Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История - одна из форм проявления жизни

Поиск

По мнению В. Дилыпея история является одной из форм, прояв­ления.жизни, она есть «объективация жизни во времени» с последо­вательностью, длительностью, изменениями.

По мнению Г. Зиммеля жизнь проявляет себя в настоящем, прошлом и будущем: «прошлое действительно существует в настоя­щем, а настоящее в будущем».

У О. Шпенглера жизнь есть история, наполненная богатейшим содержанием и многообразием форм культуры.

У Э. Гуссерля история представляет собой актуально разворачи­вающийся поток феноменов сознания, развитие «жизненного мира».

Данные положения являются важными методологическими постулатами при познании, понимании, объяснении истории и за­служивают более детального рассмотрения. Их расшифровка приво­дит к актуализации (но под несколько другим углом рассмотрения) уже известных вопросов: «Существуют ли законы истории?», «Ка­кова роль субъективного и объективного факторов в истории?», «Каково место причинности и случайности в истории?» и др.

Эти вопросы всехда.д^одидгась.и.наход^ся под присталь­ным вниманием историков, философов, социологов и ответы на них существуют самые разные.

Имеют место направления, ртгзщающие возможность нахождения закономерности в истории на томосновании, что историю творят люди, наделенные волей, желаниями, интересами. А поскольку у каждого че­ловека они свои, получается «дурная бесконечность» индивидуальных нюансов поведения, в которой невозможно разобраться. Отсюда невоз­можно теоретическое исследование истории, а значит и невозможно отыскание в ней общих закономерностей. Как отмечал Ф. Ницше «мы боремся со случаем.... Человечеством правит бессмыслие». 70

За.кодомерность, в..истории невозможна еще и потому, что непросчитываемым многообразием поведения обладают не только отдельные индивидуумы, но целые страны и народы в силу само­бытности их развития и абсолютной непохожести друг на друга (Запад, Восток, южные народы и народы Севера и т.д.). В виду этого как утверждали неокантианцы, если в естественных науках отыскание закономерности, возможно, то удел исторической нау­ки -.описывать неповторимую       исторических событий.

Таким образом, история в вышеперечисленных позициях выгля­дит как набор.случайных.событий, что невольно подталкивало к оты­сканию в ней упорядочивающего начала в виде пророков, мудрецов, выдающихся царей, военноначальников, которые своими сверхчелове­ческими качествами, в частности волей, наводят порядок в обществе.

Отыскание объективных^ ^^                        в истории невоз:

можно также потому, что любой исследователь, изучающий исто­рию, строит теорию о ее закономерностях поl заранее составленному плану. То есть он как бы подгоняет исторический материал к заранее составленной конструкции, в которой выбрано что-то важное, цен­ное, как правило, в данный момент. Через призму этого ценного и важного происходит отбор исторического материала.

Поэтому, как отмечает философ Д. Дьюи, «исторические конструк­ции имеют больше отношение к настоящему, а не к прошлому». Ввиду этого объективная интерпретация истории невозможна: как пишет по этому поводу известный философ К. Поппер, «история вообще не имеет какого-либо смысла, помимо того, который мы ей сами придаем».

В социальной философии существовали точки зрения, рас­сматривающие в истории действие жесткой необходимости -фортуны, рока, судьбы. Все связи исторических событий рассмат­ривались при этом как пло.тно..«.при.п|анные» друг к другу, и ма­лейшее изменение одной из них влекло.за.собой изменение всех других, а значит и всей истории. Отсюда каждый человек, любое его незначительное действие творило историю. Таким образом, жесткая причинность исторических явлений переходила в свою противоположность - в крайний волюнтаризм.

Итак, мысль человека часто «пасовала» перед возможностью и необходимостью глубокого проникновения в законы истории, но такой подход все.-т.а.ки_появилряд окреп и получил развитие под на­званием «философия истории», где как раз и ставится задача оты­скания общего в ходе исторического процесса.

71

Уже в античности Геродот и Фукидид (родоначальники истории) начинают описывать исторические явления. Причину общественных явлений пытаются понять Демокрит, Аристотель, Лукреций и др.

В эпоху.Возрождения эти традиции были продолжены: имели ме­сто попытки и^^ШШ^.^ШВЯ1^ЖШШ^.^.ЯШЖХШ^.ЯШ- Более явственно в.XVIII в. И. Кант, Л.Гердер, Н. Кондорсэ, А.Тюрго, в начале Щв. Г. Гегель ставят проблему..о^еюЕташк.оенрдшии.исторщ. По их мнению, за хаосом случайных внешних явлений в истории скрывает­ся объективная внутренняя логика исторических явлений.

В результате к середине XIX в. усилиями вышеперечислен­ных социальных мыслителей фж°£9.Фш?..истории предстает как сложившееся направление философско-исторической мысли, в ко­тором имеет место появление общих теорий исторического разви­тия, поиска целей, смысла и движущих сил этого развития.

Конечно, логическое знание истории, представляющее своего рода идеализированную.модель общества несравненно беднее, чем сам реальный исторический процесс. Но вместе с тем оно глубже и Р.снр.вательне.е простого исторического эмпирического знания по­зволяет отражать сущность, внутренне.устдичивые, необходимые, повторяющиеся связи и отношения в исторических процессах, по­казывая, «как все на самом деле было».

Нахождение о^ект№ШК.зжрар^^иостеи в истории основано на утверждении, что возможно.сведение индивидуальных действий к массовым, типичным, социальным явлениям, то есть, возможны об­щие, существенные, типичные черты в бесконечном многообразии че­ловеческих поступков, выявляющиеся в общественных отношениях.

Задача:.исторической, науки состоит в описании посредством имен, дат, событий реального многообразия истории народов, госу­дарств и регионов во всей их конкретности. А задача..философии истории - обобщение этих фактов. Здесь происходит переход от эмпирического многообразия истории к констатации общего, суще­ственного, закономерного и обратно.

Однако это не так просто сделать, ибо в силу многообразия исто­рических фактов возможен плюрализм в их интерпретации. То есть ис­тория может быть «повернута» различными своими сторонами в зави­симости от того, что мы хотим от нее получить в данный момент.

Но, в отличие от скептиков, научный подход по данному во­просу предполагает наличие н?]ЩХ..веднь1Х..нбнностгейа которые

определяют объективную точку зрения человека на историю: то,

72

то является важным для отдельного человека, страны, народа ожет и является важным для других людей, народов, стран.

Поэтому, например, ход и итоги Второй мировой войны оста-утся навсегда такими, как они сложились. Конечная общечеловече-кая значимость того или иного исторического события может про­явиться не. сейчас, а за.пределами этой эпохи, но от этого объектив­ность произошедшего события не.становится меньше.

Уровень объективности, а значит, научности, толкования истории зависит от многих.факторов, но особенно от уровня.развитости истори­ческой теории, а также от уровня развития культуры в целом.

Отыскание исторических закономерностей возможно и в том случае, когда любое явление познается в связи с другими, то есть выявляется его социальный.смысл, когда исторические факты истолковываются в контексте их взаимосвязи друг с другом, впи­санности в сложившиеся общественные отношения - экономиче­ские, политические, социальные, характеризующие объективные условия существования общества.

С одной стороны, эти общественные отношения имеют над­личностный характер, и любой человек, вступивший в жизнь как член группы, класса, нации, коллектива включается в разнообразные фор­мы деятельности через существующие формы общественных отно­шений. В то же время человек своей деятельностью меняет условия своего существования, что и составляет основу так называемого субъ­ективного фактора в истории, поскольку здесь всегда имеет место «веер» возможностей в выборе и использовании условий и поступков.. К объективным условиям существования, помимо обществен­ных ошошений следует причислить природные.условия^ которые окружают человека и в которые он погружен, являясь составной ча­стью природной среды.

Поскольку и природные, и социальные условия отличаются не только от эпохи к эпохи, но и внутри них: применительно к тому или иному народу, стране, региону, - они различны. В результате имеет место неравномерность исторического развития в силу ge-ального..многообразия социальной жизни - действия индивидов сливаются в действиях групп, классов, наций, государств, сталки­вается бесчисленное множество их целей и интересов.

Однако в этой огромной, совокупности общественных отноше­ний и деятельности людей имеют место объективные, существенные, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, являющиеся QC -новой законов развития общества, требующие познания и понимания.

73

То есть общее в истории проявляется как следствия в массе большого количества случайных, единичных, отклоняющихся взаимопогашаю-щих друг друга общественных поступков и отношений.

При этом законы общества не.стрль.точны (в смысле одно­значности), в силу сложного переплетения объективного и субъек­тивного, и являются разновидностью статистических, законов в отличие от динамических - природных: законы природы происхо­дя^ законы общества делаются^ Тем не менее, поскольку история, с одной стороны, связана с порядком, а с другой стороны, неот­рывна от хаоса, развитие человеческого общества можно описы­вать как жесткой так и мягкой программами (концепциями). От­сюда следует предсказуемость и непредсказуемость истории.

В своих попытках 0№скать.з.аконрмернрста в социальной жиз­ни в форме главных.условий существования человека философская мысль долгое время выделяла либо.природные, либр.духовные, ма­териальные или социальные факторы: мировой дух, подсознатель­ное, благоприятные и неблагоприятные климатические условия, дос­таточность или недостаточность сырьевых ресурсов, экономика и т.д. В результате в поисках научной теории истории выкристалли­зовывается мысль, что движение истории весьма сложное явление, не укладывающееся в упрощенные причинно-следственные схемы. История не имеет конца, она всегда незакончена, незавершена.

В истории имеет место как действие природных (материаль­ных), так и социальных (духовных) сил, тесно взаимосвязанных друг с другом. В истории помимо необходимых законов сущест­вуют и случайные события, и с этим надо каждый разбираться. В истории есть преемственность, повторяемость (эволюция), но в ней есть и.к.а^.ест^.е.нные.скачки-новаторства (революции).

Устойчивая сторона истории это ее традиции, благодаря ко­торым происходит накопление и передача человеческого опыта. В результате каждое новое поколение людей может востребовать этот опыт. Существовали и существуют традиционные общества, где жизнь протекает пр.. готовым, стереотипным программам в форме следования обычаям, использования навыков. Изменения в самих программах происходят крайне медленно. Традиция здесь превалирует над творчеством, а творчество проявляется в основ­ном в усвоении человеком готовых образцов.

Но исторический процесс - это не..то ль ко..сохранение всего положительного, накопленного человечеством, но это и создание

нового, имеющего общественную значимость, новаторство, отказ

74

от изжившего себя старого. Кардинальный переход в экономике, политике, искусстве, морали и др. к более прогрессивной ступени в историческом процессе принято называть социальной революци­ей. Социальным революциям присущ закономерный характер, хо­тя существует традиция объяснения социальных революций как некоего случайного исторического явления.

Социальные революции могут осуществляться как в форме ш- сильственных действий, так и виде так называемых «бархатных рево­люций» - ненасильственного прихода к власти иных политических сил. Поэтому всегда дискуссионным остается вопрос о «пользе», «вреде» социальных революций. С.одной стороны3 революции несут разруше­ния, с другой - разрешают многочисленные противоречия, приводят к невиданному высвобождению человеческих сил (вспомним знамени­тую метафору «Революция ~ локомотив истории»).

Тем не менее, не существует абсолютных граней между реврлювдь рнньщ и эврлюцирнньш развитием истории: революции всегда содержат в себе эволюционные моменты, эволюционным процессам присущи не­заметные качественные изменения. Все зависит от уникальности, истори­ческого своеобразия того или иного народа, страны, региона.

Наличие творческого, новаторского начала в истории позво­ляет утвердительно ответить на вопрос о том, может ли человек из-Менять историю? Этот вопрос может и должен быть переформули­рован таким образом: возможно.ли[.управление.общественными^.ср: шкальными процессами Ответ - безусловно, возможно.

Мера и характер управления историческими процессами могут быть самыми,.разными и зависят от многих обстоятельств, но в большей степени от уровня развития культуры общества в целом, проявляющемся:

1) в глубине познания общественных явлений;

2) в уровне политической культуры;

3) в уровне развития экономики;

4) в искусстве; 5) в морали и т.д.

Одним из важных.рычагов в целенаправленном изменении общественных процессов, и тем самым в социальном управлении,

является эксперимент.

Социальные эксперименты связанные с изучением влияния человеческого фактора на производительность труда, условий фор­мирования отношения к труду, следственный эксперимент, экспе­рименты в искусстве, педагогике позволяют, несмотря на.в.сю.слрж:

ность общественных явлений, создавать предпосылки для реально-

75

го их изменения, упрощения (подробнее о социальном эксперимен­те как методе познания на стр. 161-162).

Не менее важным в философии является вопрос о том, кто Т.вррит..историю. Ведь история - это всегда деятельность людей с их мышлением, волей, установками, потребностями.

Имели и имеют место варианты, преувэдичиваю.щие роль вы­дающейся личности в истории: короли, цари, полководцы управля­ют всем ходом истории. Особенно явственно роль выдающейся личности в истории проявляется в период социальных катаклизмов, переломных ситуаций - войн, революций. В этот период на аван­сцену истории выплывают имена вчера еще никому не известные.

Существует другая точка зрения - историю.творит..народ, выдающаяся личность здесь не причем. Различные фаталистиче-ские.версии развития истории также исходят из отрицания влия­ния личности на историю.

Невозможность влияния личностного фактора на историю подчеркивает Гегель, проистекает из того, что на деятельность от­дельной личности оказывает влияние многие факторы, и поэтому ее результаты получаются часто совсем иными, чем преследовал чело­век: «во всемирной истории благодаря действиям людей вообще по­лучаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают» (17. С. 27).

Наконец, существует вариант, близкий.к.истинному, научному -роль выдающейся личности в истории велика, в силу незаурядных ка­честв они «хотят сильнее других и видят дальше других», то есть они чувствуют и понимают историческую необходимость. Однако выдвига­ет на авансцену истории выдающуюся личность народ, она всегда зави­сит от него, как дерево зависит от почвы.

Поэтому выдающаяся личность может лишь изменять индиви­дуальную форму исторического события, ускоряя или тормозя его, она не может изменить о^щсея^щщясшсхд^^што^щ, тем более не может повернуть историю вспять. При этом следует отметить, что од­ним из-главных, направлений исторического развития является воз^с-тащерощ.на^лдшх.^аосв.исдщщ - растет культура масс, усилива­ется их влияние на политическую и другие сферы жизни общества. Однако общая..тенденция возрастания роли народных масс в истории может и сопровождается спадами, топтанием на месте, отставанием от потребностей, обеспечивающих динамику общественной жизни. 76

Реалмре....мн.огорбразие исторической социальной жизни ставит перед исследователями, да и просто перед каждым челове­ком, вопрос: куда движется история! Существует ли в истории главное направление, общая линия?

До XVIII в. существовали либо циклические варианты объ­яснения истории (история как повторение своего движения - за­рождение, расцвет, распад и вновь зарождение), либо одарлиней- ный путь удаления от хорошей жизни - мифического «золотого века», существовавшего в прошлом (например, у Гесиода история состоит из пяти этапов, где самый первый - лучший «золотой век), история как осуществление божественного предначертания (шесть этапов движения истории у Августина Аврелия, соответст­вующие библейским шести дням творения мира).

В XVIII в. возникает идея общественного.]прогресса. Позже появ­ляются концепции общественного, регресса как обозначение движения истории к краху, деградации. В результате постепенно начинает скла­дываться понимание, что история общества - это не только однонаправ­ленная логика ее всеобщего развития, но и огромная палитра самых разнообразных возможностей исторического конкретного развития, оп­ределяемая бесконечным сочетанием различных обстоятельств.

В лоне данного социального мировидения возникают идеи мно­гофакторного и многолинейного видения социально-исторических процессов. Именно так можно оценивать в частности концепции ло­кальных цивилизаций Шпенглера, Тойнби, Сорокина. История пред­стает у них, сотканной из отдельных культур, отмеченных неповтори­мым.своеобразием, рождающихся, расцветающих, стареющих и без­возвратно покидающих историческую сцену.

Итак, процесс человеческой истории противоречив: в нем нали­чествуют объективные и субъективные факторы, он нелинеен, одн_она: правлен в смысле общей логики развития, и мнргрвариативен, когда речь идет о конкретной истории отдельной страны, народа.

В результате исторический процесс может быть описан разными моделями, которые в определенном смысле являются идеализациями динамики историко-культурных процессов и могут быть рассмотрены только как шпртетаческие концепции разной степени вероятности.

Тем не менее сочетание всех вышеуказанных подходов, стремление к полному и разнохарактерному исследованию историче­ского процесса, к построение общей адекватной и в тоже время кон­кретной исторической картины мира позволит сделать видение ис­тории более многомерным, панорамным, объективным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.014 с.)