Тема 5.1. Незаменимость семьи в воспитании    детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.1. Незаменимость семьи в воспитании    детей



Цели темы: рассмотреть функции семейного воспитания, раскрыть (воспитательный потенциал семьи и его преимущества, охарактеризовать особенности семейного воспитания и основные условия его эффективности, раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их преодоления.

Основные понятия: семейное воспитание, педагогическая культура, ошибки воспитателя, материнство, отцовство.

Методические рекомендации

Красной нитью через все занятия должна пройти идея о необходимости и незаменимости семьи в процессе жизни и развития человека. Важно показать влияние уклада семейной жизни, её ценности и традиций на личность ребенка, убедительно продемонстрировать преимущества семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях, используя примеры из жизни и литературы. Особое внимание нужно уделить специфике семейного воспитания: влияние личного примера родителей, индивидуальный характер, последовательность и устойчивость педагогических требования и др.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи:

· демографический, который определяется структурой семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная, однодетная, мало- или многодетная;

· социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

· социально-экономический имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

· технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Далее следует показать множественность функций семейного воспитания. Н.Я.Соловьев говорил: «Семья - воспитательная колыбель человечества». Семейное воспитание выполняет ряд функций. Н.В.Гребенников определяет две главные функции: а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие его способностей, т.е. в данном случае семья выступает как посредник между ребенком и обществом; б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей жизни, т.е. ценностные ориентации заложены в систему семейного воспитания.

Т.А.Куликова выделяет следующие функции семейного воспитания:

· воспитание здорового ребенка, обеспечение его физического развития;

· формирование нравственной позиции ребенка (гуманное отношение, коллективизм, эмпатия);

· эмоциональное воспитание ребенка (разнообразие эмоций, подготовка к трудным ситуациям, которые вызывают страх, тревогу и т.д.);

· формирование положительных привычек поведения (соблюдение чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к старшим, трудолюбия и т.д.).

Т.В.Архиреева предлагает такую классификацию типов семейного воспитания: принятие и любовь, противоречивость, непоследовательность, сверхтребовательность. А.В.Петровский считает, что типы семейного воспитания могут быть следующими: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

Т.А.Стефановская утверждает, что возможности влияния семьи на ребенка находятся в полной зависимости от типа семьи: полная - неполная, благополучная - неблагополучная(конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная семья).

А.С.Макаренко значимым условием успешности воспитания считал авторитет родителей. Он описывал авторитет подавления, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброта, подкупа как ложные варианты родительского авторитета.

Содержательные характеристики указанных типов семейного воспитания содержатся в теоретической справке (Приложение 17).

Вопросы для размышления

1. Возможны ли варианты позитивного развития детей, которые выросли в детских домах и приютах?

2. Почему в настоящее время в нашей стране насчитывается около 1 миллиона социальных сирот?

3. Что приводит к тому, что дети из благополучных семей становятся асоциальными личностями?

4. Когда нужно начинать воспитывать ребенка?

5. Будут ли отличаться друг от друга по личностным характеристикам братья (сестры) - близнецы, если родители ждали только одного ребенка, а другой родился неожиданно?

Рекомендуемая литература:

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 1991.

2. Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи - М., 2000.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1998.

4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства -М., 2003

5. Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с родителями. - Иркутск, 2004

6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи -М., 2004

7. Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений - М., 2000.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)