Упражнение «Испорченный телевизор» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Испорченный телевизор»

Поиск

Несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий показывает ему картину. Заходит второй участник, первый участник словесно описывает картину второму. И так каждый вошедший передает (не видя картины) следующему услышанное описание.

По завершении упражнения картина представляется всем участникам.

Вопросы для размышления:

1. Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?

2. Что означает несогласованность вербальной и невербальной информации?

3. Какие виды жестов вы знаете?

Практическое занятие                                     «Виды и техники слушания»

Упражнение «Ежедневник»

Перед ребятами ставится вопрос, который их поначалу смешит: сможешь ли ты прообщаться с одноклассником всего одну минуту? Естественный ответ: «Да!» Но это только на первый взгляд.

Инструкция участникам. Нарисуйте в тетради круглый циферблат часов. Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с одним из одноклассников. Давайте разберём на примере: сходятся два участника Х и Y и договариваются встретиться в 7 часов. Что напишет Х рядом с цифрой 7 в своём «ежедневнике»? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно – Х. Теперь встаём, начинаем назначать время для встреч.

После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определённую тему для разговора, и вам нужно будет поговорить друг с другом на данную тему. Времени у вас на каждый разговор не больше 1-2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявленное время, то посмотрите вокруг – может, вы увидите рядом ещё одного «свободного» участника. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре.

Путём умелого подбора тем для взаимного обсуждения в парах можно в самом начале занятия заставить участников задуматься над рядом важных вопросов. Сначала нужно произвольно называть время, подождать, пока участники найдут друг друга, а затем объявлять очередную тему.

Обсуждение. С какими трудностями вы сталкивались в процессе общения? Что вас удивило (восхитило)?

Упражнение «Знаки внимания или невнимания»

Выполняется в группах по 6-8 чел. Разбейтесь на пары, выберите какую-то реакцию и разыграйте перед группой ситуацию общения с использованием такого поведения. Пусть ваши одноклассники угадают, какую реакцию вы хотели продемонстрировать.

Педагог подводит учащихся к выводу о том, что активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание коммуникативного процесса.

Приведённая далее таблица поможет рассмотреть проявления и применение активного, пассивного и эмпатического слушания.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что приёмы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника.

Виды слушания

Активное Пассивное Эмпатическое
Постоянное уточнение правильности понимания через уточняющие вопросы: «Я тебя правильно понял…» и парафразы: «Другими словами, ты имешь в виду…» и ждёт подтверждения. Слушают, готовы поддержать собеседника, не задают вопросов, не дают советов успокоиться, реакции «да, да; понимаю; ну конечно». Позволяет сопереживать те же чувства, которые переживает собеседник, понимать и разделять его эмоциональное состояние. Не дают советов, не критикуют, не оценивают говорящего, не поучают.
Активное Пассивное Эмпатическое

Применение

В деловых переговорах, при общении с равным или авторитарным собеседником, в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно и надо настроить его на спокойный деловой тон. Нельзя применять: если собеседник в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Если собеседник в состоянии сильного эмоционального возбуждения, взвинчен, ему надо «выговориться», «излить чувства». Нельзя заражаться эмоцией партнёра, реагировать на неё личностно, обижаться. Если человек хочет поделиться какими – то переживаниями, если вы хотите понять и принимаете собеседника таким, какой он есть, если вы на время забываете о своих проблемах и переживаниях, и тогда в вашей душе освободится место для чувств другого человека.

Знаки внимания при общении

Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?

Реакции слушателя при общении бывают следующие:

— молчание (видимое отсутствие реакции);

— поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);

— «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»);

— «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;

— «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами;

— побуждение («Ну и… И что дальше?»);

— уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);

— наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);

— оценки;

— советы;

— продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);

— эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);

— выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);

— высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально — когда просто «полагается» так говорить);

— «хамовитые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);

— «расспрашивание» — слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;

— пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);

— другие (какие еще вы можете назвать?).

Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие — к знакам невнимания, безразличия?

Вопросы для размышления:

1. Из списка реакций приведите примеры речи и поведения пассивного и активного слушателя.

2. Какие реакции могут проявляться у собеседника в процессе слушания?

3. Что можно назвать знаками внимания, а что — знаками невнимания?

4. Что такое пассивное и активное слушание? Для каждого из видов слушания назовите ситуации, в которых оно эффективно.

5. Какими знаками внимания наиболее часто пользуешься именно ты?

Практическое занятие

«Условия взаимопонимания в семье»

Взаимопонимание – это процесс правильной расшифровки смысла сообщения. Для правильной расшифровки смысла сообщения (взаимопонимания) необходимо:

1. Говорить на одном языке, использовать единые смыслы (психолингвистические условия), так как для разных людей одни и те же слова могут обозначать совершенно разные вещи, а одни и те же понятия выражаться разными словами.

2. Использовать единые нормы, единую картину мира (социально-психологические условия). У каждого человека своя картина (карта) мира. Общение происходит на уровне карт собеседников. Карта – это не территория.

   Иногда, несмотря на прекрасные коммуникативные навыки, общение все равно может быть затруднено.

 

 

Причины плохой коммуникации:

стереотипы — упрощенные мнения об отдельных людях или ситуациях, когда, не углубляясь в анализ фактов, не разобравшись как следует, мы с ходу даем оценку человеку или событию, и эта поверхностная точка зрения кажется нам истинной;

— «предвзятые представления» — склонности отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что для нас ново, необычно, не нравится, не подходит. Мы думаем, что если мы во что-то не верим или чего-то не знаем, то его и не существует; если что-то кажется нам правильным, то так и есть на самом деле; мы склонны отвергать что-то новое и считать его плохим именно в силу его новизны, пугающей нас. При этом мы редко вспоминаем, что взгляды другого человека, столь отличные от наших, представляются ему такими же истинными, как для нас наши собственные;

плохие отношения между людьми, поскольку, если вы плохо относитесь к человеку, то для вас он всегда будет неправ, что бы он ни говорил;

 — отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес можно вызвать, показав значимость, полезность сообщаемой вами информации для собеседника: как она поможет ему добиться цели или предотвратить нежелательное событие;

пренебрежение фактами, когда, не дослушав собеседника до конца или не вникнув в суть дела, вы делаете поспешные выводы -заключения;

неумение правильно говорить: неверный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ошибки в выборе типа общения, когда с незнакомым человеком вы разговариваете «на ты», как с другом; когда от близкого человека закрываетесь, как от врага; когда доверчиво слушаете речи назойливых цыганок и т. д. Общение должно соответствовать ситуации, в которой вы находитесь, и людям, с которыми вы общаетесь.

Для успешного обмена информацией необходимо:

1. Доверие к сообщению.

2. Учет обратной связи.

3. Понятность сообщения.

Доверие



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.168.14 (0.013 с.)