Методика исследования ценностных ориентаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования ценностных ориентаций



 (М. Рокич)

Инструкция: Сейчас Вам будет представлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – расположить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите её вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. наименее важная останется последней и займёт 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените своё мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Список ценностей

А. Терминальные ценности (ценности-цели)

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).

3. Здоровье (физическое и психологическое).

4. Интересная работа.

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым чело­веком).

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

8. Наличие хороших и верных друзей.

9. Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого).

10. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора. общей культуры, интеллектуальное развитие).

12. Равенство (братство, равные возможности для всех).

13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.

14. Свобода как независимость в поступках и действиях.

15. Счастливая семейная жизнь.

16. Творчество (возможность творческой деятельности).

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Б. Инструментальные ценности (ценности-средства)

1. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах).

2. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)..

3. Высокие запросы (высокие притязания).

4. Жизнерадостность (чувство юмора).

5. Исполнительность (дисциплинированность).

6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других.

8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

10. Рационализм (умение здраво н логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

14. Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения).

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

16. Честность (правдивость, искренность).

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

18. Чуткость (заботливость).

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на то, как они группируются учащимися в содержательные блоки. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной реализации и личной жизни.

Отметим, что возможно использование как 18-ранговой, так и 6-ранговой шкалы, причем преобразование одной шкалы в другую производится по следующей таблице:

 

 

Укрупненные ранги ценностей (1—6) 1 2

3

4 5 6
Ранги терминальных ценностей (1—18) 1 2

3, 4

5 - 8 9 - 16 17, 18
Ранги инструментальных ценностей (1—18) 1 2

3, 4

5 - 8 9 - 16 17, 18
               

 

Приложение 4.

Тест «Умеете ли вы слушать»

Отвечая на вопросы данного теста, оцените по девятибалльной шкале, в какой мере вы обладаете этим качеством:

9 баллов - это качество выражено в наивысшей степени;

1 балл - это качество присуще вам в наименьшей степени;

5 баллов - средний уровень проявления соответствующего качества.

При ответе на вопросы теста будьте предельно искренни.

 

Вопросы теста Баллы
Как часто вы делаете вид, что слушаете, а сами думаете о чем-то другом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходиться «закруглять» тему беседы, разговора, если собеседник вам не интересен? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто манера речи и поведения вашего собеседника вас раздражают? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто в процессе общения у вас возникают конфликтные ситуации? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вы прерываете своего собеседника, чтобы вставить свою реплику, акцентировать внимание на существе обсуждаемого вопроса? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходиться поправлять собеседника, если он неправильно использует термины, ударения? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто в процессе беседы, общения вас провоцируют на то, чтобы вы повысили голос или грубо ответили?   1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вы перебиваете собеседника в разговоре и не превратилась ли эта особенность у вас в привычку? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходится говорить с собеседником в назидательном тоне? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходится уходить от разговора, если ваш собеседник касается тем, проблем, которые вам неприятны? 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали, и определите степень умения выслушать вашего собеседника.

Сумма баллов Степень умения слушать
79-90 1-очень низкая
71-78 2- низкая
63-70 2- ниже среднего
55-62 4- чуть ниже средней
47-54 5- средняя
39-46 6- чуть выше средней
31-38 7- выше средней
23-30 8- высокая
10-22 9- очень высокая

После того как вы определили сове умение слушать собеседника, проанализируйте, каковы ваши недостатки, и постарайтесь их исправить.

Приложение 5.

Опросник «Я как друг»

Отметьте в каждом вопросе один из вариантов ответа.

1.Вспомните вашего лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем (ней) больше всего?

а) надежность — он(а) никогда вас не подведет;

б) солидарность — он(а) всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость — он(а) всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность — он(а) всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость — вам хорошо в его (ее) компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

а) угостите кофейком и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразив, будто вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам сейчас нужно уходить;

г) пригласите его (ее) войти, но предупредите, что вам надо рано утром вставать;

д) извинитесь, что не можете его (ее) впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, и в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

а) предложите второму другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас сейчас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обращаются.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет жизни?

а) ни одного;

б) один;

в) двое;

г) трое;

д) четверо (и больше).

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все;

б) почти все;

в) не все;

г) немногие;

д) двое или никто.

6. Если друг захочет одолжить у вас новый костюм, прежде чем вы его успели хоть раз надеть, что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких задних мыслей;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

г) скажете, что вы сами сегодня собирались его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-нибудь взамен.

7. Если друг, которого вы пригласили на ужин, сообщает вам, что он (а) на диете, что вы сделаете?

а) скажете, что хоть разок можно есть что хочется;

б) то же, но затем обидитесь, если он(а) начнет" требовать диетические блюда;

в) спросите, хочет ли он(а), чтобы вы приготовили специальное блюдо;

г) сделаете диетическое блюдо, не спрашивая;

д) предложите специальное меню так, чтобы оно подошло его (ее диете, а также всем остальным.

8. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя обязательства, пока не разузнаете все обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз.

9. Если вам кажется, что друг испытывает материальные затруднения, что вы сделаете?

а) попытаетесь намеками выяснить, правы ли вы в своих догадках:

б) сделаете то же, но затем постараетесь выяснить причину;

в) спросите, не нужна ли помощь;

г) дадите предусмотрительный совет;

д) отнесетесь к этому как к вопросу, который вас не касается, если он(а) не упомянет сам(а).

10. Ваша догадка была правильна, и в конце концов к вам обращаются с просьбой одолжить сколько-то денег. Что получит он(а)?

а) деньги наличными;

б) деньги наличными плюс сочувствие;

в) деньги наличными плюс нравоучение;

г) только нравоучение;

д) отговорки по поводу невозможности помочь.

11. Какое из следующих животных наиболее вам симпатично?

а) панда (пушистый экзотический зверек);

б) кошка;

в) собака;

г) обезьяна;

д) слон.

12. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друг на друга и одинаково относятся ко мне;

в) разные — с некоторыми хорошо общаться, а некоторые — подводят.

13. Вы считаете товарищей, с которыми учитесь (проводите свободное время):

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в этой школе;

в) может быть, друзьями, а может быть, и нет, в зависимости от конкретной личности;   

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) никогда не заводите дружбу с ними.

14. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть другом?

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

 г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь или давать совет всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

15. Что вы считаете наиболее важным в дружбе?

а) оказывать поддержку в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) готовность дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание давать совет, даже когда об этом не просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать другу советов;

д) всегда быть готовым выслушать приятеля.

Подсчитайте ваши баллы:



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.012 с.)