Тема 5. 3. Общение и взаимопонимание в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. 3. Общение и взаимопонимание в семье



Цели темы: сформировать у учащихся представления о условиях возникновения взаимопонимания в семье, о соотношении и роли вербальной и невербальной информации в общении, освоить навыки активного слушания, умение давать обратную связь.

Основные понятия: вербальные и невербальные средства общения; обмен информацией, потеря информации; виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое слушание; доверие, обратная связь, «Я - высказывание».

Методические рекомендации

Желательно, чтобы занятия начинались с небольшого теоретического информирования, которое закреплялось бы практическими упражнениями. Практическую часть занятий целесообразно проводить в форме тренинга общения.

Так как на изучение темы отводится 6 часов, целесообразно разбить её на следующие занятия.

1. Понятие общения. Виды общения (1 ч.).

Изучение этой темы следует начать с разговора о роли общения в семье, о том, какое общение в семье хотелось бы видеть. Рассмотреть виды общения: «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское. Привести примеры и определить, как проявляются эти виды общения в семьях.

2. Вербальные и невербальные средства общения (1 ч.)

Рассказать, что все средства общения делятся на 2 группы: вербальные и невербальные. К невербальным относятся: мимика, жесты, пантомимика, вкрапления в речь: вздохи, покашливания, слёзы, стоны, паузы; пространственная и временная организация общения, визуальный контакт. С помощью слов передается 7% информации, с помощью мимики, жестов, позы – 55%, звуковых средств (тон голоса, интонация и т.п.) – 38%.

После проведения практической части занятия о вербальных и невербальных средствах общения можно предложить учащимся описать, как уживаются в общении вербальная и невербальная информация, проанализировав какой-нибудь пример по пунктам: 1) Ситуация общения; 2) Вербальная информация; 3) Невербальная информация.

3. Виды и техники слушания (2 ч.)

Рассмотреть проявления и применение активного, пассивного и эмпатического слушания. Проанализировать реакции слушателя при общении. Определить какие из них можно отнести к знакам внимания, а какие к знакам невнимания при общении. Изучить и применить техники активного слушания на практике.

4. Условия взаимопонимания в семье (2 ч.)

Раскрыть возможные причины затруднений во взаимопонимании в семье, причины плохой коммуникации. Рассмотреть такие условия успешного обмена информацией как доверие к сообщению, учет обратной связи и понятность сообщения. Важно научить отличать «Я - высказывания» и «Ты - высказывания».

Общение является одной из наиболее значимых тем в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому, в зависимости от темпа освоения учащимися материала, педагог может дополнить предложенные темы изучением репрезентативных систем, трансактного анализа общения, особенностей манипулятивного общения и способов защиты от манипуляций.

Практическое занятие

«Вербальные и невербальные средства общения»

Упражнение «Фраза по кругу»

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "Помой, пожалуйста, посуду". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу, обращаясь к следующему игроку, с новой интонацией (твёрдо, уверенно, спокойно, доброжелательно, вопросительно, осуждающе, ласково, доверительно, грубо, резко, безразлично и т.п.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией.

Упражнение «Руки»

Участники разбиваются на пары. Пары садятся друг напротив друга и ставят руки как в зеркальном отражении. Первая часть упражнения: выбирается ведущий и ведомый, вторая часть упражнения: нет ведущих. Участники должны повторять за своим партнёром движения руками, а затем прислушиваться к действиям партнёра, чтобы со стороны было видно, как зеркальное отражение.

Упражнение «Толстое стекло»

Разбейтесь на пары. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о том, как вы проведёте отпуск при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.

Упражнение «Колпачок»

Необходимые материалы: колпачок от шариковой ручки.

Ребята сидят, положив сжатые в кулаки ладони на парту. Выбирается «водящий номер один», который выходит к доске и отворачивается. Ведущий проходит между рядами и отдаёт кому-то из сидящих колпачок от шариковой ручки, который тот зажимает в кулаке.

Водящий должен отгадать, у кого колпачок. На это у него есть три попытки. Желательно продолжать игру до тех пор, пока в роли водящего не побывает несколько учеников.

Обсуждая результаты игры, ребята формулируют основные способы передачи информации: жесты и пантомимика, мимика и интонация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.007 с.)