Практическое занятие                          «Анализ конкретных ситуаций»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие                          «Анализ конкретных ситуаций»



Вопрос о взаимоотношениях с родителями может быть рассмотрен с помощью метода АКС (анализ конкретных ситуаций). Следует подбирать для анализа наиболее типичные жизненные ситуации, в которых оказывались большинство учащихся. Они вызывают живой интерес. Здесь возможно прямое научение способам разрешения трудной ситуации с альтернативными вариантами поведения. Например:

 Ситуация 1. Родители не пускают старшеклассника на дискотеку (день рождения, на дачу с друзьями, в кино, в ночной клуб и т.д.). Что делать человеку? Как отпроситься, чтобы разрешили? (ситуацию может рассказать конкретный ученик).

Ситуация 2. Заканчивая обучение в школе, старшеклассники вынуждены определиться с будущим местом учебы или работы. Им необходимо выбрать профессию. Родители не всегда прислушиваются к желаниям, способностям и возможностям ребенка. Девушка хочет стать психологом, а мама, которая работает завучем в школе, решила, что её дочь будет только экономистом. В противном случае, если девочка будет настаивать на своем, мать лишит ее материальной поддержки. Что делать в данной ситуации? Как разрешить конфликт?

Примерная методика проведения АКС

Первый этап. Вступительная часть, введение в проблему. Учебная группа (класс) делится на несколько подгрупп по 5-7 человек. Учитель зачитывает ситуацию, определяет задачи для подгрупп: изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения. Устанавливается время т режим самостоятельной работы.

Второй этап. Групповая работа над ситуацией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие у них вопросы, дает рекомендации.

Третий этап. Групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы подгруппы: излагают мнение о событии, обосновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы.

Затем разворачивается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения, выбор наилучшего решения для данной ситуации.

Четвёртый этап. Заключительный. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы.

При использовании метода АКС рекомендуют применять следующий алгоритм работы учеников в группе:

· анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, её ясной, четкой, краткой формулировки;

· выработка альтернатив, т.е. различных способов действия в данной ситуации;

· при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.

Рекомендуемая литература:

1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения - М., 2005.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 1999

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - М., 1996.

4. Михайлова Н.И. Ориентационно-ролевая игра «Семья»: Методические рекомендации к курсу «Этика и психология семейной жизни». - М., 1991.

 

ГЛОССАРИЙ

Авторитарность – стиль родительского отношения, предполагающий безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи друг к другу (жестокость, агрессия, диктат, черствость, холодность).

Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственном достоинстве, опыте. В узком смысле – одна из форм осуществления власти.

Биархатность отношений – в отличие от патриархатных отношений, биархатные отношения предполагают повышение авторитета и влияния женщины в семье, ослабление абсолютного и авторитарного влияния мужчины, более симметричное распределение обязанностей мужа и жены.

Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Гендер – социальный пол человека. В отличие от биологического пола, гендер включает проявление человеком тех характеристик, которые социально отнесены к «мужским» или «женским».

Гендерные мифы – максимально обобщенные стандартные представления о способах поведения, ролях и функциях мужчины и женщины в семье и обществе.

Гендерные ожидания – ожидание от человека определенного пола проявления «мужских» или «женских» характеристик, «мужских» или «женских» способов поведения, выбора им «мужских» или «женских» профессий и т.д.

Гендерные стереотипы – упрощенные представления о характеристиках личности и поведения людей, относящихся к определенному полу.

Генеалогическое древо – графическое отображение линий родственных связей между членами одной семьи (клана) от более старших поколений к младшим. Имеют сходство с образом ствола дерева (основная линия родства) и ответвляющимися отростками (боковые ветви родства). Дает возможность проследить исторические корни происхождения семьи.

Готовность к браку – многоаспектное понятие, включающее различные виды готовности: физическую, социальную, этико-психологическую, правовую. 

Демократизация отношений супругов – более симметричное распределение обязанностей в семье, уважительное отношение к правам и потребностям каждого из супругов. Демократизация отношений свойственна семье современного биархатного типа.

Демократический стиль отношений – это тип отношения к ребенку, предполагающий коллегиальную демократию, сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, подлинное равноправие всех участников семейного союза.

Дружба – положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. В отличие от любви, дружба – это в основном отношения между людьми одного и того же пола.

Конфликт – столкновение противоположно направленных сил, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельных людей,

Культура – система выработанных человечеством регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп.

Любовь – высокая степень эмоционально положительного отношения к человеку.

Матриархат – одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытно – общественного строя, характеризующаяся доминирующим положением женщины.

Межличностные отношения – процесс непосредственного общения человека с человеком.

Молодая семья – начальный период брака.

Моногамная семья – это семья, состоящая из брачной пары – мужа и жены.

Ожидания в семье – представления будущих супругов о семейных ролях и функциях, системе распределения обязанностей, задачах и целях будущей семьи, во многом основанные на представлениях, вынесенных из семьи родителей.

Отвержение – тип отношения, основанный на непринятии ребенка родителями.

Патриархат – период родового строя, характеризующийся доминирующей ролью мужчины в обществе.

Полигамная семья – это брак одного человека с несколькими (полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Предубеждение – заранее сложившееся суждение – вера или точка зрения на то, что человек представляет собой, без достаточных для этого основаниях.

 

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновение конфликта.

Простой тип семьи – это семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений (нуклеарная).

Психологический климат молодой семьи – преобладающий в семье эмоциональный настрой

Расширенный тип семьи – семья, объединяющая две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоящая из трех и более поколений.

Родословная – зафиксированное в документальной форме свидетельство о происхождении определенной линии поколений членов семейного клана (расширенной семейной группы).

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.

Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе противоположно направленных мотивов и взглядов.

Семейные реликвии – памятные вещи и вещицы, принадлежавшие представителям старших поколений семьи и передаваемые по наследству как символ семейных ценностей.

Семейные традиции – система правил поведения, закрепленная в виде определенных семейных ритуалов (праздников, памятных дат или неписанных законов поведения членов одной семьи).

Семейные ценности – система норм и правил, приоритетные морально-нравственные установки в конкретной семье.

Семейный договор о правах и обязанностях – система норм и способов поведения, правил, которые супруги договариваются выполнять при любых обстоятельствах (в первую очередь, в случае конфликта). Важное условие установления согласия в семье.

Семья – это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически, и объединенная во времени, пространстве и экономически.

Симбиоз – эмоциональная взаимная привязанность родителя и ребенка, при которой они не могут обойтись друг без друга, не имеют автономного образа «Я».

Симпатия – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания.

Социальная роль – социальное положение человека, определяющее исполнение им некоторых прав и обязанностей, например, отца или матери.

Социальные стереотипы – упрощенные и стандартизированные представления о характеристиках личности и поведения членов определенной группы, во многом основанные на предубеждениях.

Способность любить – гармоничное сочетание потребности быть любимым, потребности в бескорыстной самоотдаче и заботе о любимом человеке.

Стиль родительского отношения – обобщенные характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителей с ребенком; это образ действий по отношению к ребенку.

Супружеская адаптация – бытовое, эмоциональное, нравственно-психологическое и интимно-личностное, культурное взаимное приспособление мужа и жены.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Юность –пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. В этот период появляются мотивы, самосовершенствование, происходят существенные изменения в самосознании.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

 

БЕСЕДА

(ориентировочно-входящая информация)

1. Как Вы думаете, зачем нужна семья в обществе?

2. Во сколько лет человек может вступать в брак без согласия родителей в Российской Федерации?

3. Современная модель семьи предполагает главенство мужчины или женщины?

 4. От кого зависит регуляция рождаемости в обществе?

5. От кого зависит сохранение семейных традиций?

6. Сколько детей должно быть в семье, чтобы осуществлялось воспроизводство населения?

7. Кто должен воспитывать и развивать детей?

8. Из каких источников складывается бюджет семьи?

9. Какие совместные увлечения в семье тебе известны?

10. Знаешь ли ты друзей своих родителей? Кто они?

11. Знаешь ли ты потребности членов семьи?

12. Можешь ли ты назвать родителей своими друзьями?

13. Бывают ли в твоей семье конфликты?

14. Какова причина последнего конфликта?

15. Какие социальные гарантии от государства необходимы молодой семье?


Приложение 2.

 

Кроссворд 1

По горизонтали: 1 – функция семьи, предполагающая воспроизводство населения (репродуктивная); 2 – вид семьи, состоящей из брачной пары – мужа и жены (моногамия); 3 – педагогическая функция семьи (воспитательная); 4 – помощь детям в адаптации к жизни в обществе (социализация); 5 – предполагается у каждой семьи и зависит от её благосостояния (хозяйство).
По вертикали: 1 – период родового строя, характеризующийся доминирующей ролью мужчины в обществе (патриархат); 2 – функция семьи, выраженная в организации и проведении свободного времени её членами (досуговая); 3 – функция семьи, связанная с поддержанием здоровья её членов (медицинская); 4 – социокультурная система, состоящая из взрослого человека и ещё одного или нескольких взрослых и детей, связанная с обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически, объединенная во времени, пространстве и экономически (семья); 5 – брак одного человека с несколькими (полигамия); 6 – форма общественного устройства, характеризующаяся доминирующим положением женщины (матриархат).  

Кроссворд 2

1. Совокупность элементов (материальных и нематериальных), находящихся в отношениях и связях между собой, имеющих определенную структуру и образующих целостное единство (по отношению к окружающей среде).

2. Система норм и правил, приоритетные морально-нравственные установки в каждой конкретной семье – это семейные ….

3. Как называется семья, состоящая из трёх членов: муж, жена и ребёнок?

4. Функция, направленная на удовлетворение потребности каждого члена семьи в любви, тепле, взаимопонимании и психологической защите.

5. Как называется тип брачных отношений, когда мужчина может состоять в браке с несколькими женщинами?

Приложение 3.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.014 с.)