Упражнение «Поделись радостью» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Поделись радостью»



Сейчас у вас есть возможность поделиться чем-то тёплым, светлым, радостным. Это означает, что вы можете подойти к любому и сказать или сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и радость. А он вам может на это ответить.

К одним вы подошли сразу, к другим позже. Получается, что одни люди как бы ближе, а другие немного в стороне. От чего это зависит? От многого, в том числе и от доверия.

Попробуйте дать определение понятия «доверие»… В основном доверие описывают как возможность прогнозирования действий человека и надежду, что эти действия совпадут с теми, которых вы от него ждёте. Насколько они совпадают, настолько и доверяете.

Качество коммуникации определяется уровнем доверия.

Доверие можно разделить на 2 части:

1. Сознательное доверие – связано с тем, насколько хорошо вы человека знаете.

2. Бессознательное доверие – связано с тем, насколько человек похож на вас, его внутренний мир совпадает с вашим, насколько человек свой.

Сознательное доверие, прежде всего, связано с содержанием, а бессознательное доверие - с невербальным общением. Так как словесная информация в общении составляет около 1/6, а несловесная информация 5/6, то качество общения преимущественно определяется уровнем бессознательного доверия.

Есть ещё один важный параметр, по которому определяется уровень бессознательного доверия – конгруэнтность. Конгруэнтность (от латинского congruens - соответствующий, совпадающий) - это внешнее проявление того, насколько человек внутренне гармоничен.

Неконгруэнтный человек, который «думает одно, говорит другое, а делает третье». Или, например, говорит: «Я всегда очень уверен в себе (и жесты неуверенности)».

Доверие повышается если:

· Открыто демонстрировать свои цели (искренность). Искренность углубляет общение, но должна быть адекватной.

· Проявление искренней теплоты и доброжелательности в отношениях. При сдержанности общение обедняется по содержанию. Талантливый собеседник придерживается принципа «Самый главный человек на свете тот – кто перед тобой».

· Стремиться быть полезным (такой человек становится значимым).

· Демонстрация компетентности.

· Грамотные обратные связи.

Понятность (ясность) сообщения достигается если:

1. Сообщения связаны с действительностью.

2. Логичны.

3. Сообщение полное, точное.

 Понятность сообщения нарушается если:

1. Формулировки неконкретные, общие.

2. Не логичны.

3. Излишне эмоциональны, преувеличенны.

 

 

Грамотная обратная связь

Умение давать и принимать обратную связь требует не только навыков, но и смелости — ведь приходится открыто выражать свою точку зрения о человеке или ситуации. Некоторым гораздо легче лицемерно поддерживать со всеми хорошие отношения и сплетничать у них за спиной,- но тогда не ждите искреннего дружелюбного к себе отношения и готовности помочь.

Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят. Человек должен проявлять желание и готовность принять обратную связь.

2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите конкретнее: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»). Такая обратная связь точно устанавливает, в чем неполадки и что конкретно может быть сделано для их устранения.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).

4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).

5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

При выполнении следующего упражнения старайтесь помнить о правилах обратной связи. Это не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Твои слова говорят о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе нравится или не нравится, что тебе близко или непонятно, приятно или неприятно, чему ты хотел бы научиться или что считаешь неприемлемым.

Упражнение «Горячее место»

Предупреждение педагогу: при выполнении этого упражнения могут возникнуть конфликтные ситуации. Напоминайте ученикам о соблюдении правил обратной связи. Тех, кто их не выполняет, прерывайте. Прямо или шуткой воспрепятствуйте вынесению на обсуждение потенциально конфликтных ситуаций или застаревших обид.

Желающий садится перед группой и рассказывает, какие, по его мнению, у него сильные и слабые стороны в общении (что получается хорошо, а что — не очень). Поощряются описания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе, за которым, однако, не стоит стремление что-то скрыть — иначе зачем выходить? Затем каждый член группы по очереди пусть скажет, в чем он разделяет мнение водящего о нем, а с чем не может согласиться. Соблюдайте правила обратной связи! Затем на «горячий стул» садится следующий желающий. По желанию водящего, может обсуждаться любой другой вопрос, о котором он хочет знать мнение группы (умеет ли он быть хорошим другом, интересный ли он человек и т.д.). Цель водящего — не переубедить группу, а узнать больше разных точек зрения о себе самом.

Обсуждение. Предоставление и получение обратной связи — непростое дело, требующее выдержки, справедливости, предварительного обдумывания и взвешивания слов и мнений. Иногда оно может перерасти в конфликт! Вы это почувствовали. Что было самым трудным? Какие чувства вы испытывали, получая и давая обратную связь? Что вам понравилось? Нужна ли обратная связь в общении или можно общаться «за масками»?

Схема «Я-выссказывания»

 «Я - высказывание» часто помогает не довести ситуацию до конфликта, передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки. Схема «Я-выссказывания» следующая:

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Вопросы для размышления:

1. Что такое обратная связь в общении? В чем ее функция (зачем она)?

2. Каковы правила обратной связи?

3. Соблюдаете ли вы правила обратной связи в общении? Как часто их соблюдают окружающие? Какие еще правила вы могли бы добавить от себя?

4. Насколько важна для тебя открытость, доверие в отношениях? Умеешь ли ты построить доверительные отношения?

 

Рекомендуемая литература:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. – 304 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: АСТ, 1998. - 397 с.

3. Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 112 с.

4. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 112 с.

5. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.

6. Материал сайта «Психология в школе» http://psylesson.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.01 с.)