Тест «Готовы ли Вы к семейной жизни»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Готовы ли Вы к семейной жизни»



Инструкция: В семье часто возникает спор по поводу распределения обязанностей. Многие женщины уверены, что общество требует от них гораздо больше, чем от мужчин. А многие мужчины убеждены, что домашнее хозяйство и воспитание детей - это настолько несерьезное дело, что мужчине просто недостойно заниматься. А как думаете Вы? Выразите свое отношение к вопросу, ответив: «Я», если считаете, что Вы должны заниматься этим в семье, и «Он» («Она»), если Вы считаете, что это не будет Вашей обязанностью как супруга(супруги).

№ п/п Утверждение Я Он (Она)
1 Забота о детях    
2 Проверка домашнего занятия детей    
3 Посещение родительских собраний    
4 Решение проблем, с которыми дети обра­щаются к родителям        
5 Организация детских торжеств в саду (шко­ле)      
6 Организация семейных праздников    
7 Чтение специальной литературы по воспи­танию детей        
8 Выполнение тяжелой физической работы по дому        
9 Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности        
10 Покупка продуктов    
11 Уборка квартиры    
12 Стирка белья    
13 Текущий ремонт квартиры    
14 Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)      
15 Поддержание контактов с соседями    
16 Планирование семейного бюджета    
17 Оплата коммунальных услуг и электроэнер­гии        
18 Покупка одежды, обуви    
19 Покупка мебели, бытовой техники    
20 Кормление и уход за домашними животны­ми.        

За каждый ответ «Я» учащийся получает по одному очку.

Интерпретация результатов.

5 и менее очков Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

От 6 до 14 очков - у Вас нет особых причин для тревоги, но все же подумайте над тем, не много ли обязанностей Вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги).

15 и более очков – Вы полностью готовы к семейной жизни.

Приложение 16.

Тест « Пословицы»

Инструкция: ответить на вопросы теста «Пословицы» включающие 15 утверждений, касающихся отношений в семье. Они представлены в виде русских народных пословиц, собранных В.И. Далем.

1. Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи.

2. Муж вези гуж, а жена шей рубашки.

3. Муж – голова, а жена – душа.

4. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

5. Муж – дому строитель, а нищете отгонитель.

6. От плохой жены - состаришься, от хорошей – помолодеешь.

7. Муж молоти пшеницу, а жена пеки паленицы.

8. Мир в семье женой держится.

9. Без мужа, что без головы; без жены, что без ума.

10. Бабе дорога – от печи до порога.

11. Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает.

12. Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака во дворе.

13. Мужик тянет в одну сторону, баба в другую.

14. Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула.

15. Жена верховодит, так муж по соседям бродит.

Каждому варианту ответов присваивается соответствующий балл:

5 баллов – совершенно согласен;

4 балла - скорее согласен;

3 балла - трудно сказать;

2 балла - скорее не согласен;

1 балл - совершенно не согласен.

Подсчитывается сумма баллов по ответам 1,2,3,4,5,7,8,10,12,14.

Это утверждения, которые отражают традиционные стереотипы о распределении ролей в семье. Чем выше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье.

Приложение 17.

Теоретическая справка

«Функции и типы семейного воспитания»

В семейном воспитании выделяют различные функции. И.В. Гребенников выделяет 2 функции семейного воспитания:

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. В этом случае семья является посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через общение ребенок усваивает принятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Семейный коллектив оказывает определенные воздействия на каждого члена семьи. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает [7].

Т.А. Куликова выделяет следующие функции семейного воспитания:

1. Воспитание здорового ребенка. По поводу этой функции она говорит, что в формировании личности ребенка огромное место занимает его физическое развитие. А между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей. Значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и в психическом развитии. Нам кажется, эта функция является самой важной, главной и проблемной в современном обществе, т.к. поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад. Причинами являются наследственные и иные заболевания родителей, их образ жизни, неблагополучная экологическая обстановка, экономические трудности.

2. Не менее важным в формировании личности ребенка является нравственная позиция. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности, воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Семья формирует такие нравственные качества, как гуманные отношения, коллективизм, учит разделять радости других людей.

3. Эмоциональное воспитание ребенка. В этом воспитании важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное настроение. Сталкиваясь с жизненными невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными, выносливыми, уравновешенными, их любовь и поддержка, готовность прийти на помощь в трудных обстоятельствах. К жизненным ситуациям, вызывающим страх, тревогу, печаль, ребенка необходимо заранее готовить.

4. Формирование положительных привычек поведения. Это такие привычки, которые затрагивают основные, важные для нравственного развития детей области социальных отношений, помогают им правильно ориентироваться в окружающем мире и свидетельствует о нравственной направленности их поведения. К ним относятся привычки соблюдения чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к старшим, готовность прийти на помощь, трудолюбия и др. В силу пластичности нервной системы, постоянства и длительности воспитательных воздействий в семье, ребенок достаточно быстро усваивает привычки поведения [12].

Отечественные ученые С.Н. Силина, Н.А. Стародубова, Х.Л. Тагирова изучили вопрос, что больше всего волнует, беспокоит родителей в поведении ребенка, оказалось, непослушание, недисциплинированность. Во всех выше перечисленных функциях можно выделить одно, самое главное в семейном воспитании - это формирование личности ребенка, его представление о себе, самоотношение, самооценка, образ себя, мировоззрение. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. В современной психологии привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь. В западной психологической науке эта проблематика в последнее десятилетие всесторонне разрабатывалась и исследовалась. Однако в отечественной психологии проводились лишь немногочисленные исследования, направленные на изучения особенностей привязанности к взрослому у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, И.И. Авдеева, Н.А. Хаймовская, М.К. Бардышевская). Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психотерапевтами.

Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Выделяется систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Также выделяют постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Дети влияют на своих родителей буквально с первых дней жизни. Они тонко ориентируются в "слабых местах" родителей и умело пользуются ими. Чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремится к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием. Ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи в семейной консультации, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношении, неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия для психического развития ребенка, формирование его характера и личности. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка - его самоотношение и самооценка (образ Я) [13], [15], [18], [21].

Зарубежные ученые - психологи также длительное время занимаются проблемами семейного воспитания. В работах ряда психологов освещается проблема отношения взрослых к детям. Для японской системы воспитания характерно нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте повышается строгость, требовательность. В Европе в раннем возрасте воспитание достаточно регламентировано правилами, требованиями, но по мере взросления контроль ослабляется. Но до сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости результатов воспитания от степени легкости - жестокости отношения взрослых к детям. Поэтому ученые - психологи проводят различные исследования, занимаясь проблемами влияния типа воспитания на ребенка, предполагают каким должно быть воспитание ребенка. В зарубежной психологии влияние типа воспитания на образ "я" ребенка наиболее подробно исследовано Р. Бернсом. В своей работе "Развитие Я - концепции и воспитание" он рассматривает различные подходы к решению этого вопроса и анализирует, при каких условиях семейного воспитания у ребенка формируется та или иная самооценка [2], [8], [24].

В отечественной психологии эту проблему рассматривали М.И. Лисина и А.И. Захаров. В результате своих исследований они пришли к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний. Типы семейного воспитания оказывают существенное влияние на особенности образа "я" ребенка, но не во всех случаях это влияние хорошо прослеживается. Это обусловлено действием побочных факторов. Влияние типов семейного воспитания на образ "Я" ребенка хорошо заметно в тех случаях, когда в семье складывается очень неблагоприятная для ребенка ситуация [20].

По мнению Т.А. Куликовой, продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, саморазвитием и самореализацией ребенка. Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. В меру своих сил и педагогических возможностей, семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии [12].

Требования в воспитании, их содержание, направленность во многом определяет степень "мягкости" и "жесткости" той или иной воспитательной системы. Психологические исследования, работа практиков-психологов, литературные данные говорят о том, что наибольшую трудность для родителей представляют предъявление требований к ребенку. Одной из типичных ошибок при этом является неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка, обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Жалобы родителей на непослушание и упрямство детей означают, что родители требуют от детей того, чего не делают сами; они непоследовательны в предъявлении требований, несправедливы или не владеют способами показания, предъявляют требования в неприемлемой для ребенка форме. Это высмеивал Л. И. Толстой: «Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен".

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания.

Е.Г. Силяева дает следующее определение стиля родительского воспитания - это "обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителей с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку"[19].

Существуют различные классификации типов семейного воспитания.

По Э.Г.Эйдемиллеру, существуют следующие типы неправильного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция [25].

С.В. Ковалев выделяет попустительский (либеральный), авторитарный и демократический стили семейных взаимоотношений [11]. Попустительский стиль проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же "принципов", либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждение от родителей. Авторитарный и демократический стили образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жестокая авторитарность - безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

При демократическом стиле взрослые обращаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения.

При авторитарном стиле общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и не приветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его "под настроение", а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой "дистанции". При последнем же стиле, попустительском, во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип "делай, что хочешь".

С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений, неизбежно включенный в них воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнение взрослых - истиной в последней инстанции. Стиль взаимоотношений существенно определяет эмоциональный их тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном ее полюсе расположится родительская любовь -очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, ею хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании - во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семейного контроля и дисциплинированы, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту. Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями. Именно в общении с взрослыми юность более всего и усваивает все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет их психологический склад и заканчивающие свое формирование свойства личности.

А.В.Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование, на основе невмешательства, сотрудничество |17]. Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители "вводят" в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестоких мер. При диктате ломается воля ребенка, на корню "вянет" стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. При таком воспитании возникает страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс возможные отклонения в здоровье ребенка. Родители прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

Т. В. Архиреева предлагает такую классификацию типов семейного воспитания[19]:

1. Принятие и любовь. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при обращении с ним, как правило, используют демократические методы воздействия. Родители контролируют своего ребенка, но в меру, проявляют строгость только в определенных случаях. Система требований построена с учетом интересов и желаний ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения. Такой тип воспитания положительно влияет на развитие образа Я ребенка и на его отношение к родителям. Т.К. родители в целом положительно относятся к своему ребенку и адекватно его оценивают, хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он совершил плохой поступок. У ребенка формируется адекватная самооценка.

2. Противоречивость. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет демократические методы воздействия, а другой - авторитарные. При этом они могут конкурировать, а то, и открыто конфликтовать друг с другом. Высокий уровень конфронтации в таких семьях, выделенный с помощью методик, подтверждает это. В целом обстановка в этих семьях неблагоприятная. Ребенок не знает, на какую систему требований ему ориентироваться: на ту, что предъявляет мама, или на ту, что предлагает папа. Такой тип воспитания негативно влияет на формирование образа Я ребенка.

3. Непоследовательность. Родители занимаются воспитанием ребенка от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля, приемов воспитания, представляющего собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, также переход от истинного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В семье нет какого-то одного типа воспитания, система требований, система наказаний и поощрений постоянно меняется.

4. Сверхтребовательность. Родители устанавливают для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие тому образу Я ребенка, который у них сформировался. Этот тип воспитания в ярко выраженном состоянии тоже отрицательно влияет на образ Я ребенка. У ребенка формируется комплекс неполноценности, ощущение, что он ни на что не способен, и ничего не добьется в жизни.

По словам А.С. Макаренко требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением [14].

Опека на первый взгляд - освобождение ребенка от трудностей, избавление от "лишних" требований, - пишет А.В. Петровский. Но, по сути, диктат родителей и опека - явление одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное сосуществование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований, правил, норм поведения. Позиция невмешательства наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец "берегут" свой покой, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания " отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку и к другим членам семьи. Требования "не выпячиваются", они естественны, все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в общественные силы, возможности, положительно стимулируют его компетентность.

Т.А. Стефановская утверждает, что возможности влияния семьи на ребенка находятся в полной зависимости от типа семьи: полная (неполная), благополучная (неблагополучная). К неблагополучным семьям относятся конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная семья. Конфликтная семья - это семья, в которой отношения супругов носят конфликтный характер, причем один конфликт наслаивается на другой, это сопровождается грубостью, скандалами; чувства любви, уважения разрушаются; дети растут раздражительными, неуравновешенными, часто злыми, не умеющими ладить с людьми. В аморальной семье супруги конфликтуют не только друг с другом, но и с нормами поведения в целом, с общепринятым образом жизни; дети из таких семей нуждаются в симпатиях со стороны окружающих, но завоевывать их они не умеют, чаще всего из них пополняются ряды правонарушителей.

Педагогически несостоятельная семья характеризуется тем, что родители сознательно настраивают детей против учителей, школы; сами они не компетентны в вопросах воспитания детей, причем не стремятся изменить что-то в лучшую сторону; дети из таких семей чаще всего невосприимчивы к педагогическим воздействиям учителей, находятся на низком уровне обучаемости и воспитуемости. Члены асоциальной семьи имеют отрицательную направленность к ценностям, идеалам, интересам общества; внешне они демонстрируют гармонию отношений, сплоченность; дети, как правило, недоброжелательно относятся к товарищам, унижают их, скептически относятся к интересам окружающих, к коллективу [23].

А.С. Макаренко полагает, что важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Анализируя опыт семейного воспитания, он пришел к выводу о том, что далеко не все родители понимают значимость их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета [14]. Он выделил авторитет подавления, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, подкупа.

Авторитетом подавления особенно страдают отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство.

Авторитет чванства - родители кичатся своими заслугами на каждом шагу, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: "Вот я скажу своему папе, он тебе задаст" или "А ты знаешь, кто мой папа?" и т.д. При таком авторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.

Авторитет педантизма - родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявлять самостоятельность, инициативу, постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются требованиям взрослых.

Авторитет резонерства - при котором, родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

Авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей. А как это заслужить? Необходимо показать детям свою родительскую любовь, считают они. Для этого родители без всякой меры говорят ненужные слова, целуют детей, ласкают. Если ребенок плохо ест или не слушается, у него тут же спрашивают: "Значит, ты маму не любишь?" В этой обстановке у детей воспитывается семейный эгоизм. Ребенок скоро начинает понимать, что папу и маму можно легко обмануть, что угодно у них выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают люди с холодным сердцем, циники, расчетливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

Авторитет доброты, где детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Папа и мама выступают перед ребенком как добряки, которые все разрешают, ничего для него не жалеют. Родители боятся конфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.

Авторитет подкупа - самый безнравственный авторитет, когда послушание ребенка покупается подарками и различными обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться - куплю тебе велосипед или пойдем в цирк. Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях, где нет слаженности между отцом и матерью, где наметилась конфликтная ситуация. В таких семьях родители задабривают ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок пользуется этим, но постепенно перестает уважать и отца и мать. Вырастает человек, который ничего не сделает по собственному, внутреннему побуждению, который приучен лавировать, приспосабливаться, быть там, где больше платят, там, где он больше получит выгод. Главным основанием родительского авторитета А.С. Макаренко считает жизнь и работу родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Таким образом, мы рассмотрели различные классификаций типов семейного воспитания (Т.А. Стефановская, А.В. Петровский, Т.В. Архиреева. А.Я.Варга, В.В.Столин, Э.Г.Эйдемиллер и др.). Они рассматривают различные стороны воспитательного процесса в семье, выделяя положительное и отрицательное в семейном воспитании. Мнения авторов сошлись в том, что благополучный тип семейного воспитания характеризуется балансом любви,  уважения и требовательности к ребенку, и к другим членам семьи.

Приложение 18.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.049 с.)