Тест «Самооценка конфликтности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Самооценка конфликтности»



Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

 

1. Рветесь в спор 7 6 5 4 3 2 1 Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений 7 6 5 4 3 2 1 Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов 7 6 5 4 3 2 1 Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента 7 6 5 4 3 2 1 Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку 7 6 5 4 3 2 1 В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах 7 6 5 4 3 2 1 Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7 6 5 4 3 2 1 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Оценка результатов

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Приложение 11.

Тест «Тактика поведения в конфликте»

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждении. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте Да     Нет
2. Считает, что конфликта надо избегать Да     Нет
3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном Да     Нет
4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие Да     Нет
5. Удивляется, почему другие его не понимают Да     Нет
6. Говорит о конфликте на стороне оппонента Да     Нет
7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально Да     Нет
8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций Да     Нет
 9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт Да     Нет
10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да     Нет

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 баллов средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты Да     Нет
2. Действует напролом Да     Нет
3. Ищет слабое место в позиции оппонента Да     Нет
4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» Да     Нет
5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту Да     Нет
6. Считает себя знатоком Да     Нет
7. Нападает на человека, а не на проблему Да     Нет
8. Использует тактику маскировки (голосом, манерами  и т. п.) Да     Нет
9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен Да         Нет
10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом Да     Нет

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4-7 баллов показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1-3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Приложение 12.

Теоретическая справка к теме

 «Мужские и женские роли в семье»

Различия между мужчинами и женщинами столь очевидны, что обсуждение этого вопроса часто выпадает из сферы изучения межличностных отношений. Хотя мужчины и женщины принадлежат к одному биологическому виду и у них много общего, все же они отличаются друг от друга по ряду важных характеристик: физиологических, психологических, социальных. Мужчины и женщины живут как бы в параллельных мирах. У них разные интересы и темы разговоров. Они по-разному чувствуют и по-разному думают. У них разные сферы деятельности и разные способы самореализации. В какой-то степени разделение обусловлено биологическими параметрами, но в большей степени - полоролевыми социокультурными стереотипами.

Пол - биологическая характеристика человека. Пол - важнейшая характеристика человека. Генетическая основа того, что люди называют полом, возникает уже в момент оплодотворения. Это происходит из-за того, что одна из 23 пар хромосом - называемая половыми хромосомами- получает либо Х-хромосому и возникшая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, либо 23-я пара будет иметь вид ХУ, ведущая к появлению существа мужского пола. Таким образом, пол человека определяет всего одна хромосома.

Следовательно, библейский миф о создании человека далек от истины. Вспомним, в Библии говорится: «И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». То есть утверждается, что мужчина появился раньше женщины, тогда как ученые доказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума - женская. Все мы начинаем свою жизнь девочками: 22 пары хромосом (аутосом) несут женские коды и лишь в 23-й паре хромосом - половых может содержаться У-хромосома отца - мужской генетический код».

После получения Х- или У- хромосомы, решающим фактором становится выделение мужских или женских гормонов. Когда гормоны начинают проникать в мозг зародыша, в нем начинают развиваться те структурные и функциональные изменения, которые характерны для мужского и женского мозга. Мужской гормон - тестостерон- и женские гормоны - эстрон, эстриол, эстрадиол- начинают вырабатываться в развивающемся организме задолго до рождения, что оказывает серьезное влияние на весь организм ребенка, формирование характера и способностей человека. У девочек идет более быстрое развитие скелета, но мальчики при рождении оказываются длиннее и тяжелее. На 105 мальчиков при рождении приходится 100 девочек.

После рождения ребенка половых гормонов вырабатывается столько, чтобы ребенок мог нормально физически и психически развиваться в соответствии со своей половой принадлежностью. Вместе с другими факторами это определяет различия в поведении, направленность интересов и склонностей мальчиков и девочек. Это становится особенно заметным во время подросткового созревания. Вырабатываемые гормоны влияют не только на формирование физических признаков пола, но и на мозг.

Ученые установили, что некоторые способности человека базируются на врожденных чертах, имеющих значение для выживания в древних человеческих сообществах. Мужчины, как правило, могут делать только одно дело в одно время, тогда как женщины - несколько дел одновременно. Это позволяет мужчинам более полно сконцентрироваться на выполнении одной задачи и закрепляет четкую специализацию мозга за отдельными функциями (правое полушарие мозга, например, отвечает за математически действия, а левое - за речевые). У женщин такая специализация менее выражена. При повреждении мозга (в результате несчастного случая или болезни), мужчина, как правило, утрачивает часть мыслительных способностей, а женщина - нет, так как продолжает использовать другое полушарие.

Особенности организации мозговой деятельности привели к тому, что женщины лучше приспосабливаются к любой ситуации, а мужчины в случае дискомфорта выходят из ситуации, находя новое решение. Поэтому мужчины охотнее берутся за выполнение новых задач, требующих поиска, а женщины лучше доводят решение знакомых задач до совершенства.

Поэтому мы можем говорить, что умственные способности мужчин и женщин равноценны, но не одинаковы и проявляются по-разному. Особенно заметны различия мужчин и женщин в языковых и математических способностях. Например, в словарном запасе, речевой активности, в ясности речи девочки опережают мальчиков. Анализ речевого поведения показывает, что при совместном общении мужчин и женщин также проявляются различия. Мужчины чаще прерывают высказывания женщин. Женщины же чаще проявляют готовность уступить слово. Мужчинам свойственно делать безапелляционные и категоричные высказывания, не терпящие возражений. Женщины более демократичны в высказываниях и начинают свои высказывания со слов «Я думаю, что...» или «Не правда ли...».

Зато мальчики опережают девочек в точных науках, так как они способны к большей концентрации на поиске правильного ответа. Кроме того, при решении логических задач присутствует элемент соревнования, что для мальчиков важнее, чем для девочек.

Таким образом, физиологические и вытекающие из них психологические различия между полами обеспечивают развитие и совершенствование человеческого вида (эволюцию). Если бы физиологические и психологические различия между полами стерлись, эволюция была бы невозможной. Оба пола играют в этом равноценную роль.

Подведем некоторые итоги. Мы рассмотрели биологическую основу того, что называется полом. Сейчас мы можем сказать, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по ряду важных биологических характеристик. Набор хромосом, биологический статус определяют многие поведенческие характеристики. Мужчины более агрессивны, женщины более тактичны. У мужчин более развито пространственное мышление, а у женщин - гуманитарный склад ума. Женщины проявляют больше способности к гуманитарным, мужчины - к естественным наукам. Для женщины более характерна пассивность, а для мужчины - физическая активность. И существующее положение вещей обеспечивает выживание и эволюцию человека. Но самое главное - женщина приспособлена к вынашиванию и выкармливанию детей. Этот факт стал определяющим в эволюции человека со времен первобытнообщинного строя и по сей день.

Приложение 13.

Теоретическая справка к практическому занятию

 «Планета мужчин и женщин»

Причины и этапы формирования гендерных стереотипов. Существует немало научных теорий, объясняющих возникновение различий в общественно-значимых функциях, которые выполняли мужчины и женщины (гендерные роли). Все они основываются на том, что в первобытном обществе мужчина, превосходящий женщину в силе, мог охотиться (добывать пищу) и защищать племя от диких зверей и враждебных племен. Женщина, рожая, выкармливая и воспитывая детей, не могла вести такой активный образ жизни, но это гарантировало продолжение рода и воспроизводство племени. Следовательно, она была зависима от мужчины и должна была подчиняться ему. Хотя мужчина тоже участвовал в процессе воспроизводства потомства, его роль в этом процессе была ограниченной. Поэтому за мужчиной закрепилась роль добытчика и защитника, а за женщиной - матери и хранительницы очага. Только такое разделение ролей гарантировало выживание рода.

Изначально роль мужская и женская имели одинаково важное значение для жизни общества, были обусловлены реально обоснованными причинами и не определялись как престижные или не престижные, а были естественными и важными. Это разделение ролей также накладывало отпечаток и на склад характера человека. Так, в обязанности мужчин входили охота и защита женщин и детей, мужчины всегда должны были быть «начеку» и предвидеть опасность, исходящую из внешнего мира. Поэтому недоверчивость мужчин была вполне нормальным явлением. Женщины же, напротив, должны были доверять мужчинам, всецело полагаясь на них, и поэтому доверчивость как черта характера закрепилась у большинства женщин. Подобным же образом можно объяснить и высокую степень агрессивности у мужчин и низкую - у женщин. Ведь для того, чтобы успешно выполнять возложенную на него гендерную роль защитника и охотника (кормильца), мужчина должен был всегда иметь боевой настрой и стремление побеждать. Чрезмерная доброта и мягкость привели, скорее всего, к гибели рода. А женщина, напротив, для того, чтобы выносить и выкормить ребенка обязана была постоянно поддерживать и развивать в себе такие качества как чуткость и доброта. Ведь жестокость в женщине привела бы либо к снижению рождаемости, либо к младенческой смертности.

Таким образом, изначальное разделение ролей между полами было обоснованным реальными обстоятельствами жизни. Это обеспечивало выживание всего племени. Подобное распределение ролей привело к формированию таких черт характера, которые способствовали успешному выполнению своих полоролевых функций. Мужские недоверчивость и агрессивность, так же как и женские доверчивость и мягкость были своего рода проявлением инстинкта самосохранения, который помог выжить первобытному человеку. Но вместе с тем подобное разделение обязанностей заложило основы того, что мы называем гендерными стереотипами. С течением времени ситуация радикально изменилась, и фактически не существует причин для того, чтобы один пол доминировал над другим и имел больше преимуществ в карьере и обществе. Но так как стереотипы - один из способов упрощения процесса мышления, то их влияние на жизнь общества очень сильно.

На начальной стадии развития общества распределение обязанностей мужчин и женщин никак не сказывалось на статусе человека. Со временем началось распределение собственности и власти, и за женщинами, которые не участвовали в охоте и войнах, а следовательно - в переделе власти, закрепилось подчиненное положение. В ходе истории отношение к женщинам менялось. Они были добычей, рабынями, собственностью. Мужчины любили женщин, вступали из-за них в войны. Но в то же время боялись и презирали их. Средние века были отмечены варварским отношением к женщинам, на протяжении пяти веков женщин обвиняли в колдовстве и сжигали их на кострах, что продолжалось вплоть до XVIII в.

Современное общество и гендерные стереотипы. С самого раннего возраста девочкам каждый день объясняют, что основная обязанность женщины - материнство и работа по дому, тогда как мальчиков приучают к мысли о том, что настоящий мужчина должен зарабатывать деньги, чтобы содержать семью. Мальчикам прививается желание быть лидером. Мальчик, чтобы почувствовать себя в полной мере мужественным, должен выделять себя из других и осознавать свое отличие от других, чего не приходиться де лать девочке. В итоге за более высокое место на социальной лестнице мужчины расплачиваются тем, что они вынуждены все время доказывать свою мужественность, которая дает право доминировать в обществе. Подобное воспитание приводит к тому, что у детей уже в дошкольном возрасте существуют стереотипы относительно выбора профессии. Исследования социологов показали, что большинство российских юношей и девушек считают, что существуют типично мужские (шахтер, военный, математик, пожарный, политик, предприниматель) и типично женские профессии (секретарь, швея, прачка, стюардесса, няня, учитель, продавец), - а также, что неприемлемо заниматься нетрадиционной для своего пола работой.

Так американский социолог Н.Дж.Смелзер пишет, что девочки воспитываются в духе подчинения и приспособления к обстоятельствам (конформизма). Их хвалят за послушание, и до определенного возраста они учатся лучше, чем мальчики. По мере взросления девушки сталкиваются с тем, что «идеал женственности», которому они старались соответствовать, оказывается в противоречии с необходимостью чего-то достичь в жизни. К тому же, страх «отпугнуть» потенциальных партнеров по общению из числа юношей приводит к тому, что девушки в общении с противоположным полом ведут себя глупее и инфантильнее, поскольку это необходимо, чтобы ее считали женственной. Таким образом, психологические стереотипы, традиции и обычаи многовековой давности и уже мало сообразующиеся с реальной действительностью никуда не исчезли. Лишь небольшое число современных девушек считают, что в жизни им достаточно заниматься одним только домашним хозяйством и семьей, большинство девушек ориентированы на получение образования и активную профессиональную деятельность. В то же время опрос показал, что большинство юношей-сверстников искренне считают, что «место женщины - в доме».

Но стереотипы влияют не только на профессиональный выбор, но и на психологическое состояние человека. Мальчиков учат быть мужественными, а девочек - женственными. Для девочек такое обучение естественным образом связано с подражанием поведению своей матери, под чьей опекой проходит детство и девочки, и мальчика. Для мальчика процесс обучения мужественности более противоречив, потому что он вынужден вырабатывать в себе представление о мужественности преимущественно в отсутствии занятого работой отца. Для мальчика понимание о мужественности проходит через этап «отрицания в себе женственности», так как у него мало возможности копировать поведение отца. То есть, с момента рождения мальчикам и девочкам прививаются определенные социальные установки. Таким образом, девочки и мальчики перенимают социальные роли в разных условиях. Девочка - идентифицируя себя с матерью, а мальчик - противопоставляя себя ей.

Типичные наборы женских и мужских качеств получили название мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). Рассмотрим некоторые гендерные стереотипы, которым подвержены современные люди. Сила этих стереотипов такова, что те или иные черты характера часто приписываются людям в зависимости от пола, даже если мы не знаем этих людей.

Интересно, что в современном обществе большинство свойственных типичному мужчине черт оценивается более позитивно, чем большинство типично женских черт. Это характерно и для мужчин, и для женщин - и те, и другие хотели бы обладать чертами маскулинности в большей степени, чем чертами фемининности.

Соответствие гендерным стереотипам является достаточно трудным процессом. От мужчин ожидается, что они будут сильны физически, эмоционально и умственно. Следствием этого стереотипа является то, что от мужчин требуется отрицание боли, а зачастую даже - отказ от медицинской помощи. С другой стороны, подразумевается, что мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить эмоциональные трудности без помощи со стороны. К тому же, мужчина постоянно находится под давлением стереотипа успешности (статуса). Он должен зарабатывать деньги, делать карьеру ведь стремление к достижениям один из показателей мужественности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.089 с.)