Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российский контекст применения социального знания и смена его парадигм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-гуманитарные науки возникли на Западе, но в их дальнейшее развитие и применение существенный вклад внесла и Россия. Здесь к началу XX в. уже был сформирован основной блок социально-гуманитарных наук. В каждой из этих наук были и есть свои парадигмы, где под. парадигмой будем понимать общее мировоззрение, организующее и направляющее научные исследования. Поэтому вопросы сущности и смены парадигм в российской филологии, психологии, социологии, экономике являются объемными проблемами, требующими отдельного рассмотрения, которым посвящено большое количество монографий и статей. Здесь лишь отметим, что уже на рубеже XIX - XX вв. почти в каждой отрасли российского социально-гуманитарного знания были достигнуты результаты мирового уровня. Это и экспериментальные физиологические и психологические исследования ИМ. Сеченова (1829-1905), ИЛ. Павлова (1859-1936), В.М. Бехтерева (1857-1927), А.А. Ух- томского (1875-1942), Н.Н. Ланге (1858-1921) и др., оказавшие влияние на разработку объективных методов в мировой психологии. Это и работы основоположника московской лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатова (1848-1914), который одновременно с Ф. Соссюром обосновал формализацию лингвистических исследований, построил особую морфологическую классификацию языков. А также оригинальные исследования русского языка, истории славянского языка (поэтики славянского фольклора), осуществленные А.А. Потебней (1836-1891). Это и концепция длинных волн в экономике Н.Д. Кондратьева (1892-1938) («кондратьевские циклы»), которые имеют своих сторонников и сегодня (в экономических исследованиях в США кондратьевская концепция является одной из научных парадигм). Это и исследования русских социологов ММ. Ковалевского (1851-1916), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Е.В. Де Роберти (1843-1915) и др., которых приглашали читать лекции в ведущие европейские университеты, a MM. Ковалевский на втором международном социологическом конгрессе в Париже в 1885 г. был избран его председателем. Что же касается междисциплинарных социально-гуманитарных парадигм, получивших развитие в России, то здесь следует выделить натуралистическую и антинатуралистическую программы (этот вопрос будет рассмотрен в теме 10), славянофильскую и западническую концепции, русский космизм, марксистскую парадигму. Проблематика славянофильства и западничества, по мнению П.Н. Милюкова и Г. В. Плеханова, пронизывала всю историю русской общественной мысли (59. ч. 1. С. 19). На волне этой проблематики возникают славянофильская филология, социология, психология и т.д. Основные идейные концепты диалога славянофилов и западников сводились к следующим позициям во взглядах на человека и социальную действительность (59. ч.2. С. 180-186): а) «западному» идеалу автономной (индивидуалистической) личности славянофилы противопоставляли «цельную личность» (слитую с обществом); б) для западников необходимым условием свободы была рационализация и индивидуализация сознания, через «муки рефлексии». Славянофилы выступали за нерефлективную веру; в) западники пытались руководить жизнью через философию действия, славянофилы считали, что история иррациональна, и индивидуальная жизнь не может ею управлять; г) процесс рационализации общественных отношений западники понимали как замену эмоциональных связей государственно-правовым порядком. Славянофилы выступали за неинституционали-зированную связь, основанную на традициях, обычаях, общей вере; д) славянофилы провозглашали необходимость «возвращения» интеллигенции в народ западники ставили задачу поднять народ, до уровня «эпохи сознания»; е) славянофилы отрицали капиталистический путь развития и соответственно либерально-демократические ценности, западники одобряли буржуазный путь развития, высоко оценивая динамизм европейской жизни, ее упорядоченность и одухотворенность. Одной из ведущих, традиций самобытной духовной мысли России был русский космизм, представляющий собой внутренне разнообразные, иногда полярные мнения, но объединенные одной идеей - наличием смыслового порядка в космосе, космической миссии человека и нахождением гармонии между человеком и природой (космосом). В русском космизме выражалось, прежде всего, интуитивное понимание вселенской взаимосвязи, ощущение подавленности человека могучими грозными внешними стихиями, с одной стороны, и мощь и разумность его - с другой. Космисты сумели соединить заботу о большом ценном - Земле, биосфере, космосе - с глубочайшими запросами конкретного человека, связанными с преодолением болезней и смерти, достижением бессмертия. Русские.космисты показали, что появление человеческой цивилизации было результатом закономерной природной логики развития Вселенной; в человеке заложена некая космическая.миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, предварительно преодолев различного рода земные социальные антагонизмы. Космизм объединил людей различных политических и философских убеждений, от естествоиспытателей до идеологов православия: B. C. Соловьев, Г. П. Федотов, С.Н. Булгаков, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Ф. И. Тютчев и др. Возрастание порядка в космосе возможно через человека посредством развития его познавательных и нравственных способностей. В русском.космизме обосновывались принципы нового.отношения человека к природе их коэволюции: совместного развития человека и Вселенной. Вселенная развивается, должен развиваться и человек. В свою очередь, развитие человека и человечества влияет на развитие Вселенной. Марксизм. Отцом и пионером марксизма в России был Г. В. Плеханов (1856-1918), усвоивший и принявший марксизм как целостное мировоззрение. С 1894 г. начинается ленинский..этап развития марксизма в России, в котором можно выделить практическую и теоретическую плоскости. В. И. Ленин (1870-1924) полагал, что основные вопросы марксизма как политической теории уже.рещены Марксом и надо лишь умело извлекать из этих решений практические.выводы. Теоретические поиски в области традиционно-философских проблем несли в себе значительный.элемент новизны. В своих главнейших философских работах "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др. Ленин дает глубокий научный анализ сущности материи и сознания. Он также развивает понимание законов и категорий диалектики, методологических вопросов познания. В период сталинизма и эпохи..партс.ъе.зддв были выработаны основные марксистско-ленинские критерии правильности принципов социально-гуманитарных наук. Они «четко отделяли» верные идеи от буржуазных заблуждений, являясь, по существу, тормозом развития истинно научных социально-гуманитарных представлений о социальной действительности. Однако и в это непростое для развития социально-гуманитарных наук время были достигнуты результаты мирового уровня: исследования Л.С. Выготского и его учеников (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.З. Запорожец и др.) в психологии, работы М.М. Бахтина в области филологии и культурологии и др. Сегодня в России идет преодоление марксистской парадигмы и формирование других программ и норм познания и понимания социальной действительности. Все это происходит на фоне интенсивного роста интереса к социально-гуманитарному знанию вообще, проявляющегося в появлении большого списка специальностей гуманитарного цикла, которые можно приобрести в образовательных учреждениях разного уровня, роста количества кандидатских и докторских диссертаций социально-гуманитарного цикла и др. (подробнее в 75). Современное российское общество предъявляет основной социальный заказ социогуманитарной науке через развитие психологической, социологической, политологической и т.п. практик, требующих разработки новых фундаментальных и среднего уровня социально-гуманитарных концепций, теорий, научно-исследовательских программ, которые «позволили бы упорядочить и саму эту практику, и соответствующие области социальных феноменов» (75).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.009 с.) |