Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Общетеоретические подходы К социальной действительностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла (социология, экономика, политология, наука о культуре и др.) Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса формирования научных дисциплин социально-гуманитарного цикла, отметим, что к наукам социального цикла принято относить: экономику, политологию и право, психологию и социальную психологию, социологию, антропологию, этнографию; гуманитарного - философию, историю, литературоведение и лингвистику, искусствознание, культурологию, религиоведение (о сходствах и различиях гуманитарных и социальных наук в теме № 11). Как и в случае любых других научных дисциплин, процессу непосредственного становления социальных и гуманитарных наук предшествовал этап формирования когнитивных предпосылок данных наук, которые следует искать в мифологическом знании. В мифах древних людей появляются зачатки этических знаний, запрещающих или разрешающих что-то во взаимоотношениях между людьми. Если в ранних мифах разговор шел в основном об отношении людей с природными процессами, богами, то в мифах позднего периода появляется идея общественной сущности человека и его влияния на ход природных процессов. Так в греческой мифологии есть сюжет: в Фивах началась эпидемия чумы исключительно по причине того, что правителем этого города оказался отцеубийца (миф об Эдипе). В китайской мифологии появляется формула «Все зависит от людей». В древнеиндийских комментариях к мифам - «Упанишадах» - имеют место попытки понять внутренний мир человека, его психику. В рамках художественного творчества, возникшего внутри мифологического мировоззрения появляется эталон прекрасного: сначала оно (прекрасное) ассоциировалось с чем-то большим, мощным - могучая корова-матка, позднее - плодовитая пышная дева; впоследствии признаком возвышенного стал свет солнца. В период древних цивилизаций возникает первый образец правовой мысли: законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), включавшие 282 пункта, охватывающие многие стороны жизни древних людей. Там имелись зачатки гражданского, уголовного, административного права. 4 Прежде всего, софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.) совершают радикальный поворот в оси философских поисков с проблематики физиса (природы, космоса) на проблему человека и его жизни как члена общества. Главные темы софистики - этика, политика* риторика, искусство, язык, религия. Поскольку, по мнению Протагора, чувства и разум непостоянны и зависят от сиюминутного состояния человека, поэтому «человек - мера всех вещей», «какие люди - такие и вещи» (Продик). В поисках доказательности, убедительности аргументов спорящих и попыток выдвижения контраргументов софисты использовали силлогизмы, шлифовали риторические процедуры: были введены и канонизированы некоторые приемы словесного искусства - строгий, гладкий, средний стиль (за что софистов называют родоначальниками науки - лингвистики). Стараниями софистов были предложены логически связанные объяснения таким важным аспектам общественной жизни, как возникновение государства, намечены основы теории естественного права. Тема человека, красоты, проблема жизни и смерти, добра и зла, права и долга, свободы и ответственности, общества была..основой творчества Сократа (470-399 до н.э.). Он окончательно свел пестроту жизненных впечатлений к логическим философским понятиям, в связи с чем существует мнение, что Сократ стоит у истоков рационалистических, просветительских традиций европейской мысли. Сократовский "метод обнаружения истины путем беседы, спора, полемики явился примером субъективной (идеалистической) диалектики, где под «диалектикой» в древности понимали искусство добывания истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. Сократовские диалоги были не только формой достижения истины, но и способом воспитания людей, а также способом приобретения друзей. При этом дружба, которая возникала в результате диалога-общения, была своего рода формой новых социальных связей, которые в определенной степени формировалась в «противоположении кровнородственным и общинным... отношениям» (22. С. 288), а также политическим отношениям (что, и послужило, в том числе основанием, как утверждает Ю.Н. Давыдов для осуждения Сократа афинским судом). В области политологических взглядов Сократ дал следующую классификацию форм политической власти: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. Аристократию, определяемую Сократом как власть немногих знающих и нравственных людей, 5 Начиная с VII-VI вв. до н.э. все вышеперечисленные зачатки социально-гуманитарного знания получают дальнейшее развитие в Рамках возникшего философского знания в Древней Греции, Индии и Китае. Остановимся на этом вопросе подробнее в рамках европейской традиции. Античная, а в дальнейшем, и вся европейская философия до XIX в. являлись интегральной формой научных знаний об обществе, культуре, истории и.человеке (а античная философия включала в себя еще и естественнонаучные знания). Не вдаваясь в подробное перечисление и анализ общественной европейской мысли в рамках философского знания, отметим лишь некоторые важные вехи данной эволюции. Уже в Древней Греции Гераклит относя введенное им понятие «логос» (природный, мировой закон) к человеку и обществу, предпринимает попытку классификации людей в зависимости от знания ими логоса (понятие "логос" применительно к человеку означал у него " членораздельную, четко артикулированную и отчетливо выраженную вовне мысль"). Плохое знание логоса и отсутствие знания о нем Гераклит объяснял слабостью воли у большинства людей, являющейся следствием подверженности чувственным страстям. Воплощением логоса в обществе был закон, являющийся настолько важным в жизни каждого государства, что за него "народ должен бороться так же, как за стены города". Политические взгляды Гераклита были прямым следствием приобщенности к логосу: "Лучший - это тот, кто разумнее других", "Более сильному от природы надлежит властвовать", "Воле одного повиноваться - закон". Пифагорейцы одними из первых начали применять теорию чисел в этических и психологических знаниях (породив феномен мистификации чисел), например, с помощью числа они пытались объяснить нравственные качества: 4 и 9 - справедливость, 10 - совершенство, 7 - судьба, брак (семья) выражались числом 5 (результат сложения женского, четного числа 2 и мужского, нечетного числа 3). Любовь и дружба ассоциировались с числом 8, олицетворявшим собой гармонию. Пифагор считал, что управлять обществом должна каста лиц, получивших особое воспитание, - аристократы духа, определяющие законы общества. Всем остальным необходимо соблюдать писаные законы. В рамках античной философии появляются теории, пытающиеся науки о человеке представить в качестве общих вопросов мироздания. он предпочитал всем другим государственным формам, в особенности критиковал демократию как неприемлемую форму власти. Тремя основными человеческими добродетелями Сократ считал: 1) умеренность - знание того, как обуздывать страсти; 2) храбрость - знание того, как преодолевать опасности; 3) справедливость - знание того, как соблюдать законы божественные и человеческие. Познание.самрго.себя, по Сократу, есть признак разумности, но только «благородные люди» могут претендовать на знание о себе, «земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя.....они знают только то, что имеет отношение к телу...». Платона (427-347 до н.э.) называют одним из первых европейских социальных философов: общество, по Платону, изменчиво и несовершенно. Необходимо построить «наилучшее государство», близкое к идеальному. В своем конструировании идеального государства он опирается на идею взаимосвязи общества и индивида: общество строится и развивается в соответствии с «человеческой природой». В обществе имеет место следующая иерархия типов людей, соответствующая иерархии частей души: первый, высший тип - философы, богоподобные люди (как это было в древней Спарте), обладающие мудростью и могущие созерцать истину; второй тип - мужественные воины-стражи; третий тип — сословие земледельцев и ремесленников. Причем из второго типа с помощью определенной системы воспитания выходят философы-правители, из третьей - нет. Платон дает следующие четыре нравственных доблестей: мудрость, мужество, мера, справедливость. Затем Платон выделяет четыре этапа в истории политического развития (причем развитие идет в сторону деградации), являющиеся одновременно «важнейшими разновидностями существующих государств». Исторически первой формой государства была тимократия -господство честолюбивых, благородных воинов. Конкуренция и собственнические интересы приводят к олигархии - «к власти не допускаются те, у кого нет.....имущества». Установление олигархии обостряет противоречие между олигархами и беднейшими слоями общества в результате происходит переход к демократии, которая, в свою очередь, ведет к тирании (этот переход может быть легко осу- ществлен народным вождем). Тирания является самой несовершенной формой государственного устройства. Идеалом государства, по Платону, является такая власть, которая сохраняет целостность государства, способствует единству всех классов общества. А это возможно там, где каждый занимается своим делом: философ управляет, стражи охраняют, а земледельцы и ремесленники создают материальные ценности, и это справедливо. Идеальное государство может быть устроено либо монархически, либо аристократически, но не демократически. Однако Платон выступал и против тирании, считая, что при управлении обществом необходимо опираться на религию и законы. В идеальном государстве Платон вводит следующий принцип: «Кто не способен жить, того не нужно и лечить». То есть Платон непримиримо относился к людям, которые не хотят совершенствоваться, к нарушителям закона и к своим идейным противникам вплоть до требования применения смертной казни. Центральным понятием аристотелевской этики было понятие «добродетель», подразделяемая у него на интеллектуальную и волевую. Интеллектуальная добродетель возникает благодаря обучению, волевая - благодаря привычке. Высшее свое проявление человек получает не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в достижении пользы для себя, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Главное отличие человека от животного - способность к интеллектуальной жизни. Тем не менее, человек у Аристотеля - политическое животное, он родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Наиболее совершенной формой общения людей является у Аристотеля государство. Будучи естественным образованием, государство по своей структуре состоит из трех частей: 1) законодательной; 2) административной - исполнительной; 3) судебной. Путь к наилучшему государственному устройству лежит через познание и оценку существующих форм жизни: человек, по мнению Аристотеля, испорчен и подвержен страстям; деление на рабов и рабовладельцев справедливо; частная собственность естественна. Поэтому в государстве у разных людей права должны быть разными, принцип справедливости - жизнь по законам. Власть должна быть отдана среднему классу, а оптимальной формой государственной власти должно быть сочетание демократии с олигархией, позволяющее смягчать и сглаживать антагонизмы между бедными и богатыми. Итак, социальные знания в форме знаний о человеке и обществе зародившиеся в античности, в основном развивались в русле знаний о государстве, его законах, а также в форме формулировки моральных обычаев и норм поведения его граждан, а также поиске нравственных качеств (добродетелей), способствующих моральному поведению. Дальнейшее развитие начал социально-гуманитарных наук связано с эпохой Средневековья. В указанный период развитие представлений о человеке и обществе происходило в рамках вненаучного знания - религии, которая была основой духовной жизни общества. В лоне основной проблематики теософов средневековья - соотношения Бога и человека социально-гуманитарные знания получают дальнейшее продвижение: Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.) вводит идею прогресса в историческом развитии с помощью учения о шести эпохах, которые пережило человечество. История предстает у него как священная история в форме повествования о деяниях самого Бога и становится для всего средневековья системой временной и пространственной ориентации. Происходит дальнейшая разработка нравственных знаний в частности в концепции Августина Аврелия о божественной благодати: «блаженны нищие духом» - главный итог этических изысканий А. Аврелия. Отцом современной исторической науки, основателем политической теории, продолжателем высокого духа рационализма восточных перипатетиков считается Ибн-Халъдун (1332-1406). Опираясь на положение, что основной недостаток традиционной историографии в незнании естественных законов общественного бытия, он дал теоретическую трактовку таким важным социально-философским проблемам, как сущность исторического знания, человеческого общества, стадии его развития, происхождение, сущность и структура государства, экономическая обусловленность исторических процессов, значение экономики и политики в развитии человеческой цивилизации и др. В эпоху Возрождения эволюция социально-гуманитарных знаний шло под знаменем дальнейшего развития античной формулы «Человек мера всех вещей». Предпринимаются попытки отыскания главнейших качеств человека: у М. Монтеня (1533-1592) - это интерес к собственному «Я», у Н. Макиавелли (1469-1527) - желание.сохранить.свое иму: Ществр, собственность; у Л. Баллы (1405-1457) основой человека являлось стремление к дичному.благу; уДж. Бруно - успехи в труде и т.д. В данную эпоху появляются теории, пытающиеся через исследование человека познать и устройство общества. Конструкция общества строилась в рецессансную эпоху исходя из конституции человека. Причем монархия была самой "естественной" формой правления, ибо в макрокосмосе один Бог управляет Вселенной. Поэтому появившийся в XV-XVI вв. термин "естественный закон" означал "божественный закон". Политическая организация (форма правления) была основным углом зрения, через призму которого рассматривалось общество. В частности Н. Макиавелли проанализировав разные формы государственной власти, говорит о неизбежном движении, «соскальзывании» различных форм государства в свою противоположность: монархия - к тирании (наследственная власть приводит к тирании), аристократия - к олигархии (по этой же причине), демократия - к анархии, затем все повторяется. В это же время появляются социальные утопии Т. Мора, Т. Каятанеллы, а также попытки более сложного понимания протекания социальных процессов: линейного, динамического видения истории, поиска ее движущих сил, структурирования общества. Так, Леонардо Бруни (1370-1444) в своей "Истории флорентийского народа" выясняет общее, смысловое содержание хода истории Италии от античности до настоящего времени. Флавио Бьонди (1392-1463) в труде "Три декады историй от падения Римской империи" дает светскую периодизацию послебиблейской истории, формируя концепцию трехчленного деления всеобщей истории; античность, темный (средний) век, Новое время (Возрождение). Ф. Патрици рассматривает ход всемирной истории, распадающейся на ряд больших по длительности периодов (циклов), состоящих из двух фаз - роста и упадка. В результате эпоха Возрождения стала эпохой рождения исторического мышления, когда впервые возникло сознание отчетливой временной и культурной дистанции между прошлым и настоящим. В то же время в силу узости поля социально-исторического знания идея циклизма все-таки превалировала в зачатках философии истории: античность оставалась образцом, к которому следовало возвращаться снова и снова. В новое время, когда наука и техника становятся важнейшими ценностями общества, когда формируется и господствует механистическое мышление, возникает приятие "социальная физика", смысл которого в попытке создать теорию человеческого поведения, "науку о человеческой природе", в целом теорию нравст- венно-политических отношений на прочной основе научного познания по образцу экспериментальной физики. Как отмечал по этому поводу Маркс, "...Гоббс, Спиноза, Гроций... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (39. Соч. т. 1. С. 3). Б. Спиноза (1623-1677) формулирует закон ассоциации, согласно которому не душа формирует мысленные образы, а они по общим законам механики складываются в ряды телесных явлений, то есть ассоциация есть телесный процесс - результат воздействия одного тела (предметов внешней среды) на другое (тело человека), осознаваемое как душевное явление. Разумное устройство общества согласно механическому толкованию социальных процессов есть конгломерат индивидов, согласившихся добровольно отказаться от некоторых прав и свобод во имя функционирования общественного целого. Т. Гоббс (1588-1679) в качестве основы правильного государства выделяет законы и сильную власть, заставляющую выполнять выработанные законы. Так же, как и нидерландский правовед Л Гроций (1583-1645), разработавший теорию естественного права и общественного договора, Гоббс, анализируя историю общества, выделял в ней два этапа - естественное (догосударст-венное) состояние и создание гражданского общества. Естественное состояние было противопоставлено гражданскому (общественному) поскольку в нем человек полностью зависел от природы, что порождало антисоциальные поступки и намерения (беспредельный эгоизм, жизнь по принципу «войны всех против всех», «человек человеку волк»). В результате социально-правовых договоренностей формируется искусственное образование - гражданское общество, которое берет на себя функцию организацию правильной жизни. Дж. Локк впервые выдвигает идею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым закладывая фундамент либерально-демократического государственного устройства и управления, противопоставленного деспотизму, тирании, абсолютизму. В XVIII в. усилиями прежде всего французских и английских обществоведов социальные и гуманитарные знания получают дальнейшее приращение. Во Французском Просвещении сущность человека, вопросы воспитания, устройство и законы общества были главными темами социально-философских воззрений: теория отчуждения Ж.Ж. Руссо, теория «свинского счастья» П. Ламетри, классификация идей, эмоций, интересов и поступков К. Гельвеция, принцип активной деятельности человека Вольтера, механистические взгляды на человека П. Ламетри, рассмотрение влияния природно-климатического фактора на развитие общества Ш. Монтескье - вот далеко не полный перечень завоеваний французских мыслителей в области социально-гуманитарных знаний. Огромный вклад в развитие социально-гуманитарных знаний внесли немецкие классические философы: этика Канта, его взгляды на процесс развития общества и культуры {Кант впервые рассмотрел культуру как способность к целедостижению, целеполаганию). Он выделяет в истории цивилизации три состояния, стадии, формы общественного состояния: 1) догуманистическое общество; 2) антагонистическое; 3) гуманистическое. Процесс развития общества понимается Кантом как ослабление животной природы человека (человек по природе зол, но есть первоначальные задатки добра) и нарастание морально-гуманистических его свойств посредством воспитания, все большей подчиненности категорическому императиву. Существенным продвижением социально-гуманитарной мысли являются взгляды Гегеля на сущность государства, права, морали, искусства, философии, религии. В своих воззрениях на право Гегель высказывает ряд базисных положений, касающихся сущности личности и ее взаимоотношений с обществом: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц», «Люди равны в отношении источника их владения». Он впервые вводит понятие «гражданское общество», размышляя над вопросом сущности государства, он дает различные его отличительные черты и признаки: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовой институт, как единый, разумный организм основано на разделении властей - законодательной, правительственной, власти государя. История человечества изображается Гегелем как прогресс в осознании свободы, осуществляющийся постепенно, на протяжении многовековой истории, подразделяемой на четыре этапа: восточный, греческий, римский, германский миры. Продуктивны взгляды на религию, философию, мораль, сущность человека и общества Л. Фейербаха. Он выступает за усиление антропологической составляющей в социальных взглядах. Согласно антропологическому принципу Фейербаха все загадки (проблемы) социальных представлений, так же, как и их решения, скрыты в самом человеке, в рациональном понимании его бытия и деятельности. Существенный вклад в научное понимание развития истории внесли К. Маркс и Ф. Энгельс, акцентировавшие внимание на главенствующей роли экономического фактора. В разработанной Марксом теории общественно-экономических формаций проиллюстрирована мысль, что общество представляет собой систему с прогрессивно развивающимся основанием - базисом и сменными надстроечными структурами, что вся человеческая история во всех формах ее проявления абсолютно и однозначно зависит от классового, уклада, общества, а классовый уклад, от уровня развития производительных сил, резюмирующих в себе предшествующее развитие людей и определяющих реальную совокупность условий человеческого развития. XIX в. является решающим в плане окончательного формирования социально-гуманитарных наук, превращения их в дисциплинарные знания. В 40-х г. указанного столетия О. Конт основывает «социологию» - науку об обществе: от латинского «социум» (общность, сообщество, коллектив, общество) и греческого «логос» (учение, наука, знание). К XIX в. окончательно формируется наука языкознание {лингвистика), определяется ее объект: строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всем объеме его свойств и функций. Контуры данной науки появились еще в XVIII в. в связи с возникновением сравнитедьно-истордческрго направления (Ф. Бопп, Р. Раек и др.). Здесь были выработаны: универсальная грамматика, общие методы исследования языка вообще и конкретных языков в частности. В XIX в. психология обретает статус сшостоШ?ЛШШ..ШУШ- Она формируется в указанный период усилиями следующих линий в физиологии, биологии: «первая...представлена...именами немецких естествоиспытателей Гельмгольца, Вебера, Фехне-ра.... была связана с экспериментальным и математическим анализом ощущений и двигательных актов... Второе направление выросло из эволюционного учения Дарвина.... Лидером третьего направления был..... Гальтон. Ему психология обязана введением и разработкой статистических методов в связи с исследованием проблемы индивидуальных различий между людьми. Четвертая линия уходит корнями в изучение психоневрозов и гипнотизма... велось... французскими неврологами.....Пятое направление... создано «отцом русской физиологии» Сеченовым, который выдвинул новую систему психологических идей, опираясь на преобразованное им рефлекторное учение» (79. С. 26). В результате была открыта психическая реальность: в 1874 г. выходит в свет работа В. Вундта «Физическая психология», где психология трактуется как самостоятельная наука, построенная на наблюдении, эксперименте, измерении. В 1879 г. он же организует первую психологическую лабораторию. В 1889 г. в Париже собрался первый международный психологический конгресс. Психологическое знание уже имело свой собственный категориальный аппарат. Хотя датой возникновения науки «экономика» считается 1776 год - время выхода в свет работы профессора моральной философии А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», окончательное формирование данная отрасль науки (в то время она обозначалась словосочетанием «политическая экономия») приобрела в XIX в., в связи с выходом в свет работы С. Стюарта «Принципы исследования политической экономии», созданием К Марксом теории прибавочной стоимости, и появлением Венской (Австрийской), Лозанской и Кембриджской экономических школ. В XIX веке наука берет на себя функцию знания не только о природе, но и культуре. Еще во второй половине XVIII в. мыслители Просвещения поставили вопрос о культуре как особом социальном феномене. К первым культурологическим теориям можно отнести работы Дж. Вико и И. Г. Гердера, в которых сформулированы идеи, ставшие классическими для науки о культуре (культурологи): о генезисе культуры, механизмах ее развития, взаимосвязи различных составляющих культуры и др. В XIX в. в работах неокантианцев (Виндельбанда, Риккерта, Кассирера), Ницше, Шопенгауэра, Макса Вебера и др. сформировалось представление о культуре как факторе, оказывающем непосредственное влияние на все стороны жизни общества, и развивающемся по своим, специфическим законам. В начале XX столетия антрополог Лесли Уайт (\ 900-1975) в работе «Наука о культуре: исследование человека и цивилизации» (1949) обосновал необходимость существования культурологии как самостоятельной отрасли научного знания. В его творчестве культу- % t pa предстала, как целостная и саморазвивающаяся система материальных и духовных ценностей. В начале XX столетия возникает еще одна важная отрасль социально-гуманитарного знания - политология: наука о политике. Хотя первые политические теории возникли еще на древнем Востоке и в ранней Греции, лишь в конце XIX начале XX в. политическая наука становится самостоятельной научной дисциплиной. Итак, концу XIX началу XX столетия «возникновение социально-гуманитарных наук завершало формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей» (62. С. 87). Остановимся теперь подробнее на некоторых важных сущностно-содержательных моментах развития социально-гуманитарных знаний. 2. Классическая, неклассическая, постнеклассическая социально-гуманитарная наука В такой отрасли научного знания, как философия науки принято всю историю развития науки делить на длительные отрезки, для которых характерны единые правила, нормы и эталоны познавательной деятельности, представления об устройстве и развитии мира. Эти длительные отрезки получили соответствующие названия - классическая (XVII - конец XIX в.), неклассическая (у некоторых авторов постклассическая: конец XIX - вторая половина XX в), постнеклассическая (или постпостклассическая: вторая половина XX - XXI в.) наука. В философии науки выработаны общенаучные категории, описывающие каждую из вышеуказанных обобщенных типов научных представлений о мире (25. С. 17-34.): а) классическая наука - простота, неизменность, стабильность, точность, линейность, равновесность, обратимость, наглядность, доминирование эмпирических методов познания и принципа элементаризма - разложения предметов (при их изучении) на простые составляющие при непонимании и игнорировании функционально-генетических связей и отношений, наличие усредненного, внеисторичного, внесоциального субъекта-исследователя, изучающего (исключительно с помощью разума) мир со стороны; б) неклассическая наука - неустойчивость, неравновесность, сложность, нелинейность, необратимость, абстрактность, свобода поис- ка, новаторство, нестандартность, отказ от установки на получение абсолютно точного знания, упор на методах, позволяющих комплексно, системно исследовать процессы природного и социального мира; в) постнеклассическая наука - нелинейность, самоорганизация, бифуркационность, диссипативность, принципиальная плюра-листичность познавательных подходов и методов, открытость их (а также результатов и стратегий познания) для критики и самокритики. Если в области осознания логики развития естественнонаучного знания очень подробно и детально изучен вопрос о формах присутствия, реализации вышеперечисленных свойств научного знания на том или ином историческом отрезке их эволюции, исследованы механизм и процедуры перехода науки от классики к неклассике и постнеклас-сике, что же касается социльно-гуманитарных дисциплин, то здесь все находится на ранней стадии исследования данных проблем. Вопрос о специфике классического и неклассического социально-гуманитарного знания изучен более или менее подробно, проблема же сущности социальной постнеклассики, ее временной и содержательной демаркации по отношению к неклассическому периоду, вообще остается (на наш взгляд) открытым. Остановимся на этом вопросе подробнее. Общеизвестно положение о том, что познавательные установки и объяснительные идеалы естественных наук во многом определили развитие классических социальных представлений. Среди идеалов классического обществознания исследователи (60; 67; 76) выделяют, прежде всего, представления о всевластии человеческого разума, универсальной упорядоченности социального мира, возможности беспрепятственной переделки человеческой природы в деле «создания нового человека», возможности рациональной реконструкции социального универсума, с помощью идеализированных объектов. В результате универсализм, фундаментализм и эссенциа-лизм становятся главными составляющими классического социального мировидения. Проявлением принципа.универсализма во взглядах на социальную реальность является понимание ее как целостного образования, независящего от человека. Суть принципа фундаментализма выражается в частности в упрощении и абсолютизации одной или нескольких социальных связей, качеств человека, элементов общества в качестве онтологически первичных, основополагающих при объяснении всех социальных явлений. Это и экономический фактор К. Маркса, поли- тика в концепции Н. Макиавелли, общественный договор Ж. Ж. Руссо, природно-географический фактор у Ш. Монтескье и т.д. Эссенциализм - установка классического социального мирови-дения на получение окончательны-^, и з^рнчещвьк.(т.е..абсолютных) законов, теорий, понятий на все времена и для всех народов и культур (как это было с марксистской теорией). При этом предполагается, что повторное использование этих же методов познания социального познания приведет к получению таких же результатов. Наконец еще одной отличительной чертой классического социального мировидения является попытка внедрения на практике социальных проектов, основывающихся на выводах социальных теорий, полученных в этот период. Яркий тому пример Французские социальные революции XVIII и XIX вв., воплотившие многие идеи философов-просветителей. Нсклассическое социальное мировидение построено на идее сложного устройства, функционирования общества, основанного на человеческих коммуникациях. Зависимость акта и результатов познания от характера коммуникации, плюрализм наблюдательских позиций, расположенность познающего субъекта внутри познаваемой социальной реальности, а, следовательно, отказ от субъект-объектной логики, приводят к пониманию того, что социальные явления порой имеют такой уровень сложности, что не поддаются детальной рационализации. Именно такой взгляд на сущность социальных процессов породил формулу «понимание атома есть детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Жизненные миры обществ и людей с их взаимопересечением интересов, эмоций, планов, установок, идей порождают социальные системы такого высокого стохастического порядка, такие флуктуации и хаос, что происходит отказ от попыток получения предельно строгих и однозначных понятий, законов и методов. Как результат - если не отказ, то очень осторожное отношение к реализации на практике социальных теорий, масштабным преобразованиям социальной реальности исходя из логики данных теорий. Постнеклассическое (современное) социальное мировидение в еще большей степени акцентирует внимание на идее присутствия человеческого фактора во всех изучаемых объектах социальной реальности, причем сложных объектах (так называемых «человекоразмер-ных комплексов» - термин B. C. Степина): медико-биологические, социально-экологические, человеко-машинные системы. В результате постнеклассическое мировидение исходит из установки о непрерывно меняющейся социальной реальности, характеризующейся открытостью, саморазвитием, саморегуляцией, неоднозначностью а, следовательно, множественностью вариантов объяснения одних и тех же изучаемых социальных явлений и процессов. В лоне постнеклассического социального мировидения появляются и такие крайние, радикальные установки, как погружение процесса познания в обыденный мир здравого смысла, попытка сделать объектом исследования только обыденный мир, как якобы включающий в себя сложности всего мира, освобождение мира объектов от вещей и текстов, равноправности научных и ненаучных методов познания и дискурсов. Именно этим можно объяснить переориентацию некоторых дисциплин социально-гуманитарного цикла на анализ и описание повседневности, выдвижение последней на первое место по сравнению с теорией. В частности в феноменологической социологии развивается идея, заимствованная из феноменологической философии Э. Гуссерля о конструировании социального мира как субъективно-значимого мира. Объекты социального мира в феноменологической социологии вовсе не обладают самостоятельностью, автономностью, объективностью они суть производные человеческого сознания, наделены значением, которое задает им именно субъект. В результате предметом изучения в феноменологической социологии являются социальные явления, созданные участниками коммуникативных взаимодействий. В свою очередь коммуникативные отношения строятся исходя из обыденных представлений о способах организации социальной жизни. Поэтому те теоретические понятия, концепции, гипотезы, ко-' торые возникают в результате такого изучения социальной жизни, должны быть связаны в феноменологической социологии со здравым смыслом, с первичными повседневными рационализациями жизни. А поскольку неизбежно обнаружение разных значений и здравых смыслов применительно к одному и тому изучаемому явлению (в силу разности познающих и взаимодействующих субъектов: группы, принадлежащие разным субкультурам, индивиды с различным мышлением и т.д.), процесс познания превращаются в бесконечный процесс. И это констатируют представители феноменологической социологии. Именно в русле данного ответвления постнеклассического мировидения можно понять и мышление ученых типа П. Фейерабен-да, предложившего принцип теоретического плюрализма: каждая теория возникает как абсолютно непохожая на другие, поэтому нельзя судит<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.018 с.) |