Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие «Анализ конкретных ситуаций»
Вопрос о взаимоотношениях с родителями может быть рассмотрен с помощью метода АКС (анализ конкретных ситуаций). Следует подбирать для анализа наиболее типичные жизненные ситуации, в которых оказывались большинство учащихся. Они вызывают живой интерес. Здесь возможно прямое научение способам разрешения трудной ситуации с альтернативными вариантами поведения. Например: Ситуация 1. Родители не пускают старшеклассника на дискотеку (день рождения, на дачу с друзьями, в кино, в ночной клуб и т.д.). Что делать человеку? Как отпроситься, чтобы разрешили? (ситуацию может рассказать конкретный ученик). Ситуация 2. Заканчивая обучение в школе, старшеклассники вынуждены определиться с будущим местом учебы или работы. Им необходимо выбрать профессию. Родители не всегда прислушиваются к желаниям, способностям и возможностям ребенка. Девушка хочет стать психологом, а мама, которая работает завучем в школе, решила, что её дочь будет только экономистом. В противном случае, если девочка будет настаивать на своем, мать лишит ее материальной поддержки. Что делать в данной ситуации? Как разрешить конфликт? Примерная методика проведения АКС Первый этап. Вступительная часть, введение в проблему. Учебная группа (класс) делится на несколько подгрупп по 5-7 человек. Учитель зачитывает ситуацию, определяет задачи для подгрупп: изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения. Устанавливается время т режим самостоятельной работы. Второй этап. Групповая работа над ситуацией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие у них вопросы, дает рекомендации. Третий этап. Групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы подгруппы: излагают мнение о событии, обосновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы. Затем разворачивается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения, выбор наилучшего решения для данной ситуации. Четвёртый этап. Заключительный. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы.
При использовании метода АКС рекомендуют применять следующий алгоритм работы учеников в группе: · анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, её ясной, четкой, краткой формулировки; · выработка альтернатив, т.е. различных способов действия в данной ситуации; · при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению. Рекомендуемая литература: 1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения - М., 2005. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 1999 3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - М., 1996. 4. Михайлова Н.И. Ориентационно-ролевая игра «Семья»: Методические рекомендации к курсу «Этика и психология семейной жизни». - М., 1991.
ГЛОССАРИЙ Авторитарность – стиль родительского отношения, предполагающий безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи друг к другу (жестокость, агрессия, диктат, черствость, холодность). Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственном достоинстве, опыте. В узком смысле – одна из форм осуществления власти. Биархатность отношений – в отличие от патриархатных отношений, биархатные отношения предполагают повышение авторитета и влияния женщины в семье, ослабление абсолютного и авторитарного влияния мужчины, более симметричное распределение обязанностей мужа и жены. Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Гендер – социальный пол человека. В отличие от биологического пола, гендер включает проявление человеком тех характеристик, которые социально отнесены к «мужским» или «женским». Гендерные мифы – максимально обобщенные стандартные представления о способах поведения, ролях и функциях мужчины и женщины в семье и обществе.
Гендерные ожидания – ожидание от человека определенного пола проявления «мужских» или «женских» характеристик, «мужских» или «женских» способов поведения, выбора им «мужских» или «женских» профессий и т.д. Гендерные стереотипы – упрощенные представления о характеристиках личности и поведения людей, относящихся к определенному полу. Генеалогическое древо – графическое отображение линий родственных связей между членами одной семьи (клана) от более старших поколений к младшим. Имеют сходство с образом ствола дерева (основная линия родства) и ответвляющимися отростками (боковые ветви родства). Дает возможность проследить исторические корни происхождения семьи. Готовность к браку – многоаспектное понятие, включающее различные виды готовности: физическую, социальную, этико-психологическую, правовую. Демократизация отношений супругов – более симметричное распределение обязанностей в семье, уважительное отношение к правам и потребностям каждого из супругов. Демократизация отношений свойственна семье современного биархатного типа. Демократический стиль отношений – это тип отношения к ребенку, предполагающий коллегиальную демократию, сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, подлинное равноправие всех участников семейного союза. Дружба – положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. В отличие от любви, дружба – это в основном отношения между людьми одного и того же пола. Конфликт – столкновение противоположно направленных сил, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельных людей, Культура – система выработанных человечеством регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп. Любовь – высокая степень эмоционально положительного отношения к человеку. Матриархат – одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытно – общественного строя, характеризующаяся доминирующим положением женщины. Межличностные отношения – процесс непосредственного общения человека с человеком. Молодая семья – начальный период брака. Моногамная семья – это семья, состоящая из брачной пары – мужа и жены. Ожидания в семье – представления будущих супругов о семейных ролях и функциях, системе распределения обязанностей, задачах и целях будущей семьи, во многом основанные на представлениях, вынесенных из семьи родителей. Отвержение – тип отношения, основанный на непринятии ребенка родителями. Патриархат – период родового строя, характеризующийся доминирующей ролью мужчины в обществе. Полигамная семья – это брак одного человека с несколькими (полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами). Предубеждение – заранее сложившееся суждение – вера или точка зрения на то, что человек представляет собой, без достаточных для этого основаниях.
Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновение конфликта.
Простой тип семьи – это семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений (нуклеарная). Психологический климат молодой семьи – преобладающий в семье эмоциональный настрой Расширенный тип семьи – семья, объединяющая две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоящая из трех и более поколений. Родословная – зафиксированное в документальной форме свидетельство о происхождении определенной линии поколений членов семейного клана (расширенной семейной группы). Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи. Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе противоположно направленных мотивов и взглядов. Семейные реликвии – памятные вещи и вещицы, принадлежавшие представителям старших поколений семьи и передаваемые по наследству как символ семейных ценностей. Семейные традиции – система правил поведения, закрепленная в виде определенных семейных ритуалов (праздников, памятных дат или неписанных законов поведения членов одной семьи). Семейные ценности – система норм и правил, приоритетные морально-нравственные установки в конкретной семье. Семейный договор о правах и обязанностях – система норм и способов поведения, правил, которые супруги договариваются выполнять при любых обстоятельствах (в первую очередь, в случае конфликта). Важное условие установления согласия в семье. Семья – это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически, и объединенная во времени, пространстве и экономически. Симбиоз – эмоциональная взаимная привязанность родителя и ребенка, при которой они не могут обойтись друг без друга, не имеют автономного образа «Я». Симпатия – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания. Социальная роль – социальное положение человека, определяющее исполнение им некоторых прав и обязанностей, например, отца или матери. Социальные стереотипы – упрощенные и стандартизированные представления о характеристиках личности и поведения членов определенной группы, во многом основанные на предубеждениях.
Способность любить – гармоничное сочетание потребности быть любимым, потребности в бескорыстной самоотдаче и заботе о любимом человеке. Стиль родительского отношения – обобщенные характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителей с ребенком; это образ действий по отношению к ребенку. Супружеская адаптация – бытовое, эмоциональное, нравственно-психологическое и интимно-личностное, культурное взаимное приспособление мужа и жены. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Юность –пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. В этот период появляются мотивы, самосовершенствование, происходят существенные изменения в самосознании.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.
БЕСЕДА (ориентировочно-входящая информация) 1. Как Вы думаете, зачем нужна семья в обществе? 2. Во сколько лет человек может вступать в брак без согласия родителей в Российской Федерации? 3. Современная модель семьи предполагает главенство мужчины или женщины? 4. От кого зависит регуляция рождаемости в обществе? 5. От кого зависит сохранение семейных традиций? 6. Сколько детей должно быть в семье, чтобы осуществлялось воспроизводство населения? 7. Кто должен воспитывать и развивать детей? 8. Из каких источников складывается бюджет семьи? 9. Какие совместные увлечения в семье тебе известны? 10. Знаешь ли ты друзей своих родителей? Кто они? 11. Знаешь ли ты потребности членов семьи? 12. Можешь ли ты назвать родителей своими друзьями? 13. Бывают ли в твоей семье конфликты? 14. Какова причина последнего конфликта? 15. Какие социальные гарантии от государства необходимы молодой семье? Приложение 2.
Кроссворд 1
Кроссворд 2 1. Совокупность элементов (материальных и нематериальных), находящихся в отношениях и связях между собой, имеющих определенную структуру и образующих целостное единство (по отношению к окружающей среде).
2. Система норм и правил, приоритетные морально-нравственные установки в каждой конкретной семье – это семейные …. 3. Как называется семья, состоящая из трёх членов: муж, жена и ребёнок? 4. Функция, направленная на удовлетворение потребности каждого члена семьи в любви, тепле, взаимопонимании и психологической защите. 5. Как называется тип брачных отношений, когда мужчина может состоять в браке с несколькими женщинами? Приложение 3.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.029 с.) |