Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. 3. Общение и взаимопонимание в семьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели темы: сформировать у учащихся представления о условиях возникновения взаимопонимания в семье, о соотношении и роли вербальной и невербальной информации в общении, освоить навыки активного слушания, умение давать обратную связь. Основные понятия: вербальные и невербальные средства общения; обмен информацией, потеря информации; виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое слушание; доверие, обратная связь, «Я - высказывание». Методические рекомендации Желательно, чтобы занятия начинались с небольшого теоретического информирования, которое закреплялось бы практическими упражнениями. Практическую часть занятий целесообразно проводить в форме тренинга общения. Так как на изучение темы отводится 6 часов, целесообразно разбить её на следующие занятия. 1. Понятие общения. Виды общения (1 ч.). Изучение этой темы следует начать с разговора о роли общения в семье, о том, какое общение в семье хотелось бы видеть. Рассмотреть виды общения: «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское. Привести примеры и определить, как проявляются эти виды общения в семьях. 2. Вербальные и невербальные средства общения (1 ч.) Рассказать, что все средства общения делятся на 2 группы: вербальные и невербальные. К невербальным относятся: мимика, жесты, пантомимика, вкрапления в речь: вздохи, покашливания, слёзы, стоны, паузы; пространственная и временная организация общения, визуальный контакт. С помощью слов передается 7% информации, с помощью мимики, жестов, позы – 55%, звуковых средств (тон голоса, интонация и т.п.) – 38%. После проведения практической части занятия о вербальных и невербальных средствах общения можно предложить учащимся описать, как уживаются в общении вербальная и невербальная информация, проанализировав какой-нибудь пример по пунктам: 1) Ситуация общения; 2) Вербальная информация; 3) Невербальная информация. 3. Виды и техники слушания (2 ч.) Рассмотреть проявления и применение активного, пассивного и эмпатического слушания. Проанализировать реакции слушателя при общении. Определить какие из них можно отнести к знакам внимания, а какие к знакам невнимания при общении. Изучить и применить техники активного слушания на практике.
4. Условия взаимопонимания в семье (2 ч.) Раскрыть возможные причины затруднений во взаимопонимании в семье, причины плохой коммуникации. Рассмотреть такие условия успешного обмена информацией как доверие к сообщению, учет обратной связи и понятность сообщения. Важно научить отличать «Я - высказывания» и «Ты - высказывания». Общение является одной из наиболее значимых тем в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому, в зависимости от темпа освоения учащимися материала, педагог может дополнить предложенные темы изучением репрезентативных систем, трансактного анализа общения, особенностей манипулятивного общения и способов защиты от манипуляций. Практическое занятие «Вербальные и невербальные средства общения» Упражнение «Фраза по кругу» Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "Помой, пожалуйста, посуду". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу, обращаясь к следующему игроку, с новой интонацией (твёрдо, уверенно, спокойно, доброжелательно, вопросительно, осуждающе, ласково, доверительно, грубо, резко, безразлично и т.п.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Упражнение «Руки» Участники разбиваются на пары. Пары садятся друг напротив друга и ставят руки как в зеркальном отражении. Первая часть упражнения: выбирается ведущий и ведомый, вторая часть упражнения: нет ведущих. Участники должны повторять за своим партнёром движения руками, а затем прислушиваться к действиям партнёра, чтобы со стороны было видно, как зеркальное отражение. Упражнение «Толстое стекло» Разбейтесь на пары. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о том, как вы проведёте отпуск при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя. Упражнение «Колпачок» Необходимые материалы: колпачок от шариковой ручки. Ребята сидят, положив сжатые в кулаки ладони на парту. Выбирается «водящий номер один», который выходит к доске и отворачивается. Ведущий проходит между рядами и отдаёт кому-то из сидящих колпачок от шариковой ручки, который тот зажимает в кулаке.
Водящий должен отгадать, у кого колпачок. На это у него есть три попытки. Желательно продолжать игру до тех пор, пока в роли водящего не побывает несколько учеников. Обсуждая результаты игры, ребята формулируют основные способы передачи информации: жесты и пантомимика, мимика и интонация.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.01 с.) |