Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.2. Семейные конфликты: причины и профилактика
Цели темы: сформировать представление о семейных конфликтах, о психологических причинах их возникновения, путях профилактики, способствовать развитию умения анализировать семейные конфликты. Основные понятия: семейный конфликт, профилактика семейного конфликта. Методические рекомендации Одной из самых распространенных форм конфликтов являются семейные конфликты. По данным специалистов, у 80-85% семей происходят конфликты, а у остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Семейное взаимодействие и складывающиеся на его основе отношения и взаимоотношения ее членов уникальны. Именно поэтому возникновение и протекание конфликтов в семье носит специфический характер и особым образом отражается на социальном, а при длительном стрессе и на психосоматическом здоровье ее членов. На занятии необходимо рассмотреть специфику конфликтов, их типологии, пути предупреждения, охарактеризовать стратегии конструктивного разрешения. Для уяснения общей сути конфликта необходимо раскрыть его основные признаки и условия возникновения. Особо следует подчеркнуть, что конфликты всегда возникают на основе противоположно направленных мотивов или суждений, которые и являются условиями возникновения конфликтов. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: · состояние открытой борьбы; · состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями, интересами; · эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее в результате столкновения противоположных импульсов. Общий синонимический ряд понятия включает: соперничество, борьбу, публичное столкновение, шумную ссору, острое разногласие, столкновение интересов, идей, спор, соперничество. В качестве антонимов предлагаются понятия: согласие, гармония, консенсус. Однако конфликт может нести творческий потенциал решения сложных жизненных ситуаций и выход на новую систему конструктивных взаимоотношений в межличностном общении. И этот подход к конфликту, как к ситуации не только проблемной, но и эвристической, открывающей потенциальные возможности для творчества и создания новых отношений с людьми на основе нахождения скрытых причин решения внутренних конфликтов, является достаточно оригинальным.
Важно акцентировать внимание учащихся на психологических причинах конфликтов, к которым можно отнести следующие: · личностные факторы – эгоцентризм, психологическая незрелость, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, внутренний конфликт, личностные качества: недоверие, ревность, зависть, тревога; · межличностные факторы: борьба в вопросах главенства, различия желаний, интересов, неприятие партнера, ребенка, различия взглядов на семью, работу; · объективные ситуативно-личностные факторы – напряженный характер деятельности, вынужденные разлуки, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение. Ученые говорят о том, что конфликты могут нас разрушать. Любые семейные разногласия, ссоры, столкновения, как правило, сопровождаются негативными переживаниями. Необходимо основательно рассмотреть психотравмирующие переживания, возникающие в семье. Можно выделить следующие переживания: · состояние полной семейной неудовлетворенности (скука, отсутствие радости, жалобы), при этом часто могут наблюдаться эмоциональные срывы, истерики; · семейная тревога: сомнения, страхи, опасения; · нервно-психическое напряжение: раздражительность, плохое настроение, приступы ярости; · состояние вины: человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта. Следует довести до сознания учащихся, что при семейных конфликтах, как правило, закрепляется негативный опыт общенияу членов семьи и что конфликтные отношения оказывают отрицательные влияние на развитие личности ребенка в семье. Желательно совместно с учащимися сформулировать вывод о том, что предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Профилактика – это деятельность по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. В итоге в процессе совместного размышления с учащимся необходимо сформулировать вывод о том, что основными условиями предупреждения конфликта являются оптимальный психологический климат в семье, терпимость, умение управлять своим эмоциональным состоянием, понимать, прощать и уступать.
К числу наиболее значимых вопросов темы относят стратегии поведения в конфликте. Выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: · соперничество, суть которого состоит в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. · компромисс характеризуется готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Сегодня компромисс наиболее частая стратегия завершения конфликта. · приспособление рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. · избегание – попытка уйти из конфликта при минимуме затрат (речь идёт не о разрешении, а о затухании конфликта). · сотрудничество предполагает направленность участников на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение оппонента как союзника в поиске решения.Этонаиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновенияв целях, интересах участников конфликта является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Из всех вышеназванных стратегий, сотрудничество является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте, так как представляет собой двусторонний процесс и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. Практическое занятие 1 Занятие включает упражнения, направленные на развитие умения анализировать конфликтные ситуации, находить конструктивные пути разрешения семейных конфликтов, на самопознание.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.005 с.) |