Подряд. Возмездное оказание услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подряд. Возмездное оказание услуг



59

ателье с учетом особенностей ткани и фигуры заказчицы, выполненная за­рисовка фасона была согласована с Мамонтовой и приложена к договору. Ателье выполнило все работы в срок.

Когда заказчица явилась за получением готового изделия и примерила его, она заявила, что, по ее мнению, выбранный фасон костюма ей не подхо­дит, поскольку он ее старит и полнит. Закройщица объяснила заказчице, что внести изменения в уже готовое изделие без ущерба для его качества невоз­можно.

Заказчица отказалась взять готовый костюм и потребовала от ателье из­готовить другой костюм по новому фасону. Ателье отказалось выполнить требование заказчицы и, в свою очередь, потребовало оплатить выполнен­ную работу. Заказчица обратилась в суд.

В ходе судебного заседания адвокат Мамонтовой утверждал, что ателье обязано было предупредить заказчицу об особенностях разработанного ху­дожником фасона. Кроме того, подрядчик обязан предупредить заказчика об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество изделия.

Решите дело. Какие требования заказчик вправе предъявить подрядчику в случае, если готовое изделие не удовлетворяет его по фасону?

Задача 2 Кравцов заказал в ателье свадебный костюм. Свадьба должна была состояться 15 мая, а срок исполнения заказа был согласо­ван 10 мая. В ходе пошива пропала деталь раскроенного костюма — рукав. Поскольку материал был предоставлен Кравцовым, а в ателье аналогичного материала не оказалось, завершить работу к сроку ателье не могло. Кравцов по телефону был уведомлен, что его заказ к сроку готов не будет и что ате­лье может изготовить для него костюм из другого материала при условии оп­латы его стоимости Кравцовым.

Поскольку Кравцов не был уверен в том, что костюм будет готов к сро­ку, он приобрел костюм импортного производства в коммерческом магазине и потребовал от ателье оплатить стоимость приобретенного костюма, ком­пенсировать стоимость материала, уплатить пени за несвоевременное изго­товление заказа, а также возместить причиненный ему моральный ущерб, который он оценил в размере 10-кратной стоимости приобретенного им кос­тюма.

Суд взыскал с ателье стоимость приобретенного Кравцовым костюма и в ту же сумму оценил размер подлежащего возмещению морального вреда. В удовлетворении остальных требований суд отказал.

Правильно ли решение суда? Какие права имеет заказчик в случае неиспол­нения заказа в срок, а также утраты предоставленного им материала?

Задача 3 Ковалев СД^ в мастерскую по ремонту радиотелевизионной ап­паратуры переносной цветной телевизор «Юность» для регули­ровки и технического обслуживания. Спустя неделю в помещении ателье произошла кража, в результате которой был похищен и телевизор, принадле­жащий Ковалеву. В ходе предварительного следствия было установлено, что

60

Тема 5

по вине работника ателье в ночь кражи помещение ателье не было сдано на сигнализацию.

Ковалев предъявил ателье требование о выплате стоимости телевизора исходя из действующих цен на переносные цветные телевизоры и, кроме то­го, потребовал выплатить неустойку и компенсацию морального вреда.

Решите дело. Изменится ли решение, если Ковалев передал телевизор сво­ему знакомому, работавшему в ателье, и не получил никакой квитанции?

Задача 4 Гражданин Архипов договорился с бригадой рабочих о строи­тельстве дачи и других построек на своем участке (сарая, бани и др.). Для оформления отношений между ними Архиповым был предложен договор подряда, образец которого он позаимствовал у своего соседа. Брига­дир рабочих отверг предложенный вариант и, в свою очередь, рекомендовал для этих целей договор подряда на капитальное строительство, которым он пользовался, работая в строительно-монтажном тресте. На основании обоих вариантов стороны согласовали единый документ, названный ими «договор о строительстве дачи и сопутствующих построек». Работы были осуществле­ны бригадой качественно и в установленные сроки. За три дня до приемки из-за ураганного ветра загорелась электропроводка и построенные помеще­ния выгорели дотла.

Бригада настаивает на выплате ей вознаграждения за работы и на ком­пенсации стоимости затраченных стройматериалов. Архипов же, ссылаясь на то, что подрядчик выполняет работы за свой риск, платить отказался. Спор был передан для рассмотрения в суд.

Кто прав в этом споре? Каково место договора строительного подряда в системе договоров о производстве работ и в чем его специфика?

Задача 5 '^ля стР°ительства нового предприятия по производству быто­вых химикатов по итогам торгов заключен государственный контракт между заказчиком — акционерным обществом «Северный химик» и подрядчиком — акционерным обществом «Седьмой специализированный трест». Стройка была включена в титульный список вновь начинаемых стро­ек с периодом строительства в три года. Финансирование строительства осу­ществлялось за счет средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, и собственных финансовых ресурсов заказчика.

После двух лет строительства ввиду отсутствия бюджетных ассигнова­ний и пересмотра экологических требований стройка была законсервирова­на. Заказчик отказался возмещать подрядчику связанные с консервацией расходы и оплачивать последний этап выполненных работ, ссылаясь на то, что в государственном контракте установлен особый порядок оплаты работ и компенсации расходов в этом случае (предусмотрено его определение в дополнительном соглашении сторон к договору подряда, которое не было заключено). Подрядчик не согласился с такой аргументацией и предложил руководствоваться ст. 767 ГК РФ. Так как стороны не достигли соглашения, подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику.

Кто прав в этом споре? Каково должно быть решение арбитражного суда?

Подряд. Возмездное оказание услуг                                             61

Залача 6 Перед акционерным обществом возникли трудности с финанси­рованием строительства жилого дома, возводимого совместно с научно-исследовательским институтом. Советом директоров общества бы­ло принято решение для завершения строительства привлечь к участию в финансировании граждан, изъявивших желание выкупить свои квартиры, из числа лиц, которым предполагалось предоставить жилплощадь в данном доме, а также граждан, желающих приобрести квартиру в строящемся доме на коммерческих началах.

Для оформления правоотношений с гражданами был разработан до­говор о долевом инвестировании, в соответствии с которым акционерное об­щество принимало на себя осуществление функций заказчика, гарантирова­ло сдачу дома в эксплуатацию не позднее II квартала и оформление доку­ментов о собственности на квартиры на имя конкретных граждан. Граждане обязывались внести в установленный срок всю предусмотренную договором сумму.

Дом был принят в эксплуатацию государственной комиссией лишь в конце III квартала, а документы о праве собственности участники инвести­рования получили лишь спустя девять месяцев после завершения строитель­ства дома. Граждане, заключившие договор о долевом инвестировании на коммерческих началах, обратились в Общество защиты прав потребителей.

Какое разъяснение следует дать в этом случае?

Задача 7 Проектный институт по заказу станции технического обслужи­вания автомобилей разработал проект и техническую докумен­тацию для строительства автомобильной мойки. Спустя два года после при­емки работ, выполненных в соответствии с проектной документацией, стан­ция технического обслуживания потребовала от института безвозмездно вне­сти исправления в техническую документацию. Данное требование было вы­звано тем, что органы санитарного и пожарного надзора отказываются дать разрешение на работу мойки ввиду существенного нарушения санитарных и пожарных требований, допущенных в проекте.

Устранив имеющиеся недостатки в документации, проектный институт потребовал оплатить выполненную работу, а также выплатить неустойку за использование документации без согласия института. В ходе предваритель­ных переговоров было установлено, что проектный институт разработал про­ектную документацию для размещения автомойки в промышленной зоне, причем все необходимые требования были соблюдены. Станция же техниче­ского обслуживания на основании имеющейся документации построила еще одну автомойку в жилом квартале, на эксплуатацию которой органы сани­тарного и пожарного надзора не дали согласие.

Правомерна ли позиция института? Изменится ли решение, если станция технического обслуживания докажет, что задание на проектирование с нею не согласовывалось?

-----Тема 6 —

ПЕРЕВОЗКА

? Вопросы по теме

1. Общие положения о транспортных обязательствах:

1.1. Виды транспорта и их организационное построение.

1.2. Понятие обязательства перевозки и его соотношение с иными транспорт­ными обязательствами.

1.3. Организационные предпосылки заключения договора перевозки.

1.4. Виды договоров перевозки (разовый договор, договор об организации пе­ревозок, договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор фрахтования).

2. Договор перевозки грузов:

2.1. Форма договора перевозки грузов и порядок его заключения.

2.2. Субъекты обязательства по грузовой перевозке. Правовое положение гру­зополучателя.

2.3. Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Комби­нированные перевозки.

2.4. Права и обязанности участников обязательства грузовой перевозки, возни­кающие до заключения договора перевозки.

2.5. Права и обязанности субъектов договора грузовой перевозки и грузополу­чателя.

3. Ответственность за нарушение обязательства грузовой перевозки:

3.1. Условия и особенности ответственности в обязательствах грузовой пере­возки.

3.2. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузо­отправителя за их неиспользование.

3.3. Ответственность за нарушение договора перевозки груза (субъекты, осно­вания, объем).

3.4. Порядок предъявления претензий и исков по договору грузовой перевозки.

4. Перевозка пассажиров и багажа:

4.1. Договор перевозки пассажира (общая характеристика, порядок заключе­ния, виды, права и обязанности сторон).

4.2. Договор перевозки багажа (общая характеристика, порядок заключения).

4.3. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа.

Ц Нормативный материал

1. ГК. Глава 40.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207; 2001. № 22. Ст. 2125; 2003. № 27. Ст. 2700 (ч. I); 2004. № 15. Ст. 1519; № 45. Ст. 4377.

Перевозка                                                                                          63

3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № П. Ст. 1001; 2003. № 14. Ст. 1256; № 27. Ст. 2700 (ч. I); 2004. № 27. Ст. 2711.

4. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; 1999. № 28. Ст. 3483; 2004. № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377.

5. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федера­ции» от 10 января 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169; 2003. № 28. Ст. 2884.

6. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 170; №28. Ст. 2891.

7. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. постановлением Совета Мини­стров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12 // СП. 1969. № 2-3. Ст. 8; 1969. № 26. Ст. 141; 1974. №24. Ст. 134.

8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 18 от 12 ноября 1998 г. «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введе­нием в действие Транспортного устава железных дорог» // Вестник ВАС. 1999. № 1.

9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 1 от 25 января 2001 г. «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог» // Вестник ВАС. 2001. № 4.

Ш Литература

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Догово­ры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспор­та. М., 2003.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / под ред. О. Н. Садикова. М., 2003. С. 486-518.

3. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Г. Г. Иванова. М., 2000.

4. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федера­ции / под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ляндреса. М, 1998.

& Задачи

1-е занятие

За ча 1  20 июня завод «Маяк» предъявил иск к ОАО «Российские желез­ные дороги» о взыскании штрафа за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов в феврале и марте и возмещении убытков, поне­сенных заводом в виде неустойки, уплаченной заводом своим покупателям за просрочку поставки продукции из-за неподачи дорогой вагонов. Управление дороги выдвинуло следующие возражения по иску:

1) в отношении взыскания штрафа за невыполнение плана перевозок истцом нарушен претензионный порядок, предусмотренный   ст. 123 УЖТ. Расчет по причитающимся суммам штрафа был сообщен истцу: за февраль - 6 марта, а за март - 12 апреля. Претензия же истцом была заявле­на только 20 мая, т. е. с пропуском установленного срока, в связи с чем она была возвращена истцу без рассмотрения;

2) взыскание остальных сумм не предусмотрено УЖТ, так как они представляют собой требования о возмещении убытков, понесенных истцом по своим обязательствам.

64

Тема 6

Завод настаивал на удовлетворении своих требований, заявляя, что дей­ствующее законодательство не устанавливает срок для предъявления претен­зии, а понесенные им убытки являются следствием невыполнения дорогой принятых заявок на перевозку грузов.

Кто прав в этом споре и как следует решить дело? Как решается вопрос о подсудности при предъявлении иска к перевозчику?

Задача 2

В соответствии с долгосрочным договором на организацию пе­ревозок и декадными заявками грузоотправителя — объедине­ния «Апатит» железная дорога должна была подать объединению для пере­возки грузов в апреле 300 вагонов (равными партиями подекадно). Перевоз­чик, располагая данными о наличии у объединения большого количества до­бытой руды, подлежащей перевозке, подало в первую декаду 120 вагонов в порядке сгущения подачи вместо 100 вагонов. Объединение, загрузив 100 вагонов, от загрузки 20 вагонов отказалось, ничем не мотивируя свой отказ.

Во вторую декаду вместо 100 вагонов дорога подала 80 вагонов, а в тре­тью — в соответствии с заявкой грузоотправителя 100 вагонов.

Объединение «Апатит» предъявило иск к перевозчику о взыскании штрафа за невыполнение заявки на перевозку — неподачу во вторую декаду 20 вагонов.

Возражая против иска, перевозчик указал, что требование грузоотправи­теля необоснованно, так как во вторую декаду было подано 80 вагонов с уче­том поданных, но не загруженных отправителем 20 вагонов в первую декаду. Кроме того, в целом за месяц было отгружено 300 вагонов и, следовательно, общий объем перевозок выполнен.

В свою очередь, железная дорога предъявила иск к объединению «Апа­тит» о взыскании штрафа за недогруз 20 вагонов в первую декаду и убытков, вызванных простоем вагонов по этой причине.

Разберите доводы сторон и решите спор по существу.

Задача 3 ^ри заключении годового договора на перевозку грузов автомо­бильным транспортом между автотранспортным предприятием и грузоотправителем возникли разногласия по условиям договора.

Автотранспортное предприятие включило в проект следующие условия:

1. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия непра­вильной погрузки груза, в том числе за повреждение перевозочных средств и безопасность перевозки. Грузоотправитель не соглашался с этим условием, поскольку согласно правилам перевозок грузов их погрузка на автомашину производится под наблюдением шофера автопредприятия.

2. Автотранспортное предприятие освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если по решению компетентных органов ав­тотранспортные средства будут привлечены к выполнению государственных заданий. Грузоотправитель указывал на незаконность и этого условия.

В свою очередь, грузоотправитель настаивал на включении в договор следующих условий:

Перевозка                                                                                        65

1. Автотранспортное предприятие возмещает грузоотправителю убытки, вызванные просрочкой доставки грузов получателям.

2. Грузоотправитель не несет ответственности за непредъявление груза к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.

Против этих условий возражало автопредприятие. Как должен быть решен этот спор?

Залача 4 Новгородский завод «Реостат» отгрузил в адрес завода подъем­но-транспортного оборудования электромоторы для портальных кранов. Груз прибыл с просрочкой на десять дней. Из-за несвоевременной доставки моторов завод не выполнил свои обязательства по поставке кранов Мурманскому порту и уплатил последнему неустойку за нарушение сроков исполнения договора. В связи с этим завод подъемно-транспортного обору­дования предъявил к железной дороге иск о взыскании с дороги штрафа за просрочку доставки груза (электромоторов) и возмещении понесенных им по вине дороги убытков, вызванных уплатой неустойки покупателю за не­своевременную поставку кранов и штрафа Балтийскому пароходству за не­предъявление груза (кранов) к перевозке.

Подлежат ли удовлетворению требования завода?

Задача 5 ЗАО «Силуэт» предъявило иск к железной дороге о взыскании убытков, возникших от уценки поврежденного груза, перево­зившегося в контейнере и прибывшего в пункт назначения со следами под-мочки.

Заявленную истцом претензию дорога отклонила, ссылаясь на вину гру­зоотправителя, который погрузил груз в технически неисправный контей­нер, имевший в крыше расхождения сварных швов, что было отражено в коммерческом акте.

ЗАО «Силуэт» настаивало на удовлетворении иска, указывая, что ответ­ственность за порчу груза должна быть возложена на железную дорогу, так как указанные дефекты контейнера грузоотправитель не мог заметить при погрузке груза, поскольку они были обнаружены только при искусственном освещении в темноте.

Подлежит ли иск ЗАО «Силуэт» удовлетворению?

Задача 6 Хладокомбинат обратился с иском к перевозчику — Московской железной дороге и к поставщику - мясокомбинату о взыскании с надлежащего ответчика стоимости недостающего мяса. Груз прибыл в ис­правном вагоне, но без пломбы грузоотправителя. При его вскрытии оказа­лось, что вагон загружен до полной вместимости, и недостающее количество груза вместиться не могло. Мясо (туши) порезов и других повреждений не имело. Эти обстоятельства были подтверждены экспедитором мясокомбина­та и отражены в коммерческом акте.

66

Тема 6

Кто должен нести ответственность за недостачу груза? Изменится ли решение, если вагон, загруженный отправителем, прибыл на станцию назначе­ния в исправном состоянии и за его пломбами?

Задача 7

Задача 8

При перевозке полушерстяного полотна из Старой Руссы в С.-Петербург автомашиной автопредприятия № 5 в пути следо­вания на автомашине возник пожар, в результате которого часть груза по­гибла, а оставшееся полотно было повреждено. Заявленную претензию, а впоследствии и иск о возмещении стоимости погибшего и поврежденного груза автопредприятие отклонило. Ответчик ссылался на непригодность ав­томашины для перевозки указанного груза, т. е. ее неисправность в коммер­ческом отношении, за которую отвечает грузоотправитель. Машина была предоставлена истцу для перевозки оборудования в Старой Руссе, а не для перевозки полушерстяного полотна, которым была загружена автомашина при обратном ее следовании. Такой груз, как полотно, должен перевозиться в специальной автомашине.

При рассмотрении дела выяснилось, что причиной пожара явилась тех­ническая неисправность автомашины - при скорости движения 60-65 км в час отсоединился карданный вал, который ударил по бензобаку, пробил его, отчего и загорелась автомашина.

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

По договору с ООО «Живая вода» железная дорога обязалась перевезти 100 ящиков водки из Москвы в Тулу. При выдаче гру­за получателю (20 июня 2003 г.) оказалось, что десять ящиков исчезли. В удостоверение данного обстоятельства бьш составлен коммерческий акт. 27 мая 2005 г. ООО «Живая вода» обратилось в арбитражный суд с иском к железной дороге о возмещении стоимости недостающего груза. Ответчик иск не признал, заявив, что, поскольку истом не был соблюден претензион­ный порядок разрешения спора, иск должен быть оставлен без рассмотре­ния.

Истец с этим не согласился и представил суду копию претензии, датиро­ванной 5 мая 2005 г. Ответчик факт получения претензии не отрицал, но за­явил, что истцом был пропущен срок, предусмотренный УЖТ для ее предъ­явления, и что, следовательно, претензионный порядок соблюден не был. В ответ на это истец заявил, что предусмотренные УЖТ претензионные сро­ки не являются пресекательными и что претензия может быть подана в тече­ние срока исковой давности, что и было сделано. Как должен поступить суд?

Железная дорога заказала закрытому акционерному обществу проведение научно-исследовательских работ по созданию новой техники. Договором был предусмотрен следующий порядок расчетов: ЗАО находит потребителя услуг железной дороги по перевозке грузов, железная дорога оказывает потребителю эти услуги, а последний перечисляет провоз­ную плату за них на расчетный счет ЗАО. В соответствии с данной догово-

Задача 9

Перевозка                                                                                          67

ренностью груз потребителя был принят дорогой к перевозке без оплаты провозных платежей, а сумма этих платежей отражена в ТехПД по коду ЗАО для зачета за выполненные обществом работы по договору подряда. После отказа ЗАО от исполнения договора подряда железная дорога предъявила к нему иск о взыскании задолженности за перевозку грузов. Суд удовлетво­рил требования истца, сославшись, в частности, на п. 1 ст. 313 ГК. Правильное ли решение вынес суд?

Залача 10 Железная дорога и ОАО «Воркутауголь» заключили договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, принадле­жащего последнему. По условиям договора железная дорога обязалась пода­вать на подъездные пути ветвевладельца вагоны под погрузку и осуществ­лять их возврат в груженом состоянии. Часть вагонов была подана на подъ­ездные пути ОАО «Воркутауголь» в технически неисправном состоянии.

ОАО «Воркутауголь» обратилось в суд с иском к перевозчику о возмеще­нии убытков в виде затрат, произведенных на переформирование железнодо­рожных составов в связи с выводом из них технически неисправных ваго­нов, поданных ответчиком под погрузку. При расчете размера иска была уч­тена стоимость работы локомотива ветвевладельца и заработной платы его работников.

При разрешении спора суд первой инстанции квалифицировал заявлен­ный истцом способ защиты как взыскание убытков, причиненных ненадле­жащим исполнением ответчиком обязательств по подаче технически исправ­ных транспортных средств по договору, не относящемуся к перевозке гру­зов. В этой связи суд применил к возникшим правоотношениям правила ст. 15 и 393 ГК РФ.

Суд кассационной инстанции данное решение отменил, в иске отказал, указав, что требования истца основаны на договоре, который относится к сфере договорных правоотношений по перевозке грузов. Ненадлежащее исполнение железной дорогой обязательств, возникших в связи с осуществ­лением перевозки грузов, влечет применение к ней ограниченной ответст­венности в пределах, предусмотренных УЖТ. В данной ситуации ни Уста­вом, ни договором такой вид ответственности не установлен.

Оцените решения судов

2-е занятие

Залача 1 Объединение «Плодоовощ» (г. Краснодар) отгрузило в адрес ЗАО «Природа» (г. Санкт-Петербург) два вагона винограда и ва­гон яблок. Груз был погружен грузоотправителем и им опломбирован. Срок доставки груза установлен 5 дней, срок транспортабельности - 8 дней. Груз прибыл в С.-Петербург с просрочкой доставки двое суток в исправных ваго­нах, но на вагоне с яблоками была пломба станции «Ростов-товарный». В свя­зи с просрочкой доставки был составлен коммерческий акт, в котором, кро­ме просрочки доставки, отмечена порча винограда и недостача двух ящиков яблок.

68

Тема б

ЗАО «Природа» предъявило претензию к железной дороге о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, а также стоимости испорченного и не­достающего груза.

Дорога претензию отклонила, указав в ответе, что:

1) за порчу груза дорога не отвечает, так как груз хотя и прибыл с нару­шением срока доставки, но в пределах срока его транспортабельности, ука­занного грузоотправителем. Кроме того, УЖТ РФ не содержит нормы, пре­дусматривающей одновременное взыскание штрафа за просрочку доставки груза и возмещение ущерба от его порчи;

2) за утрату двух ящиков яблок дорога также не отвечает, так как, во-первых, груз был погружен отправителем, а во-вторых, по весу недостача груза не превышает установленной нормы его естественной убыли.

ЗАО «Природа» обратилось с иском в арбитражный суд. Какое решение должно быть принято по данному спору?

Задача 2

По железнодорожной накладной в контейнере за пломбами гру­зоотправителя из Москвы прямым смешанным железнодорож-но-водным сообщением в адрес Магаданского областного управления Агро-прома (порт Ногаево) был отгружен груз - предметы электротехники. При перевалке груза с Дальневосточной железной дороги на судно Дальневосточ­ного пароходства в порту Находка была обнаружена неисправность контей­нера, в связи с чем порт потребовал вскрытия контейнера и проверки его со­держимого, что и было сделано. В порту Ногаево грузополучателю груз был выдан с недостачей, соответствующей недостаче, которая выявлена и зафик­сирована в коммерческом акте, составленном в порту Находка. Грузополуча­тель предъявил претензию Дальневосточному пароходству на сумму стоимо­сти недостающего груза. Пароходство, не усматривая своей вины в образова­нии недостачи, направило претензионный материал Дальневосточной желез­ной дороге, которая также отказалось удовлетворить претензию.

Грузополучатель предъявил иск к Дальневосточному пароходству. При­морский арбитражный суд, считая, что вина Дальневосточного пароходст­ва в образовании недостачи груза отсутствует, исковой материал возвратил истцу, предложив ему предъявить иск к грузоотправителю и к Дальнево­сточной железной дороге. Грузополучатель обжаловал это решение арбит­ражного суда.

Как должен быть решен этот спор?

Новокузнецкий металлургический завод предъявил к Управле­нию Западно-Сибирской железной дороги иск о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза и убытков — стоимости частично утра­ченного груза.

Управление железной дороги отклонило требования истца на том осно­вании, что просрочка в доставке груза произошла по причине стихийного характера (заносы, сильные морозы), вследствие чего был перерыв в движе­нии на дороге. Что же касается недоставленного груза, то он не утрачен, а выдан в пути следования Ступинскому заводу металлоизделий, с которым

Задача 3

Перевозка                                                                                         69

истцу в соответствии со ст. 124 УЖТ и следует произвести все расчеты. За­вод настаивал на удовлетворении своих требований, указывая, что возраже­ния ответчика не могут быть приняты во внимание, так как:

1) груз был принят к перевозке в октябре. Срок его доставки истекал также в октябре, а в указанный период никаких явлений стихийного харак­тера, которые могли бы вызвать перерыв в движении на железной дороге, не было. Морозы и метели имели место в ноябре, в конце которого и был дос­тавлен груз;

2) дорога не представила доказательств переадресовки груза, поэтому она должна нести ответственность за его утрату.

Подлежит ли требование завода удовлетворению?

Задача 4 Скворцов приобрел в г. Архангельске мебельный гарнитур и в фабричной упаковке отправил его по железнодорожной наклад­ной в г. Санкт-Петербург, получив на руки грузовую квитанцию. Придя за получением груза, Скворцов обнаружил, что обрешетка гарнитура поврежде­на, стекла серванта разбиты, его стенки потерты, а из 6 стульев недостает двух. Скворцов от получения гарнитура отказался и потребовал возместить его стоимость.

Октябрьская железная дорога отказала в удовлетворении требований Скворцова, указав в ответе, что груз прибыл в исправном вагоне, за исправ­ными пломбами станции отправления г. Архангельска, к которой ему и сле­дует обратиться со своей претензией.

Скворцов предъявил иск к Октябрьской железной дороге о взыскании стоимости гарнитура.

Подлежит ли иск Скворцова удовлетворению? Если да, то в каком разме­ре? Каков порядок предъявления требований к железной дороге, вытекающих из несохранности перевозимых грузов?

Залача 5 Пассажир Мухин опоздал на поезд на 30 минут. Обратившись в кассу железнодорожного вокзала, он потребовал возврата стоимости билета в полном размере, пояснив, что опоздал на поезд ввиду за­держки движения пригородных поездов, и, следовательно, нет его вины, а есть вина железной дороги. Кассир отказал в удовлетворении требования Мухина.

Подлежит ли требование Мухина удовлетворению? Решите задачу также в варианте для воздушного и автомобильного транспорта. Изменится ли реше­ние, если Мухин потребует возврата стоимости билета через 2 дня после от­хода поезда, представив справку, что эти дни он находился в больнице по пово­ду сердечного приступа?

Задача 6 Седов кУпт1 билет в плацкартный вагон поезда С.-Петербург -Воронеж. Придя в вагон, он обнаружил, что его место занято другим пассажиром, имевшим на руках билет на это же место. Седов попро­сил проводника освободить его место или предоставить другое. В связи с тем что все места в вагоне были заняты, проводник предложил Седову

70                                                                                                           Тема 6

пройти в соседний вагон и занять купейное место, уплатив разницу в стои­мости билетов, или перейти в общий вагон. Седов занял купейное место, а от оплаты разницы в стоимости билетов отказался.

Кто прав в этом споре7 Перечислите права пассажиров в случае непредос­тавления ему места, указанного в билете.

Задача 7 Козлов отправил багаж, объявив его ценность. При получении прибывшего на станцию назначения багажа было установлено, что вместо отправленных Козловым вещей в упаковке оказались никому не нужные предметы. Это обстоятельство было удостоверено коммерческим актом, составленным на станции назначения. Козлов предъявил к желез­ной дороге иск о взыскании фактической стоимости утраченного багажа, представив товарный чек, согласно которому действительная стоимость ут­раченных вещей ровно в два раза превышала указанную Козловым цен­ность багажа.

В каком размере железная дорога отвечает за утрату груза и багажа? Из­менится ли решение, если багаж сдан Козловым без объявления ценности?

Задача 8 Табачная Фабрика заключила с железной дорогой долгосрочный договор об организации перевозок, по условиям которого доро­га обязалась два раз в месяц (5-го и 15-го числа) принимать к перевозке про­дукцию фабрики. В договоре были подробно определены объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также ответственность за нарушение преду­смотренных в нем обязательств. Однако когда 5-го числа первого месяца срока действия договора фабрика предъявила груз перевозчику, последний от принятия груза отказался, заявив, что не получил от фабрики заявки на перевозку груза. Фабрика же полагала, что с момента заключения договора об организации перевозок необходимость в подаче заявок отпала.

Кто прав в данном споре? Какова роль договора об организации перевозок в системе транспортных договоров?

Задача 9 ОтпРавляясь на поезде из Санкт-Петербурга в Москву, пассажир Петров решил сдать часть багажа в багажный вагон. Узнав о возможности объявить ценность багажа, Петров на всякий случай указал стоимость, в десять раз превышающую реальную стоимость сданного бага­жа. В пути следования весь багаж был утрачен ввиду пожара в багажном ва­гоне. Петров потребовал выплатить ему объявленную стоимость багажа. Же­лезная дорога отклонила данное требование, и, сославшись на содержание квитанции о приеме багажа, заявила, что его реальная стоимость в несколь­ко раз ниже объявленной. По мнению дороги, Петров сообщил ей заведомо ложные сведения и не может рассчитывать на удовлетворение своих требова­ний в полном объеме.

Кто прав в данном споре?

Перевозка

71

ця 10 Супруги Кузнецовы приобрели билеты на поезд Санкт-Петер-бург — Витебск. Поезд не был вовремя подан под посадку, по­этому супруги и их трехлетний сын вынуждены были провести три часа на вокзале. В ожидании объявления посадки Кузнецовы понесли расходы по приобретению горячего питания, по оплате стоимости пребывания Кузнецо­вой и ее сына в комнате матери и ребенка, по оплате услуг камеры хранения багажа. В Витебск поезд прибыл с пятичасовым опозданием. Кузнецовы об­ратились к юристу за разъяснениями, какие требования они вправе предъ­явить перевозчику.

Дайте консультацию.

------- Тема 7-----

СТРАХОВАНИЕ

? Вопросы по теме

1. Общие положения о страховании:

1.1. Роль и значение страхования.

1.2. Законодательство о страховании.

1.3. Основные понятия страхового права:

1.3.1. Страховой риск.

1.3.2. Страховой случай.

1.3.3. Страховой интерес.

1.3.4. Страховая сумма.

1.3.5. Страховая выплата.

1.3.6. Страховая премия.

1.3.7. Страховой взнос.

1.3.8. Страховой тариф.

1.4. Страховое обязательство и договор страхования.

2. Общие положения о договоре страхования:

2.1. Общая характеристика договора страхования и его элементы.

2.2. Стороны договора страхования:

2.2.1. Страховщик.

2.2.2. Страхователь.

2.2.3. Выгодоприобретатель.

2.2.4. Застрахованное лицо.

2.3. Предмет договора страхования.

2.4. Форма договора страхования:

2.4.1. Страховой полис.

2.4.2. Правила страхования.

2.5. Существенные условия договора страхования.

2.6. Содержание договора страхования:

2.6.1. Обязанности страховщика:

— осуществление страховой выплаты;

— сохранение тайны страхования.

2.6.2. Обязанности страхователя:

— уплата премии (взносов).

— сообщение об обстоятельствах, имеющих значение для несения риска;

— сообщение об изменении обстоятельств, влекущих увеличение риска;

— сообщение о наступлении страхового случая.

2.7. Действие договора страхования. Его прекращение и досрочное расторже­ние.

3. Виды и формы страхования: 3.1. Виды страхования:

Страхование                                                                                    73

3.1.1. Имущественное страхование, в том числе страхование имущества, гра­жданской ответственности и предпринимательского риска.

3.1.2. Сущ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.141 с.)