того или иного исторического события может проявиться не. сейчас, а за.пределами этой эпохи, но от этого объективность произошедшего события не.становится меньше. Уровень объективности, а значит, научности, толкования истории зависит от многих.факторов, но особенно от уровня.развитости исторической теории, а также от уровня развития культуры в целом. Отыскание исторических закономерностей возможно и в том случае, когда любое явление познается в связи с другими, то есть выявляется его социальный.смысл, когда исторические факты истолковываются в контексте их взаимосвязи друг с другом, вписанности в сложившиеся общественные отношения - экономические, политические, социальные, характеризующие объективные условия существования общества. С одной стороны, эти общественные отношения имеют надличностный характер, и любой человек, вступивший в жизнь как член группы, класса, нации, коллектива включается в разнообразные формы деятельности через существующие формы общественных отношений. В то же время человек своей деятельностью меняет условия своего существования, что и составляет основу так называемого субъективного фактора в истории, поскольку здесь всегда имеет место «веер» возможностей в выборе и использовании условий и поступков.. К объективным условиям существования, помимо общественных ошошений следует причислить природные.условия^ которые окружают человека и в которые он погружен, являясь составной частью природной среды. Поскольку и природные, и социальные условия отличаются не только от эпохи к эпохи, но и внутри них: применительно к тому или иному народу, стране, региону, - они различны. В результате имеет место неравномерность исторического развития в силу ge-ального..многообразия социальной жизни - действия индивидов сливаются в действиях групп, классов, наций, государств, сталкивается бесчисленное множество их целей и интересов. Однако в этой огромной, совокупности общественных отношений и деятельности людей имеют место объективные, существенные, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, являющиеся QC -новой законов развития общества, требующие познания и понимания. 73 То есть общее в истории проявляется как следствия в массе большого количества случайных, единичных, отклоняющихся взаимопогашаю-щих друг друга общественных поступков и отношений. При этом законы общества не.стрль.точны (в смысле однозначности), в силу сложного переплетения объективного и субъективного, и являются разновидностью статистических, законов в отличие от динамических - природных: законы природы происходя^ законы общества делаются^ Тем не менее, поскольку история, с одной стороны, связана с порядком, а с другой стороны, неотрывна от хаоса, развитие человеческого общества можно описывать как жесткой так и мягкой программами (концепциями). Отсюда следует предсказуемость и непредсказуемость истории. В своих попытках 0№скать.з.аконрмернрста в социальной жизни в форме главных.условий существования человека философская мысль долгое время выделяла либо.природные, либр.духовные, материальные или социальные факторы: мировой дух, подсознательное, благоприятные и неблагоприятные климатические условия, достаточность или недостаточность сырьевых ресурсов, экономика и т.д. В результате в поисках научной теории истории выкристаллизовывается мысль, что движение истории весьма сложное явление, не укладывающееся в упрощенные причинно-следственные схемы. История не имеет конца, она всегда незакончена, незавершена. В истории имеет место как действие природных (материальных), так и социальных (духовных) сил, тесно взаимосвязанных друг с другом. В истории помимо необходимых законов существуют и случайные события, и с этим надо каждый разбираться. В истории есть преемственность, повторяемость (эволюция), но в ней есть и.к.а^.ест^.е.нные.скачки-новаторства (революции). Устойчивая сторона истории это ее традиции, благодаря которым происходит накопление и передача человеческого опыта. В результате каждое новое поколение людей может востребовать этот опыт. Существовали и существуют традиционные общества, где жизнь протекает пр.. готовым, стереотипным программам в форме следования обычаям, использования навыков. Изменения в самих программах происходят крайне медленно. Традиция здесь превалирует над творчеством, а творчество проявляется в основном в усвоении человеком готовых образцов. Но исторический процесс - это не..то ль ко..сохранение всего положительного, накопленного человечеством, но это и создание нового, имеющего общественную значимость, новаторство, отказ 74 от изжившего себя старого. Кардинальный переход в экономике, политике, искусстве, морали и др. к более прогрессивной ступени в историческом процессе принято называть социальной революцией. Социальным революциям присущ закономерный характер, хотя существует традиция объяснения социальных революций как некоего случайного исторического явления. Социальные революции могут осуществляться как в форме ш- сильственных действий, так и виде так называемых «бархатных революций» - ненасильственного прихода к власти иных политических сил. Поэтому всегда дискуссионным остается вопрос о «пользе», «вреде» социальных революций. С.одной стороны3 революции несут разрушения, с другой - разрешают многочисленные противоречия, приводят к невиданному высвобождению человеческих сил (вспомним знаменитую метафору «Революция ~ локомотив истории»). Тем не менее, не существует абсолютных граней между реврлювдь рнньщ и эврлюцирнньш развитием истории: революции всегда содержат в себе эволюционные моменты, эволюционным процессам присущи незаметные качественные изменения. Все зависит от уникальности, исторического своеобразия того или иного народа, страны, региона. Наличие творческого, новаторского начала в истории позволяет утвердительно ответить на вопрос о том, может ли человек из-Менять историю? Этот вопрос может и должен быть переформулирован таким образом: возможно.ли[.управление.общественными^.ср: шкальными процессами Ответ - безусловно, возможно. Мера и характер управления историческими процессами могут быть самыми,.разными и зависят от многих обстоятельств, но в большей степени от уровня развития культуры общества в целом, проявляющемся: 1) в глубине познания общественных явлений; 2) в уровне политической культуры; 3) в уровне развития экономики; 4) в искусстве; 5) в морали и т.д. Одним из важных.рычагов в целенаправленном изменении общественных процессов, и тем самым в социальном управлении, является эксперимент. Социальные эксперименты связанные с изучением влияния человеческого фактора на производительность труда, условий формирования отношения к труду, следственный эксперимент, эксперименты в искусстве, педагогике позволяют, несмотря на.в.сю.слрж: ность общественных явлений, создавать предпосылки для реально- 75 го их изменения, упрощения (подробнее о социальном эксперименте как методе познания на стр. 161-162). Не менее важным в философии является вопрос о том, кто Т.вррит..историю. Ведь история - это всегда деятельность людей с их мышлением, волей, установками, потребностями. Имели и имеют место варианты, преувэдичиваю.щие роль выдающейся личности в истории: короли, цари, полководцы управляют всем ходом истории. Особенно явственно роль выдающейся личности в истории проявляется в период социальных катаклизмов, переломных ситуаций - войн, революций. В этот период на авансцену истории выплывают имена вчера еще никому не известные. Существует другая точка зрения - историю.творит..народ, выдающаяся личность здесь не причем. Различные фаталистиче-ские.версии развития истории также исходят из отрицания влияния личности на историю. Невозможность влияния личностного фактора на историю подчеркивает Гегель, проистекает из того, что на деятельность отдельной личности оказывает влияние многие факторы, и поэтому ее результаты получаются часто совсем иными, чем преследовал человек: «во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают» (17. С. 27). Наконец, существует вариант, близкий.к.истинному, научному -роль выдающейся личности в истории велика, в силу незаурядных качеств они «хотят сильнее других и видят дальше других», то есть они чувствуют и понимают историческую необходимость. Однако выдвигает на авансцену истории выдающуюся личность народ, она всегда зависит от него, как дерево зависит от почвы. Поэтому выдающаяся личность может лишь изменять индивидуальную форму исторического события, ускоряя или тормозя его, она не может изменить о^щсея^щщясшсхд^^што^щ, тем более не может повернуть историю вспять. При этом следует отметить, что одним из-главных, направлений исторического развития является воз^с-тащерощ.на^лдшх.^аосв.исдщщ - растет культура масс, усиливается их влияние на политическую и другие сферы жизни общества. Однако общая..тенденция возрастания роли народных масс в истории может и сопровождается спадами, топтанием на месте, отставанием от потребностей, обеспечивающих динамику общественной жизни. 76 Реалмре....мн.огорбразие исторической социальной жизни ставит перед исследователями, да и просто перед каждым человеком, вопрос: куда движется история! Существует ли в истории главное направление, общая линия? До XVIII в. существовали либо циклические варианты объяснения истории (история как повторение своего движения - зарождение, расцвет, распад и вновь зарождение), либо одарлиней- ный путь удаления от хорошей жизни - мифического «золотого века», существовавшего в прошлом (например, у Гесиода история состоит из пяти этапов, где самый первый - лучший «золотой век), история как осуществление божественного предначертания (шесть этапов движения истории у Августина Аврелия, соответствующие библейским шести дням творения мира). В XVIII в. возникает идея общественного.]прогресса. Позже появляются концепции общественного, регресса как обозначение движения истории к краху, деградации. В результате постепенно начинает складываться понимание, что история общества - это не только однонаправленная логика ее всеобщего развития, но и огромная палитра самых разнообразных возможностей исторического конкретного развития, определяемая бесконечным сочетанием различных обстоятельств. В лоне данного социального мировидения возникают идеи многофакторного и многолинейного видения социально-исторических процессов. Именно так можно оценивать в частности концепции локальных цивилизаций Шпенглера, Тойнби, Сорокина. История предстает у них, сотканной из отдельных культур, отмеченных неповторимым.своеобразием, рождающихся, расцветающих, стареющих и безвозвратно покидающих историческую сцену. Итак, процесс человеческой истории противоречив: в нем наличествуют объективные и субъективные факторы, он нелинеен, одн_она: правлен в смысле общей логики развития, и мнргрвариативен, когда речь идет о конкретной истории отдельной страны, народа. В результате исторический процесс может быть описан разными моделями, которые в определенном смысле являются идеализациями динамики историко-культурных процессов и могут быть рассмотрены только как шпртетаческие концепции разной степени вероятности. Тем не менее сочетание всех вышеуказанных подходов, стремление к полному и разнохарактерному исследованию исторического процесса, к построение общей адекватной и в тоже время конкретной исторической картины мира позволит сделать видение истории более многомерным, панорамным, объективным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.014 с.) |