Упражнение «Испорченный телевизор» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Испорченный телевизор»



Несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий показывает ему картину. Заходит второй участник, первый участник словесно описывает картину второму. И так каждый вошедший передает (не видя картины) следующему услышанное описание.

По завершении упражнения картина представляется всем участникам.

Вопросы для размышления:

1. Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?

2. Что означает несогласованность вербальной и невербальной информации?

3. Какие виды жестов вы знаете?

Практическое занятие                                     «Виды и техники слушания»

Упражнение «Ежедневник»

Перед ребятами ставится вопрос, который их поначалу смешит: сможешь ли ты прообщаться с одноклассником всего одну минуту? Естественный ответ: «Да!» Но это только на первый взгляд.

Инструкция участникам. Нарисуйте в тетради круглый циферблат часов. Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с одним из одноклассников. Давайте разберём на примере: сходятся два участника Х и Y и договариваются встретиться в 7 часов. Что напишет Х рядом с цифрой 7 в своём «ежедневнике»? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно – Х. Теперь встаём, начинаем назначать время для встреч.

После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определённую тему для разговора, и вам нужно будет поговорить друг с другом на данную тему. Времени у вас на каждый разговор не больше 1-2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявленное время, то посмотрите вокруг – может, вы увидите рядом ещё одного «свободного» участника. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре.

Путём умелого подбора тем для взаимного обсуждения в парах можно в самом начале занятия заставить участников задуматься над рядом важных вопросов. Сначала нужно произвольно называть время, подождать, пока участники найдут друг друга, а затем объявлять очередную тему.

Обсуждение. С какими трудностями вы сталкивались в процессе общения? Что вас удивило (восхитило)?

Упражнение «Знаки внимания или невнимания»

Выполняется в группах по 6-8 чел. Разбейтесь на пары, выберите какую-то реакцию и разыграйте перед группой ситуацию общения с использованием такого поведения. Пусть ваши одноклассники угадают, какую реакцию вы хотели продемонстрировать.

Педагог подводит учащихся к выводу о том, что активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание коммуникативного процесса.

Приведённая далее таблица поможет рассмотреть проявления и применение активного, пассивного и эмпатического слушания.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что приёмы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника.

Виды слушания

Активное Пассивное Эмпатическое
Постоянное уточнение правильности понимания через уточняющие вопросы: «Я тебя правильно понял…» и парафразы: «Другими словами, ты имешь в виду…» и ждёт подтверждения. Слушают, готовы поддержать собеседника, не задают вопросов, не дают советов успокоиться, реакции «да, да; понимаю; ну конечно». Позволяет сопереживать те же чувства, которые переживает собеседник, понимать и разделять его эмоциональное состояние. Не дают советов, не критикуют, не оценивают говорящего, не поучают.
Активное Пассивное Эмпатическое

Применение

В деловых переговорах, при общении с равным или авторитарным собеседником, в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно и надо настроить его на спокойный деловой тон. Нельзя применять: если собеседник в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Если собеседник в состоянии сильного эмоционального возбуждения, взвинчен, ему надо «выговориться», «излить чувства». Нельзя заражаться эмоцией партнёра, реагировать на неё личностно, обижаться. Если человек хочет поделиться какими – то переживаниями, если вы хотите понять и принимаете собеседника таким, какой он есть, если вы на время забываете о своих проблемах и переживаниях, и тогда в вашей душе освободится место для чувств другого человека.

Знаки внимания при общении

Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?

Реакции слушателя при общении бывают следующие:

— молчание (видимое отсутствие реакции);

— поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);

— «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»);

— «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;

— «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами;

— побуждение («Ну и… И что дальше?»);

— уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);

— наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);

— оценки;

— советы;

— продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);

— эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);

— выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);

— высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально — когда просто «полагается» так говорить);

— «хамовитые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);

— «расспрашивание» — слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;

— пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);

— другие (какие еще вы можете назвать?).

Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие — к знакам невнимания, безразличия?

Вопросы для размышления:

1. Из списка реакций приведите примеры речи и поведения пассивного и активного слушателя.

2. Какие реакции могут проявляться у собеседника в процессе слушания?

3. Что можно назвать знаками внимания, а что — знаками невнимания?

4. Что такое пассивное и активное слушание? Для каждого из видов слушания назовите ситуации, в которых оно эффективно.

5. Какими знаками внимания наиболее часто пользуешься именно ты?

Практическое занятие

«Условия взаимопонимания в семье»

Взаимопонимание – это процесс правильной расшифровки смысла сообщения. Для правильной расшифровки смысла сообщения (взаимопонимания) необходимо:

1. Говорить на одном языке, использовать единые смыслы (психолингвистические условия), так как для разных людей одни и те же слова могут обозначать совершенно разные вещи, а одни и те же понятия выражаться разными словами.

2. Использовать единые нормы, единую картину мира (социально-психологические условия). У каждого человека своя картина (карта) мира. Общение происходит на уровне карт собеседников. Карта – это не территория.

   Иногда, несмотря на прекрасные коммуникативные навыки, общение все равно может быть затруднено.

 

 

Причины плохой коммуникации:

стереотипы — упрощенные мнения об отдельных людях или ситуациях, когда, не углубляясь в анализ фактов, не разобравшись как следует, мы с ходу даем оценку человеку или событию, и эта поверхностная точка зрения кажется нам истинной;

— «предвзятые представления» — склонности отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что для нас ново, необычно, не нравится, не подходит. Мы думаем, что если мы во что-то не верим или чего-то не знаем, то его и не существует; если что-то кажется нам правильным, то так и есть на самом деле; мы склонны отвергать что-то новое и считать его плохим именно в силу его новизны, пугающей нас. При этом мы редко вспоминаем, что взгляды другого человека, столь отличные от наших, представляются ему такими же истинными, как для нас наши собственные;

плохие отношения между людьми, поскольку, если вы плохо относитесь к человеку, то для вас он всегда будет неправ, что бы он ни говорил;

 — отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес можно вызвать, показав значимость, полезность сообщаемой вами информации для собеседника: как она поможет ему добиться цели или предотвратить нежелательное событие;

пренебрежение фактами, когда, не дослушав собеседника до конца или не вникнув в суть дела, вы делаете поспешные выводы -заключения;

неумение правильно говорить: неверный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ошибки в выборе типа общения, когда с незнакомым человеком вы разговариваете «на ты», как с другом; когда от близкого человека закрываетесь, как от врага; когда доверчиво слушаете речи назойливых цыганок и т. д. Общение должно соответствовать ситуации, в которой вы находитесь, и людям, с которыми вы общаетесь.

Для успешного обмена информацией необходимо:

1. Доверие к сообщению.

2. Учет обратной связи.

3. Понятность сообщения.

Доверие



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.017 с.)