Тема 5.2. Проблема отцов и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.2. Проблема отцов и детей



Цели темы: раскрыть основные проблемы детско-родительских отношений показать влияние стиля родительского отношения к ребенку и родительской позиции на формирование детской личности, познакомить школьников с правилами проявления родительской любви.

 

Основные понятия: родительская позиция, стиль родительского отношения, симбиоз, авторитаризм, авторитет, отвержение.

Методические рекомендации

Практическую часть данного занятия целесообразно провести в форме организованной дискуссии, используя опыт и наблюдения старшеклассников, их умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

При хорошей подготовке дискуссии педагог умело подводит учеников к осознанию типа родительской позиции по отношению к ребенку и возможным особенностям развития личности ребенка, которые могут быть обусловлены характером родительской позиции.

Теоретические основы дискуссии. В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно осуществляется изменение психики родителей.

Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение представляет собой культурно-исторический феномен, изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Фундамент социально-психологического благополучия человека закладывается во взаимодействии и общении родителей с детьми. Родители - первые воспитатели своего ребенка.

Родительское отношение как понятие указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Чаще всего в психологии для анализа родительского отношения используют два критерия: степень эмоциональной близости к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запретов; низкая - с минимальными запретными тенденциями).

Оптимальная родительская позиция отвечает трем главным требованиям: адекватность, гибкость, прогностичность.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка на умении увидеть, понять, уважать его индивидуальность. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения в связи с различными изменениями условий жизни в семье. «Закостенелая», ригидная, инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Сценарий групповой дискуссии

«Отцы и дети в меняющемся мире»

Цель дискуссии - опираясь на личный опыт и психологические данные из литературных источников, участники должны проанализировать причины возникающих трудностей в отношениях между взрослыми и детьми, взглянуть объективно на проблемы детей и родителей.

Распределение ролей. В качестве ведущего может выступить психолог или педагог.

Экспертами являются трое участников учебной группы: половина учеников выступает от имени родителей, другая половина - от имени детей.

Дискуссия не требует предварительной подготовки от участников и может проводиться спонтанно.

Первый этап.

Ведущий. Уважаемые участники дискуссии, каждый повзрослевший человек был когда-то ребенком, в будущем многие из вас будут родителями, Проблемы и непонимание между детьми и родителями существовали всегда. Давайте вспомним себя в детстве и ответим на следующие вопросы:

· Как родителям живется со своими детьми?

· Каковы проблемы детей?

·  Как детям живется со своими родителями? Каждая из команд - «Родители» и «Дети»- обсуждает и формулирует перечень проблем с точки зрения своей социальной роли. Представитель команды зачитывает этот перечень вслух.

Эксперты фиксируют и обобщают проблемы, сформулированные участниками. Оценивают их полноту, компетентность, точность и актуальность формулировок.

Второй этап.

Ведущий. Перед вами высказывание Алана Фромма: «Относитесь к детям как к маленьким забавным игрушкам, которые приносят только радость». Согласны ли вы с этим высказыванием? Команды высказываются и приходят к соглашению, что эта мысль приемлема как эмоциональный фон любви и нежности, с которыми следует относиться к ребенку.

Ведущий. Но позиции родителей по отношению к детям могут быть различными, В.В.Столин определил их следующим образом:

· Родили елочку, а хотят вырастить березку.

· Ты - мой царь, ты - мой Бог, я живу для тебя.

· Я принимаю тебя таким, какой ты есть, но я хочу, чтобы ты стал лучше.

·  Какую личность формирует каждая из данных позиций?

В процессе обсуждения важно подчеркнуть, что первая позиция - полное неприятие ребенка, его природы приводит в дальнейшем к агрессивным моментам в его поведении, упрямству как средству защиты своих интересов, негативизму и неприятию взрослых, их требований, фрустрации и неуверенности в собственных силах.

Вторая позиция - ребенок - кумир семы центр вселенной - приводит к психологической ошибке при реальном столкновении с обществом, развивается завышенная самооценка, отношение подчинения себе окружающих и их эксплуатации. Для такого ребенка могут быть свойственны суициды, растерянность, неумение конструктивно преодолевать препятствия, не выносят слома самооценки.

Третья позиция позитивная. Внутренняя позиция родителя определена, она обуславливает стиль отношений с ребенком.

Третий этап.

Ведущий. Общеизвестно в науке три популярных стиля взаимоотношений, которые складываются между людьми: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Какие положительные и отрицательные стороны имеют данные стили в отношении развивающегося человека?

Участники дискуссии высказываются по вопросу разумности и уместности использования того или иного стиля взаимоотношений в процессе воспитания детей.

Четвертый этап.

Ведущий. К отрицательным формам поведения относят капризы, упрямство и негативизм. Как вы считаете, что является причиной данных форм поведения?

Слушатели делают выводы с помощью ведущего, что причиной капризов чаще всего является неудовлетворенные потребности ребенка в сне, пище, отдыхе и т.д. причина упрямства и негативизма - непонимание ребенка, унижение личного достоинства его.

Пятый этап.

Ведущий. Давайте теперь дадим друг другу практические рекомендации по выстраиванию взаимоотношений родителей и детей и ответим на вопрос: как проявить любовь к ребенку?

Обобщаются все высказывания участников дискуссии по схеме:

· активное слушание - проявление любви (внимательное молчание, поддакивание, эмоциональное сопровождение, повтор слов собеседника, побуждения к разговору);

· умелые поощрения и наказания;

· понимание ребенка;

· развитие и воспитание ребенка.

В заключении слово предоставляется экспертам, которые дают оценку работе участников, подводят итог и благодарят всех собравшихся.

Литература

1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения - М., 2005.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2000.

3. Семейное воспитание. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / составитель П.А.Лебедева - М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.007 с.)