Упражнение «Семья на фотографии»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Семья на фотографии»



    Материалом для этого упражнения служат фотографии людей разных возрастов. Это фотографии людей, о которых нам ничего не известно. Чувства и качества, прочитываемые в этих лицах, говорят о них сами.

    1 этап. Учащиеся разбиваются на группы по 6-8 человек. Положите фотографии посредине стола обратной стороной вверх. Учащиеся вытягивают по одной фотографии, смотрят на нее молча и пытаются составить представление о человеке на фотографии.

Подумайте:

• Кто это?

• Как его (ее) зовут?

• Где он (она) живет?

• Что он (она) любит?

• Что он (она) не любит?

• Назовите три качества этого человека.

• Чего он (она) боится?

• Что ему (ей) хотелось бы сделать?

Далее возможно два варианта: перейти сразу ко второму этапу упражнения или каждый должен рассказать о своей фотографии в группе.

2 этап. С помощью фотографий учащиеся создают семью, определяют её состав, обсуждают, как эта семья живет. Например:

• Кто входит в эту семью? Кем они приходятся друг другу?

• Чем занимаются члены семьи?

• Что представляет собой каждый член семьи?

• Где они живут?

•  Делают ли они что-нибудь вместе?

• Есть ли у них какие-нибудь проблемы?

• Всегда ли эта семья выглядела, как сейчас?

• Произошло ли в семье нечто, о чем никто не говорит?

• Переживает ли сейчас семья какой-нибудь кризис? С чем он связан?

• Какие семейные кризисы были самыми трудными? Как их удалось преодолеть?

3 этап. После обсуждения каждая группа представляет свою семью. Педагог задаёт уточняющие вопросы. По окончании педагог организует обсуждение выполненного задания.

Так как семья может быть большой, в качестве подсказки о возможных членах семьи каждой группе выдаётся следующий список.

«Кто есть кто»

Теща - мать жены.

Тесть - отец жены.

Шурин - брат жены.

Свояченица - сестра жены.

Свояк - муж свояченицы.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Золовка - сестра мужа.

Деверь - брат мужа.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Сноха - жена сына для его матери.

Невестка - жена сына для его отца.

Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга.

Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга.

Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.

Упражнение “Ассоциации”

    Учащимся предлагается поиграть в ассоциации. Это могут быть ассоциации к семье, которую они создали в предыдущем упражнении или к своей семье. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Вопросы-задания могут быть такими:

· если семья – это постройка, то она…

· если семья – это цвет, то она…

· если семья – это музыка, то она…

· если семья – это геометрическая фигура, то она…

· если семья – это название фильма, то она…

· если семья – это настроение, то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

Упражнение “Фотошоп”

Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру. Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью, на семейный кризис.

Например: найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова “любовь”.

Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.

Вопросы для размышления:

1. На каком этапе развития находится семья, в которой вы живете?

2. Какие семейные кризисы преодолела ваша семья?

3. Какие качества личности могут помочь в преодолении семейных кризисов? Какие из них есть у вас и у членов вашей семьи?

Рекомендуемая литература:

1. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. – 351 с.

2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - Москва, 2008. – 736 с.

Тема 3.2. Молодая семья

Цели темы: охарактеризовать начальный период жизни семьи, показать его психологические особенности, сформировать представление о возможности преодолеть его сложности, способствовать выработке умения правильно выстраивать взаимоотношения в семье.

Основные понятия: молодая семья, адаптация, психологический климат молодой семьи, семейные роли, семейный бюджет, планирование, контроль и учет семейного бюджета.

Методические рекомендации

При подготовке к занятиям по данной теме, педагог должен учитывать возможности угасания интереса учащихся к занятиям, так как создание собственной семьи кажется им делом отдаленного будущего. Одной из возможных форм активизации учащихся на занятии может стать предварительное задание проинтервьюировать своих родителей (знакомых, близких родственников) имеющих достаточный стаж семейной жизни, используя следующие примерные вопросы интервью:

· Что было самым сложным и самым радостным в Вашей семейной жизни?

· Возможна ли, по вашему мнению, бесконфликтная семейная жизнь?

· Какой совет Вы дали бы молодой семье?

Раскрывая тему, необходимо уделить внимание адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни, ответить на вопрос: В чем состоит психологическая сущность взаимной адаптации? В процессе совместного со школьниками размышления, формулируется вывод о том, что супружеская адаптация – понятие довольно широкое, так она связана не только с бытовым, но и эмоциональным, нравственным и культурным взаимным приспособлением мужа и жены. Адаптация касается всех сфер семейных отношений: материально - бытовых, нравственно - психологических и интимно - личностных.

Следует подвести учащихся к пониманию того, что первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные. В эти годы семейное счастье хрупко. Многие ошибки, которые совершаются молодыми людьми еще до вступления в брак, а затем тиражируются в процессе совместной жизни, в значительной мере обусловлены незнанием основных проблем семейной жизни.

Важно проанализировать возникновение чувства «Мы», показать причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов.

 Вся семейная жизнь изначально строится на распределении обязанностей, и чрезвычайно важно решить вопрос об оптимальном разделении их между супругами, чтобы выполнение их не превратилось в тяжкое бремя. Поэтому важно показать учащимся какие классификации семейных ролей предлагаются отечественными специалистами в области психологии семьи и семейных отношений. Так,      С.В. Ковалев выделяет следующие роли:                       1. Ответственный за материальное обеспечение семьи; 2. Хозяин – хозяйка; 3. Ответвленный за поддержание родственных связей; 4. Организатор семейной субкультуры; 5. Организатор развлечений; 6. Семейный психотерапевт. Т.С. Яценко определяет четыре основные супружеские роли: Сексуальный партнер, Друг, Опекун, Покровитель.

Особое внимание следует уделить психологическому климату молодой семьи, который во многом зависит от того, как складываются отношения молодых супругов с родительскими семьями. Правильно построенные отношения с родителями могут стать источником взаимной поддержки. Важно подчеркнуть, что связь поколений, взаимная помощь, оказываемая родителями детям и детьми родителям, является одной из важнейших сторон семейной жизни.

С рождением ребенка возникают новые психологические отношения членов семьи. Психологическая перестройка не всегда проходит гладко, потому что связана с переопределением супружеских и родительских ролей, что часто ведет к кризису в браке. В связи с этим важно подчеркнуть, что преодоление кризиса зависит от желания и усилий обоих супругов. 

Семейный быт тесно связан с семейной экономикой. Из всех хозяйственно-бытовых проблем, с которыми сталкиваются молодожены, особо о себе заявляет бюджет – ведь именно он в немалой мере диктует стиль семьи. На занятии целесообразно раскрыть теорию этого вопроса: необходимость ведения бюджета с психологической, экономической и воспитательной точек зрения, влияние бюджета на психологический климат семьи. 

Чтобы учащиеся лучше усвоили теоретический материал, им можно предложить проанализировать и высказать свое отношение к следующим положениям:

· Избежать возникновения семейной напряженности легче всего удается тем, кто не считает свои вкусы безупречными и единственно возможными, способен трезво воспринимать критику, уважать право других думать, считать и чувствовать по-своему.

· Личные потребности обоих супругов в семье должны прийти в сопряжение, соответствие, гармоничное сочетание. Достижение такого соответствия и должно составлять задачу супружеской пары. Без этого совместная деятельность будет постоянно рассогласовываться, а брак окажется неустойчивым.

· В браке должна быть удовлетворена одна из основных социальных потребностей человека – потребность в любви, вера в то, что личность оного супруга является для другого ценной, значимой, уникальной, неповторимой.

· Нужно прекратить традиционные споры о мужских и женских обязанностях в семье. Важно развернуть, развить таящиеся задатки, способности, физические и духовные силы каждого члена семьи.

· Нужно учитывать все особенности личности любимого человека, мириться с его недостатками, постоянно меняться самому. Это великий труд.

· Семейная жизнь, как никакая другая сфера человеческого общения, должна быть основана на системе альтруистических чувств, которые должны стать основой гармоничных взаимоотношений в семье.

Практическое занятие

Занятие проводится в форме ролевой игры «Планирование бюджета молодой семьи» (Приложение 8). Учащимся даётся задание проанализировать сколько человек в семье, какова сумма ежемесячных доходов, кто ведёт финансовые дела, сколько тратиться на питание и одежду, деньги на мелкие расходы, как решается вопрос о покупке крупной вещи и т.д.

Игра способствует формированию элементарных умений планирования и контролирования семейного бюджета, приобретению соответствующего опыта.

Вопросы для размышления:

1. Перечислите возможные причины супружеских конфликтов, конфликтов между родителями и детьми.

2.  Согласны ли вы с утверждением А. Монтерлан «Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы всегда возвращаемся».

3.  Считаете ли вы что поговорка «С милым рай в шалаше» устарела?

Рекомендуемая литература:

1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

2. Говако Б.И. Студенческая семья. – М., 1988.

3. Желдак И.М. Искусство быть семьей . Минск, 1998.

4. Рымашевский Н.В., петров Ю.А., Ковалев Э.А., Павлова А.П., Малеева Т.А. Слагаемые супружеского счастья. – Ростов н /Д: Феникс, 1995.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер. с анг.– М.: Педагогика Пресс, 1992.

6. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 2001.

Тема 3.3.Психологически благополучная      и неблагополучная семья

Цели темы: Сформировать у учащихся представления о психологически благополучной и неблагополучной семье, о критериях психологического здоровья семьи.

Основные понятия: благополучная семья, неблагополучная семья, проблемная семья, зрелая семья, психологическое здоровье семьи.

Методические рекомендации

Раскрывая тему, нужно показать учащимся отличия психологически благополучной и неблагополучной семьи. Отметить, что неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные. При рассмотрении типов неблагополучной семьи педагог должен быть особенно тактичным и внимательным к чувствам учащихся.

Более подробно нужно рассмотреть один из вариантов неблагополучной семьи. Например, заслуживает внимания анализ психологических проблем членов семьи алкоголика. Роли в семье алкоголика. Можно рассказать учащимся как проявляется созависимость у членов семьи и как с ней можно справиться.

Важно достаточно времени уделить анализу психологически благополучной, зрелой, гармоничной семьи. Сместить акцент на то, к чему стоит стремиться, так как некоторые учащиеся из неблагополучных семей знают чего они не хотят в своей семье, но не знают чего хотят.

Необходимо представить различные типологии семей. Например, Калинина Р.Р. разделяет семьи (нуклеарные семьи) по степени эмоционального благополучия на: благополучные, устойчивые, проблемные и конфликтные.

· Благополучная, счастливая семья характеризуется прочными, устойчивыми отношениями любви, доверия, эмоционального равновесия, достижением внутренней интеграции супругов, отсутствием конфликтов.

· Устойчивая семья также характеризуется прочными, устойчивыми отношениями, но при этом отмечается наличие конфликтов и некоторых противоречий в семье, которые преодолеваются(или усилия направлены на их преодоление).

· Проблемная семья характеризуется наличием длительной трудной жизненной ситуации, способной нанести удар по устойчивости брака (например, отсутствие жилья, длительная болезнь члена семьи, осуждение члена семьи на длительный срок и т.д.).

· Конфликтная семья – между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая сильные и длительные отрицательные эмоции; такие семьи имеют высокий риск распада.

    Иногда благополучные и устойчивые семьи обозначаются как функциональные, а проблемные и конфликтные – как дисфункциональные. При этом делается акцент на способности семьи реализовывать свои основные функции – психологической поддержки и социализации членов семьи.

Вирджиния Сатир разделяет семьи на зрелые и проблемные, описывает черты присущие каждой из них.

Проблемная семья обладает следующими особенностями:

· Характеризуется спутанными, неясными, нереалистическими коммуникациями.

· Инертными, стереотипными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения.

· Члены проблемной семьи ищут покой и оправдание своим поступкам вне своей семьи и часто находят выход своим неудачам в поиске «козла отпущения».

Зрелая семья:

· Характеризуется высокой и адекватной самооценкой.

· Непосредственными, прямыми и четкими коммуникациями.

· Правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семьи способны к изменению.

· Взаимоотношения между членами семьи и другими людьми открыты и полны позитивных установок и надежд.

Следует рассмотреть, из чего складывается психологическое здоровье семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи         B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально - ролевую согласованность, социально - ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в семейных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Н. Аккерман выделяет такой критерий как идентичность и стабильность семьи. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень её благополучия.

Практическое занятие

Игра “Семейные скульптуры”

1. Учащиеся разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа создаёт скульптуру одной семьи, сохраняя в тайне то, какую семью они изображают (конфликтную, кризисную, проблемную, в зависимости от того, какая типология была рассмотрена наиболее подробно). Остальные угадывают тип семьи, аргументируя свой ответ.

2. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.

Обсуждение игры:

  • Что легче – быть скульптором или материалом?
  • Какая скульптура была более точной и красивой?
  • В какой скульптуре вам было комфортнее?

Вопросы для размышления:

1. Перечислите признаки здоровой и проблемной семьи.

2. Почему очень богатые семьи некоторые авторы относят к неблагополучным?

3. Как проявляется созависимость в алкогольной семье?

Рекомендуемая литература:

1. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер. с анг.– М.: Педагогика Пресс, 1992.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – Москва, 2003 г.

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2008.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.015 с.)